Посты православной церкви. Христианские посты и праздники

С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещённых продуктов» попал, Бог весть, почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: “Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы”. И как человек, в своё время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на неё со списком и «поштучно» утверждать виды разрешённых продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтёр не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещённых продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И всё-таки ещё немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно, если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определённой умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Православный пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время ещё не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И всё же, есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают «Великий покаянный канон» Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Всё перечисленное выше, – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть, в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займёт больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще всё ещё до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге, кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живём среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!» Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому православный пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж, конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+солёный огурец» вам обеспечен).

***

Надеемся, всё вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шёпотом: «Христос Воскресе!».

ДАРЬЯ МЕНДЕЛЕЕВА

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название - филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для каждого верующего человека - Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику - Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику - Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная - от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 - 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.


Святые Отцы Православной церкви называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу.

1. Что такое Пост и зачем он нужен?

Пост - это, добровольное ограничение в еде, в развлечениях, в общении с миром.
Пост - это форма выражения благодарности Богу за великую искупительную Жертву, которую принёс за нас Сын Божий Иисус Христос.
Пост - это дарованная нам Богом помощь в борьбе духовного нашего существа против телесного рабства.
Пост - это воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного и избалованного тела. Человеческое тело должно быть послушно духу, а не являться господином души.
Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви.
Пост - это одно из действенных средств, посредством которого возможно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.
Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Пост - выражение покаяния и сокрушения о грехах.

В Священном Писании имеются свидетельства о том что пост, как выражение покаяния и сокрушения о грехах, отводит от кающегося гнев Божий. Вот одно из них: Господь осудил город Нивевию за грехи его жителей на уничтожение, подобно Содому и Гоморре. Пророк Иона известил об этом царя Ниневии, который приняв это известие, "...встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: „чтобы ни люди, ни скот... ничего не ели... и воды не пили, ... и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего... может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем“. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл " (Иона. 3:6-10 ).

Пост - это важнейшее духовное средство спасения души.

Не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост. Пост - это средство спасения души. Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: "Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение ". (Лествица. Слово 14. Ст. 33 )

Пост – время обращения к себе.

Для каждого православного человека пост – это время самоанализа, пересмотра всей своей жизни, период духовной работы над собой по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению тела и души.
Это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом,

Это не пост, если…

Суть поста не только в том, чтобы воздерживаться от скоромной (мясной и молочной) пищи.
Это не пост, если вы:
- часами сидите у телевизора;
- во время поста ходите по театрам, концертам, другим развлекательным заведениям;
- тратите время на посещение и приём гостей;
- неумеренно "общаетесь" по телефону;
- много читаете художественной литературы;
- осуждаете других людей за их "нерадивую" жизнь;
- не воздерживаетесь от интимной супружеской жизни;
- не посещаете храм;
- не творите домашнюю молитву;
- не помогаете ближним и не творите милосердных дел.

2. История возникновения и установления поста.

История установления поста восходит к ветхозаветным временам, к временам сотворения человека. Заповедь о посте Бог дал людям еще в раю: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2, 16-17 ).
Ветхозаветная история знает множество примеров соблюдения поста:
- пророк Моисей, получив от Господа заповеди на горе Синай, "потом сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и волы не пил " (Исх. 34, 28 );
- Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, также постился сорок дней, вознося молитвы Господу (см.: 3 Пар. 19, 8)…
В иудейской среде с ветхозаветным времен существовала традиция поститься два раза в неделю - по вторникам и четвергам.
В христианской среде, в новозаветные времена также возникла традиция поститься два раза в неделю. Но по средам и пятницам. Иисус Христос неоднократно говорил с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста. Господь говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися…. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " (Мф. 6, 17-18 ).
По примеру и учению Иисуса Христа также постились и апостолы. Они заповедали посты верующим, и Церковь их непрерывно сохраняет.

3. Как себя вести во время поста.

