Что является единицами изучения в морфологии. Основные понятия морфологии

Дружба – одна из самых прекрасных форм человеческих отношений. Близкие вам по духу люди делают вашу жизнь интереснее, полнее. Они придут на помощь в трудную минуту или дадут хороший совет.

Однако среди людей, которых вы считаете своими друзьями, могут встретиться особы, не совсем искренне и честно к вам настроенные. Такие индивиды используют окружающих в собственных целях. Кроме того, вы можете и сами заблуждаться на тот счет, насколько близкие у вас отношения с тем или иным человеком.

Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего вам нужно определить для себя само «дружба». Подумайте, чего вы ожидаете от близких вам людей. Подберите несколько качеств, которыми должны обладать настоящие друзья. Попробуйте описать взаимоотношения, которые существуют между приятелями.

Список друзей

Теперь посмотрите, соответствует ли реальность вокруг вас вашим представлениям о дружбе. Если среди ваших знакомых есть человек, портрет которого подходит под описание друга, проанализируйте ваши с ним отношения.

Вспомните, поддерживали ли вас этот человек в сложной или непонятной ситуации, вставал ли на вашу сторону при необходимости. Подумайте, насколько сильно данный индивид вами интересуется, расспрашивает ли о том, что происходит в вашей жизни.

Разберитесь, делитесь ли вы с вашим приятелем сокровенными мыслями, разделяете ли какие-то идеи друг с другом. Люди, у которых нет вообще никаких точек соприкосновения, вряд ли смогут быть друзьями. Поэтому подумайте, есть ли у вас общие увлечения, интересы, вкусы, цели или принципы.

Настоящий друг

Помните, что настоящий друг не станет вас критиковать просто так. Специально пытаются снизить самооценку окружающих и за счет этого самоутверждаются только негативно настроенные к вам личности.

В то же время истинный товарищ откровенно ответит на ваш вопрос, касающийся вашей новой прически или одежды. Если вы интересуетесь его мнением, будьте уверены: он не соврет. На такого человека можно положиться. Ведь правдивость в отношениях настоящий друг ценит довольно высоко.

Определите, насколько вам интересно вместе, часто ли вы видитесь. Без поддержания отношений люди могут отдаляться друг от друга. И тогда вчерашний товарищ становится просто знакомым.

Подумайте, были ли такие случаи, когда ваш друг пренебрегал вашим обществом ради кого-то еще. Есть отдельная категория людей, которая держит так называемых друзей про запас. А если им подворачивается что-то более интересное, они без зазрения совести кидают своих товарищей. Держитесь подальше от таких манипуляторов, если не хотите, чтобы вас использовали.

Разговор с учащимися

«Легко ли быть настоящим другом»

Оборудование: стикеры, мяч (или какой-нибудь другой прдмет)

1. Знакомство

Энергизатор - Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»

«В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения . Передавая мяч (или любой другой предмет, например, ручку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться». (это надо проделать очень быстро).

2. Выход на проблему . Сегодня мы поговорим о том, легко ли быть настоящим другом.

Скажите, как вы думаете, какое слово в названии нашей беседы самое важное?

Дети должны выделить слова «друг» и «настоящий» (или дружба, настоящая).

Друг, товарищ, приятель – одинаковы ли по смыслу эти слова? (ответы детей). Чем ваш друг отличается от тех, кого называем приятелями, товарищами? (ответы детей). Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Давайте подчеркнем слово «настоящий». Если ли есть настоящий друг, значит, есть ненастоящий. Так кого же мы можем назвать настоящим другом? Скажите мне, у кого из вас есть такой друг, о котором вы можете сказать: «Это мой настоящий друг»? Я вижу, что вы подняли руки. А кто может мне ответить на вопрос, по каким признакам вы определяете, что между вами существует настоящая дружба?


Упражнение «Мой настоящий друг».

Одна девочка поделилась со мной, что у нее нет настоящих друзей. Давайте поможем ей найти настоящего друга. Вы, наверное, знаете, что в газетах часто публикуют объявления под рубрикой «Хочу познакомиться». Давайте, ребята, поможем этой девочке и составим объявление от ее имени «Ищу настоящего друга».

Учащимся предлагается в группах (а может каждый индивидуально) написать на стикерах те качества, которые необходимы другу. Пока дети пишут, необходимо на доске нарисовать силуэт человечка, на который будут приклеены стикеры. Получится своеобразный портрет настоящего друга.

Совместное обсуждение результатов, важно обратить внимание детей на те качества, которые необходимы для настоящей дружбы – неравнодушие друг другу, готовность принять участие в судьбе друг друга, преданность, взаимопонимание , готовность пожертвовать чем-то ради друга и т. д.

А теперь давайте обсудим такую ситуацию. Представьте себе, что в некой школе учатся двое ребят, назовем их Ваня и Таня. Они считаются настоящими друзьями. Но вот какое неприятное событие произошло. Ване очень понравилась модель машинки, которую принес в школу одноклассник Толя. На перемене Ваня, пока все дети завтракали, без разрешения положил эту машинку к себе в портфель. Это видела только Таня. Толя обнаружил пропажу и начал плакать. Учительница увидела это и попросила ребят вернуть машинку. Но все молчали, молчал и Ваня. И тут Таня объявила, что машину взял Ваня и что его нужно наказать.

