Что символизирует образ христа в поэме 12. Cочинение «Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать

Скучный «набор стихов и частушек», – так говорил о поэме Блока Иван Бунин. «Самое значительное произведение нашей эпохи», – утверждал Лев Троцкий. Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы – Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев. Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу.

Поэма «Двенадцать» (1918) – свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца). Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков. В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу. Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.

Кто же впереди: многообразие трактовок

Христос. Иллюстрация Н. Гончаровой к поэме Блока “Двенадцать”

В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ – образ Христа. Вот эти известные строки:

…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.

  • Бог умер

Обложка издания поэмы Блока в издательстве “Новый путь”

В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».

Одна из интерпретационных крайностей образа венка – его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера. Здесь мы видим перекличку с философией Фридриха Ницше, популярного в России начала ХХ века и утверждавшего, что «Бог умер», а также с цитатой из произведения самого Блока, написанного в 1918 году: «Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос». Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.

  • Лже-Христос

Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа , который считал, что «поэма – это предел и завершение блоковского демонизма». В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», – антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь. И вот он принимает облик Спасителя – и увлекает за собою духовно неразвитых «апостолов»? Ведь такая трактовка имеет свою логику».

Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.

  • Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»

“Двенадцать”, берлинское издательство “Нева”

Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу – средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира.

В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.

Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».

  • Христос – Спаситель

Михаил Ларионов. Иллюстрация к поэме Блока “Двенадцать”

Другая актуальная трактовка отражает наиболее ортодоксальное, православное понимание образа Спасителя в поэме. Согласно этой литературной традиции, Христос – мученик, который идет на гибель ради обновления жизни. Здесь не может идти речи об антихристе, принявшем облик Иисуса, чтобы обмануть красноармейцев. Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них – одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь. Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец».

Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной…» могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос – над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.

Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников. Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т.е. фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом - образом страданий и крови.

Во всем есть промысел Божий. Христос – во всем происходящем в мире. Иисус в поэме олицетворяет и идею принятия на Себя очередного греха людей, и идею всепрощения, и надежду на то, что те, кто совершил кровавый грех все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев - олицетворения всей разбойной России, всего человечества.

А как думал сам Блок?

Блок, портрет 1917 года

Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.

Какими бы разнообразными ни были трактовки критиков и литературоведов, сохранились записные книжки самого Блока, в которых поэт сделал несколько записей о своей поэме, что часто не учитывается при анализе «Двенадцати», в том числе в школе. Так, 18 февраля 1918 года Блок пишет: «Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, “достойны ли они Его”, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого - ?» Но кто этот Другой, Блок сам не знает. Следовательно, образ Христа в финале поэмы был для Блока единственно возможным. Как отмечает филолог Дина Магомедова, «Блок ничего не искал. Он писал о том, что увидел. И проницательные слова Блока о Христе в финале поэмы свидетельствуют об одном: поэт был непреложно убежден в органичности именно такого завершения».

Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «… был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен. В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале. Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония. Важно, что явление Христа в конце поэмы - символическое явление необходимости религии. Еще 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее – от падения религии…».

Урок – исследование

« Значение образа Христа

в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Цели:

    Ввести учеников в процесс познания.

    Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

    Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

    Выработать общеучебные умения: работать в группе, умение творчески интерпретировать текст, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить знания.

Структура урока:

    Вступительное слово учителя

    Стадия вызова. Мозговой штурм.

    Стадия осмысления текста.

    Рефлексия.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя .

Сегодня на уроке мы будем работать в технологии развития критического мышления. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь, интересно. А девизом нашего урока предлагаю взять слова Блока:

«И вечный бой! Покой нам только снится.»

2. Стадия вызова. Мозговой штурм.

Одни воспринимают образ Христа в финале поэмы А.Блока «Двенадцать» как кощунство, так как Блок поставил Христа впереди убийц. Другие: «Христос чужд революции и ее идеалам»

Начать урок мне хочется с вопроса:

»Как бы вы итерпретировали образ Христа в поэме «Двенадцать»?

А вот как сам Блок писал об этом:

» Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»

3. Стадия осмысления

Инсерт – (разметка текста)

« +« - понял

«-» - не понял

«!« - не согласен

«?» - вызывает вопрос

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Почему несомненно Христос?

Задай вопрос

Вопросы «толстые» и «тонкие»

Объединимся в группы.

Задания по группам:

1.Каждый формулирует вопрос

2. Вопросы обсуждаются в группе

3. Выбирается самый удачный вопрос

4. Группа продумывает ответ на него.

5. Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями.

Например: 1 группа

Толстый вопрос:

Почему поэма называется «Двенадцать»?

Тонкие вопросы:

1.Почему Блок выбирает эпитет «божьем» в первой строфе?