Обильная, сытная пища не способствует тому состоянию души, в котором в голову приходят мысли о Боге, о покаянии, о молитве. Человек попадает в плен своей пресыщенной плоти и открывает душу многочисленным нечистым страстям.
В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.
1. Пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Православный человек должен уметь скрывать от окружающих свой пост, свое воздержание в пище, свой подвиг и свои лишения. Даже если пост будет смущать окружающих, вызывать их упреки и даже насмешки, обвинение в ханжестве. Нужно стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Следуя повелению Господа: "Не мечите бисера вашего перед свиньями " (Мф. 7:6 ).
2. Пост не ставит преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.
Про Митрополита Московского и Коломенского Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный. Не подав виду, чтобы не смутить хозяев, Митрополит вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста. Если кто-то не имеет возможности подбирать пищу для поста, то позволительно употреблять все, что Бог даст, но без излишества. Но при этом необходимо строго поститься душой, умом и мыслями. И в этом случае пост этого человека так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника. Важно не то, какая употребляется пища в пост, а то, для чего эта пища употребляется.
Преподобный Варсонофий Великий писал: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста ". Имеется в виду случай, когда невозможно соблюдать пост.

4. Годовой Православный Постный Круг.

Время поста – не случайные дни. Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа.
Посты бывают однодневные и многодневные.

Однодневные посты.

Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок (период между праздниками Рождества и Крещения), Пасхальной и «сплошных» седмиц (недель).
Среда - это предание Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников - наивысший из моментов падения и позора человеческой души.
Пятница - это мучительные страдания и крестная смерть Иисуса Христа.
Великий пост - это путь Богочеловека к Голгофской жертве.
Однодневными постами так же являются:
- Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления).
- Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября по новому стилю).
- Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября.

Многодневные посты.

В каждом году существуют следующие многодневные посты:
- - длится шесть седмиц (недель), плюс Страстная (седьмая) седмица. Начинается Великий Пост не ранее 2 (15) февраля и оканчивается не позднее 24 апреля (7) мая включительно. Это зависит от даты празднования Пасхи. Но период с 8 (21) марта по 21 марта (3 апреля) всегда приходится на Великий пост.
- - установлен в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Пост начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла - 29 июня (12 июля) . В зависимости от даты празднования Пасхи, Петров Пост может продолжаться от 8 до 42 дней.
- - установлен в память Успения Пресвятой Богородицы. Соблюдается с 1 (14) августа по 15 (28) августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.
- Рождественский Пост - служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) - 14 (27) ноября - приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября . - Прощёное воскресенье (Заговины масленые) - последний день Масленицы, когда ещё допускается употребление молочных продуктов.
2. Петровское заговенье - первое воскресенье после Троицы (Неделя первая по Пятидесятнице) - заговенье на Петров пост.
3. Спасовское заговенье - 31 июля (13 августа) - заговенье на Успенский пост, предпразденство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, канун Медового Спаса.
4. Филипповское заговенье (день памяти апостола Филиппа) - 14 (27) ноября - заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Если заговенье выпадает на однодневные посты - среду или пятницу, - то оно перемещается на 13 (26) ноября.
Заговенье на Успенский пост и заговенье на Рождественский пост имеют постоянные даты, Заговенье перед Великим постом и заговенье перед Петровским постом зависят от дня празднования Пасхи.

Постные Блюда.

(Click on the Image to view the Page)>>>

Источники информации.

Http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm
- http://www.mgarsky-monastery.org
- http://pravoslavie.ssau.ru/?page
- http://www.pravmir.ru/o-velikom-poste/
- http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_9n-all.shtml

В этой статье мы опишем вам базовые принципы православных постов. Шесть простых правил, которые помогут разобраться впервые постящимся и бывалым христианам.

Первое правило православного поста: дело не в еде

С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: “Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы”. И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещенных продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И все-таки еще немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определенной умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Православный пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живем среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!». Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому православный пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+соленый огурец» вам обеспечен.)

***

Надеемся, все вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шепотом: «Христос Воскресе!»

В этой статье Вы узнали базовые правила православного поста . Возможно, Вам будет интересно прочитать следующие статьи.

Постами называются особые дни, установленные Церковью с целью расположить верующих больше заботиться о своей духовной жизни, о вечном спасении души, к покаянию и внутреннему самоочищению. С внешней стороны пост состоит либо в воздержании от рыбной и мясной пищи, либо в совершенном неядении (полное воздержание от пищи в продолжение одного или нескольких дней). Постные правила предусматривают различные степени воздержания: самые строгие дни указаны в Великом посте, когда и вовсе не поставляется пища. Следующая степень - «сухоядение», когда на трапезе предлагается хлеб, овощи и т.п. невареная пища. Горячая пища без масла также имеет свои уставные дни. Разрешение на растительное масло и рыбу считается уже легкой степенью воздержания. Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы.

