Богатство речи лексические средства богатства речи. Богатство русской речи: стилистические возможности морфологии

На тему богатства русского языка можно рассуждать очень долго, так как она просто неисчерпаема. Но почему-то жители прекрасной страны России часто даже не задумываются, каким огромным богатством обладают. Оно кажется настолько привычным, обыденным, что на него в повседневной жизни даже не обращают внимания.

Язык как средство связи между поколениями

Многим кажется, что в наше время не нужно изучать русский язык, читать книги, писать грамотно. Общаясь между собой, люди используют огромное число иностранных слов, жаргонизмов, каких-то оборванных, изуродованных, иногда нецензурных выражений.

Недооценивать русский язык никак нельзя, так как он по-прежнему является языком поэтов и прозаиков, средством передачи последующим поколениям огромнейшего культурного наследия народа.

Богатство языка - это предмет восхищения практически всех образованных людей, русских и иностранцев. Ведь такой гибкости, разнообразия словесных форм и их значений, тончайших оттенков смысла, метких и точных выражений нет ни в одном языке мира!

Русский язык настолько богат и разнообразен, что даже его носителю за всю жизнь не освоить даже половины его словарного запаса.

Секреты русского языка

Секрет богатства русского языка состоит не столько в огромном количестве слов, записанных в словаре. А, скорее, в том, что каждое имеет невероятное число форм, которые можно образовать при помощи всевозможных суффиксов, приставок и окончаний.

Богатство языка - это просто море синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Лексика его имеет в своем арсенале слова для обозначения самых разнообразных действий, чувств и их оттенков.

Фонетика также весьма многогранна: звуки подразделяются на звонкие, глухие, сонорные, гласные, согласные. Есть буквы, не обозначающие никакого звука: мягкий и твердый знаки; буквы, обозначающие несколько звуков сразу: е, ю, я.

Помимо всего прочего, богатство языка - это многозначность, смысловая насыщенность слова, эмоциональная окраска и образность выражений.

Синонимы - спасение от однообразия

Употребление синонимов (близких по смыслу слов) делает человеческую речь намного богаче, красочнее, живее, помогая точнее выразить мысль, избежав при этом ненужных повторений.

Синонимы - это слова, имеющие схожее лексическое значение, при помощи которых можно передать мельчайшие подробности и оттенки, положительное или отрицательное отношение к описываемому предмету и сделать беседу интереснее.

За эту фантастическую образность и неистощимые возможности русский язык называют величайшим сокровищем нашей национальной культуры.

Пословицы и поговорки

А еще богатство языка - это наши меткие и точные пословицы, поговорки, то есть фразеология. С каким тонким юмором, иронией они созданы нашим великим народом!

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Поговорки - один из самых любопытных жанров фольклора, который тщательно изучается литературоведами, но при этом все равно остается неразгаданным до конца.

Эти народные изречения отражают образное мышление, наблюдательность русского человека, его острый ум, виртуозное владение языком, словом. Пословицы и поговорки придуманы на все случаи жизни, они бывают веселыми и грустными, но всегда меткими и точными, без лишних слов и оборотов.

Таким образом, богатый, разнообразный, оригинальный и самобытный русский язык позволяет каждому человеку сделать свою речь яркой, красивой, насыщенной оригинальными сравнениями и образами, стоит лишь захотеть и немного потрудиться: почитать классиков, запомнить и применить в своей речи новые слова.

Богатство речи - это максимально возможное насыщение её разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Богатство речи может быть охарактеризовано через соотношение речи с языком и сознанием.

и язык

Соотношение речи с языком предполагает возможность для говорящего выбирать разнообразные средства из системы языка: лексические (слова), синтаксические (модели словосочетаний, предложений), семантические(значения слов), интонационные. Какую роль богатство речи играет в коммуникации? Умение находить различные языковые средства выражения помогает говорящему точнее выразить смысл, не повторять одни и те же слова, что делает понятной, легко воспринимаемой слушателями. Кроме того, необходимо иметь в виду, что богатство речи — это яркий показатель высокого уровня культуры речи говорящего, что влияет на его статус в обществе.

Речь и сознание

Соотношение речи с сознанием связано с теми чувствами, мыслями, эмоциями, которыми говорящий насыщает свою речь. Но чувства, мысли, эмоции возникают в связи с познанием и переживанием каких-то сторон действительности. Поэтому выбор языковых средств зависит от работы сознания, именно она лежит в сфере информативной насыщенности текста. «Ленность мысли скольжение ею по поверхности явлений, равнодушие и притуплённость чувств неизбежно ведут за собой серость, однотонность, скудость речи, обедняют и лексику,и семантические связи, и синтаксис, и интонацию, и организацию, и динамику речи».

Новые значения слов

Семантическое богатство речи связано с таким сочетанием слов в речи, которые порождают новые значения. Вспомним в качестве примера созданное Н.В.Гоголем сочетание слов мёртвые души, которое стало названием его гениальной поэмы. Это сочетание поразило современников писателя, так как соответствующего наименования умерших крепостных крестьян не было. Новое сцепление слов было построено по принципу оксюморона (соединение слов с противоречащими друг другу значениями): прилагательное мёртвый стало определением существительного душа, которое обозначает вечно живую сущность. Вместе с тем родился новый, глубокий смысл, который соответствовал виденью Гоголем России, её настоящего и будущего.

Способы разнообразия речи

Разнообразной, яркой, красочной делают речь синонимы . Например,синонимы слова говорить: выражаться, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать, заливаться соловьём, произносить, изрекать вещать, молоть, нести, плести — различаясь оттенками значения и сферой применения, помогают выразить мысль образно и при этом избежать однообразия и повторений слов. С помощью синонимов можно дать всестороннюю характеристику предмета или явления.

Русский язык богат фразеологией . Умелое использование в речи фразеологических единиц помогает по-разному оценивать человека, явления, образно выражать своё отношение, например, одобрение, иронию, восторг. Всё это делает речь привлекательной, экспрессивной: мальчик на побегушках, мерить по себе, пальчики оближешь, обойтись в копеечку, семь пятниц на неделе, чудо гороховое, одного поля ягоды, язык без костей, капать на мозги, искать вчерашний день.

Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства речи. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Компоненты интонации: мелодика, логическое ударение, громкость, темп речи, паузы. Все интонационные средства делают речь богатой, придают ей яркость, выразительность. Понятно, что интонационный рисунок, разнообразящий речь, особенно значим в устной, звучащей речи. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.

