Деятельность как способ существования людей. Мотивация и стимулирование деятельности

В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность - способ существования человека».

Деятельность человека

И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт :

  • Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
  • Направлена на получение результата, продукта деятельности;
  • В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
  • Человек постоянно контактирует с другими людьми.

Потребность

Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:

  • естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
  • социальные (труд, творчество, общение);
  • духовные (познание мира, самовыражение).

Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.

Деятельность человека имеет спланированный характер.

  • цель

Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.

  • средства

Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.

  • результат

Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Мотив

Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.

Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.

Виды деятельности

Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы :

  • по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
  • по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
  • по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
  • по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
  • по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
  • по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.

Личность и деятельность

В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:

  • игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр);
  • учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность);
  • труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага)

На всех этих этапах происходит также общение - непременный атрибут человеческой жизни.

Тема открытого урока: «Деятельность как способ существования людей ».

Предмет: обществознание

Жанр: урок – исследование

Класс: 10 с/э

Ожидаемые результаты:

Знания:

Дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

Знать основные виды деятельности;

Иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Работать с документами;

Работать самостоятельно;

Работать в группе;

Выступать публично;

Уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

Понять значение деятельности для жизни людей

Выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы :

Учебник «Обществознание» 10 класс

Рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»

Презентации

Документы

«Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

В.Г. Белинский

Ход урока.

    Организационный момент.

Мотивация

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?»

- «У меня сегодня много дел,- ответил он,- хочу, чтобы день наступил пораньше».

О чем эта притча?

Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играют различные виды деятельности в нашей жизни?

Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать в ходе нашего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность как способ существования людей»

    План урока:

    • Сущность и структура деятельности (презентация).

      Многообразие видов деятельности.

    Постановка исследовательской задачи.

    Знакомство с деятельностью групп. Работа по группам.

    Работа с учебником и таблицей.

Ход урока:

    Сущность и структура деятельности.

    • Что такое «деятельность»?

Деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

    Из каких компонентов состоит структура деятельности?

Структура деятельности

Средства достижения


Действия результат

    Дать определение:

Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том,

что необходимо для поддержания жизни

и развития личности

Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ

Убеждения - это устойчивые взгляды на мир,

идеалы и принципы, а также стремление

воплотить их в жизнь через свои действия и поступки .

Интересы - это ценности, характерные для

определенной группы людей.

Цель

– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

То, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Действия

Какие действия вам известны?

Целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

Ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),

Аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

Традиционные (под влиянием привычки).

2.Многообразие видов деятельности.

    Какие виды деятельности вам известны?

Духовная

Практическая

познавательная

Материально

производственная

Соц.преобразо

вательная

Ценностно-ориентировоч

прогностическая

Постановка исследовательской задачи.

    Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).

    У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике ) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической )

    «Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной )

    «Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой )

    Работа с учебником и таблицей:

Выполните задание №2, стр.215 учебника:

Знания о деятельности и её многообразии отразите в таблице.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

духовная

политическая

Работа по группам

1 группа. «Трудовая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть3) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Трудовой деятельности.

2 группа. «Духовная деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть2) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Духовной деятельности.

3 группа. «Политическая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть4) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Политической деятельности.

Подведение итогов исследовательской работы

(вопросы):

    Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

    Кто такой деятель?

    Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?

    Что такое деяние?

    Определите, какие действия можно назвать деянием?

    В чем коренное отличие действий человека и животных?

    Приведите примеры, когда поведение животных, похоже

на деятельность людей?

    Определите, объекты и субъекты деятельности?

    Что такое объект деятельности? Приведите примеры?

    Кто является субъектом деятельности? Приведите примеры?

    Что движет человеческой деятельностью?

    Что такое легитимность? Какие типы легитимности вам известны?

Домашнее задание:

Вопросы и задания к главе III (на странице 215-216 учебника «Обществознание» 10 класс) с 1,3,5.

Напишите эссе на основе следующего высказывания (на выбор):

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» ( В.Г. Белинский).

«Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию – трудолюбие».

Приложение№1.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

Естественные потребности, социальные потребности,

создание материальных и духовных ценностей;

средства производ-

Ства, техника,

Целерациона- -льные

Традицион-

духовная

Идеальные и

престижные потребности

Формирование чувства прекрасного

Выдвижение гипотезы

Проведение эксперимента

Эмоциональное отражение реальности

Создание художественного образа

Внедрение в практику

Приобретение знаний и умений.

Интернет

Ценностно-

рациональ-

политическая

престижные потребности, социальные потребности

долгосрочные, текущие,

актуальные, неактуальные,

приоритетные, второстепенные

реальные и нереальные.

агитация,

пропаганда,

Рациональ-

Ные иррациональные

стихийные и организован

Приложение №2

Практикум

М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

В известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает

глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его

владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой

плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -

персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?"

Приложение №3

В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.

Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Люди!!! Вы сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах?»

Что бы вы ответили этому мальчику?

Приложение № 4

Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал:

«Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.

Для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьешься».

Политические деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партии и принятие правительственных решений, избирательные компании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные – это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.

Политические действия бывают стихийными и организованными (митинг, конференция).

