Подарок на всю жизнь — Электронная книга. Карлос Гонсалес — тезисы с семинара

Карлос Гонсалес , педиатр и автор многочисленных книг по воспитанию, таких как «Подарок на всю жизнь», «Целуйте меня», «Мой ребёнок не хочет есть», «Беседы с педиатром».

Диана Оливер: Беременность – хорошее время для чтения (когда ребёнок родится, будет уже не до чтения). Во время моей беременности я как раз познакомилась с книгой «Подарок на всю жизнь», которую теперь рекомендую в качестве помощника женщинам, желающим кормить грудью (и не только). Страница за страницей, автор книги Карлос Гонсалес развенчивает огромное количество мифов, созданных вокруг грудного вскармливания, делая это в непринужденной и простой форме. Вслед за этой книгой, родилось еще несколько книг, окончательно изменивших моё восприятие материнства, грудного вскармливания и младенческого возраста. Трудно удержать себя от желания получить как можно больше информации о материнстве, особенно когда ты сама вот-вот ощутишь это состояние. Тем более, в современном обществе – настолько индивидуалистическом, с такой нехваткой поддержки, с таким количеством пустивших глубокие корни мифов в отношении воспитания или лактации. Сейчас более чем когда-либо необходимо быть хорошо информированным. Никогда не повредит больше читать, а книги всегда помогают прояснить, укрепить или поменять наши первоначальные взгляды. Или помогают нам почувствовать себя не такими одинокими. Да много ещё чего!

Несколько дней назад мы с семьёй посетили круглый стол по проблеме совмещения семейной жизни и работы. В том же зале Карлос Гонсалес проводил беседу по вопросам сна, воспитания и детского питания. В перерыве я подошла к нему, чтобы попросить об интервью по телефону или по электронной почте для блога. Каково же было моё удивление, когда доктор предложил дать интервью прямо за чашечкой кофе! Разумеется, долго не раздумывая, я ухватилась за эту возможность. Беседа принесла мне настоящее удовольствие – и в силу того, что сказанное заставило меня задуматься, и благодаря дружелюбию и чувству юмора доктора. Предлагаю выжимку из нашей двухчасовой беседы.

Что бы Вы сказали родителям, озабоченным проблемой питания ребёнка, которые волнуются из-за того, что «их чадо мало ест»?

Чтобы они не беспокоились. Люди постоянно говорят: «Мой ребёнок ничего не ест», «Мой ребёнок ест недостаточно»…но я бы им посоветовал не беспокоиться, потому что дети и так едят слишком много. В Испании сегодня мы видим 30% детей с ожирением, и это, без сомнения, одна из серьёзнейших проблем, которая есть у испанских детей сегодня. Из-за чего возникает лишний вес? Из-за того, что дети едят слишком много или едят плохую еду. Ваша мама не говорит, что Вы мало едите? Наверняка иногда проскакивает!? Это одна из тех материнских фраз, которые «если тебе не скажет мама, то кто скажет?». Это из серии «сходи в туалет перед выходом, а то потом не сможешь».

А что по поводу чрезмерного количества контрольных визитов к педиатру?

Раньше люди не ходили к врачу. Надо было себя очень плохо почувствовать, чтобы пойти. Почему? Потому что это было очень дорого. Сейчас люди идут к врачу за всем подряд. Вернее, сами-то – нет, они ведут детей к врачу. Между 7-ю и 50-ю годами люди обращаются к врачу, только если у них температура 40 не спадает несколько дней. Но дети…- это другое. Это называется «контроль за здоровьем ребёнка». В какой-то мере, мы врачи, сами этому поспособствовали. Населению было предложено ходить к врачу, делать осмотры без особой нужды, и это вызывает озабоченность.

Другая тема, нервирующая родителей, — детский сон. Думаете, это такое «современное» беспокойство?

Думаю, да. Смотрите: родителей всегда беспокоило, если ребёнок не спал, но спрашивать об этом педиатра… В самом деле, когда я начинал работать педиатром, не помню, что кто-либо спрашивал меня о сне своих детей. Думаю, что это беспокойство не владело людьми до тех пор, пока кто-то не сказал, что у детей должно быть расписание. Это не та идея, которая может возникнуть спонтанно у множества людей, потому что в реальной жизни такого не бывает. Например, каким-то родителям может прийти в голову идея надеть на ребёнка ботинки. Для чего? Ну, ведь он когда-нибудь начнет ходить, обувь мы все носим и т.д. А почему им не придет в голову каждый день ложиться спать в одно и то же время? Кому такое пришло в голову? Ни один взрослый не встаёт и не ложится в одно и то же время в выходные. Не думаю, что людям спонтанно пришло в голову, что ребёнок должен ложиться спать в одно и то же время каждый день. Как и идея о том, что дети должны спать в одиночестве, в то время как во все времена дети спали с родителями.

Многие люди думают по поводу детского плача: «успокоится, ничего не случится, если поплачет». В самом деле ничего не случится?

Случится. Случится то, что ребёнок плачет. А если плачет, это означает, что ему плохо. Ребёнок плачет, как и все дети, – и ты не можешь этого избежать: плачет, когда его переодеваешь, делаешь прививку, моешь… Конечно, ты пытаешься сделать так, чтобы он плакал как можно меньше, так как знаешь, что его плач означает, что ему плохо. Пытаешься успокоить, объяснить, что происходит… Почему ты это делаешь? Потому что ребёнок плачет — и не надо других объяснений. Часто люди используют странные аргументы, чтобы не успокаивать детей, типа: «И что произойдёт? Если дать ему поплакать — у него разве травма на всю жизнь останется?». Проблема не в этом, просто мне и в голову не приходит так делать.

Откуда это устоявшееся мнение, что «дети плохие», что они постоянно «нас провоцируют»?

Для меня это загадка. Предположу, что такие вещи могут спонтанно приходить в голову тем родителям, которых растили без ласки, на которых кричали, которых наказывали и т.д. В таком случае, они могут думать, что это нормально. Считается, что наши родители накладывают на нас такой отпечаток, что всю дальнейшую жизнь мы проводим либо «с ними», либо «против них». В любом случае, всё зависит от родителей, и чаще мы оказываемся «с ними». Так что делать нечто, отличное от того, что делали наши родители, равнозначно тому, чтобы бросить им в лицо, что они поступали с нами плохо. А этого многие не сделают ни за что на свете. Это, помноженное на незнание, заставляет многих родителей действовать так, а не иначе.