В русском языке немало слов, обладающих экспрессией . Передавая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Великодушный, очаровательный, волшебный, совершенный, изящный - эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка, растяпа, лгун, недотёпа, невежда — характеризуются отрицательной экспрессией.

О богатстве речи свидетельствует наличие пословиц и поговорок . Общеизвестно, что это образцы народной мудрости. Счастье придёт — и на печи найдёт. Молчание- золото. Не по хорошему мил, а по милому хорош. Где лад, там и клад. Не спеши языком - торопись делом. Что посеешь, то и пожнёшь.

Богатая речь - это речь разнообразная. Очень важно заботиться о расширении своего словарного запаса. Больше читать, замечать незнакомые слова, в толковом словаре выяснять их значение, вводить их в свою речь. Полезно критически относиться к собственной речи, стремиться говорить по существу, немногословно, выразительно, точно и правильно. Чем большим запасом слов владеет говорящий, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он может выразить свои чувства и мысли.

Красивая, действенная речь должна обладать следующими качествами:

1. Правильность (нормативность): Правильность речи заключается в соответствии индивидуальной речи современным литературным нормам. Для того, чтобы говорить правильно, необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, которые достаточно полно и последовательно отраженны в словарях, справочниках, учебных пособиях, грамматиках. Значимость точного словесного общения в своё время подчёркивали многие писатели: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, К.И. Чуковский, А.Т. Твардовский и др. В своих статьях, произведениях они вели пропаганду точного слова.

2. Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т.е. с культурой речи в целом. Точность речи – это главным образом соответствие речи действительности. Достигается за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

Выделяют два вида точности:

Предметная точность составляет знание предмета речи и опирается на внеязыковую связь речь – действительность. То есть все предметы, явления, события действительности должны быть чётко представлены в речи.

Понятийная точность достигается путём умения точно подбирать слова для определения предмета и опирается на связь речь – мышление. Понятийная точность речи выражается в использовании слов в соответствии с их языковыми значениями.

3. Логичность : неточная речь не может быть логичной. Логичность характеризует речь с точки зрения её содержания, соотношения частей и компонентов, последовательности изложения. Можно сказать, что логичность выражается в построении композиции.

Как и точность, логичность бывает предметная и понятийная.

Предметная логичность предполагает соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и событий действительности.

Понятийная логичность отражает структуру логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

4. Чистота речи – это свобода речи от любых загрязняющих её элементов. Чистая речь не содержит чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а так же всего, что отвергается нормами морали и нравственности.

Элементы, способные засорить речь:

1) диалектные слова;

2) профессиональные слова;

3) речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);

4) жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

6) языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления).

а) слова необходимые, которые не имеют эквивалентов в русском языке;

б) «засорители» – слова, которые можно заменить русскими эквивалентами без изменения смысла.

5. Богатство речи определяется активным словарным запасом каждого человека. Лексическое богатство речи проявляется в способности использования разных языковых средств для определения одинаковых предметов речи, явлений, событий.

6. Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.

В зависимости от приёмов, которые используются для привлечения внимания слушателей, выделяют произносительную, акцентологическую, лексическую, интонационную и стилевую (или стилистическую) выразительность.

Выразительность речи зависит от самостоятельности мышления говорящего, его заинтересованности в том, что он говорит. Важную роль в выразительности речи играют и знание языка; свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного; владение выразительными возможностями языка, речевые навыки говорящего.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, акцентировать внимание на более важных моментах, что помогает правильному восприятию текста слушателями.

7. Уместность . Речь должна быть «к месту»: соответствовать теме разговора и выбранной аудитории. Уместность речи выражается в целевой установке высказывания, в адекватности применяемых языковых средств.

Выделяют несколько видов уместности: стилевую, контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица.

Фразеологизмы русского языка многообразны по выражаемым значениям и стилистической роли, они являются важным источником речевого богатства.

Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова/ Термин введён Аристотелем.

Полисеми́я - многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению

Омонимия - это случайное совпадение слов, в то время как полисемия - наличие у слова разных исторически связанных значений. Например, слова «бор» в значении «сосновый лес» и «бор» в значении «химический элемент» являются омонимами, так как первое слово - славянского происхождения, а второе возникло от персидского «бура» - названия одного из соединений бора. В то же время, например, слова «эфир» в смысле органического вещества и «эфир» в смысле «радиовещание и телевидение» лингвисты называют значениями одного слова, то есть полисемией, поскольку оба происходят от др.-греч. αἰθήρ - горный воздух.

Многозначность лексики - неисчерпаемый источник обновления значений слов, необычного, неожиданного их переосмысления. Если слово имеет несколько значений, выразительные возможности его увеличиваются.

В контексте многозначное слово может служить средством экспрессии за счет повтора одного ЛСВ: Клин клином вышибают; Дурак дураком. Многозначные единицы активно участвуют в создании каламбура, иронии, эффекта комизма за счет сближения разных значений одного слова: Дорогая слишком дорога (Дорогая 1. Любимая. 2. Дорогостоящая); Молодая была уже не молода (Ильф и Петров «12 стульев». Молодая: 1. Юная. 2. Вступившая в брак); Этот спортсмен поражал не только мишени, но и зрителей (Поражать 1. Точно попадать в цель. 2. Удивлять). Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Картина снималась дважды: первый раз в студии, второй – с экрана;

На омонимах строится каламбурная игра и уже с этой стороны они могут явиться поэтическим приемом.

И проч. типа отсутствия тавтологии, для игры слов и т.д.

Уместность речи - коммуникативное качество, которое предполагает такой подбор слов и оборотов,такую организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

Требование уместности речи

Основное требование уместности речи: любой ситуации общения должны соответствовать индивидуально подобранные, свои средства языкового и эмоционального выражения. Это и особый строй речи, определённые экспрессивные и оценочные обороты. Сравним слова: быстро, стремительно, в темпе, полным ходом, опрометью, пулей, стрелой, рысью, во весь опор, что есть духу, сломя голову, мигом. Они означают одно и то же, но уместность того или другого определяется речевой ситуацией. Подбирая слова, необходимо помнить основную цель своей речи: передать информацию или воздействовать на слушателя.