«Ветер, ветер на всем божьем свете»

(Ответ: Рисует образ Творца как напоминание о созданном им мире, ведь это он создал Землю и человека на ней, а потому несет за него ответственность.)

2. Кому верит старушка?

(Ответ: Богородице, потому что вера в Нее – это вера, которую люди впитывали в себя с молоком матери, а большевики – это что – то новое, непонятное)

3. Как Блок относится к духовенству?

(Иронично. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно бы пришло к мысли о сродстве революционных и христианских идей)

4.Как относятся к религии 12? «Эх,эх без креста»

(Свобода понимается как активное неприятие религии)

5.»Мировой пожар в крови

Господи, благослови!

Может ли Творец благословить подобное?

(Творец никогда не благословит на убийство, потому что одна из заповедей Христа «Не убий»)

2 группа

Толстый вопрос

Что можно сказать о системе ценностей 12 красногвардейцев?

(В системе ценностей 12 явлениями одного порядка предстают: лущить семечки, чесать темечко, проводить времечко и полоснуть ножичком. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого полное духовное одичание, забвения себя как человека.)

Тонкие вопросы

Как эпизод убийства Катьки связан идейно и композиционно с образом Христа?

(Христос выступает как воплощение идеи прощения грешных, то есть убийц)

«Эх, эх согреши

Будет легче для души!»

2. Почему 8 глава заканчивается словом «Скучно!»

(Это говорит о душевной пустоте 12)

3 группа

Кластер

Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток?

Как вы понимаете «человек – вопрос»?

Почему «человек – вопрос» стоит на том месте, где находится сердце распятого на кресте Христа?

Можно ли сказать, что основной вопрос поэмы связан не с противостоянием старого и нового, а с судьбой человека в мире, который разрушен?

3. Стадия рефлексии.

    Дополните кластер.

    Заполнение таблицы:»ЗХУ»

Знал

Хочу узнать

Узнал

Появление Христа не случайно. Этот образ постоянно присутствует в поэме.

1.Почему несомненно Христос?

2.Почему страшно, что он опять с ними?

3.Что значит «надо другого? О ком это?

1.Христос не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы,который этим же человеком создан.

2.Страшно от повторения бессмысленного по сути – похода начатого под именем Христа, ибо он не принес ни мира, ни добра.

3.Если он с ними, а не другой, то есть надежда, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без него такой надежды нет, поэтому поэма начинается с черного цвета и заканчивается все – таки белым.

Знакомство с оценкой поэмы «Двенадцать» Петром Струве.(Индивидуальное задание. Работа с интернет – ресурсами)

    «Но все – таки «Двенадцать» – величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая – то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол»

    Учитель :Согласны ли вы с такой оценкой?

    Заключительное слово учителя

Можно по – разному относиться, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Домашнее задание: Синквейн «Революция Блока»

После прочтения Двенадцати в очередной раз пожалел, что мы с Блоком не ровесники. Честное слово, если бы он жил сейчас, я бы обязательно его разыскал, чтобы просто встретиться и поболтать. На мой взгляд один из самых великих поэтов, и просто людей, в истории.

Выкладываю размышления на тему, обозначенную выше. Это можно назвать рецензиями на рецензии. Кстати заодно можно подчерпнуть кое-что о "пользе" российского интернета... :-(

текст:

Версии появления Иисуса Христа
в поэме "Двенадцать"

Хотелось бы начать с того, что в поэме речь идет о революции, а вернее даже о ее последствиях: разруха, убийство не только буржуазных, но и интеллигентных слоев общсетва, ну и прочая социально-политическая дрянь. На самом деле после прочтения поэмы я в очередной раз для себя убедился, что Блок - великий человек и он навсегда останется в моем сердце кумиром. Он куда лучше меня понимал все страшные четы революции. Образ Христа мне самому удалось найти только один: мне показалось, что им был ветер, быстрый ветер, описываемый по ходу всей поэмы, пронизывающий всё насквозь, ну прямо как Бог в христианских сказках. На самом деле, помимо задания стало интересно и я полез читать рецензии в интернете. Поразила буквально первая же ссылка . По ходу всей статьи описывается крайне положительное отношение Блока к революции, что мол он их всячески поддерживает, и что толпа - это действительно 12 апостолов, возглавляемых самым настоящим Иисусом. Я категорически с этим не согласен! Да как можно понимать Блока так буквально? Да, число двенадцать действительно здесь неслучайно, это как насмешка, может быть даже для того, чтобы запутать неверного читателя! Но уж что возглавляет их не Христос - это однозначно. Это было понятно мне еще до прочтения рецензий. Блок - символист. Символл - его стихия, от этого никуда не деться. Пусть он пишет сейчас не о любви, но символы не исчезли. Человек, писавший рецензию яводалек от литературы в целом и от символизма в частности.
Вторая рецензия не представляла для меня ничего интересного, так как была написана какими-то ярыми фанатами коммунизма, ничего не видящими в поэме, кроме образа Ленина.
А вот третья рецензия была очень интересной и в ней приводились достаточно четкие доказательства, почему тот или иной символ - образ Христа.
Во-первых, в самом начале поэмы бросается в глаза то, как контрастируют черный вечер и белый снег. Противопоставление может являть собой скорее всего некое столкновению, борьбу: революцию. Двенадцать человек - сильно напрашиваются двенадцать апостолов, учеников Христа. Эти двенадцать ведут себя как будто, если быть откровенным, их только что выпустили из тюрьмы. Кстати, мы все отлично знаем, что большевики были атеистами. Единственным Богом у них был Владимир Ильич. Их шествие все время поддерживает вьюга, урга, а пурга по Пушкину - свадьба ведьмы или похороны домового. За отрядом двенадцати ковыляет пес - это опять же по христианским сказкам земное обличие черта. Возглавляет отряд "Исус Христос"