По поводу так называемых детей «с особыми требованиями». Они вообще существуют?

Ну, это просто такое выражение. Есть дети, которые просят больше других, которые плачут больше других… да, это так. А почему так бывает – потому что сам ребёнок такой, или по какой-то другой причине, — я не знаю. Тут может оказывать влияние характер, темперамент, как с ним обращались в первые месяцы… Когда говорим, что это дети «с особыми требованиями», то это просто манера говорить, избегая ярлыков и некрасивых определений – типа «плакса», например.

Также имеет значение, что именно вы понимаете под сочетанием «особые требования». Проблема не в употребляемом названии, а в последствиях, которые оно может иметь. Если, называя их детьми «с особыми требованиями», мы избегаем таких названий как «плакса», «невоспитанный» или «капризный», и помогая их родителям понять, что у таких детей имеются повышенные нужды, то такая формулировка вполне полезна. Если же это служит для того, чтобы кто-то решил, что такие дети обладают мутировавшим геном или у них проблемы с головой и поэтому им нужно лекарство, чтобы их «требования понизились», — тогда это трагедия. По теме гиперактивности я говорю в моей последней книге «Растём вместе», потому что считаю, что эта тема явно раздута. Я не отрицаю, что может существовать какой-нибудь случай (я не эксперт и не психолог), когда возникает нужда в определённом виде медицинской помощи. Вероятно, существует. Но не может быть, чтобы в Соединенных Штатах 20% детей от 10 до 15 лет имели диагноз «гиперактивность». Ведь это каждый пятый ребёнок — ни больше, ни меньше. Если бы мне сказали 1 из 100 — ладно. Но неужели в самом деле столько?

Мы, родители, стали менее терпимыми…?

Родители, учителя… Посмотрим. Или дети остались прежними, а мы терпим их меньше, или дети «грузят» нас теперь больше, больше плачут, больше двигаются… Если второе, то надо призадуматься, что происходит, или что мы сделали не так, что они такими стали. Я не удивлюсь, если сочетаются оба фактора: родители менее терпимы, но и дети также менее терпимы, потому что мы их растим по-другому. Ведь это вовсе не одно и то же – ребёнок, которого воспитывали дома родители, и ребёнок, которого воспитывали в детском саду. Не одно и то же – ребёнок, которому позволяли играть самому, и ребёнок, каждую секунду жизни которого контролировали. Не одно и то же – ребёнок, который с рождения смотрел телевизор, и ребёнок, который в глаза его не видел.

Это наблюдения, это теория… но я прекрасно помню, как когда-то давно видел серьезный документальный фильм, в котором один американский специалист, профессор какого-то университета, говорил о гиперактивности. Так вот, он сказал, что часто детей, которые «плохо себя вели», наказывали, не пуская на прогулку, в то время как такой ребёнок как раз нуждался в еще большей прогулке. Прогулка – не современное изобретение, ещё в XVIII веке в школах были площадки для отдыха. Потому что взрослые видели, что ребёнок может вести себя спокойно и учиться, только если он «выпустит пар». Детям нужно выпускать пар, по-другому не получится. Смотрите, какая интересная штука получается. Я посещал курсы для взрослых, курсы для врачей, слушал многих экспертов в образовании. Все они считают, что продолжительность обучения должна быть максимум 3/4 часа, потому что дольше 45 минут люди не выносят… И это на медицинских конгрессах! Так что же это получается – взрослый нуждается в перерыве после 45 минут, а ребёнок может выдержать 2 часа? Это невозможно!

Настолько ли важно «выпускать пар»?

Очень важно. Фактически, сейчас есть школы, которые в качестве эксперимента поставили в классах беговые дорожки. То есть, когда учитель в классе объясняет, самые активные дети слушают его на беговой дорожке. В спортивных залах перед беговыми дорожками стоит телевизор. Однако, вместо просмотра телевизора, здесь проходит урок математики. Это вечный спор, и в моей последней книге я об этом говорю: что лучше – занимать детей активной деятельностью, чтобы они выпускали пар, или спокойной, чтобы они успокаивались? Это два противоположных мнения, о которых спор идёт давно, но вот что мы видим: если сравнить детей, которым в течении часового перерыва читали сказки, с детьми, которые провели этот час в движении, то более внимательными на уроке были последние.

И кроме всего прочего, надо проводить различие между игрой под присмотром и без присмотра. Это не одно и то же. Дети всё больше нуждаются в свободных играх, но им это всё меньше позволяют. Раньше дети шли на улицу играть, сейчас же идут на внешкольные занятия под присмотром воспитателя. Дети имеют крайне мало свободного времени, когда они могут сказать «а теперь я делаю, что хочу». Люди убеждены, что детей надо всё время чем-то занимать, не давать им скучать, – а ведь скука имеет важнейшее значение! Скучать не плохо.

Есть две крайности – родители, которые отсылают детей в городской лагерь и «до свидания!», и родители, которые покупают книгу с рекомендациями, как постоянно занять ребёнка. Лучшие моменты моего раннего детства, воспоминания моих первых трёх лет связаны именно со скукой. Помню, как смотрел за каплями воды, залетающими через окно в комнату в дождливые дни. В 3 или 4 года я именно это помню, а игр не помню.

Относительно этой скуки. Многие ведь говорят, мол, «отведи его в детский сад — там ими занимаются и им не скучно»

В испанском саду – сомневаюсь. В большинстве достойных стран есть закон, который предписывает наличие одного воспитателя на каждые три или четыре ребёнка. В докладах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приводятся эти данные, а также данные о количестве детей, посещающих сады в каждой стране, отпусках по уходу за ребёнком и т.д. Касательно количества детей на одного воспитателя, мы находимся на уровне Турции и Мексики, а не Франции, Германии или Англии. Ребёнок в Германии не ходит в сад, где 8 детей на одного-единственного воспитателя, и гораздо меньше среди них годовалых.