Прогнозирование речи

Оценка речи с точки зрения уместности /неуместности осуществляется ещё на этапе прогнозирования речевой деятельности. Иногда, взвесив обстоятельства предполагаемой коммуникативной ситуации, лучше вообще отказаться от речи, понимая, что ситуация не будет благоприятствовать достижению тех или иных целей общения. Если человек планирует общение, то он оценивает уместность различных компонентов речи на уровне стратегии и тактики речи. Стратегия предполагает выбор определенного уместного сценария общения, в частности, так называемого речевого жанра, например: просьбы, приказа или жалобы, которая предполагает, что слушающий выполнит роль утешителя; или жалобы с расчётом на то, что он исправит ситуацию и т.д. Тактика определяет выбор речевых средств, необходимых для реализации стратегии. Так, в речевом жанре просьбы неуместны слова со значением требования, угрозы, призыва и пр.

Личностно – психологическая уместность речи.

Ситуация речевого общения предполагает соответствие речи этическим нормам, соблюдение правил речевого этикета, учёт индивидуальных особенностей собеседника. Отсюда выбор темы речи, определённых языковых средств, степени подробности изложения материала, тональность речи, интонации. Говорящий должен своевременно подумать о настроении собеседника, уметь найти нужные слова с учётом его психологического состояния, проявить тактичность, вежливость. Всё это направлено на установление нормальных взаимоотношений.

В определённой ситуации говорящий может и не иметь права на речь, это связано с нравственно-этическими факторами. Например, абсолютно неуместными выглядят безапелляционные высказывания или советы говорящего в той области знаний, в которой он совершенно несведущ. Неуместно также в обществе рассказывать о своих домашних неурядицах, ссорах, прерывать чужую речь, неуместно за столом говорить о том, что может другим испортить аппетит, то есть надо считаться с человеком, с которым общаешься, а также с местом, где находишься. В целом уместность речи формируется с учетом социального положения участников коммуникации, уровня образования, профессии, этнической принадлежности, образа жизни и др. факторов. Это личностно- психологическая уместность речи.

В культуре речи различается также стилевая и контекстуальная уместность

Стилевая уместность речи

Стилевая уместность - это уместность слов, оборотов, конструкций, которые регулируются и предопределяются функциональным стилем. Вопрос о выборе и использовании языковой единицы в каждом стиле решается по-разному. Например: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору - здесь употреблено слово иной стилистической окраски. Правильно было бы сказать: Попечитель богоугодных заведений перед ревизором ведёт себя заискивающе.

Для делового стиля уместно, например, употребление технических и профессиональных терминов, устойчивых сочетаний, типовых синтаксических блоков. Однако это не уместно для разговорного стиля, художественного и публицистического.

Контекстуальная уместность речи

Контекстуальная уместность - каждой коммуникативной ситуации должны соответствовать свои средства языкового и эмоционального выражения. Это и особый строй речи, и особые экспрессивные и оценочные обороты. Перед началом беседы автор должен представлять, кому адресована речь, учитывать возраст адресата, его социальное положение, культурный и образовательный уровень. При разговоре с детьми и со взрослыми необходимо отбирать языковые средства, соответствующие возможностям ребенка и уровню развития взрослого.

Существует некоторая условность выделения различных видов уместности речи. Например, контекстуальная и личностно-психологическая уместности тесно связаны между собой, а также с понятием речевого этикета и предполагают доброту, честность, благородство в речевом поведении участников общения.

Без опоры на уместность речи коммуникативное качество (точность, чистота, выразительность) может потерять свою необходимость.

23. Чтобы привлечь внимание слушателей своей речью, есть только один способ - сделать речь выразительной. Выразительность речи обязательно произведёт впечатление и запомнится.

Выразительность речи индивидуальна

Сделать свою речь выразительной может человек, самостоятельно мыслящий, с деятельным сознанием, наполненный разнообразием индивидуальных чувств, переживаний. Всё это рождает у человека желание выразить себя и сделать всё возможное, чтобы слушатели его поняли. Для этих целей говорящий привлекает особые средства выражения. Сравните две фразы: «Я хочу есть» и « Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно бы съел зажаренного шахматного коня». Первая фраза нейтральна, в ней сообщается о желании человека что-нибудь съесть. Во второй фразе И.Ильф и Е.Петров передают такое ощущение голода, какое может испытывать изголодавшийся человек,а именно Остап Бендер, читающий лекцию любителям шахмат из города Васюки. Здесь новыми средствами выражения переданы особенные, индивидуальные чувства и мысли, присущие данному человеку в данной ситуации. Они оригинальны, экспрессивны, нестандартны и поэтому привлекают и удерживают внимание. Это пример выразительности речи.

Если думать и говорить по шпаргалке, по стандарту, речь никогда не приобретёт выразительности. Поэтому так важно следить за своей речью, да и за речью других, уметь услышать себя, своевременно исключать из речи штампы,использовать яркую, разнообразную лексику. Хотите улучшить свою речь - тренируйте речевые навыки.

Выразительно-изобразительные средства языка.

У мыслящего человека в результате внутренней духовной работы формируется образ, который необходимо выразить, воспроизвести, а для этого необходима выразительная речь.

Под выразительной речью обычно понимают использование выразительно-изобразительных средств. Это тропы: матафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, антитеза и др.

Сравните: холодный день - холодный взгляд, сноп сена – сноп волос, хрустальный стакан - хрустальный день, слиток золота- золото осеннего леса.

В лексическое богатство входит также богатство фразеоло­гическое.

Фразеологизмы - неделимые словосочетания, выражаю­щие единое понятие. Например, кричать во всю Ивановскую, делать из мухи слона, иметь заднюю мысль и т. д. Максималь­но сросшиеся фразеологические единицы - идиомы - в каж­дом языке индивидуальны и буквально непереводимы.

По характеру значений обычно противопоставляются терми­ны и идиомы - два противоположных по своим свойствам плас­та лексики. Первые, как правило, однозначны, абстрактны и экспрессивно нейтральны, вторые - конкретны, многознач­ны, индивидуальны и экспрессивны. Сравните, например, выра­жения «начать эксперимент» - «пустить пробный шар». И то, и другое обозначает выяснить что-то, но слово «эксперимент» обладает всеми свойствами термина, т. е. оно однозначно и экс­прессивно нейтрально, а второе содержит в себе фразеологизм «пробный шар», который предполагает дополнительный отте­нок значения - некоторое сомнение в результате, употребля­ется в нестрогой речи, чаще всего в разговорной и т. д.

Мы назвали только основные пласты лексики, но даже их перечисление дает представление о том, насколько русский язык богат лексически.

