Испанские рассказы про правление арабов. Арабское господство в испании

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в

Испании

Вторая ученическая исследовательская конференция

Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании

Выполнила

ученица 9-го класса

Якушева Ольга

г. Мадрид

апрель 2011

Введение...................................................................................................................3

Глава I Завоевание.................................................................................................4

1. Завоевание Испании арабами.............................................................................4

2. Завоевание Руси татаро-монголами...................................................................5

3. Сходства и различия............................................................................................6

Глава II Господство.................................................................................................7

1. Господство, длившееся восемь веков..................................................................7

2. Русь под гнётом татаро-монгол............................................................................8

3. Сходства и различия............................................................................................10

Глава III Освобождения земель............................................................................11

1. Период реконкисты.............................................................................................11

2. Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига...........................13

3. Сходства и различия............................................................................................15

Глава IV Влияние...................................................................................................15

1. Арабское влияние на Пиренейский полуостров...............................................15

2. Влияние татаро-монголов на Русь.....................................................................18

3. Сходства и различия............................................................................................20

Заключение...............................................................................................................21

Список используемых материалов........................................................................22

Приложения

Введение

История человечества - это постепенное развитие общества. К сожалению, не последнее место в этом процессе занимали захватнические войны и порабощение одних народов другими.

Бывало так, что завоеватели, находившиеся на более высокой ступени развития, приносили с собой прогресс и способствовали росту уровня жизни захваченных народов. Они совершенствовали всё: от политической системы до экономики и сельского хозяйства: влияли на образование, культуру и кухню.

Другие завоеватели приходили для того, чтобы разорить и разграбить. Ими двигала только жажда наживы, порабощенные народы для них были источником обогащения. Такие завоеватели оказывали косвенное влияние на политическую систему, экономику и т.д. Их варварские действия приводили к упадку и снижению уровня жизни населения на захваченных территориях.

В качестве примера двух противоположностей можно рассмотреть арабское завоевание Испании и татаро-монгольское иго в России. Эта тема интересна мне потому, что она касается истории моей Родины, России, и истории Испании, страны, на территории которой я сейчас проживаю, и которая стала мне близка.

В работе мною были использованы справочные материалы и исторические комментарии, статьи и исследования, найденные в Интернете, информация из российских и испанских учебников по истории, энциклопедий и т.д.

Глава I

Завоевания

Завоевание Испании арабами

К моменту вторжения арабов на Пиренейский полуостров понятия «Испания» ещё не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. Их правление представляло собой запутанную череду сражений за власть. Развивались феодальные отношения. Города приходили в упадок, церкви и монастыри превращались в крепости. Голод, династические распри, отсутствие законности и порядка дестабилизировали общество.¹

К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Арабский халифат был могуч и необъятен и постоянно стремился расширять свои владения. Берберы и арабы давно покушались на плодородные земли Андалусии, находящиеся по ту сторону Гибралтарского пролива.

В 711 г. удача улыбнулась будущим завоевателям. В Испании шла борьба за власть между королем Родриго и наследником предыдущего владыки Акилой. Последний как раз и вступил в сговор с арабскими и берберскими военачальниками. Никто и не предполагал, что последствия простого военного соглашения окажутся столь катастрофическими. Союзникам предлагалось разбить армию Родриго, а в награду получить казну стольного города Толедо.

Весной 711 года семитысячное арабское войско вступило на Европейский континент. Оно переправилось на судах, предоставленных Акилой, поскольку своего флота в ту пору у арабов не было. Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты. Родриго был полностью разбит.²

Но завоеватели не остановились. Их целью было дальнейшее продвижение в Европу. К 714 году вся территория полуострова, кроме Астурии, была захвачена и отныне принадлежала Дамасскому халифату.

Арабы продвигались дальше. Им удалось захватить небольшую территорию за Пиренеями. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска захватчиков были разбиты и отброшены. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго. Именно благодаря этому сражению распространение ислама на запад прекратилось.

Конкиста прошла удивительно быстро и легко. С 711 по 718 годы арабы заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Большинство областей сдалось без сопротивления. Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице. Поэтому понятно, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север. Арабы обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь около восьми веков.³

Завоевание Руси татаро-монголами

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению Руси в целом. В начале 13 века государство монголо-татар, находящееся на ранней стадии развития феодализма, отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на более высоком уровне развития. Большинство из них, как и Русь, переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов татаро-монголов. С 1206 года Чингисхан, избранный вождем монголов, начал объединение разрозненных племён в сплоченное, сильное, мобильное, с жёсткой дисциплиной войско-государство. Свои походы татаро-монголы начали с завоевания земель соседей. Затем вторглись в Китай, покорили Корею и Среднюю Азию, разбили союзные силы половецких и русских князей на реке Калке. По данным летописи, битва произошла 31 мая 1223 года. Войска русских князей, переправившиеся через реку, были почти полностью уничтожены, лагерь русского войска, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, татары штурмовали 3 дня и смогли взять его хитростью и коварством. Битва при Калке была проиграна не столько из-за разногласий между князьями, сколько из-за исторически сложившихся факторов. Во-первых, монгольское войско тактически и позиционно полностью превосходило соединенные полки русских князей. Русское войско не имело достаточного единения, не было обучено тактике ведения боя, основывалось на личном мужестве каждого дружинника. Во-вторых, не было единовластного полководца. В-третьих, русские войска ошиблись в оценке сил противника, не смогли правильно выбрать место сражения. Рельеф местности полностью благоприятствовал татарам. Справедливости ради, нужно сказать, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингисхана. Разведка боем показала, что вести захватнические походы на Русь можно лишь путем организации общемонгольского похода на страны Европы. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый. Кампания на запад была объявлена военным советом в 1235 году. Первым городом, который стал на пути завоевателей, была Рязань. После пяти дней осады стены города, разрушенные мощными осадными орудиями, не выдержали. В декабре 1237 года Рязань пала. Десять дней войско кочевников грабило город, делило добычу, грабило соседние села. Затем пали Коломна, Москва. Города были сожжены, жители перебиты. На пути во Владимир завоевателям приходилось брать штурмом каждый город, неоднократно биться с русскими дружинниками, обороняться от внезапных нападений из засад. Героическое сопротивление простого русского народа сдерживало завоевателей. Владимир пал после тяжелой битвы в феврале 1238, нанеся огромный урон завоевателю. Ростов сдался без боя, также как и Углич. В результате февральских походов 1238 года татаро-моголами были разрушены русские города на территории от Средней Волги до Твери, всего четырнадцать городов.