Но в Испании ситуация иная: несуществующая помощь родителям и отсутствие политики совместительства

Да, тут нет ничего общего. Мне кажется, есть уже две партии, которые выдвигают требование 6- месячного декретного отпуска, но в равной мере для мужчины и для женщины. Если бы речь шла о 3 годах для отца и 3 для матери – мне бы показалось здорово, но если всего 6 месяцев… Более логично было бы 11 месяцев для матери и 1 для отца, или 3 года для матери — 5 месяцев для отца. В тот день, когда родит мужчина, ну пусть у него будет право на эти 11 месяцев или 3 года. Существует абсурдное умонастроение, по которому мужчина и женщина должны делать всё в равной мере одинаково. А как может быть одинаково, если для начала – одна родила, а другой – нет. Я бы предложил политикам, учитывая, что они во всём придерживаются политкорректности, изменить принятое значение слов в законах и писать так: «Человек, который родил, имеет право на…» вместо «женщина, которая родила».

Но политики не будут менять то, что общество не принимает. Общество в целом плохо воспринимает, если человек остаётся дома и следит за детьми. Как же мы будем просить политиков изменить законы, если у нас такие предрассудки?

Подобное происходит только в Испании. В Германии, например, только 6% детей ходят в сады, так как о них заботятся родители. Недавно прочёл в Интернете, кажется, на каком-то форуме, как испанка, живущая в Германии, рассказывала, что ситуация прекрасная, но не настолько идиллическая. Что есть много мужского шовинизма: «если выходишь на работу, а не сидишь с ребёнком дома, на тебя косо смотрят». Ей повезло жить в стране, в которой вместо 4 месяцев ей дают 12 и жалуется на шовинизм. А я так думаю, что если не хочешь этот отпуск по уходу за ребёнком – откажись от него! Мысль о том, что самое лучшее – работать, внушается только вам, женщинам. Ни один мужчина в это не поверит! Для чего мы покупаем десяток лотерейных билетов на Рождество? Чтобы перестать работать!

Помню, несколько лет назад одна мать рассказывала американскому журналу Ла Лече Лиги, что она была сыта по горло уговорами всех вокруг не работать и решила всё же выйти и работать в проекте по исследованию влияния межличностных отношений на раннее психокогнитивное развитие детей. Она, правда, умолчала о том, что работала-то она дома, а единственным исследуемым был ее сын.

Но не только предрассудки или политика примирения, но и деньги также влияют на подобное решение

Это всё философия потребления, обращённая прежде всего к женщинам. Это не просто вопрос того, что «мне нужны деньги». В определённых случаях без денег не обойтись, но в основном важны не столько деньги, сколько теория, согласно которой «я должна реализовать себя как личность». Мы, мужчины, никогда не думаем, что работать – это хорошо. Если бы я выиграл 50 миллионов евро в лотерею, – возможно, я продолжал бы писать книги, так как мне это нравится; возможно, архитектор продолжил бы проектировать дом, а хирург – делать операции время от времени. Но сколько таксистов продолжили бы работать? Сколько каменщиков продолжили бы класть кирпич? Думаю, мало. Люди играют в лотерею, чтобы перестать работать. Когда выход на пенсию изменили с 65 до 67 лет, я не слышал, чтобы кто-нибудь сказал, как это прекрасно – иметь возможность поработать ещё два года, чтобы реализоваться как личности. Так не сказали ни женщины, ни мужчины. Если дело в равенстве – есть много возможностей для равенства. Дети нуждаются в родителях не в течение первых 3 лет– они нуждаются в них в течение всего раннего детства.

Рабочее расписание в Испании – также не помощник

Расписание работы и отпусков. У детей 3 месяца каникул, у родителей – 1месяц отпуска. Как это совместить? Это ненормально, если ребёнок в 11 лет весь июль сидит дома, пока его родители работают. Не хочется ли нам всех уравнять? Так пусть сидят с ребёнком по 4 часа каждый. Мой отец, работая по 8 часов, смог дать троим детям университетское образование. А теперь так не получится, потому что нас обманули. Мне говорят, что уровень жизни сейчас ниже, чем когда я был маленький? Может, сейчас в Испании жизнь хуже, чем в 60-е? Думаю,что сегодня жизнь не хуже. Человек, работающий теперь столько же, сколько работал мой отец, получает больше. Дело в том, что у моего отца никогда не было машины, а на каникулы мы ездили на море под Барселону, даже когда подросли. Сейчас же – у кого ни спроси – все уже побывали в Индии. Я Индию видел только на фотографии. Самым важным в нашей жизни должно было бы стать воспитание наших детей. Только вот понимаем мы это, когда уже слишком поздно и они выросли, или когда детей уже поздно заводить. Мои родители смогли обойтись без машины, смогли носить штопаные носки и не ездить в далёкие страны, потому что верили, что главное – вырастить детей и дать им образование. Сейчас же многие люди слишком поздно понимают, что является главным. Вместо того, чтобы отказаться от машины или путешествий, предпочитают тратить деньги в репродуктивных клиниках в 38 лет. Мы живём в обществе, которое нас заставляет верить, что иметь детей – не самое важное. Но вдруг ты понимаешь, что, оказывается – нет, это и есть самое важное!

Оригинал

Книги доктора Гонсалеса можно приобрести в интернет-магазине издательства

Вконтакте

Автор
Руководство по грудному вскармливанию",...

Читать полностью

Скорее всего, споры о преимуществах грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка для вас не актуальны, потому что преимущества эти неоспоримы. Автор этой книги д-р Гонсалес убежден, что кормить ребенка грудью - это не просто способ подарить ему здоровье, не самоограничение и тем более не жертва, которую женщина приносит для блага своего ребенка, а нормальная часть ее собственной жизни, ее сексуального и репродуктивного цикла. А для ребенка это не просто способ получить пищу, но и возможность сформировать и укрепить эмоциональную связь с мамой.
Поэтому д-р Гонсалес создал эту книгу как полное и всестороннее руководство в помощь тем женщинам, кто ищет ответ на вопрос как кормить ребенка грудью. Книга д-ра Гонсалеса не только подробно расскажет как кормить ребенка, но и очень доходчиво обоснует, почему это нужно делать именно так. Книга носит подзаголовок "Руководство по грудному вскармливанию", и это очень важно: в книге говорится не только и не столько о пользе ГВ, сколько даются ответы, пожалуй, на все насущные практические вопросы о том, как кормить ребенка грудью (вы можете убедиться в этом, ознакомившись с оглавлением книги).
Автор подробно раскрыл множество тем, связанных с грудным вскармливанием: от анатомии и физиологии женской груди до прибавки младенцем роста и веса, от техники прикладывания к груди до часто встречающихся заболеваний женщин и детей, от совместимости грудного вскармливания с различными продуктами и лекарствами до способов организации кормления грудью при необходимости матери выйти на работу, а также ответил на многие другие вопросы, часто возникающие в связи с темой как кормить ребенка.

Скрыть

Хорошим помощником матери маленького ребенка может стать такой гаджет, как электронная книга и/или возможность чтения литературы на планшетном компьютере и смартфоне. Многие издательства выпускают свою продукцию не только в печатном виде, но и в электронном формате с возможностью чтения на портативных устройствах, работающих на платформах Android и iOS. Одно из таких издательств, о книгах которого и пойдет речь в статье, — «СветЛо ». Специализация книг — отношения между детьми и родителями, грудное вскармливание, обучение вне классно-урочной системы и т.п.

Итак, чем может превзойти цифровая книга свою столь привычную бумажную родственницу?

    В первую очередь, стоит отметить финансовую выгоду.

    Женщине с маленьким ребенком может быть неудобно идти в книжный магазин и внимательно изучать ассортимент. Обращаясь к услугам интернет-магазинов, мы все равно вынуждены ждать какое-то время, необходимое для сборки заказа и его доставки. А используя приложение, можно практически в любой момент оплатить электронную версию, скачать ее и тут же приступить к чтению.

    Пользователи планшетов и смартфонов могут возить с собой на дачу или на отдых целую библиотеку, которая не занимает лишнего места.

    Кроме того, при укладывании ребенка куда проще держать в руках гаджет, управляемый фактически при помощи одного пальца, чем пятисотстраничный том.

В чем электронная библиотека проигрывает бумажной? Не все любят читать с экрана. Для кинестетика важна возможность держать книгу в руках и перелистывать настоящие, не виртуальные, страницы. Изучать материал на цифровом носителе могут отказаться некоторые представители старшего поколения, да и подруге дать его почитать не получится…

Этот обзор я хочу посвятить пяти книгам издательства «СветЛо», тематика которых напрямую связана с грудным вскармливанием.

Карлос Гонсалес — многодетный отец и педиатр, человек, учредивший в Каталонии ассоциацию грудного вскармливания и обучающий своих коллег-медиков физиологии лактации и основам консультирования по грудному вскармливанию. Более двадцати лет он ведет колонку о кормлении грудью в испанском журнале «Родительство».

Как много вопросов возникает у всех членов семьи с появлением младенца! Родители, которым интуитивно близок ненасильственный путь взращивания ребенка (пример: те, кому кажется диким предложение оставить малыша проораться для развития то ли легких, то ли дисциплины), найдут ответы у доктора Гонсалеса в «Беседах с педиатром».

Что первое бросилось мне в глаза при чтении книг этого автора? Невероятная деликатность, неподдельное уважение к родителям и детям. Здесь нет поучительных интонаций, знакомых многим родителям, когда складывается впечатление, что врач-спаситель снизошел до уровня глупой мамочки, которая только и умеет, что портить жизнь собственным детям. Уже в прологе Карлос Гонсалес благодарит за доверие родителей, обращавшихся к нему за советами.

Когда мы начинаем читать раздел этой книги о грудном вскармливании, сразу становится понятно, что автор знает современные рекомендации, что от него не услышишь стандартных слов и мифов: мол, рекомендации ВОЗ созданы для стран третьего мира, а молоко после года превращается в воду (я прямо представляю себе эту картину: ребенок задувает свечку на торте и из материнской груди в тот же момент начинает течь вода). Доктор легко и при этом предельно корректно, без намека на сарказм, но с добрым юмором опровергает ложные стереотипы. Он признает право каждого ребенка быть уникальным — то право, которого в конвейерной медицине детей лишили: вспомните графики введения прикорма, старые (но, увы, пока не отправившиеся на помойку, где им самое место) таблицы прибавок веса, «нормы» развития. Никто не требует от взрослых людей быть одинаковыми: всем ясно, что люди разных национальностей, разного пола и возраста, обладающие разной наследственностью, не могут не отличаться друг от друга. Младенцы при этом обязаны в таком-то возрасте съедать столько-то каши. И никого не волнует, что данный младенец может попросту не любить кашу… Как необычно читать слова врача: «Давайте грудь тогда, когда она просит. Давайте ей каши, когда ей захочется, и когда-нибудь, когда Вы совсем не ожидаете, Вы вдруг поймете, что она съела кашу, а перед этим не сосала, так же как в другой раз она будет только сосать и ничего больше не захочет». А еще необычней вместо: «Вы что, мамаша, до сих пор не отлучили?!» читать: «Начиная с двух лет интервалы между ночными кормлениями обычно увеличиваются, и мало детей просят грудь ночью после трех лет (хотя полагаю, что есть и такие)». И никакой критики.

Чего нет в этой книге? Строгих рамок и дрессуры: дескать, должен и точка. Нет и попыток запугать: задавите, заморите, закормите, заморозите и т.д.

Очевидно, что Карлос Гонсалес знает о совместимости лекарственных препаратов с грудным вскармливанием. Он подробно объясняет тонкости проникновения лекарства в молоко при разных способах применения препарата. Доктор одобряет совместный сон с ребенком, его не пугает релактация (возобновление грудного вскармливания после перерыва).

Приведу пример, который очень точно характеризует стиль «Бесед с педиатром»: «Иметь ребенка — как путешествовать в далекую страну. Первые правила таковы: не удивляться ничему, что Вы видите, пытаться делать то же, что делают местные жители, не жаловаться на трудности в пути и уметь наслаждаться неожиданностями».

Это полноценное пособие, освещающее основные вопросы грудного вскармливания. Карлос Гонсалес простым языком объясняет, как устроена и как функционирует молочная железа, какие гормоны влияют на грудное вскармливание, что представляет собой молоко и как изменяется его состав. Доктор рассуждает о кормлении по требованию и объясняет важность правильного захвата. Он подчеркивает, что многие женщины до рождения собственного первенца не видят в своем окружении примеров грудного вскармливания, и что это может стать проблемой. Автор рассказывает о первых днях жизни малыша и особенностях этого периода, о технике сжатия груди и самодельной системе докорма. Уделяется внимание вопросу набора веса и основным проблемам, с которыми могут столкнуться кормящие женщины: втянутые соски, застои, молочница на груди, мастит, закупорка протока. Подробно освещена тема нехватки молока и возможных причин этого явления. Интересно и с узнаваемым юмором Гонсалес рассказывает о питании кормящих женщин.

Большой раздел отводится для обсуждения совмещения работы матери и сохранения грудного вскармливания. Описана техника сцеживания, хранение молока и последующее кормление малыша. В книге присутствует очень важный раздел — о лекарственных препаратах, которые иногда необходимо принимать матери, и их совместимости с грудным вскармливанием, даются ссылки на справочники, где можно проверить безопасность того или иного средства. Доктор пишет как о проблемах со здоровьем, так и о некоторых семейных и психологических трудностях, с которыми могут столкнуться кормящие матери. На мой взгляд, «Подарок на всю жизнь» — хороший полноценный справочник, где достаточно кратко и емко описаны основные моменты, связанные как с кормлением грудью в частности, так и с жизнью с малышом в общем.

В книге «Мой ребенок не хочет есть!» тема грудного вскармливания так же широко освещена. Автор приводит множество примеров, с которыми ему пришлось столкнуться в личной практике, и разбирает их. Доктор объясняет особенности роста малышей, находящихся на грудном вскармливании, и некоторые проблемы, с которыми сталкиваются матери в процессе кормления грудью (аллергия, отказ). Подчеркивается важность кормления по требованию. Отдельная глава выделена под руководства европейских и американских обществ, а также рекомендации ВОЗ. Как и в других трудах этого автора, красной нитью через всю книгу проходит мысль: «Доверяйте своему ребенку!»

Ирина Рюхова — консультант по грудному вскармливанию из России с международным сертификатом IBCLC. Ее книга «Как подарить малышу здоровье» издается уже второй раз. Данная версия, выпущенная как в бумажном, так и в цифровом формате издательством «СветЛо», значительно дополнена. Как женщине, живущей в России, мне было любопытно ознакомиться с исторической справкой («История кормления грудью в России»): становится понятно, откуда ноги растут у многих проблем, которые актуальны в наши дни…

Полезной показалась мне информация о кодексе, регулирующем рекламу и распространение заменителей материнского молока. Читательницы могут ознакомиться с выдержками из него и вспомнить миллион примеров его нарушения… Как и Карлос Гонсалес, Ирина Рюхова пишет о том, что в традиционных культурах практически отсутствует проблема нехватки молока (а еще там отсутствует реклама смесей!).

Уже во второй главе начинает освещаться как теория, так и не отделимая от нее практика грудного вскармливания. Подробно объясняется термин «естественное вскармливание», это очень важно, потому что в разговоре может оказаться, что один собеседник называет естественным вскармливание по требованию, а второй — по режиму, с соской и допаиванием (а естественное — потому что из груди).

В книге простым, не перегруженным терминами языком объясняется механизм лактации, роль гормонов. Приводятся ссылки на исследования зарубежных авторов. Ирина Рюхова описывает изменения молока, характерные для первых дней (от молозива к зрелому молоку).

Очень порадовало название третьей главы «Кормление грудью — это норма!» В нашем обществе, где акценты смещены и нормой считается кормление смесью, а грудное вскармливание — уделом избранных, важно напоминать о реальном положении вещей.

Книга представляет собой интересный справочник, где весьма подробно описаны, пожалуй, если не все, то 99% вопросов, которые могут возникнуть у женщин. Рассказано о сложностях как со стороны мамы, так и со стороны ребенка, о возможных бытовых неурядицах, о проблемах отношений в семье.

На мой взгляд, это отличная книга и ее можно смело рекомендовать женщинам, которым вот-вот предстоит родить или которые недавно родили. Ирине Рюховой удалось сделать по-настоящему ценное руководство, которое не надо, в отличие от многих книг для родителей, фильтровать. Здесь нет мифов, выдаваемых за истину.

Ирина Рюхова написала еще одну очень важную книгу о грудном вскармливании. Она называется «Ваш грудничок старше года». Как часто именно год становится тем сроком, когда многие бросают кормить, когда начинается давление родственников и врачей, утверждающих, что пользы в молоке уже нет. В начале книги приводится история кормления как в мире, так и в России и положение вещей на данный момент. Опровергается опасный миф о бесполезности кормления для ребенка и его опасности для матери. Приводятся истории матерей, кормивших дольше года, об особенностях их жизни. Не замалчиваются и возможные сложности (например, усталость матери). Также есть глава, посвященная новой беременности, протекающей на фоне грудного вскармливания. Это информация, которой, к сожалению, очень мало. И мне сложно представить себе врача в женской консультации, например, который дал бы адекватный совет беременной и одновременно кормящей женщине, у которой болит грудь и которая при этом готовится к тандему. Здорово, что Ирина Рюхова поднимает и освещает эту тему! Книга завершается разделом, рассказывающим об отлучении, в том числе об оптимальном варианте мягкого отлучения.

Итак, кому же будут особенно полезны книги, о которых шла речь в обзоре? Женщинам, готовящимся впервые стать матерями, я однозначно рекомендовала бы в первую очередь книгу Ирины Рюховой «Как подарить малышу здоровье. Кормим грудью». Также этот труд Ирины Рюховой будет нелишним для матерей, испытывающих сложности с кормлением. На второе место поставила бы «Подарок на всю жизнь» и «Мой ребенок не хочет есть!» Гонсалеса.

Для подготовки к родительству будут полезны также «Беседы с педиатром», в которых обсуждаются многие другие (кроме кормления) аспекты предстоящей жизни с малышом.

Женщинам, чей стаж кормления приближается к отметке в один год, в особенности тем, кто испытывает давление со стороны окружающих, может понравиться книга «Ваш грудничок старше года». Когда нет реальных примеров успешного кормления дольше какого-то срока, чужие истории, пусть даже изложенные в письменном виде, способны поддержать и укрепить веру в себя, своего малыша и свою интуицию.