Грамматическое богатство русского языка обеспечивается многообразием и разнообразием морфологических и синтакси­ческих средств.

Морфологические средства представлены частями речи, грамматические категории которых (род, число, падеж, время, наклонение, вид и т. п.) позволяют выразить различные отно­шения значений, придать высказыванию необходимую стили­стическую, экспрессивную и эмоциональную окраску.

Формы словоизменения частей речи, способы выражения грамматических значений и способы словообразования частей речи дают возможность осознать смысловые оттенки морфоло­гических средств языка, определить их функцию, особенности употребления в речи.

Так, например, основным значением имен существительных является значение предметности (кто? что?), которые граммати­чески выражаются в категориях рода, числа и падежа.

Уметь пользоваться именем существительным в речи - значит уметь использовать его богатые возможности в различных ситуациях общения, при создании текстов различного характера.

Существительное уместно там, где нужно не рассказать о со­бытии, а указать на него, назвать действие, состояние или признак. Это описания, которым необходимо при­дать образность, выразительность, перечислить все сущест­венные признаки описываемого явления. Наличие существи­тельных в таких описаниях позволяет дать представление об образе, состоянии или явлении, не указывая при этом на актив­ность, на действие.

Кроме того, особенности делового и научного стилей речи позволяют использовать отглагольные существительные для того, чтобы придать речи определенную строгость, стройность, официальность, необходимые в некоторых речевых ситуациях, избавиться от непосредственности, живости и непринужденно­сти разговорной речи. Именно с этой целью они употребляются в языке газеты, научной литературы, деловых бумаг и т. д.

Если существительное только называет действие без указания на то, кем и когда оно произведено, то глагол соотносит действие с лицом или предметом. Указывает на время действия, на отношения действия к действительности, обладает видовыми оттенками.

Синтаксическое богатство русского языка определяется разнообразием синтаксических конструкций, которые непо­средственно служат для общения людей. Именно в синтаксисе сосредоточены такие специальные средства языка, без которых общение не может быть реализовано. К ним относятся словосочетание, простое предложение и сложное предложение.

Словосочетание участвует в формировании простого и слож­ного предложения в процессе выражения определенных отно­шений, которые возникают между словами в структуре слово­сочетания. Эти отношения разнообразны: объектные (написать письмо, думать о делах), в которых проявляется значение дей­ствия или состояния и предмета, на который направлено дей­ствие или с которым соотносится состояние; определительные (новый парк, парк у озера, ночевка по-походному, белизна сне- г °в), при которых предмет, состояние, явление, действие или признак получает определенную характеристику (по свойст­вам, качествам, принадлежности и т. п.); восполняющие (бе­жать быстро, поворот направо, приказ наступать), при ко­торых зависимое слово, выраженное неизменяемыми частями речи (наречие, инфинитив, деепричастие), содержательно выполняет значение главного слова.

Словосочетания, являясь строительным материалом для предложения, несут определенную смысловую нагрузку, кото­рая реализуется в структуре предложения.

В сфере словосочетаний возникают синонимические (парал­лельные) конструкции на основе их смысловой близости: смех детей - детский смех; костюм из шерсти - шерстяной костюм; помощь брата - братская помощь. Наличие в языке подобных синонимических соответствий создает условия для выбора из ряда возможных того варианта, который наиболее точно отвечает содержанию и замыслу высказывании. Синони­мические варианты словосочетаний различаются между собой оттенками значений, стилистической окраской, образным на­полнением, характером употребления в речи, так что богатство подобных конструкций не означает механической замены од­них вариантов другими, синонимичными. Говорящий или пи­шущий должен действовать избирательно, учитывая те раз­личия семантического, стилистического и функционального характера, которые свойственны грамматическим синонимам. Так, словосочетание смех детей непосредственно указывает на то, кому принадлежит смех, в то время как синонимичный вариант детский смех характеризует смех по-другому: смех, как у ребенка, но не обязательно детский.

Лезвие бритвы - бритвенное лезвие; игрушки для де­тей - детские игрушки; ребенок больной - ребенок болен;\1 помочь другу - оказать помощь другу.

Простое предложение является средством передачи относительно законченной информации. Простое предложение имеет свою структурную организацию, центром которой является грамматическая основа (подлежащее и сказуемое или один из этих главных членов предложения), и обладает определенным значением, которое реализуется с помощью таких показателей, как характер грамматической основы, способы выражений главных членов, характер их распространения, специфика коммуникативного намерения и т. п. Следовательно, разновидностей простых предложений в русском языке много: распространенные и нераспространенные (по наличию второстепенных членов); односоставные и двусоставные (по характеру грамматической основы); повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания); безличные, неопределенно-личные, определенно-личные (по характеру действия, сраженного глаголом-сказуемым) и т. д.

Задание 2.Определите разницу в значении и употреблении сле­дующих синонимических конструкций.

Я люблю петь. - Я люблю пение.

Курение вредно для здоровья. - Курить вредно для здо­ровья.

Декан разрешил нам не приходить сегодня к первой паре. - Нам разрешили сегодня не приходить к первой паре.

Он хочет учиться. - Ему хочется учиться.

Богатство (разнообразие и многообразие) сложных предло­жений подтверждается наличием в русском языке сложносочи­ненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений, пред­ложений с различными видами связи.

Каждая из названных конструкций по-разному проявляет характер связей и отношений между частями сложного предло­жения. Синонимические отношения в сфере сложного пред­ложения реализуются на разных уровнях:

В процессе использования различных вариантов связи частей сложного предложения: Дом, который привлек мое внимание, находился за чертой города. - Дом, что привлек мое внимание..;

При передаче примерно одинакового содержания различ­ными синтаксическими конструкциями: вода замерзает в трещинах камней и разрушает их. - Вода, замерзая в трещинах камней, разрушает их. - Вода, которая замерзает в трещинах камней, разрушает их;

При конструировании различных видов сложных пред­ложений. Раздался звонок, и все пошли в класс. - Когда раз" дался звонок, все пошли в класс.

2.3. Основные источники речевого богатства

Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах. В него входит интонацион­ное богатство, семантическое, стилистическое, жанровое, тема­тическое и другие компоненты, отражающие все параметры речи. Речевое богатство в целом - это гораздо более широкое и емкое понятие, чем языковое.