История установления поста восходит к самому началу сотворения мира и человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2, 16-17). Поэтому святые отцы объясняют назначение поста следующим образом: поскольку потерял человек первое райское блаженство ради своего невоздержания, то приобрести его вновь он должен с помощью труда и воздержания, ибо подобное исцеляется подобным. Также читаем и в Триоди Постной:

Не пости1вшесz по зaповэди зижди1телевэ, t садA разyмнагw первоздaннаz, и4же t преслушaніz см7рть пл0дъ њбъsста, дрeва же жи1зни, и3 рaйскіz пи1щи tчуждє1нна бhвша. тёмже пости1мсz вёрніи t снэдє1й тлённыхъ, и3 страстє1й всегуби1тельныхъ, да ћже t бжcтвенаго кrтA жи1знь њбъи1мемъ, и3 съ бlгоразyмнымъ разб0йникомъ, къ пeрвому возврати1мсz nтeчеству, пріє1млюще t хrтA бGа вeлію млcть (стихера Великаго Поста).

Во времена Ветхого Завета соблюдение многодневных и кратковременных постов было свойственно всем благочестивым людям, о чем находим подтверждение в многочисленных примерах Священного Писания. Посты могли предварять особые молитвенные прошения, как у Боговидца Моисея или пророка Илии; служили знаком сокрушения и покаяния, как видим на примере впадшего в грех царя Давыда и ниневитян; ради соблюдения поста в плену халдейском три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были удостоены особой благодати и премудрости от Бога.

Новозаветная Церковь также с самого начала своего основания имеет пост как одну из важнейших фундаментальных традиций. Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу (Деян. 9, 9), но и тогда, когда он стал христианским проповедником (2 Кор. 6, 5); в Антиохии соблюдала пост вся христианская община (Деян. 12, 2,3); ученики Христа постились для того, чтобы Господь Бог благоволил новопосвященным пресвитерам (Деян. 14, 23).

Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися (Сол. 273), но всегда стояти на молитве не совместимо естеству человеческому, почему и распределяются в церкви некия времена для молитвы. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 107), мы должны всегда поститися, но как иногда от труда и немощи ослабляется тело наше и не может выносити поста всегда в полной его строгости, по сему святая Церковь и уставила для поста такоже определенныя времена: то годовыя, то седмичныя, как это указано и святым апостолом Павлом в слове о супружеской жизни, где он сказал: «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим» (Кор. 136). («Устав» святителя Арсения Уральского).

Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость».

Посты бывают однодневные и многодневные . К однодневным относятся посты:

1) в среду - в воспоминание предательства Спасителя Иудою;

2) в пятницу - в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа;

3) в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября н. ст.) пост установлен ради воспоминания страстей Господних, когда мы благоговейно поклоняемся Честному и Животворящему Кресту;

4) в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября н. ст.) постимся в честь и память воздержанного жития великого пророка Иоанна, а также ради скорбного воспоминания о беззаконном кровопролитии, которое совершилось ради скверного невоздержания и пьянства;

5) в сочельник или канун Крещения Господня (18 января н. ст.) пост установлен для очищения и освящения святой водой, о чем указано в уставе Чина освящения воды на этот день.

Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток - распят ».

Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника («Устав» святителя Арсения Уральского).

Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой - пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа («Древний патерик»).

В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает:

В Светлую седмицу;
В седмицу по сошествии Святаго Духа;
В праздники Рожества Христова и Богоявления;
В десять дней по Рожестве Христовом (святки);
В седмицу по недели о мытаре и фарисеи;
В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов.

Многодневных постов четыре:

1) Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно (с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю). Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть. Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. апостола Филиппа, то он называется также в народе Филипповым постом или Филипповкой.

2) Великий пост , продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: из святой Четыредесятницы или 40-дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы.

3) Петров пост или апостольский, в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после праздника Троицы и продолжающийся до 11 июля включительно (28 июня по старому стилю), дня памяти апостолов. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы (Деян. 13, 2-3), чтобы проповедовать Евангелие всем народам.

4) Успенский пост , продолжающийся две недели, с 14 по 27 августа включительно (с 1 по 14 августа по старому стилю). Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста.

Великий пост - самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе». Посты, за исключением Великого, не имеют своего особого богослужебного чина. Только богослужение Великого поста очень своеобразно и отлично от богослужения остального года.