С кровавым флагом в руках. По идее - самый положительный персонаж во всей истории, так как принял смерть за грехи человеческие. Тут же "Исус" призывает к насилию и возглавляет шествие, да еще и этот кровавый флаг. Скорее всего это что-то максимально противоположное, Сатана ведет отряд из двенадцати. Так же в середине поэмы Блок словно на руках проносит по строчкам Катьку, которую символически выбдает за много раз грешившую девушку, которой в итоге достается пуля от одного из бывших любовников. Эта девушка здесь на самом деле символ чистоты, несмотря на ее прошлое, и ее смерть, как жертва революции. Не зря Блок решил дать ей имя "Катя", что означает "чистая".

Отдельное спасибо Машеньке Крючковой за помощь в поиске материалов.

Цели:

  • Постараться уяснить, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так, в особенности, и образ Христа;
  • Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков и с изображениями Христа-Спасителя на иконах XII-XV веков.
  • Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.

Оборудование и наглядность:

  • Портреты и фотографии Блока;
  • Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана, Малеша;
  • Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря», Б. Биргер «Выход с тайной вечери», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
  • Изображение Спаса на иконах: «Спас» А. Рублева; «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов.

Эпиграф к уроку:

«Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры».
Ключевский

Ход урока

Ученик читает начало 1 главы наизусть:

Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие. Почему? Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» – одна из загадок литературы XX века. Вспомним оценку самого Блока.

Ученики рассказывают о периоде, когда создавалась поэма, приводят слова поэта: «Сегодня я – гений», сказанные им 29 января 1918 года, после завершения работы. Блок, по его словам, «…в январе 1918 года в последний раз отдался стихии…»

Учитель: Какое впечатление произвела поэма на современников Блока? Что увидели они в «Двенадцати»?

Ученики: Одни увидели сатиру, проклятие, другие – гимн, славу революции. Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.

  • Бунин отрицательно воспринял произведение. Назвал поэму «нечто вульгарное, неумелое».
  • Маяковский: «Одни увидели гимн революции, другие – сатиру на неё».
  • Иванов-Разумник: «Блок видит мировое значение совершающегося… Это поэма о революционном Петрограде, о грязи и преступлениях… и в то же время это благая весть…»
  • Горький назвал поэму сатирой.
  • Луначарский увидел в поэме бессмертие.
  • Волошин: «Блок уступил свой голос большевикам»
  • Бердяев назвал «Двенадцать» «изумительной, почти гениальной вещью», но в то же время отметил, что «Блок жестокой смертью поплатился за галлюцинацию, обман».

Учитель: Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?

Ученики приводят доказательства «за» и «против».

  • М. Волошин увидел в «Двенадцати» связь с «Прекрасной Дамой» и «Снежной Маской», значит, Блок не изменил себе.
  • Иванов-Разумник назвал Блока «поэтом розы и креста».
  • Чуковский также отмечал, что Блок остался верен себе.

Одна группа учеников проводит сравнение между поэмой и циклом «Стихов о Прекрасной Даме», где изображенный мир совсем иной: светлый, прекрасный; храмы и терема, любовь возвышенная и чистая. В «Двенадцати» всё иное, здесь Блок другой.

Вторая группа учеников сравнивает поэму со стихами о России, с третьей книгой, где появляется образ ветра, а Россия – «хмельная», «разбойная», «удалая», – подтверждает мысль, что Блок остается тем же поэтом.

Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало такие разноречивые оценки и споры, которые не затихают до сих пор, через 90 с лишним лет после появления поэмы?

Ученики: Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» – двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа.

Учитель: Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала. Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, и не поставим последнюю точку в более чем 90-летнем споре. Но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока.