В общении начинают действовать законы культуры речи, которые на основании системы языка и его законов позволяют реализовать богатство речевых замыслов, богатство вариантов их воплощения и разнообразие в достижении результатов речи.

Богатство речи проявляется в речи конкретного человека или в конкретном тексте. При этом богатство речи как достоинство предполагает не только разнообразие использованных языко­вых и речевых средств, но и их уместность и обоснованность.

Рассмотрим основные пласты речевых средств создания бо­гатой речи.

Интонационное богатство.

Интонация - это изменение го­лосового тона, интенсивности, темпа, ритма, тембральной окрас­ки и т. д. при произнесении речи.

В интонационное богатство входят и средства, основанные на языковых и речевых явлениях, которые проявляются прежде всего в синтаксисе: интонация делит речевой поток на смысло­вые отрезки, противопоставляет предложения по цели выска­зывания, детализирует внутри них смысловые отношения.

К наиболее значимым средствам обогащения речи, основанным на речевых явлениях, относятся паузы и ударения.

Интонация включает в себя логические и психологические паузы, логические ударения и т. п., позволяющие выделить подчеркнуть, наполнить определенным добавочным смыслом те или иные фрагменты речи.

Без соответствующей интонации невозможно создать некото­рые речевые жанры, например, приказ, извинение, возражение, отказ, утешение, объяснение в любви и т. п.

Таким образом, интонация помогает наиболее точно и раз­нообразно выразить наши чувства, мысли и волю, а русский язык с его свободным порядком слов и исполнительское мас­терство автора речи дают возможность ничем не ограничивать ее интонационное богатство.

Семантическое богатство - это богатство смыслов, которые могут выразить в речи языковые единицы.

Значение каждой языковой единицы определяется, во-пер­вых, в ее сопоставлении с другими единицами того же уровня, что дает возможность рассматривать их в одном ряду, устанав­ливать общие и различительные признаки; во-вторых, значение каждой языковой единицы определяется ее способностями соче­таться с другими единицами того же уровня. Другими словами, семантическое богатство относится только к речи и основыва­ется на синтезе ее языковых и речевых сторон.

Возможности обогащения речи за счет этих добавочных смыслов составляют важную часть речевого богатства.

Мы назвали основные речевые средства пополнения богат­ства речи: интонационные и семантические, каждое из кото­рых имеет языковые корни. Но этот список можно расширить, потому что языковые средства всех уровней становятся осно­вой речевого богатства.

В то же время существуют пласты таких средств, которые относятся исключительно к речи. Все их даже перечислить невозможно, поскольку какую бы сторону речи мы ни взяли, сразу увидим многообразие различных средств и способов ее обогащения.

Эти стороны богатства речи определяются разнообразием самих ситуаций общения и составляющих этих ситуаций. Речь сама по себе бесконечно разнообразна:

По целям, поскольку и содержательная насыщенность, и выражение чувств или воли ее автора имеют множество ва­риантов по направленности воздействия речи, ее интенсивности, по смыслам и оттенкам их значений;

По тематике (предмету речи), поскольку высказывание может быть посвящено абсолютно всем фактам, событиям и яв­лениям жизни;

По формам (вспомните материал о видах общения);

По стилям и жанрам;

По набору словесных и несловесных средств;

По средствам выразительности и т. д.

Соответственно каждая форма речи имеет свои разнооб­разные особенности.

Богатство речи проявляется не только при создании текс­тов, но и при их восприятии, потому что чем богачи языковой и речевой багаж человека, тем проще и точнее происходит узнавание и распознавание различных элементов речи, и осо­бенно - их перекодирование на «свой язык». Более того, сте­пень перекодирования также будет зависеть от уровня богат­ства речи общающихся в этой сфере. Например, если обучать каким-либо операциям на компьютере человека, не разбираю­щегося в нем, и. того, кто владеет им не хуже обучающего, то каждому из обучаемых он будет не только одно и то же объяс­нять по-разному, но и скорость восприятия у первого всегда будет гораздо ниже, чем у второго, потому что перекодирова­ние информации у него займет намного больше времени.

Таким образом, культура речи всегда связана с ее богат­ством, которое питают и язык, и речь. Обогащая речь, необходимо знать меру в использований единиц речи, принадлежащих другому стилю, например, вклю­чать разговорные элементы в научную, публицистическую или официально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответ­ствии с требованиями уместности речи.

Особо подчеркнем, что иногда разнообразие может переро­диться в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, пред­назначенных для украшения речи, в тех или иных случаях за­трудняют ее восприятие. Именно это имел в виду Аристотель, когда предупреждал о необходимости иметь чувство меры для овладения искусством речи: «...Неумеренность есть большее зло, чем речь -простая (т. е. вовсе лишенная эпитетов): в последнем случае речь не имеет достоинства, а в первом она за­ключает в себе недостаток».

Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/не­соблюдения норм относительно богатства речи становится целе­сообразность / нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учетом особенностей ситуации общения.

Задание 4.

1. Представьте себе, что вам необходимо этически корректно дать совет разнообразить свою речь кому-то из ваших знако­мых. Под каким предлогом и в каком жанре речи вы это сделае­те? Какие собственные примеры приведете? культуры речи . Культура речи – это та точка, где встречаются... О.В. и др. Культура русской речи . – М.: 1999. Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации. – М.: 2002. Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика...

  • «Культура речи культура общения»

    Документ

    МБОУ СОШ № 19) Тема «Культура речи - культура общения» или « Как избежать... Междуреченск 2015 Урок развития речи в 7 классе «Культура речи - культура общения» или « Как... людьми, мы должны помнить о культуре речи , соблюдать речевой этикет – это...

  • Культура речи педагога. Вопросы и задания для самоконтроля

    Документ

    Невербальные средства общения, техника речи , культура речи . Педагогическое общение и его роль... коммуникативного воздействия на детей. Культура речи педагога. Вопросы и задания... реализации. Изучите материал по технике речи (дыхание, голос, дикция, ...

  • Культура речи. Употребление однородных членов предложения

    Урок

    Рефлексии. 5 Тема урока Культура речи . Употребление однородных членов предложения. ... определении художественных средств выразительности речи . 8 Планируемые мета предметные... , б) вводными словами, в) прямой речью , г) однородными членами предложения, д) ...

  • Практическое занятие № 5

    Вопросы для обсуждения.

    1. Фонетические средства и речевое богатство.

    2. Лексика и фразеология как источник богатства речи.

    1. Использование в речи синонимов.

    2. Антонимия как способ обогащения речи.

    3. Фразеологизмы как средство обогащения речи.

    Выразительность речи – такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание слушателя или читателя. Условия создания : 1) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи; 2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; 3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей; 4) хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.

    Богатство речи – максимально возможное насыщение речи разными, неповторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Условия создания : лексическое богатство (знание словарного и фразеологического фонда русского языка), семантическое богатство, синтаксическое богатство (умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций), интонационное богатство.

    Задание 1. Выпишите из следующих предложений стилистически окрашенную лексику: просторечную, жаргонную, книжную,

    1. Ах! И до чего же вы обидчивые, эти интеллигенты! - вскричал друг. - Не думаю же я, что это вы сперли (М. Булгаков). 2. А хозяин держится индифферентно - ваньку валяет (М. Зощенко). 3. Но вообще учти - жизнь придумана не нами. И придумана здорово. Тот, кто ее придумал - не фраер. А мы ее сами портим. Берем и портим. 4. Разбойник увидел меня - босую, обледенелую, завернутую в простыню. И офонарел (В. Токарева). 5. Мне все старухи верную гибель сулили. А я им всем шиш показал. Взял да и выжил (В. Белов). 6. Первые уроки Кастанеды были связаны с приемом наркотиков, и именно описание глюков особенно привлекало внимание читателей его первых книг. 7. Я хорошо работаю на натуре, а съемки в павильоне не люблю. 8. Задержанные сразу сознались и стали закладывать остальных. 9. Инфляция за месяц сжирает деньги, рассчитанные на полгода. Надо любой ценой отстаивать свои права, добиваться экономической независимости, без которой слова о свободе являются пустым звуком (Журнал «Эхо планеты»). 10. Помереть - это как из тюрьмы на зону. Отправляют душу на такую небесную пересылку, мытарства называется. Все как положено, два конвойных, все дела, снизу карцер, сверху ништяк (В. Пелевин).

    Задание 2. Вставьте вместо точек подходящие но смыслу глаголы.

    1. Полуразрушенную церковь решили.Ребята... лагерь у самого ледника и стали... костры. 3. Почетного доктора торжественно... в мантию. 4. Военнопленные... побег из лагеря. 5. Для отличников гимназии... летом бесплатную поездку в Москву. 6. Слова женщины... ему боль. 7. Туристы... привал на берегу реки. 7. В больнице медицинские услуги... бесплатно. 8. На город... огромная туча и заслонила солнце. 9. Необходимо... кровопролитие. 10. Наутро на улицах... вооруженные столкновения.

    Задание 3. Найдите и выпишите синонимы. Подчеркните устаревшие слова или словоупотребления.

    1. (Раскольников) с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинойОн подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. 3. Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... и несколько раз посматривал на сходы в канавуОн никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый и измученный, которому было бы всего выгоднее воротиться домой самым кратчайшим и прямым путем, воротился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти. Крюк был небольшой, но очевидный и совершенно ненужныйвезде люди так и кишатКругом теснилось множество народуЕго почему-то тянуло со всеми заговариватьБольшая группа женщин толпилась у входаОдин оборванец ругался с другим оборванцемКатерина Ивановна... была действительно в настоящем исступлении... Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться.Куда-то хотел войти, но как будто забыл куда (Ф. М. Достоевский).

    Задание 4. Замените, если возможно, выделенные заимствованные слова подходящими по смыслу словами из данного ниже списка.

    Интерактивная передача, мутация взглядов, эксклюзивная модель, корректный тон, бороться за электорат, просторная рекреация, обсуждение в кулуарах, локальная власть, искусство андеграунда, удачливый коммерсант, презентация модели, транспарентностъ лозунга, лимитировать время, наш любимый слоган.

    Слова для замены: изменение; прозрачность, понятность; девиз, лозунг; представление (показ); обратная связь; подпольный; уникальный, единственный; местный; правильный; избиратели; место для отдыха; коридоры, помещения для отдыха; предприниматель.

    Задание 5. Подберите русские слова-синонимы к словам иноязычного происхождения.

    Аплодировать, аргумент, вояж, детектив, имидж, имитировать, летальный, маркетолог, претендовать, пролонгировать, пунктуальный, статус, статут, толерантный, фатальный.

    Задание 6. Вставьте в предложения подходящие слова из данных синонимических рядов.

    1. В своей речи директор завода признал, что совершил.... Да-а, что-то я, брат, не рассчитал, извини, ... вышла. У меня в курсовой все нормально, а вот в пятом задании я такой... сделал - и не заметил! И на старуху бывает.... Сроки надо2. Органы-имплантанты чужеродны для организма, он должен... к ним. Молодая лошадь все никак не могла... к бегу упряжной, сбивалась с шага. Потеряв зрение, люди... жить, развивая другие каналы связи с окружающим миром.

    Синонимы: 1. Ошибка, просчет, оплошность, погрешность; проруха, накладка (простор.); оплошка (разг.); ляп (жаргАдаптироваться, приспосабливаться, приноравливаться, привыкать.

    Задание 7. Подберите русские соответствия заимствованным словам, обратите внимание, как в результате изменяется смысл предложения и его стилистическая окраска.

    1. Примадонна согласна с мнением, что «главное, что дает этот конкурс - это промоушн». 2. Сегодня нерабочая суббота, завтра нерабочее воскресенье. А в понедельник день памяти павших солдат - тоже нерабочий. Итак, долгий уикэнд. 3. Вот такой он Бельмондо а ля рюсс. 4. Ничего интересного: развлечение для тинейджеров. 5. Нет, ты только послушай! Батарейки - «энерджайзер», напитки - «энсрджайзер», таблетки - «энерджайзер»! 6. В 1914 году герцог Монако бросил клич: «Копы, бобби, фараоны всех стран, соединяйтесь!». 7. Тебе не удастся манкировать просьбой шефа. 8. От частого повторения слова девальвируются, теряют свою значимость. 9. Реши, наконец, этот вопрос, что за инфантильность! 10. «Школа выживания» обучает поведению в экстремальных условиях. И. Перед выборами многие партии выступили в альянсе. 12. В «Огоньке» поместили эксклюзивные фотографии президента. 13. Эти музыканты представляют на сцене прямо какое-то инфернальное действо! 14. В муниципальном хозяйстве одни прорехи.

    Слова для вставки: подросток, пренебрегать, ребячество, полицейский, обесцениваться, союз, городской, энергоемкий, выходные, продвижение (раскрутка, жарг.), по-русски (на русский манер, лад), крайне сложный, адский, исключительный (редкий, уникальный).

    Задание 8. Подчеркните антонимы в следующих предложениях. 1. Теплое лекарство для холодной погоды (Реклама). 2. Доля экспорта товаров несопоставима с долей импорта. 3. То, что

    цивилизация понимает как прогресс, можно рассматривать как регресс в некотором роде. 4, От других мне хвала - что зола. От тебя и хула - похвала (А. Ахматова). 5. У нее не глаза, а очи, и не губы - уста (М. Цветаева). 6. За нашей спиною остались паденья, закаты, - ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет! Мне хочется верить, что черные наши бушлаты дадут мне возможность сегодня увидеть восход. (В. Высоцкий). 7. Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг - а так... (В. Высоцкий). 8. Сытый голодного не разумеет (ПоелДобрая слава лежит, а худая слава бежит (ПоелГоворит бело, а делает черно (Поел.).

    Задание 9. Составьте антонимические пары, используя заимствованные приставки, например: демократический - антидемократический.

    Конструктивный, гармоничный, моральный, монополистический, эмигрант, интеграция, долларизация, регулярный, комфорт.

    Задание 10. Выпишите пары слов с противоположным значение^, например: беспредел - законность, пиратский - законный.

    Беспредел, малообеспеченный, демократия, стабилизация, прогресс, фирменный, всеобщий, поддельный, массовый, элитарный, национализация, приватизация, обналичить, ухудшение, денационализация, мирный, законность, противостояние, эксклюзивный, коммерческий, локальный, сотрудничество, согласие, пиратский, спад, доступный, кризис, богатый, фальшивый, малоимущий, законный, лицензированный, силовой, подъем, государственный, частный, тоталитаризм, обезналичить.

    Задание 11. Выберите из данных слов антонимы, синонимы и паронимы. Составьте предложения с паронимами.

    Закоснелый - закостенелый, движимость - недвижимость, любознательность - любопытство, прецедент - инцидент, минимум - максимум, рэкет - вымогательство, многообразие - плюрализм, воинственный - воинствующий, эмигрант - иммигрант, дипломатический - дипломатичный, мизантроп - альтруист, претендент - соискатель, великий - ничтожный, приоритет -- первенство, бережный - бережливый, падший - павший, опробовать - апробировать, опасный - опасливый.

    Задание 12. Подберите синоним из данного ниже списка заимствованных слов к одному из членов данных антонимических пар.

    Безразличный – заинтересованный, обычный - особенный, короткий - длинный, подлинник - подделка, сократить - продлить, принимать во внимание - оставлять без внимания.

    Слова для подстановки: игнорировать, пролонгировать, индифферентный, оригинал, экстраординарный, лаконичный.

    Задание 13. Разверните следующие высказывания так, чтобы устранить двузначность выделенных слов:

    1. Врач решил лекарство оставить. 2. Я прослушал ваши замечания. 3. Мы обошли площадь. 4. Автор оговорился в предисловии. 5. Врачи просмотрели симптомы болезни. 6. После тяжелого приступа больной стал отходить. 1. Бабушка задула лампу. 8. Профессор бросил эту идею.

    Задание 14. Вставьте, если нужно, буквы вместо точек.

    Оф...шорный, ас..., апеллировать, о...нонент, количество, те...ниска, им...итация, идил...ия, ил...юзорный, коммюнике, оф-...орт, дил...етант, киднс...пинг, бестсел...ер, ап..робировать.

    Задание 15. Напишите стилистические пометы (разг., простор., жарг., книжн.) к следующим словам. Составьте с ними предложения.

    Рыцарь пера, репортер, газетчик, журналюга, папарацци, стрингер, писака, борзописец (о журналисте); ботаник, зубрил-ка, уникум, ньютон (об отличнике); наставлять, воспитывать, лечить (о процессе воспитания); компьютерщик, программист, пользователь, юзер.

    Задание 16. Перед вами излюбленный журналистский прием - переиначенные цитаты. Восстановите изначальное выражение.

    Не сыром единым жив человек. Горе от зубов. Не рой Иса-акию яму. Блеск и нищета рудокопа. Особенности национального костюма. Где ваше не пропадало.

    Задание 17. Исправьте «опечатки» газетных публикаций.

    Это великоляпие. Троцкий собор. Великоушный рыцарь. Мы недоуценили этого сотрудника. Косметику снимаем от переносицы к копчику. Конек-гробунок. Ввернуть рукопись автору. Мужикальйый марафон. Трепортаж с места событий. Телевидимокомпания. Брекламная пауза. Бодрое утро («Журналист»).

    Задание 18. Подчеркните омонимы, поставьте в них ударения. Напишите их в исходной (словарной) форме, например: стрелки - стрелок, стрелки - стрелка.

    1. Куда указывают стрелки, туда идут наши стрелки, 2. Как ни далека дорога, мы знаем: честь дорога, и хоть плачем и трусим, но трусим себе потихонечку и песню распеваем для храбрости. 3. Портной чинит нам одежду, а враг чинит препятствия. 4. Плачу за расхлябанность: плачу горькими слезами, да поздно. 5. О чем спор? Он на работу спор. 6. Бросали косточки от слив, вот и засорился слив. 7. Нигде нет шила - сапог чем шила? 8. Для нежных дам - цветы, а вам - репейник дам. 9. Мокрая земля парит - дедушка в бане косточки парит

    Задание 19. Богатство речи. Сравните два текста и оцените их с точки зрения правильности и богатства речи. Какие языковые средства делают речь богатой?

    1. Наступал вечер. Солнце садилось за горизонт. Его лучи были еле видны сквозь деревья. На небе появилась заря.

    2. «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, обливали стволы осин таким тёплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй». (И. Тургенев. Отцы и дети)

    Задание 20. Богатство речи. Подберите синонимы к слову «хороший». Определите, в чём заключаются различия между ними.

    Задание 21. Богатство речи. О какой особенности русского языка идёт речь в данном тексте?

    Как, например, передать по-французски разницу между: «я переставляю стулья», «я перестановляю их», «я перестанавливаю их», «переставил», «перестановил»? Или удаётся ли найти в другом языке слова одного корня, чтобы передать фразу: «Когда настойка настоялась, я настоял, что настало время наставить рабочих, как должно наставлять воронку на бутылку?» (В. Брюсов).

