И вижу сидят людей половины. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

Много своих творений Маяковский посвящал борьбе с бюрократизмом. Одним из них и был стих «Прозаседавшиеся», который был написан в жанре фельетон стихотворной формы, в котором изображено автором обобщающее явление – привычку, которая многим присуща - привычка заседать, которая занимает большое время. С этого и получилось название стихотворения – «Прозаседавшиеся». Название было результатом авторского изменения слова «засидевшиеся», которое неологизмом и стремлением не к чему хорошему не привести, получилось «прозаседавшиеся», что стало не только темой, но и самим отношением автора к нему.

В стихотворении присутствует сюжетная линия, которая раскрывается героем, когда тот пытается встретиться с начальником, но ему никак не удается, ибо тот всё время в зале заседаний с коллегами: «Иван Ваныч на заседании – объединение Тео и Гукона». Но герою необходима встреча с этим человеком и его мытарства затягивается надолго, с момента, когда «чуть ночь превратиться в рассвет» и заканчивается, когда нашему герою виднеется «рассвет ранний». В этом моменте присуща также сатирическое преувеличение: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». Это и есть причиной, почему проводится такое большое количество заседаний, ведь всем очень важны вопросы по проблеме с «покупкой чернил», или те же проблемы с «объединением», то есть Театрального отделения Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Но если б существование этих структур было б подлинно, то для полноценной передачи малопонятных многообразных названий структур автором было использовано обозначение: «Кто в глав, ком, полит, просвет, расходится народ в учреждения». Но не пропустил автор и нотки сарказма: «Взбираюсь на верхний этаж дома, куда пришел Иван Ванычь на заседание а-б-в-г-д-е-ж-з-кома». Такими строками автор, глумясь над сокращениями, использует игру слов, каламбур. В последней сцене очень сильно изображено преувеличение, что придает ей карикатурность: наблюдение героем половины людей, что заседают: «Поневоле раздвоиться. Здесь до пояса, там остальное».

Наблюдая картину этих прозаседавшихся людей, наш герой «свихнулся разумом», мечтая о неосуществимом: «Ещё бы одно заседание относительно всех!».

«Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году и это слово и по сей день является нарицательным. Настолько яркую карикатуру на существующий бюрократический строй с присущей ему прямотой и колкостью нарисовал Маяковский.

Главная тема стихотворения

Главной темой и основной смысловой нагрузкой стихотворения служит задача высмеять бюрократические проволочки и напускную важность чиновников того времени. То, что произведение актуально до сих пор, говорит о том, что Маяковский поднял пласт действительно важных и острых проблем. Он настолько метко и очень жестко высказывается об этом, что сразу же находит живой отклик в сердцах читателей, заставляет их негодовать вместе с ним.

Во время написания произведения бюрократизм действительно был доведен до абсурда и возведен в некий культ. Это мешало обычным гражданам совершать повседневные дела, ведь для получения одной только справки им приходилось изрядно побегать на протяжении нескольких недель. Та же работа, которую подобно муравьям, на протяжении всего стихотворения нескончаемо ведут «важные» чиновники, в итоге никому не нужна.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил» - делится автор своими впечатлениями с читателем, и они оказываются им очень близки.

Структурный анализ стихотворения

Произведение - чистой воды сатира с преобладающими гневными нотками обличения и разоблачения. Проситель в образе главного героя на протяжении всего стихотворения тщетно оббивает пороги государственных учреждений и никак не может найти встречи с неуловимыми чиновниками.

Маяковский дерзко высмеивает нарочито важную манеру поведения чиновничества и откровенно высказывает негодование по поводу бесконечных ненужных заседаний и бумажной волокиты. Основное средство выразительности, представленное здесь, - гипербола, то есть нарочитое преувеличение. К концу стихотворения гипербола достигает своего апогея, превращаясь в гротеск. Ворвавшийся таки в зал заседаний герой видит там лишь половины туловищ людей. Это художественно воплощение знаменитой фразы «не разорваться же мне», которое Маяковский вот таким образом воплощает в жизнь и отправляет половины тел чиновников на одно совещание, а половины на другое.

Венчает произведение яростный призыв искоренить бюрократию во благо всего человечества. Маяковский, в присущей тому периоду творчества оптимистичной манере, смотрит вперед с надеждой изменить мир к лучшему.

Бесспорно, Маяковский - талантливейший гражданский поэт, а особенно, ему удается жесткая сатира, бьющая точно в цель. Вообще, он всегда был известен, как великий критик, сначала он бесконечно ругал самодержавный строй, потом принялся за пришедшую на его смену советскую власть. И такие вот реформаторы очень нужны и полезны для каждого времени, именно они заставляют других развиваться и двигаться вперед, стараются сделать мир лучше не только для себя, но и для всего человечества. Стихотворение «Прозаседавшиеся» имеет почти столетнюю историю и до сих пор не утратило своей актуальности, а это уже о чем-то да говорит.