Каждая из этих пяти книг ценна и по-своему уникальна. Женщины по-прежнему, как и много лет назад, рожают детей, но общество переменилось значительно, и в особенности это чувствуется в крупных городах. Мы давно не живем многопоколенными семьями, где традиции передаются от матери к дочери, где девушки видят, как старшие женщины кормят грудью своих малышей и ухаживают за ними. Больше того: часто бывает так, что первый новорожденный, которого видит и берет на руки современная жительница мегаполиса, — ее собственный младенец.

К сожалению, традиция кормить грудью сильно нарушена, и вина за это в большей степени на людях, агрессивно рекламирующих смеси. Опыт наших мам и бабушек устарел и вряд ли он способен помочь при проблемах, с которыми сталкиваются кормящие женщины. Хорошо, когда на помощь приходят книги. Некоторые из них многократно переиздавались и переводились на разные языки, как, например, «Искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding) от международной Ла Лече Лиги и книги Уильяма и Марты Сирс. Другие написаны недавно, но они по своему уровню совсем не уступают проверенной временем литературе.

Приятного чтения!

Дарья Малынова

Поделиться в сети

Книга «Подарок на всю жизнь. Руководство по грудному вскармливанию»
Карлос ГОНСАЛЕС

О книге

Цена электронной версии: 299.00 р.

На заре своей карьеры Карлос Гонсалес смотрел на грудное вскармливание как медик: это лучшее питание для малыша, оно защищает от многих болезней, спасает тысячи жизней, надо его пропагандировать ради здоровья всего общества… Хорошая мать должна постараться кормить грудью, потому что это для ребенка самое лучшее.

«Потом, - рассказывает д-р Гонсалес, - у меня родилось трое собственных детей, и что-то изменилось. Я видел, как мои дети сосут, как жена кормит их грудью, и чувствовал… Что я ею горжусь, может быть? Восхищаюсь, изумляюсь, очарован ею? И даже завидую? Я много читал тогда об отцовских чувствах, но до сих пор не в силах описать их адекватно. Бывает в жизни такое, что всей глубины происходящего словами не передать никак.

Тогда я понял, что грудное вскармливание - это не просто способ достичь лучшего здоровья; оно и есть само здоровье. Оно цель, а не средство. «Избегать искусственного вскармливания по причине опасности поносов» для меня звучит сейчас столь же абсурдно, как «избегать слепоты по причине опасности для слепого попасть в ДТП». Кормление грудью - это не способ избежать инфекции, а зрение - это не способ избежать несчастных случаев. Это нормальная часть полной жизни. Теперь я знаю, что грудное вскармливание - это не самоограничение и тем более не жертва, которую женщина приносит для блага своего ребенка, а просто часть ее собственной жизни, ее сексуального и репродуктивного цикла. Это право, которое никто у нее не может отнять.

Да, я знаю, что есть женщины, которые грудью кормить не хотят. Прекрасно. Право и обязанность - отнюдь не одно и то же. Есть множество людей, не участвующих в выборах или демонстрациях, но такое право у них по-прежнему есть».

Задача этой книги состоит не в том, чтобы привести аргументы в пользу грудного вскармливания и убедить как можно больше матерей кормить непременно грудью, а в том, чтобы помочь добиться успеха тем, кто и так этого хочет. Здесь найдутся исчерпывающие ответы, пожалуй, на все вопросы, которые могут возникнуть у молодой мамы: как работает грудь, как правильно прикладывать кроху к груди и как часто надо это делать, как узнать, хватает ли ребенку молока, чем лучше питаться кормящей маме, как наладить грудное вскармливание при различных проблемах со здоровьем мамы или малыша, как сохранить молоко, если маме нужно выйти на работу, какие лекарства можно принимать кормящей маме и многие другие.

Карлос Гонсалес Родригес (родился в Сарагосе в 1960 году) - врач-педиатр и автор нескольких книг о питании, воспитании и здоровье детей. Женат, является отцом троих сыновей. Д-р Гонсалес получил высшее образование в Автономном университете Барселоны, прошел подготовку в качестве педиатра в больнице Сан Хуан де Деу в Барселоне и в качестве специалиста по лактации в Лондонском университете. Карлос Гонсалес является основателем и президентом Каталонский ассоциации грудного вскармливания, а также сотрудничает с различными организациями, занимающимися поддержкой грудного вскармливания. Он разработал и преподавал несколько курсов по грудному вскармливанию для медицинских работников и консультантов по ГВ. Он перевел на испанский язык несколько книг на эту тему, а также уже в течение двадцати лет ведет колонку о грудном вскармливании в журнале Ser Padres («Родительство»). Он считается одним из самых активных пропагандистов теории привязанности в испаноязычных странах.

  • врача-педиатра,
  • отца троих детей,
  • основателя и президента Каталонской ассоциации грудного вскармливания,
  • автора курса по грудному вскармливанию для медицинских работников,
  • автора книг, посвященных здоровью и воспитанию детей:
    • «Беседы с педиатром. Что нужно знать, чтобы воспитывать ребенка естественно»,
    • «Растем вместе. С младенчества до подросткового возраста с любовью и уважением»,
    • «Подарок на всю жизнь. Руководство по грудному вскармливанию»,
    • «Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью»,
    • «Мой ребенок не хочет есть. Как превратить кормление в наслаждение»

Предлагаю вашему вниманию тезис-конспект данного семинара.
Изображения в тексте — это фото слайдов презентации Карлоса Гонсалеса.

У горилл ребёнок постоянно цепляется за маму в течение 2-3 недель.
Ни у одного животного нет такого долгого периода зависимости от родителей, как у человеческого детёныша.

Если мы оставляем ребёнка другому человеку — это наивысшая степень доверия.

На вопрос «Как выбрать Няню/детский сад?» — я обычно отвечаю: «Если вы не можете доверить человеку ключи от квартиры/кредитку… — тогда ему однозначно нельзя доверить ребёнка».

Многих мам может раздражать тот факт, что ребенок постоянно «цепляется», что он не самостоятельный. — Это нормально! Если ребёнок в 2 года уже не очень зависит от родителей и уже вполне самостоятелен — то это как раз НЕнормально!