    Задание 22. Выразительность речи. Соотнесите тропы и стилистические фигуры с их определениями.

    1. Анафора а) перенос значения с одного явления на другое по смежности
    2. Метафора ­ б) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
    3. Антитеза в) замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков
    4. Гипербола г) употребление слов в переносном значении на основе сходства
    5. Метонимия д) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
    6. Градация е) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда
    7. Эпифора ж) иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа
    8. Парафраза з) соединение понятий, противоречащих друг другу
    9. Синекдоха и) намеренное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета
    10. Аллегория к) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
    11. Оксюморон л) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах
    12. Риторический вопрос м) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда
    13. Парцелляция н) намеренное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета
    14. Литота о) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ

    Задание 23. Выразительность речи. Укажите средства выразительности, использованные в данных примерах.

    А. 1. Светало. Чередою облака, подобные верблюдам, жевали медленно последнюю звезду (Ю. Давыдов). 2. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (А. Пушкин). 3. Ягнёночек кудрявый месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин). 4. У меня в Москве – купола горят, У меня в Москве – колокола звенят (М. Цветаева). 5. Всё было вдесятеро слышнее, чем днём, каждое слово, каждый всплеск весла, каждый удар сердца (Е. Замятин). 6. Плыву я по долгой и зыбкой реке, Где сны говорят на двойном языке (Ф. Григорьев). 7. На асфальт растаявшего пригорода, сбросивши пальто и буквари, девочка в хрустальном шаре прыгалок тихо отделилась от земли (А. Вознесенский). 8. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело, дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло (А. Фет). 9. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).

    Б. 1. Дождь шепелявил в листьях, в георгинах (Г. Семёнов). 2. Орехи рассмеялись по чистому полу дробным смехом, зеркало подмигнуло и качнулось, задремавшие стены выпрямились, стали бодро, как солдаты, каблук в каблук (В. Шишков). 3. И вылезал на палубу кочегар, весь чёрный, с глазами, подведёнными угольной пылью, с поддельным рубином на указательном пальце (В. Набоков). 4. В голой комнате, где за низкой перегородкой, в душной волне солнца, сидели за своими столами чиновники, опять была толпа, которая, казалось, только затем и пришла, чтобы во все глаза смотреть на то, как эти угрюмые господа пишут (В. Набоков). 5. Утром, когда с росою целовались первые лучи, земля оживала, воздух наполнялся звуками радости, восторга и надежды, а вечером та же земля затихала и тонула в суровых потёмках (А. Чехов). 6. Иногда сквозь облака на мгновение выглядывала луна, но хмурые тучи стремились заслонить её, точно не хотели, чтобы она светила на землю (В. Арсеньев).

    Задание 24. Выразительность речи. Исправьте речевые ошибки, допущенные при употреблении тропов.

    1. Человек – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. 2. Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. 3. Степь цвела: словно факелы стояли красные и жёлтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. 4. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд. 5. На месте происшествия обнаружена гармошка, на которой приклеена девушка. 6. Подземные богатыри (о шахтёрах) в четвёртом квартале вышли на более высокие рубежи. 7. Почему-то всегда домой корабль идёт быстрее, словно хочет поскорее прижаться к родной земле. 8. Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор. 9. Стюардесса смотрела на меня нежным глазом и пропустила вперёд. 10. Лиза с матушкой жили бедно и, чтобы прокормить старушку-мать, бедная Лиза собирала в поле цветы.

    Задание 25. Выразительность речи. Найдите и назовите средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), использованные в стихотворении.

    Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь. Друг мой! В сиянье ночном Как мне печаль превозмочь?.. Ты же светла, как любовь, В тихую, звездную ночь. Друг мой, я звезды люблю – И от печали не прочь… Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь. (А. Фет) Я жду… Соловьиное эхо Несётся с блестящей реки, Трава при луне в бриллиантах, На тмине горят светляки. Я жду… Тёмно-синее небо И в мелких и в крупных звездах, Я слышу биение сердца И трепет в руках и в ногах. Я жду… Вот повеяло с юга; Тепло мне стоять и идти; Звезда покатилась на запад… Прости, золотая, прости! (А. Фет)
    Две жизни (Дума) Две жизни в мире есть. Одна светла горит она, как солнце; В ее очах небесный тихий день; В сиянии – святая мысль и чувство; Ее живая сила так роскошно Звучит свободной и разумной речью. И это – жизнь земнова духа; Долга она, как божья вечность… Другая жизнь темна; В ее очах – земная грусть и ночь; И спит она сном крепким и мятежным, Таится мысль в ее цветистых формах, Но не звучит свободной речью; Наклоннее во тьме она к молчанью. И это – жизнь земнова праха; Кратка она, как блеск звезды падучей… (А. Кольцов) Я был у ней Я был у ней; она сказала: «Люблю тебя, мой милый друг!» Но эту тайну от подруг Хранить мне строго завещала. Я был у ней; на прелесть злата Клялась меня не променять; Ко мне лишь страстию пылать, Меня любить, любить, как брата. Я был у ней; я с уст прелестной Счастливое забвенье пил И все земное позабыл У девичьей груди прелестной. Я был у ней; я вечно буду С ее душой душою жить; Пускай она мне изменит – Но я изменником не буду. (А. Кольцов)

    Задание 1. Приведите 2-3 высказывания писателей, лингвистов или общественных деятелей о богатстве русского языка.

    Задание 2 . В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.

    1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца были с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала пришлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался поразить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

    2. На столах художественного отдела лежали иностранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.

    3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.

    – Смотрите, смотрите! – крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:

    – Пашка! На толкучку едешь?

    4. По окончании его речи оба корреспондента, прислушиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: «Шумные аплодисменты, переходящие в овацию...».

    5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шоссе, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.

    Задание 3. Подберите как можно больше синонимов к словам

    Бежать; отлично; играть; быстро; проблема; обеднеть; умный; сказать; шалун; заболеть; сильный; сделать.

    Задание 4. Подберите как можно больше определений к словам

    Задание 5 . Подберите антонимы к словам

    Движение; начало; твердый; сила; болезнь; просторный; шум; верх; уважать; награда; вред; лениться; усталый; ненастье.

    Задание 6 . Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания – близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. Докажите, что фразеологизмы обогащают речь:

    а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывести на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

    б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, легкомысленный человек, не суметь разобраться в чем-либо, усердно работать.