Читать стих «Прозаседавшиеся» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Стихотворение относится к произведениям, разоблачающим косность общественных устоев. Оно написано в остром сатирическом ключе и посвящено критике бюрократизма - страшного бича советской действительности.

Сюжет стихотворения прост: герой пытается встретиться с начальником Иван Ванычем, а эта важная персона целыми днями занята заседаниями по чрезвычайно важным вопросам. Попытки получить аудиенцию длятся от рассвета до рассвета, но совершенно безуспешны: у ответственного лица целый «дождь» неотложных дел, среди которых только самых важных наберется с полсотни. Само слово «прозаседавшиеся» – неологизм Маяковского, несущий особую смысловую нагрузку, означающую переусердствование в какой-либо деятельности. Заседающие в учреждениях с малопонятными названиями-сокращениями: глав, полит, ком, просвет придают огромную значительность пустяковым и абсурдным делам, таким, как покупка склянки чернил. Нелепость и бесполезность занятий ответственных чиновничьих лиц поэт подчеркнул таким же нелепым названием-аббревиатурой некоего комитета под названием “а-бэ-вэ-гэ-дэ-е-жэ-зэ-ком”. Отчаявшись попасть на прием к бесконечно заседающему начальнику, герой врывается в зал заседаний и с ужасом видит лишь половины заседающих, потому что их другие половины занимают другие стулья за столом заседаний другого комитета.

Маяковский-сатирик беспощадно высмеивает работников учреждений молодого советского государства, которые не сеют, не строят, не жнут, а заняты лишь бумажной волокитой. Его герой настроен очень решительно и готов созвать последнее заседание с решением-вердиктом: искоренить все заседания вообще.Текст стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» можно скачать полностью или читать онлайн в классе на уроке литературы.

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни –
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
“Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она”.-
“Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –
объединение Тео и Гукона”.

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
“Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом”.

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет –
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
“Пришел товарищ Иван Ваныч?” –
“На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”.

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
“Зарезали!
Убили!”
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
“Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там”.

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
“О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!”

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

В. Маяковский, как известно, был яростным сторонником революции. Он презирал буржуазное общество и жаждал его уничтожения. Приход к власти большевиков поэт встретил с восторгом. Он радостно приветствовал лозунги о строительстве совершенно нового общества. Постепенно радость Маяковского ослабевает. Несмотря на значительные внешние изменения в душе люди остаются прежними. Возвращаются те же самые отрицательные явления, против которых и была направлена революция. Одной из таких вечных российских проблем является бюрократия. Ей Маяковский посвятил стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922 г.).

Произведение начинается с радостной картины раннего начала трудовой деятельности. В молодой стране Советов люди полностью поглощены полезным трудом. Отдыхать некогда, с рассвета многочисленные учреждения наполняются работниками, охваченными трудовым энтузиазмом. Но сразу же появляются иронические интонации автора. Работа начинается с отбора наиболее важных («полсотни»!) дел. Но вместо того, чтобы приступить к их изучению, работники отправляются на заседания.

Появляется сам лирический герой. В его обращении к секретарше («Не могут ли аудиенцию дать?») уже заложена горькая насмешка. Революция провозглашала уравнение всех в правах, но советский проситель вынужден униженно обращаться к рядовому начальнику, как к высокой персоне в царское время. Секретарша также невероятно занята, ее ответ максимально лаконичен и краток. Для рядового посетителя он даже не всегда понятен. Откуда ему знать, что значит «заседание Тео и Гукона»?

Лирический герой проводит время в бесконечном блуждании по лабиринтам лестниц и коридоров в поисках неуловимого «Иван Ваныча». Его до сих пор не могут принять, так как на повестке дня очень «важный» вопрос – «покупка склянки чернил». Абсурдность ситуации подчеркивается тем, что в скором времени исчезает и секретарша, так как она тоже обязана присутствовать на каком-то заседании.

Наконец, ближе к ночи поиски автора заканчиваются успехом: он выясняет, где проходит очередное заседание. Отбрасывая все правила и приличия, герой врывается на него. Его глазам открывается страшная гротескная картина: в зале находятся только половинки людей. Автор думает, что сошел с ума, но секретарь его успокаивает. Так как заседания часто проходят одновременно, люди раздваиваются и присутствуют наполовину в разных местах. Эта чудовищное фантастическое зрелище олицетворяет собой буйно расцветшую советскую бюрократию, которая совершенно утратила человеческий облик. Последнее желание лирического героя в начале нового рабочего дня – увидеть «заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» — очень меткий удар сатиры на злобу дня. Уже в начале 20-х гг. советская бюрократия принимала невероятные размеры и значение. В этот период еще возможна была ее критика, чем пользовались талантливые авторы.

Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни - самые важные! - служащие расходятся на заседания. Заявишься: "Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она".- "Товарищ Иван Ваныч ушли заседать - объединение Тео и Гукона". Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: "Через час велели придти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом". Через час: ни секретаря, ни секретарши нет - голо! Все до 22-х лет на заседании комсомола. Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. "Пришел товарищ Иван Ваныч?" - "На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома". Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? "Зарезали! Убили!" Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок секретаря: "Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится разорваться. До пояса здесь, а остальное там". С волнения не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: "О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!"

Примечание

Прозаседавшиеся. Впервые - газ. "Известия ВЦИК", М., 1922, 5 марта (под общим заголовком "Наш быт"). Печатается по тексту первой публикации.

Высокую оценку этому стихотворению дал В. И. Ленин. В речи "О международном и внутреннем положении Советской республики" на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 года В. И. Ленин сказал:

"Вчера я случайно прочитал в "Известиях" стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы, действительно, находимся в положении людей, и надо сказать, что положение это очень глупое, которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы - до бесконечности. Был такой тип русской жизни - Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел... Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки" (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 13, 15).

В многочисленных изданиях отзыв В. И. Ленина о стихотворении "Прозаседавшиеся" приводится, к сожалению, со значительными сокращениями, опускается, как правило, замечание В. И. Ленина о герое романа И. А. Гончарова "Обломов" и тем обедняется смысл и значение ленинской оценки стихотворения Маяковского. Если раньше, в беседах о стихах поэта, В. И. Ленин, как известно, противопоставлял Маяковскому, выступавшему от имени футуристов, русскую классическую литературу и советовал больше читать Пушкина, то в отзыве о "Прозаседавшихся" такого противопоставления уже нет, более того, стихотворение Маяковского поставлено рядом с романом великого писателя XIX века. Все это говорит о тех значительных идейно-художественных изменениях, которые произошли в творчестве Маяковского за сравнительно короткое время и которые В. И Ленин не мог не заметить. В И. Ленин, таким образом, был одним из первых. если не самым первым, кто еще в начале 20-х годов почувствовал в стихах Маяковского их органическую связь с традициями русской классической литературы.

Интересны воспоминания Л В. Маяковской, сестры поэта, о том, какое огромное впечатление произвела на Маяковского и его родных ленинская оценка стихотворения "Прозаседавшиеся"

"Мы очень радостно восприняли этот отзыв Ленина. Нас ни капельки не смущали слова Владимира Ильича "не знаю, как насчет поэзии". Мы знали скромность Ленина, который не любил выдавать себя за знатока в области искусства, не хотел навязывать другим свои вкусы и оценки. И мы радовались, потому что политическая оценка стихотворения "Прозаседавшиеся", данная Лениным, в то время была всего важнее и нужнее Володе. Ведь те, кто старался скомпрометировать его революционно-поэтическую работу (а таких было немало), чаще всего ставили под сомнение политическое содержание творчества Маяковского... Володя вскоре после опубликования речи Ленина был у нас. Мы поздравляли его и еще раз читали и обсуждали добрые ленинские слова. Мы говорили что хорошо было бы Володе повидаться с Владимиром Ильичем, побеседовать с ним. И Володя об этом мечтал... Он пробовал договориться... через сестру Владимира Ильича, Марию Ильиничну Ульянову, которая работала в редакции "Правды". Но Владимир Ильич тяжело заболел..." (Л. Маяковская. О Владимире Маяковском. Из воспоминаний сестры. М., изд. "Детская литература", 1968, стр. 226).

Положительная оценка стихотворения "Прозаседавшиеся" В. И. Лениным означала принципиальную поддержку поэта в главном - в политической направленности его поэзии. "...Если Ильич признает,- сказал однажды Маяковский в беседе с американским журналистом,- что мое политическое направление правильно, выходит, что я делаю успехи в коммунизме. Это для нашего брата самое насущное, самое главное!" (Цит. по кн.: А. И. Метченко. Маяковский. Очерк творчества. М., изд. "Художественная литература", 1964, стр. 187).

...объединение Тео и Гукона .- Маяковский иронически соединяет два разных учреждения и тем усиливает сатирическую направленность стихотворения. Тео - театральный отдел Главполитпросвета. Гукон - Главное управление коннозаводства при народном комиссариате земледелия.