История развития психологии. История становления психологической науки

Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима - дух, ) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа - это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа - это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - ) и вожделения ().

Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный "мир идей". Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" - спрашивают Сократ и Платон.

4. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или "психе", - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека - это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Центр, "психе", находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа". Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет "животным душам", находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им "разумная душа", локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие "Душа" стало превращаться в понятие "Разум", а позднее - в понятие "Сознание". Знаменитая декартовская фраза "Я мыслю, значит я существую" стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе - это его собственное . Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

22. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. (1896-1934), А.Н. (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы . Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Тема "История психологии как наука"

Системы методов

Изучение истории психологии

Современные условия

Взаимосвязь психологии с другими науками

Структура современной психологии

Вопрос 2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

Заключение

Список литературы

Введение: Общее представление о истории психологии

Для того чтобы обрести способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот "мир психологии" формировался в течении тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов.

Далеко не каждому под силу сориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство - "компас", который бы помог ознакомиться с психологическими теориями, концепциями, идеями прошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической и практической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служит история психологии - наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной,

социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более сотни отраслей. Она "и очень старая, и совсем молодая наука, … имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем" (С.Л. Рубинштейн).

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время.

Истории психологии в этой системе психологического знания принадлежит особая роль: она отвечает на вопрос, как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить место истории психологии. Во-первых, это - введение в психологию - психологическая пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая основа деятельности психолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировоззренческих установках и характерной для нее системе познавательных и регулирующих средств, невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.

К таковым следует отнести:

сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников;

выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические концепции развивались в определенном направлении?;

проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического обеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен";

создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания.

Созвучной в этой связи представляется позиция выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова: "Одна из самых актуальных для современной науки задач истории психологии заключается в том, чтобы в психологии оставалось возможно меньше проблем, в которых легче открыть Америку, чем узнать, что она уже открыта".

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕРМИНИЗМ

психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий;

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека;

РАЗВИТИЕ

психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности;

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ориентирует на выявление всех индивидуально-психологических особенностей человека и позволяет оценивать содержание его психического мира.

Вопрос 1. Предмет и методы истории психологии

История психологии обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно, вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом истории психологии выступает психологическое знание. Предметом истории психологии являются закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания. История психологии имеет свой, отличный от других наук язык, выраженный в системе категорий и понятий, например: генезис психологических идей; становление, развитие, эволюция и оформление психологического знания; периодизация психолологии; критерии ценности и научности психологических идей; эвристичность психологической концепции; психологические школы, течения и направления; и т.д. Во многом категориально-понятийные аппараты психологии и принадлежащие ей истории взаимно "перекрываются", "пересекаются" и невозможны один без другого, что свидетельствует об их тесной связи, ибо изучение науки о психике и сознании (как и любой другой области знания) невозможно без ее ретроспективного контекста.

Закономерности развития истории психологии

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д. К особенным закономерностям истории психологии следует отнести таковые, присущие отдельным эпохам и регионам (например, эпохи средневековья или эволюции психологической мысли на Европейском континенте). Частные закономерности характеризуют развитие психологической науки в конкретных странах и периодах (например, становления психологии в России, развития немецкой или французской психологии в XIX веке).

Эволюция психологического знания

Она, как и всех известных наук, происходила сменой парадигм - общепринятых образцов научной практики, совокупности единственно возможных идей в конкретный исторический период (Т. Кун). В истории психологии известны парадигмы, выступившие в различных формах детерминизма (стихийного, атомистического, механистического, биологического и т.д.), эмпиризма, ассоцианизма, эволюционизма, функционализма, гуманизма и т.д. Эти и другие парадигмы родились из решения, учеными, мыслителями, исследователями, поистине вечных диад - противоспоставлений: "сознание - материя", "тело - душа", "мозг - душа", "внешнее - внутреннее", "биологическое - социальное", "сознательное - подсознательное", "сознательное - бессознательное", "деятельность - сознание", "действие - слово", "значение - смысл" и т.д. Попытки решения этих диад породили в истории психологии ее ведущие - поистине "вечные проблемы", решаемые всеми поколениями мыслителей и ученых: психофизическую, психобиологическую, психофизиологическую, психосоциальную, психосоматическую, психогенетическую, психохимическую и т.д.

В связи с разнообразием форм представления психологии в системе научного знания в различные эпохи (от наскальных рисунков до многотомных трудов и наработок на ЭВМ) совокупности методов историко-психологических исследований присущ междисциплинарный характер. Методы истории психологии выражены предметным, сравнительным и критическим анализом, теоретической реконструкцией, сопоставлением, усложнением и наращиванием психологических знаний, составлением структурно-логических и динамических схем и моделей, привязкой процесса эволюции психологического знания к хронологии, персоналиям и конкретным событиям, ретроспективным воспроизведением научных концепций и идей различных времен и народов.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях античности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, древнегреческие философы-материалисты Демокрит , Эпикур , древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Платон полагал, что душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом, обитая обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, заложило основу для всех последующих идеалистических теорий.

    Первым собственно психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля . Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. Так, согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

    В эпоху античности были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы:

      Что такое душа?

      Каковы ее функции и свойства?

      Как душа соотносится с телом?

    Так сформировался исторически первый предмет психологии душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

    В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В этот период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

    С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

    Французский философ и математик Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. Согласно Декарту «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической : как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

    Попытку вновь «соединить» тело и душу человека, «разделенные» учением Декарта, предпринимал голландский философ Б. Спиноза : нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

    Немецкий философ Г. Лейбниц , отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

    Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Дж. Локка . Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

    Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли . Согласно его взглядам, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие этого направления связано с именами Дж. Милля и Г. Спенсера .