Когда ребёнок плакал-плакал, а затем, как только его взяли нар руки, успокоился, — то это не спектакль, а удовлетворённая ПОТРЕБНОСТЬ. Так же, как перестаёт плакать голодный малыш, которого накормили; замёрзший, когда его согрели…

Если наблюдать со стороны, то ребёнок до 3 лет не будет идти долго сам, даже рядом со взрослым — он будет передвигаться или на руках, или в коляске. С 3 до 7 лет дети идут рядом со взрослым. А после — попробуйте взять за ручку 10-летнего! И это нормально!

Мы слишком большое значение придаём тому, что мы ребёнка «научили» ходить, говорить, ходить в туалет… — этому практически одинаково научаются (сами!) как дети из семей, где родители «занимаются» ребёнком, так и дети из неблагополучных семей.

Мы не можем назвать «лентяем» бегуна на короткие дистанции, потому что он не хочет бежать марафон. Он тоже что-то делает, но другое. Это просто разные вещи. Так же и ребёнок, который «ленится» бегать, лазить…



Это тот самый знаменитый эксперимент, кода обезьянка предпочла маме с едой, но жесткую маму без еды, но мягкую. Это теория привязанности.

(Примечание: Эксперименты Гарри Харлоу с проволочными обезьянами лежат в основе психологии привязанности. Харлоу сумел показать, что детёныши обезьян более привязаны к мягкой суррогатной матери, чем к металлической, пусть и кормящих их молоком; из этого открытия родилась вся наука о прикосновениях. Эти эксперименты, многие из которых были засняты на плёнку, оставляют ощущение озноба и подчёркивают то значение, которое имеет в нашей жизни близость.
Абсурдность и парадоксальность произошедшего заключается в том, что тем самым он добыл важные данные для науки, которые доказывали крайнюю необходимость у людей теплого отношения друг к другу. Все началось еще в далекие 1950-е годы.)

Большинство родителей плохо обращаются с детьми не потому что они плохие, а потому что с ними так же в детстве обращались. И мужья, обижающие жён, делают это по той же причине.

Мы не должны внушать детям, что мы их в наказываем, потому что любим их. Это просто неправда.



В условиях, в которых жили наши предки, невозможно было оставить ребёнка не только маленького, но и даже 9-летнего надолго. Понятно, что выжили и прошли естественный отбор только те дети, которые не давали себя оставлять, — то есть, плакали.

Сейчас, несмотря на то, что условия не такие жестокие, когда мать оставляет ребёнка с няней или бабушкой, ребёнок все равно не знает о том, что остаётся с надежным человеком, и не знает, когда вернётся мама, и вернётся ли вообще, — поэтому он плачет.

А в 4 года он уже сам бежит в сад, когда он понимает, где мама и когда она придёт. Но дети младше этого не понимают.

И потерявшись в торговом центре, 10-12-летний ребенок пойдёт в какой-нибудь магазин гаджетов, зная точно, что его найдут, — это лишь вопрос времени. А 5-летний, например, не может это знать наверняка.


Мужа и ребёнка можно прекрасно совмещать.


А как живут большие семьи на ограниченной территории?

«Лично меня оскорбляют фразы о том, что если женщина будет сконцентрирована на ребёнке, то ее муж обязательно пойдёт на сторону. Не все мужчины такие, и не нужно худшие примеры возводить в норму».

В маленькой квартире дети, которые могут наблюдать нежности родителей, начинают ревновать родителей друг ко другу, привлекают к себе внимание; либо ревнуют ко младшему — это происходит потому, что эволюционно, если родитель сконцентрируется не на нем, ребёнке, — то ребенок просто не выживет. Поэтому он ревнует.

Кто цивилизованнее? Матери, которые везде носят своих детей с собой, продолжая заниматься своими делами, — или мы, общество, в котором матери оказываются в изоляции, родив ребёнка?

И еще к вопросу о цивилизованности: когда ребёнок плачет, и мать начинает его гладить, она же не думает в этот момент: «о, как хорошо, что я закончила курсы детского массажа!». Или берет на руки с мыслью: «ой, как хорошо, что я ходила на курсы будущих мам!» Нет, она делает это, потому что инстинкт ей это подсказывает. Так же делали все женщины на протяжении веков, пока «цивилизация» не стала внушать им, что детей на руки нельзя брать слишком часто…


Дети, постоянно находящиеся на руках, практически не плачут .


Обычно это происходит примерно так .

Д ети, которых никогда не берут на руки, и они не плачут, — таких не существует. А если такой ребёнок существует, — то он и не смеётся тоже.

Когда начинают давать непрошенные советы, нужно просто «отморозиться», перевести в шутку.

Обычно родители просто не признаются в том, что спят со своими детьми.

Согласно статистике, только один из трёх детей спит сам, — и нам внушают, что это норма.


Очень странные показатели в первый год жизни, — вам не кажется?


Было бы логичнее, если бы график был такой.

Дело в том, что родители в Швейцарии очень слушаются педиатров, не рекомендующих совместный сон, и получают такой результат.

Вопрос из зала: «а до какого возраста нужно спать с детьми?» — «не знаю, я до сих пор сплю с женой.» «Но вопрос был про ребёнка» — «а какая разница?»

Наступают периоды в нашей жизни, когда мы спим то не сами, то сами, то снова не сами, а потом снова сами…

2 часть: «ребёнок не ест»


Узнаете? (Смех в зале)




40% детей в Испании страдают ожирением.

Говорить ребенку: «Если ты не будешь есть — не вырастешь» — большая ошибка. Мы едим потому что растём, а не наоборот.

Чем более активный образ жизни мы ведём — тем больше мы едим.

В периоды бурного роста мы едим тоже потому что растём.

Ребёнок меньше взрослого — а значит, ему нужно меньше еды.

Да, дети много двигаются, но тяжелым трудом они не занимаются.



Мама весом 60 кг должна по идее есть в 6 раз больше 10-килограммового ребёнка. Ему 1 йогурт — себе 6 таких же. Ему 1 банан — себе 6… Попробуйте!

После первого года активного роста ребёнок начинает резко меньше есть. Не будет он в 2 года съедать в 2 раза больше, чем в 1 год.

Хорошо есть он начнёт в подростковом возрасте.

«0-6 месяцев — только грудное молоко!»