Итак, тема нашего урока: «В белом венчике из роз – впереди Исус Христос» (Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»).

Ученик читает наизусть финальную сцену:

…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Учитель: Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:

  1. искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы;
  2. образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы. Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения.

Ученики доказывают, что образ Христа незримо, но уже присутствует в поэме, начиная с первой главы (зачитывают строчки):

  • 1 глава: «На всем божьем свете».
  • 2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь».
  • 3 глава: «Господи, благослови».
  • 5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…»
  • 7 глава: «…позабавиться не грех…»
  • 8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»
  • 10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
  • 11 глава: «И идут без имени святого…»

Выводы о закономерности появления образа Христа-Спасителя. Он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?

Чтение 12 главы по ролям.

Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Кто этот невидимый «Кто»? «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? «…машет красным флагом»? «Кто в сугробе…»?

Что звучит в этих вопросах?

Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» – Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.

Учитель: Следовательно, можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме?

Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый». Неугомонный – значит, не угомонится, т.е. не успокоится. Христос, наверное, не может успокоиться, видя безобразия, преступления, злодеяния. Революционеры – атеисты, безбожники, действуют «без имени святого», без креста. «Ко всему готовы, ничего не жаль…»

Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же? Напоминанием. Что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы. Вспомните сцену убийства Петрухой Катьки, поведение Петрухи (гл. 6-7).

Ученики рассказывают о муках совести убийцы и о том, как не дают товарищи ему раскаяться:

Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль! (7 глава)

Петруха называет имя незримого врага – Спаса.

Учитель: Каков смысл этого слова в поэме?

Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.

Сообщение ученицы об иконах «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов и о «Спасе» Андрея Рублева.

Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайно и имя Петра, Петрухи. Оно символично.

Ученица делает сообщение о библейской легенде, об апостоле Петре, об учениках Иисуса Христа и о картинах Леонардо да Винчи и Н. Ге с одинаковым названием «Тайная вечеря», где изображен Иисус среди своих учеников-апостолов.

Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?

Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога:

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел… (7 глава)

Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим. Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати? Кто они, апостолы новой жизни, какими изобразил их поэт?

Ученица делает сообщение о красногвардейцах.

Ученик читает наизусть вторую главу:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую, в избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев на фоне рушащегося старого мира? Какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения двух учениц)

Учитель: Вот какие люди пришли к власти и стали хозяевами новой жизни. Русские писатели, не принявшие революцию, такие как Бунин, Мережковский, Гиппиус, видели в ней приход антихриста и конец света. Так возможно ли, чтобы Иисус Христос у Блока возглавил «апостолов насилия и грабежа»? Для верующих – это кощунство. Но ведь Христос говорил: «Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» – в этом глубокий смысл явления Христа людям.

Русские художники не раз обращались к образу Христа. Каким изображен Христос на картинах Крамского и Иванова? Отличен ли их Христос от блоковского?

Сообщение учениц о картинах Крамского «Христос в пустыне» и Иванова «Явление Христа народу».

Учитель: Работа над образом Христа требовала огромного напряжения, до физического изнеможения. Александр Иванов считал свою картину, над которой работал двадцать лет, делом всей своей жизни. Блок, как мы уже знаем, после «Двенадцати» почти ничего не писал до самой смерти.

В поэме, в отличие от картин, нет явления Христа, он невидим. Его увидел только поэт, но где и как?

Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е. среди вьюги, метели, выросшего как бы из снега, «в белом венчике из роз». Но не во главе. Его не видят солдаты.

Сообщение ученицы о картине Биргера «Выход с тайной вечери».

Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа.

Ученики зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д. В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт». Блок до конца не осознал написанного. По воспоминаниям К. Чуковского, он прислушивался к разговорам, «как будто хотел найти того человека, который объяснил бы ему смысл поэмы».

Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и до Блока, и после Блока. Но первооткрывателем образа Христа в русской поэзии считается Г.Р. Державин.

Ученица читает наизусть отрывок из оды Державина «Христос»:

Христос – весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным.
Весь круг бы без него миров
Неполным был, несовершенным.

Христа нашедши, всё находим!
Эдем свой за собою водим,
И храм его – святы сердца.

Учитель: Нашли своего Христа двенадцать?

Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»

Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос? Исследователи предлагают несколько трактовок образа: Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие. Ваше мнение.

Ученики высказывают разные точки зрения.

Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И. Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек». Сам Александр Блок надеялся, что поэму прочтут «когда-нибудь, в не наши времена» и поймут её и его, поэта.

Блок – пророк, и поэма его – трагическое пророчество о спасении России. Обратите внимание на эпиграф к уроку, на слова русского историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры». Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлен Храм Христа Спасителя, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого». Поэма «Двенадцать» – предупреждение, попытка Христа-Спасителя разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге?

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.