    В XIX веке психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70-х годах XIX в. Это было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта , создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

    Последователь Вундта Э. Титченер , американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

    Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов . В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

    Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову . Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев .

    Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.

    В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа .

    Основоположником бихевиоризма (от англ. «бихевиор» - поведение) был американский ученый Д. Уотсон . По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением . Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

    Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина , выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов ). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

    У истоков психоаналитического направления стоял австрийский психиатр и психологЗ. Фрейд . Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную импсихоанализом . Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

    В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, « по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх – Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения , рационализации , сублимации и регрессии . Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

    З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация , защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и ряд других.

    Однако, уже его ближайшие ученики А. Адлер и К. Юнг , пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект, либо коллективное бессознательное (архетипы) , вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие личности.

    Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен иЭ. Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда(неофрейдисты) . Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

    Психология – это наука, которая изучает психику человека и животных. Но не всегда она была такой – еще несколько веков тому назад психология не выделялась в отдельную научную дисциплину. Так какова же история психологии кратко?

    Истоки современной науки лежат еще в философских трактатах древнего мира: ученые мужи Индии, Греции, Китая пытались выяснить истинную природу сознания, чтобы на основании этих знаний воспитывать дух и исцелять болезни. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что душа находится в мозгу, и вывел учение о темпераменте, которого (за исключением некоторых переработок) придерживаются и современные психологи. Аристотель трактовал душу как сущность материального тела, принцип проявлений биологии. В период эллинизма психическое все же было отделено от биологии. Увы, феодальная эпоха Средневековья существенно замедлила рост психологии как отдельной науки, полностью уповая на церковные и библейские знания. Однако в арабском мире ученые продолжали идти к цели, объясняя духовные явления с научной точки зрения. Свои размышления сохранили в трактатах Авиценна, Ибн-Рошд и многие другие. Именно их идеи и стали основой для зарождения психологии в Европе в периоды Возрождения и капитализма.

    Во времена расцвета капитализма человека изучали наравне с механизмами, как существо природное, которое живет по определенным законам. Таких воззрений придерживались Леонардо да Винчи, Уарте, Вивес. Революция буржуазии задала новое направление в изучении психики и души – психическое стали исследовать с точки зрения строго детерминизма, четко очерчивая причины и следствия самых разных психических явлений. Изменения социального строя стали предпосылкой к изучению психики человека и ее связи с материальным телом уже на новом уровне. Так, благодаря Декарту мир познал теорию рефлекса, а душа в его идеях стала сознанием. Во времена Декарта ученые обнаружили связь ассоциативного мышления и психики, о чем писали Гоббс и Декарт, Спиноза определил и очертил понятие аффекта, Лейбниц открыл апперцепцию и бессознательное, а Локк выявил способности человеческого разума к опытному научению. Д. Гартли тщательно изучил ассоциативное мышление, поставив его во главу угла всех психических процессов на целых 50 лет. Русские же ученые придерживались материализма в вопросах изучения психики: материалистами были Ломоносов и Радищев.

    19 век благодаря развитию физиологии принес психологической науке знания и методы экспериментального изучения психических явлений, количественные показатели как меру измерения. Этого направления придерживались Вебер, Гельмгольц и Фехнер. Вскоре Дарвин объявил миру, что психические функции – это один из важнейших факторов развития биологического.

    В конце 19 века психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философских и физиологических знаний. В это время во всем мире появляются психологические лаборатории, в которых посредством эксперимента изучают явления психического. Однако самую первую лабораторию открыл Вундт в городе Лейпциге.

    Отечественные ученые в это время придерживаются объективного подхода, выдвинутого Сеченовым. Сеченова поддержали Бехтерев, Ланге, Токарский, а затем благодаря Павлову и Бехтереву идеи объективного подхода прославились на весь мир. Мировые ученые в психологических лабораториях изучали отдельные проявления психики: Дондерс изучал ощущения, Эббингауз сосредоточил свое внимание на ассоциациях, Кеттел исследовал внимание, Джеймс и Рибо посвятили себя изучению эмоциональных состояний, а Бине искал взаимосвязь между волей и мышлением.

    Вскоре отделилась дифференциальная психология, призванная изучить психологические различия между людьми. Ее представителями и основоположниками считаются Гальтон, Лазурский, Бине.

    История психологии кратко говорит о современности: в начале 20 века в психологической науке происходит кризис – сознание больше не считается совокупностью прошлого опыта человека, а становится проявлением скрытых в глубинах психики явлений. В американской психологии во главе угла стоит Уотсон и его излюбленное направление – бихевиоризм, заявляющий, что изучения достойны лишь телесные реакции человека на стимулы извне. Наряду с бихевиоризмом появилась и гештальтпсихология, изучающая человека как целостную систему. Вскоре возник психоанализ, согласно идеям которого, человеком движут его скрытые в глубинах психики мотивы.

    В отечественной психологии возник марксизм, считающий человека лишь произведением социальных и культурных явлений. Во второй половине 20 века наблюдалось «соперничество» различных направлений психологии друг с другом, возникновение экзистенциального и гуманистического направлений.

    Так, психология прошла долгий путь развития от философских воззрений до самостоятельной и серьезной науки. Сегодня психологические знания ценятся в мире все больше, и кто знает, куда дальше приведет изучение психических процессов человеческого ума…

    Скачать данный материал:

    (Пока оценок нету)