Как вы, ребята, считаете – дружеский ли это поступок? (Учащиеся высказывают свое отношение к поступку девочки).

А теперь представьте себя на месте Тани и выскажите предположения, почему она поступила так и могла ли она поступить по - другому? Дети высказывают предположения.

Какие качества характера ей пришлось бы проявить тогда? Считаете ли вы их необходимыми для настоящей дружбы. А какие из них присуще ложной, ненастоящей дружбе? (В случае чего обращаться к схеме настоящего друга). Необходимо детей подвести к мнению, что лучше всего было бы, если бы Таня убедила Ваню признаться в своем поступке. Таня должна была помочь Ване, своему другу, перенести тяжелое время, не отвернуться от него. Подвести детей к выводу, что верность, преданность – необходимые качества для настоящего друга, но и честность также обязательна нужна между друзьями.

3. Подведение итогов . Вы знаете, что в каждом языке есть много пословиц, придуманных людьми и накопленных веками. Эти пословицы отражают мысли людей, их знания и чувства. Есть и пословицы, посвященные настоящей дружбе.

Игра «Закончи пословицу» (Можно провести по желанию)

Один за всех … и все за одного
- Старый друг…. лучше новых двух
- Друг познается….. в беде

Дружбу на деньги ….. не купишь.

Нет друга ищи, а нашел ….. береги

Дружбу топором …. не разрубишь.

4. Рефлексия.

И в заключение нашего разговора я предлагаю вам составить скульптуру, посвященную дружбе, показать, как вы представляете себе дружбу. И каждый из вас будет частью этой скульптуры.

Учащиеся выходят и составляют скульптуру.

Обратите внимание, ребята, как все представляют дружбу (держась за руки).
Любите своих друзей, берегите дружбу! И помните, что настоящий друг всегда поймет и поддержит, если вам необходимо будет сделать сложный вывод.

Морфология (из греч. morfê - “форма” и logos - “учение”) - раздел грамматики, изучающий формы слов. Таким образом, морфология - это грамматическое учение о слове.

Объект “Морфологии” - отдельное слово, его грамматические формы, а также совокупность слов (классы, части речи) с одинаковыми грамматическими формами.

Основные понятия морфологии:

грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Лексическое значение

Грамматическое значение

Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.

Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.

Менее обобщенно.

Более обобщенно.

Неограниченное количество.

Ограниченное количество.

Формальный показатель - корень и словообразовательные аффиксы.

Формальный показатель - словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

Грамматическое значение (ГЗ) - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматический способ - это материальное выражение грамматических значений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Синтетические (изменения внутри слова)

Аналитические (изменения вне слова)

Аффиксальные: флексии (мир - миры ), префиксы (делал - сделал ), суффиксы (подписал - подписывал )

Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой

Чередование + аффиксация: гласных (день - дня ), согласных (могу - можешь )

Частицы: пусть поют, написал бы

Замена суффиксов + флексия: котенок - котята

Предлоги: берег - на берег

Изменение ударения: рУки - рукИ, пересЫпать - пересыпАть

Знаменательные слова: новые кафе, в уютном купе

Редупликация (повтор, удвоение): долго-долго

Интонация: Хлеб купил. - Хлеб купил?

Супплетивный (используется другая лексема): человек - люди, я - меня, ехать - поезжай

Порядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). - День хороший. (Значение предикативности).

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).

Грамматическая форма слова (ГФ) - вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами - грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом ; пишешь - грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать ).

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю ) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий ).

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Типы грамматических форм

Синтетическая (сильный - сильнее, сильного, идти - иди, идите )

Аналитическая (буду решать, пусть позвонят )

Словоформа - слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае - в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.

Парадигма - системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).

ТИПЫ ПАРАДИГМ

Типы парадигм по количеству возможных форм

Полная

Неполная (недостаточная)

Избыточная

Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов.

Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя ; формы 1 лица у глагола победить и т.п.

Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою.

Исходная форма парадигмы - представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного - это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола - инфинитив.

Грамматическая категория (ГК) - грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов. Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода - это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Типы грамматических категорий по количеству членов

Небинарные - ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица.

Типы грамматических категорий по способу выражения значений

Морфологические - ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа.

Синтаксические - категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях.

Классификационные (несловоизменительные ) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода существительных и категория вида глагола.

Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.

Термин «грамматическая категория » используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический , то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Грамматические классы слов (части речи) - совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.

Классификация грамматических классов слов:

1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).

2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4. Особые слова - междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова - лексического и грамматического значения.

Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3.

В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.

