Мертвые души прием в названии. «Мертвые души» смысл названия

(353 слова)

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» - удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян. Однако, если сводить смысл поэмы лишь к этому, пусть и верному суждению, упрощается идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры. Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять по социальному признаку, к какому разряду относить персонажей, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих — «мёртвыми».

Вспомним восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека. Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности. Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души — и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессмертную душу. Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его «живой» или «мёртвой» душой. В поэме создаётся идеал одухотворённой, осмысленной, творческой жизни — его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.

Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека, каждый должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый вопрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"». Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно прежде всего в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы данного литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга. В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников.

О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему , недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного , вселенской прорвы, безудержного накопителя ? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к чиновникам невозможно сопоставить с подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.

Об образах крестьян мы судим положительно, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации зарождается в крестьянстве, распространяясь затем на другие слои общества. Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одарённость русского простого народа проявляется эпизодически, например в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева. Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян. Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он не идеализирует крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых права на свободную и достойную жизнь. Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.

Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или крестьянину — герою произведения, но и к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда. В лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги. Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души». Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл. Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.

Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.

Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.

Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»

Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова - кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.

Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.

«Мертвые души» - поэма с метафоричным названием. Она написана Н.В. Гоголем в 1942 году. В этом названии заключается неоднозначный смысл: во-первых, оно отображает основной сюжет поэмы, а во-вторых, автор заставляет задуматься читателя над проблемой «мертвых душ».

Сюжет «Мертвых душ» построен на покупке у помещиков душ мертвых крестьян Павлом Ивановичем Чичиковым, главным героем поэмы.

«Перекрестясь по русскому обычаю, приступил … к исполнению» своего дела Чичиков и отправился на поиски душ уже давно мертвых крестьян. И, таким образом, исходя из содержания гоголевского произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении.

Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Путешествуя за главным героем из одного поместья в другое, следуя за ним по разным заведениям губернского города, читатель понимает, что истинно мертвы душой в этом произведении лишь жители города NN и помещики.

Н.В. Гоголь хотел выстроить сюжет «Мертвых душ» по примеру «Божественной комедии» Данте. Так, в первом томе писатель воссоздает «ад», во втором же и в третьем он планировал отразить «чистилище» и «рай» соответственно. И даже имя главного героя не случайно. Павел – это апостол, переживший душевный переворот. Так и Чичиков в дальнейшем должен был пойти по пути святого: наставлять души людей на путь истинный и возрождать их. Он не должен был стать «мертвой душой», так как у него есть стремление обзавестись семьей, детьми. Он и сам удивляется глупости и ограниченности интересов помещиков, постепенно деградирующих и превращающихся в «мертвые души».

Однако обратимся же к первому тому поэмы, в котором Н.В. Гоголь отразил весь «ад» современной ему действительности. Как уже было сказано, в поисках душ Чичиков посещает различных помещиков (Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина). И, ознакомившись с личностью и бытом каждого из них, становится ясно, что душа посещаемых главным героем помещиков давно мертва, она очерствела, словно камень. Так, Гоголь обращает внимание читателя на бесплодность каждой мечты Манилова, на «дубинноголовость» и ограниченность интересов Коробочки, о Ноздреве пишет напрямую: «в этом теле совсем не было души», но самым страшным персонажем становится Плюшкин, «прореха на человечестве», который завершает повествование о купле-продаже умерших крестьян. Это значит, что название поэмы напрямую связано с рассказом об этих помещиках. Более живыми оказываются умершие крестьяне, о чьих достоинствах говорит Собакевич, стараясь их более выгодно продать, нежели помещики, чья душа давно умерла.

Но и за пределами поместий главный герой не находит «живой души». Во время посещения Чичиковым различных заведений, инстанций и мероприятий, сатирически Н.В. Гоголь описывает обездушенное общество, окружающее главного героя. Так в эпизоде бала Чичиков замечает лишь головные уборы, фраки, муслины и прочие одеяния, а автор порой даже олицетворяет их. Во время же посещения Чичиковым канцелярии, Гоголь вновь не раз прибегает к приемам иронии и сарказма. Так, герой вместо людей видит «много бумаги», фраки и куртку, пишущую «какой-нибудь протокол». Ни одного живого, искреннего, естественного чувства нет в них. Используемые писателем приемы обличают пороки жителей губернского города. И, таким образом, представшие перед читателем души помещиков, чиновников и просто жителей города NN оказываются еще более мертвы, чем души крестьян, скупаемые Чичиковым.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», Н.В. Гоголь, по-моему, имел в виду не аферу, задуманную главным героем, а прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни.

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.