Все эти четыре годовых поста были известны еще в первые века христианства. Так, в беседе святителя Льва Великаго (папа Римский 440-461 гг., память 18 февраля) указано следующее объяснение о временах постных: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятьдесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний. Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

«Апостольское 69-е правило определяет: аще который епископ, или презвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду и пяток всего лета, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, ащи ли мирянин, да будет отлучен. При таком строгом определении сего правила неции ищут, чего ради разрешается пост среды и пятка в вышеисчисленных седмицах, и находят к решению сего следующее винословие.

Праздники: Рожества Христова и по нем 10 дней, и Богоявления, и седмица Святыя Пасхи разрешены от поста среды и пятка, в честь родившагося, и явившего нам Тройческое Божество, и, наконец, победившаго смерть обдержащую весь род человечь, Исуса Христа Сына Божия.

Седмица же по сошествии Святаго Духа, в честь Его к нам пришествия и вечнаго с нами пребывания.

А седмица по мытари и фарисеи: ибо с недели мытаря и фарисея начинается Постная Триодь, а сие начало и ведет наш разум к безвиновному началу всех Богу Отцу. А потому Святая Церковь в честь етаго начала-Бога Отца и освобождает нас на сию седмицу от поста среды и пятка, воздавая сим разрешением равночестие Святей Троице, положив на каждое Лице Ея разрешенныя времена от поста среды и пятка.

Неделя же сыропустная, хотя и при воспрещении от мяса, но разрешается на скоромную пищу, не исключая среды и пятка, в воспоминание нашего горькаго вкушения еще в Едеме от плода древа познания добра и зла, в лице нашего перваго прародителя Адама. По сему убо в неделю сию и воспоминается изгнание Адама из рая и со всем потомством его. Для того Святая Церковь сие попущает нам, как бы на самом деле олицетворить в праотце нашем бывшее падение во Едеме, дабы и паки потом обратились мы ко взысканию потерянного нами блаженства строгим соблюдением поста, во одном его сухоядении, на что и положены нам

следующия пять дней первыя недели Великаго Поста» («Устав» святителя Арсения Уральского).

«Постимся постом прятным, угодным Господеви»: святые отцы называют пост «Царицей и матерью» всех добродетелей, но при этом указывается, что должен он быть «разумным» и «умеренным», потому что «ни что не может сравниться с умеренностью во всех подвигах» («Цветник» священноинока Дорофея). «Не насыщайся досыта, оставь место Духу Святому» — так говорит известная христианская пословица. Но при этом следует, однако, помнить, что пост для нас есть «воздержание, а не изнурение». Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост – это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. «Постящемуся надлежит быть тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни» (Свт. Иоанн Златоуст). «Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» (Триодь Постная).

Слово пастыря

…Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно. Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм. А вот как тяжело человеку преодолеть грязь семидесятилетнего безбожия…

Трудно ему уже понять, для чего нужно молиться, почему нужно так строго пост соблюдать. Вот задает мне вопрос один такой пожилой человек:

Батюшка, ну для чего же вот так серьезно надо воздерживаться в посте от животной пищи, какая нам от этого польза?

А я ему отвечаю:
- Давай вспомним, Адам с Еввой в раю ели мясо?
- Да вроде нет.
- А молоко они там пили?
- Нет, кажется.
- А рыбу они там ели?
- Не ели.
- А чем же они там питались?
- Плодами.
- Да, Господь им сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Только от одного древа запретил им вкушать Господь. И они это запрет нарушили.

Так вот, чтобы подтвердить свое желание быть в раю, чтобы подчеркнуть свое стремление быть с Господом Богом, человек должен, пусть и не всегда, не всю свою жизнь, воздерживаться и довольствоваться растительной пищей. Тем самым он преодолевает последствие грехопадения прародителей в самом себе, преодолевает последствия собственных грехов. Чтобы заслужить сладость райских плодов, нужно в этой жизни чем-то пожертвовать. Вкушая плоды земные, человек подтверждает свой выбор:

Да, Господи, я хочу быть с Тобой в раю!

А что делали Адам с Еввой в раю? Они общались с Богом. А как же нам в наших сегодняшних условиях общаться с Богом? Открыть Священное Писание, открыть Псалтырь псалмопевца и царя Давыда и призвать Бога в святой молитве. Если читать не умеем, взять лестовку и помолиться Исусовой молитвой: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго!» (Священнопротоиерей Валерий Шабашов, «Старовер Верхокамья», № 2(47), март, 2016 ).