Морфология как раздел грамматики. Учение о частях речи

План

    Предмет и задачи морфологии

    Основные единицы морфологического строя языка:

А) словоформа и морфологическая парадигма

Б) грамматическое значение и способы его выражения

    Части речи в современном русском языке

Грамматика русского языка традиционно состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

В системе грамматики между морфологией и синтаксисом много общего. Объясняется это тем, что объектом изучения каждого из этих разделов является слово. Но морфология изучает слово с точки зрения его изменяемости-неизменяемости, а синтаксис изучает отдельные сочетания слов, входящих в состав предложения. Морфология изучает слово как часть речи, а синтаксис исследует слово как член предложения.

Морфология (греч. – «морф» - форма, «логос» - учение) - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

Морфология – грамматическое учение о слове (В.В.Виноградов)

Морфология исследует части речи как грамматические классы слов и принадлежащие этим классам морфологические категории и формы.

Например: слова «стол, дом, топор» - с позиции лексикологии разные слова, т.к. имеют совершенно разный смысл, а для морфологии эти слова представляют собой одно и то же, так как обладают одинаковыми формальными признаками: м.р., ед.ч., им.-вин. падеж, 2-е склонение, нарицательные, неодушевленные и т.д

ЗАДАЧИ МОРФОЛОГИИ:

    Определение основных понятий морфологии,

    Распределение слов по частям речи, а внутри по лексико-грамматическим разрядам.

    Описание морфологических категорий и формообразования частей речи.

    Рассмотрение вопросов функционирования частей речи, в том числе перехода слов из одного класса в другой.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МОРФОЛОГИИ

СЛОВОФОРМА – конкретное употребление слова.

Выделяют словоформы

    Аналитические (составные): более красивый, буду читать

    Синтетические (простые): руку, читаешь, красивее

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – упорядоченная совокупность всех словоформ слова.

Различают парадигмы:

    Именные – п. склонения, п. полных и кратких форм

    Глагольные - п. лица, п. времени, п. наклонения.

По количеству членов внутри парадигмы:

Полная – содержит полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи по той или иной категории (лес, прогулка – ф. ед.ч и мн.ч .)

Неполная – содержит неполный набор форм словоизменения конкретного слова по той или иной категории (молоко – нет ф. мн.ч )

Избыточная – содержит большее количество форм, чем в полной (каплет и капает – избыточна по категории лица и числа )

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – характерно для целого класса слов, это самое общее (обобщенно-отвлеченное) значение однотипных словоформ с регулярным морфологическим выражением.

Грамматическое значение бывает:

    Частеречное

Способы выражения грамматического значения

1. Синтетический: - формообразующие морфемы, доп.: ударение, супплетивизм основ

2. Аналитический – вспомогательное слово: глагол буду , частицы пусть, бы, более .

3. Смешанный – флексия и предлог, флексия и ударение, флексия и суффикс, местоимение и окончание

род, число, падеж (у именных парадигм), вид, залог, наклонение, время, лицо (у глаголов)

Бондарко добавляет: одушевленность-неодушевленность, полнота-краткость, степени сравнения.

В Российской грамматике (1755 г.) М.В.Ломоносовым выделено 8 частей речи. С того времени было много споров, которые касались следующих моментов:

    1. Количество частей речи:

Ф.И.Буслаев – 9 частей речи (выделил имя прилагательное);

А.М.Пешковский – 4 части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);

А.А.Шахматов – 14 частей речи

    2. Состав служебных и знаменательных частей речи:

Ф.И.Буслаев относил числительные и местоимения к служебным словам;

А.М.Пешковский – «счетные слова» (вместо «числительные»)

    3. В 20в. новые части речи:

модальные слова – В.В.Виноградов

Классификация частей речи

Точка зрения на части речи

Сущность частей речи

Представители

Лексико-семантическая

Лексические группы слов, выделяемые на основе их семантики

М.В.Ломоносов

А.А.Потебня

Формально-грамматическая

Формально-грамматические разряды слов, выделяемые с учетом их грамматической структуры и формы слов

Ф.Ф.Фортунатов, Д.Н.Ушаков

Лексико-грамматическая

Лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основе совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков

А.А.Шахматов

Л.В.Щерба

В.В.Виноградов

Части речи по В.В.Виноградову («Русский язык»)

1.Части речи :

Местоимения,

2. Частицы речи :

Частицы в собственном смысле,

Частицы – связки,

Предлоги,

3. Модальные слова

4. Междометия

Характеристика знаменательных частей речи

    Отражают различные явления объективной действительности, т.е. обладают номинативной функцией (кроме местоимения)

    Способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности

    Являются членом предложения. В некоторых случаях могут формировать предложение.

Характеристика служебных частей речи

    Не имеют номинативной функции

    Их употребление несамостоятельно

    Не являются самостоятельным членом предложения (могут входить в состав словосочетания)

    Не могут иметь форму слова

Характеристика модальных слов

    Выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего

    Не изменяются

    Не являются членом предложения

    Грамматически независимы

Характеристика междометий

    Выражают, но не называют эмоций

    Не имеют познавательной ценности

    Не образуют сочетания с другими словами

    Морфологически не членимы

    Обладают интонационным своеобразием