«Сегодня многие выделяют, и четвертую власть: СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), оказывающие огромное влияние на формирование общественного мнения. Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к СМИ? Что вам известно об использовании информационных технологии, оказывающих огромное влияние на поведение людей?»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока 1. Сущность и структура деятельности 2. Потребности и интересы 3. Многообразие видов деятельности 4. Творческая деятельность

3 слайд

Описание слайда:

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой животные приспосабливаются к окружающей среде, они используют то, что дала им природа Человек преобразует существующую природу, творит «вторую природу» поведение целесообразно но инстинкт разумное преобразование целеполагание деятельность

4 слайд

Описание слайда:

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а так же преобразовании человеком самого себя Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразовании объекта что объединяет эти два понятия? активность субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира

5 слайд

Описание слайда:

Структура деятельности субъект деятельности тот кто осуществляет деятельность человек группа людей организация государственный орган объект деятельности на что направлена деятельность природные материалы различные предметы сферы или области жизни человек

6 слайд

Описание слайда:

цель средства результат осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность должна соответствовать реальности то что помогает достичь цели, могут быть материальными (природные материалы и инструменты) и духовными (знания) что значит средства должны соответствовать цели? это оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? цель и результат могут не совпадать между собой

7 слайд

Описание слайда:

Деятельность состоит из действий Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат Причины несовпадения цели и результата выдвижение заведомо недостижимой цели выбор не вполне соответствующих цели средств выдвижение заведомо недостижимой цели отсутствие необходимых умений проявление недобросовестности непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность

8 слайд

Описание слайда:

Что движет человеческой деятельностью? Прочитайте п. 2 стр. 171 Что такое «мотив»? Что может выступать в роли мотивов? Что такое потребности? На какие большие группы разделили потребности авторы учебника? Какие их них вам кажутся наиболее важными? Какую шкалу потребностей разработал А.Маслоу Что такое социальные установки? Приведите примеры? Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека? Что такое интересы, как они формируются, от чего зависят? Что такое «идеал»? Чем различаются понятия «сознательная деятельность» и «бессознательное»

9 слайд

Описание слайда:

Мотивы - это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив - это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул - это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив - отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы. Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

10 слайд

Описание слайда:

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности, важен не результат, а процесс приобретение знаний и способов действий достижение практического результата это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями, чувствами, переживаниями

11 слайд

Описание слайда:

Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

12 слайд

  • 4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания.
  • 5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
  • 6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм.
  • 7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.
  • 8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
  • 9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.
  • 10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства.
  • 11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона.
  • 12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального
  • 13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм.
  • 1. Гносеологический оптимизм.
  • 2. Агностицизм.
  • 4. Гносеологический реализм.
  • 14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.
  • 15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины.
  • 16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания.
  • 17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки.
  • 18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность.
  • 19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке.
  • 20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза.
  • 21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза.
  • 22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений.
  • 23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению.
  • 24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения.
  • 25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура.
  • 26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества.
  • 27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества.
  • 28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений.
  • 29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания.
  • 30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная нтр, ее влияние на развитие общества и человека.
  • 31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации.
  • 32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации
  • 33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории.
  • 34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса.
  • 35. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере.
  • 1. Глобальные проблемы человечества (т.Е. Угрожающие основам цивилизации):
  • 2. Перспективы современной цивилизации
  • 36. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
  • 28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений.

    История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться, как субъект изменений. В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

    Выступая субъектом взаимодействия, как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

    Человек также поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Таковы, например, физические движения тела в пространстве, воспроизведение нормального вещественного состава и энергии организма, психические реакции на внутренние и внешние воздействия и т.д. Все эти формы активности являются непрерывными жизненными процессами, протекающими параллельно с осуществляемой в это время деятельностью человека, и являющимися, с одной стороны, условиями этой деятельности, с другой - ее составными частями.

    Являясь особой формой жизненной активности индивида, деятельность отличается от нее рядом принципиально иных характеристик. Конкретные формы жизненной активности приобретают качество деятельности только тогда, когда они становятся целенаправленным, сознательным воздействием на предмет для получения определенного результата с определенным предназначением.

    Деятельность является приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность.

    Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность. Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.

    В определении труда акцентируется внимание на том, что это орудийная, сознательная, целенаправленная, общественно необходимая чувственно-предметная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей и условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. В связи с квалификацией труда как общественно-необходимой деятельности становится понятно, что не всякая деятельность может быть названа трудом. Для определения какого-либо процесса как трудового он должен быть включен в систему общественного разделения труда, результатом должны быть материальные или духовные блага, некоторая польза. Ведущей стороной труда становится созидание, "обмен веществ" между человеком и природой, а не разрушение. Труд всегда "положительная творческая деятельность".

    В деятельности человек стремится к достижению оптимального результата, что в итоге обеспечивает развитие общества. На основе длительного взаимодействия с предметами окружающего мира человек получает возможность сравнивать, обнаруживать меры вещей в соотношении с мерой собственного вида. А значит, действовать по мерке любого вида, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. И в этом реализуется универсальность человеческой деятельности.

    Весь цикл человеческой деятельности, начиная с осознания потребностей и кончая их удовлетворением в полученном результате, приводит, с одной стороны, к возрастанию потребностей, а с другой - к развитию способностей, знаний и умений самого субъекта, к универсализации человеческой деятельности, ее свободы.

    Творчество как специфическое качество деятельности, выражающее свободное раскрытие сущностных сил и способностей человека, не может быть ни чем иным, кроме как самодеятельностью индивида. Самодеятельность - это форма самоцельной деятельности людей, уровень самораскрытия и самореализации заложенных в человеке потенций, жизненной энергии его способностей, навыков и умений безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.

    Культура, воспроизводящая в своих идеальных и материальных формах цели и результаты человеческой деятельности, ориентирует последнюю на производство и потребление именно социально значимых ценностей. Поэтому интересы индивида предстают в деятельности, как его ценностные ориентации и цели. Ценностное содержание интересов побуждает человека к действию, будучи само обусловлено уровнем культуры общества.

    Итак, деятельность – это способ существования человека и общества, выраженный как процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных).