Cочинение «Базаров - герой трагический. Базаров как трагический герой (по роману И

Замысел романа Тургенева "Отцы и дети" появился у автора в 1860 году, когда он отдыхал летом на острове Уайт. Писатель составил список действующих лиц, среди которых был и нигилист Базаров. Характеристике этого персонажа и посвящена данная статья. Вы узнаете, действительно ли Базаров - нигилист, что повлияло на становление его характера и мировоззрения и каковы положительные и отрицательные черты этого героя.

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает "художественного элемента". Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей - "бесплоднейший субъект". Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и "художественного элемента". Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, - типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

Тем не менее в произведении критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда "только болтать" о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с "хвастливым" и "грубым" материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему "приятно отрицать". Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров - нигилист. Он придерживается веры только в науку - физиологию, физику, химию - и не приемлет все другое.

Евгений Базаров - герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе "Отцы и дети" убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех "второстепенных недостатках" сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

"Отцы и дети" И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе ощущение на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. "Базаров" называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое пора сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою ("лицо трагическое"), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем чуткость, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и "мякенький, либеральный барич" Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее подтверждение того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он "свил гнездо", отказавшись от "горькой, терпкой, бобыльной жизни".

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы вещать о нем как о "лице трагическом"! Но сам герой не ощущает себя несчастным. "Нас не так мало, как вы полагаете", - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил "человека, который не спасовал бы" перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи ("место расчистить"), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы "обломать дел много". Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он реально сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему поставленная проблема в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование "загадочного взгляда", любви, "принсипов", или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова содержится в том, что он не смог не примечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны "что-то особенное", впустил в комнату "темную, мягкую ночь", наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: "Нравится тебе дама... - старайся достичь толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - почва не клином сошлась".

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная постоянно, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя "богом", признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова содержится в том, что, будучи нигилистом и в то же пора неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной ещё одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, "гнезда", не только потому, что не было достойной его женщины, но ещё и потому, что он "не был создан" для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям

Если базаровщина болезнь, то она - болезнь

нашего времени и ее надо выстрадать.

Д. И. Писарев

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования - это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.

Роман “Отцы и дети” - это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров - лицо трагическое?” - заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “… и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...”

Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев - один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых.

Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, - он испытал эту жизнь на себе. Базаров - сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером?

“… В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не “популярного”) понимания. Тургенев - не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество.

В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России… Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.

Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»,- так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров - «лицо трагическое». И действительно, Базаров у Тургенева «реф­лектирующий нигилист».

Свои взгляды Базаров раскрывает во время споров с Пав­лом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, обществен­ный строй, принципы. При этом Базаров считает, что ниги­лизм - это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: «Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает «ерун­дой», потребность мечтать - «блажью». Нигилизм героя про­является и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник».

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них - убежденный противник всякого рода романтики. Другой - страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гор­дость» . Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов. Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,- поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание. Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига. Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека. Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше «уездных аристократов», выше Одинцовой.

Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Стра­ницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчет­ливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызван­ные его гибелью.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями». «Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», - от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева - «рефлек­тирующий нигилист». Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры - Онегин, Печорин, Раскольников.

Здесь искали:

  • почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом
  • почему базаров нигилист
  • рефлектирующий нигилист

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы
можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
"Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо
неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя -
Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С
первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
рассудочность". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство
предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем
той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный,
одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким
представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
"рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в
отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки
обжигать". В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
"Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди
существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу,
и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и
сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать".
И он не сопротивляется - делает
"сознательную глупость". Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в
любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает
"что спокойствие все-таки лучше всего". Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят
Базарова: то на него находила "лихорадка работы", то она с него "соскакивала", "странная усталость
замечалась во всех его действиях". Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним
произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную
барыню, водившую его за нос". Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.


Страница: [ 1 ]