И мы никогда не узнаем, сколько на самом деле ребёнок съедает. И что именно он съедает: состав молока меняется постоянно!

Это разные вещи:

  • 10 минут одна грудь, 10 другая — или 20 минут одна грудь?
  • 1 раз 150 мл за 3 часа — или 3 раза по 50 мл каждые полчаса?


Это не работает!
(Вымышленные продукты, чтоб не пытались выполнить).


(Ципрогептадин — увеличивает аппетит)

«Ребёнку, который кормился грудью по требованию, прикорм даётся тоже по требованию».

Желание есть — не из желудка, а из головы.

Когда ребёнка перестают заставлять есть, он начинает есть сам.


Все эти данные только о здоровых детях!




В книгах для мам последние данные Butte обычно не дают.




Это постоянно изменяющиеся данные о витамине С, — который, кстати, наиболее изучен!

Не могут все дети каждый день съедать одинаковое количество калорий!

Дети, которые едят смесь, получают большее количество калорий.

Никто не знает, сколько конкретно калорий нужно конкретному ребёнку конкретно сегодня.

К тому же, данные постоянно меняются, — как же мы можем безоговорочно им следовать?

Если ребёнок не хочет есть, то он:

  1. Закрывает рот
  2. Если мать все же настаивает — то он рот открывает, но держит во рту и не глотает.
  3. И чем больше мать настаивает — тем больше защитных реакций ребёнок развивает…. или, если давление слишком сильно, в итоге ребёнок приходит к ожирению

Сравним?





Когда прикорм начинают вводить быстро, заменяя им кормления грудью, — конечно, неудивительно, что ребёнок возмущается: «почему меня стали кормить хуже?!» Ведь калорийность и питательность грудного молока выше большинства блюд прикорма.

Мы после 6 месяцев вводим прикорм не потому что ребёнок нуждается в большем количестве блюд и ему чего-то не хватает, а потому что он уже МОЖЕТ это есть.

И после 6 месяцев ребёнок растёт уже не так быстро, как до этого, — и мы уже можем позволить эти «эксперименты» с прикормом. Он выдержит, если его будут кормить едой похуже, чем грудное молоко.

Можно пофантазировать: технологически возможно ведь создать смеси для людей разных возрастов, полов, профессий, — полностью сбалансированную по составу необходимых веществ, — и питаться только ими… и жить до 100 лет… «но лучше я проживу чуть меньше, но буду наслаждаться пищей».

«Есть нормально» — это значит есть нормальную еду нормальным образом.

А что такое «нормальная еда»? Это еда, которую вы едите обычно дома.

Если вы сами не едите здоровую еду, — то бессмысленно требовать это от ребёнка.

«Baby-led weaning» — п рикорм, управляемый ребёнком






Если уж ложка, то пусть ребёнок держит ее сам (это специальная эргономичная ложка)


Многие боятся давать ребёнку право выбора и свободу действий.

Очень важно, чтобы ребёнок сам принимал решение, что ему есть, — но выбирал из тех вариантов, которые ему предлагает мама.

«Доктор, объясните ему, что он не должен есть шоколадное печенье». Ответ доктора: «малыш, если ты найдёшь дома шоколадное печенье, — ешь его смело».

Если не хотите, чтобы ребёнок ел какую-то еду, — пусть ее не будет в вашем доме.

Если разрешать ребёнку решать самому, что есть, то в будущем он как раз будет есть полезную еду.

Почему-то подарки ребёнок получает в Макдональдсе, а не вегетарианских ресторанах. (И игрушечки находит в шоколадных яйцах, а не пакетах с морковью — О.Ш.)

Если ребёнок не научится сам принимать решения о том, что ему есть, будет в будущем есть то, что ему посоветует реклама.

Ещё миф: «нельзя добавлять в детскую еду соль, сахар». На самом деле они не более опасны в детстве, чем потом.

«Чем дольше ребёнок не будет получать соли — тем меньше соли он будет есть потом» — но практика это не подтверждает: потом все равно все начинают солить.


«Если в будущем он будет есть все это, то можете начинать это давать уже в 6 месяцев»


Недавно нам предлагали питаться в соответствии с пирамидой питания.


Сейчас Правительство США предлагает эту схему.


Гарвардские ученые предлагают это.


По статистике, в легких ребенка после асфиксии находят чаще всего это.

В 6 месяцев ребёнку можно давать все продукты, кроме тех, что могут застрять, вызвать удушье. Их нежелательно давать до 3 лет.

Не нужно:

  • Ложечку за маму, ложечку за папу…
  • Съешь, я же так старалась!
  • Съешь, будешь сильным, как богатырь…
  • Использовать какие-то продукты в качестве награды или наказания.

Если вы не хотите, чтобы он впоследствии ел пирожные, то не нужно их покупать и предлагать, (чтобы съел хоть что-то).

Если приготовить то, что хочет ребёнок, несложно, то проще это сделать, чем уговаривать съесть то, что приготовлено. Если за ним не бегать и оставить в покое, то он сам определится, что он хочет.


Если они едят все, включая землю из цветочных горшков, — то, конечно, они будут есть и овощи.

Кто любит вьетнамскую еду?— молодежь. И это нормально. Старички предпочтут картошку с селедкой.

Веганам особенно желательно кормить грудью минимум до 3 лет.

Добавки Витамина В12 желательны не только веганам, но и вегетарианцам.

Поливитамины: Витамин К всем сразу после рождения и витамин Д, в зависимости от страны.

Поздний прикорм (в 7-10 мес.) целесообразно начинать с мяса из-за железа, т.к. это единственный элемент, которого может не хватать ребёнку.

Если в 10 месяцев ребёнок не ест прикорм — это нормально… но нехватка железа тоже может приводить к снижению аппетита — замкнутый круг получается. Сдать анализы.

Кормить ребёнка с ложки — не рекомендую. Это в принципе неприятно, когда ты открываешь рот, а тебе туда залетает что-то. Попробуйте сами. Если уж очень хочется именно покормить — поднесите ложку ко рту ребенка — пусть он сам приблизится к ложке и съест.

И вообще очень жаль ребёнка, который при виде ложки начинает плакать. Ребёнок, который грызёт пульт, ключи… при виде ложки плачет. Что же произошло в его жизни, что он так ее боится?


Вконтакте