Оборона Козельска длилась 7 недель. Жители шли на захватчиков с ножами, топорами, дубинками, душили голыми руками. Батый потерял около 4 тысяч воинов. Татары прозвали Козельск "злым городом". Все жители были уничтожены, а город разрушен до основания.

Потрепанное и поредевшее войско татаро-монголов отошло за Волгу. Поход на Русь был возобновлен в 1239 году. Были разорены Муром, Переславль, Чернигов.

Осенью 1240 года татарские полчища подошли к Киеву. Батый был поражен красотой и величием древнерусской столицы. Он хотел взять Киев без боя. Киевляне решили стоять насмерть. Все жители, от мала до велика, поднялись на защиту родного города. Но силы оказались не равны, татарам удалось разрушить крепостные стены и ворваться в город. Несколько дней захватчики разрушали и грабили дома, истребляли оставшихся жителей. Ослабленное многочисленными битвами с русскими татары не решились продвигаться на запад. Батый понимал, что в тылу оставалась разгромленная, но не покоренная Русь. Он отказался от дальнейших завоеваний. Как говорил А.С. Пушкин: "Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока”. * Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 столетия и просуществовало почти два с половиной века. Государство Золотой Орды простиралось от Дуная до Иртыша.

Сходства и различия

Сравнительный анализ завоеваний Испании арабами и России татаро-монголами показывает, что, несмотря на временную разницу произошедших событий, причины и последствия вторжений были схожими. И Арабскому халифату и Золотой Орде нужны были новые земли. Ни Россия, ни Испания к моменту захватов не были готовы дать достойный отпор завоевателям, так как погрязли в междоусобных конфликтах и распрях. Войска арабов и татаро-монголов уже имели опыт ведения наступательных войн, были хорошо подготовленными, дисциплинированными.

Среди различий стоит отметить то, что завоевание Испании арабами произошло на шесть веков раньше, чем захват России монголами. Из-за обширности территорий Руси и ожесточенного сопротивления народа татаро-монгольское завоевание длилось почти семнадцать лет, в то время как Испания была покорена арабами, не встретившими практически никакого сопротивления, за 7 лет. Арабы, находившиеся на более высокой ступени развития, при захвате территорий не использовали тактику "выжженной земли" и старались не уничтожать местное население в отличие от монголов, нашествие которых повлекло за собой демографическую катастрофу и разрушения городов на Руси.

Арабское владычество на Пиренейском полуострове продолжалось в течение восьми веков, а татаро-монгольское иго на Руси всего около двух с половиной веков. Чтобы понять, почему так произошло, мы должны проанализировать эпохи их господства.

Глава I I

Господство

Господство, длившееся восемь веков

Захватившие территорию Испании арабы были далеки от исламского фанатизма. В то время ислам был совсем юной религией. Любители радостей жизни, покровители вольной светской поэзии и разнообразных наук, правители арабов не были агрессивны по отношению к народам оккупируемых территорий. Они не стремились насильственно обращать обитателей покоренных земель в магометанство: не рубили голов мирным жителям, не лили в глотки расплавленный свинец, словом, не делали ничего такого, к чему, скажем, притерпелась Русь за время монголо-татарского нашествия.

По мнению историков, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.²

Арабы были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям, в каждом большом городе, помимо мечети, были церковь и синагога. В различных сферах арабского управления нередко можно было увидеть испанцев-христиан. В мусульманской армии имелись христианские наемные войска. Мусульмане и христиане заключали династические браки.³

Почти все население было двуязычным: говорили на языке эль-романсе и на разговорном арабском. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы.

Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир, подчиненный восседающему в Дамаске халифу. Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе, христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.

Именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край.*****

Огромным уважением пользовался Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. Здесь жил знаменитый философ Аверроэс, переводчик Аристотеля на арабский язык, оставивший также труды по физике, математике, астрономии, медицине, религии и праву.

Арабы внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.

Русь под гнётом татаро-монголов

Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему контроля над политической жизнью. Орда создает два великих княжества, чтобы сталкивая их, контролировать Южную и Северо-Восточную Русь. Русские князья осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ от гибели или угона в рабство. Между князьями были нередкие интриги, правительство Золотой Орды было заинтересовано в этом, ведь чем более слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан. Русские княжества делали попытки не подчиняться Орде, но они жестоко карались. Сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. В то же время русские князья понимали, что за мир с Ордой, за спокойствие на русской земле надо платить. Русские земли рассматривались Ордой как постоянный и надежный источник доходов в виде дани.

Чтобы добиться от русских своевременной выплаты дани, в Империи существовала уже отработанная система, которая действовала по монгольским образцам. Вся территория захваченной страны делилась на округа, способные выставить в ополчение на случай войны по десять тысяч боеспособных мужчин.

Для того, чтобы знать, сколько людей осталось в живых после разорительных походов, монголы провели перепись населения. Итогом этих подсчетов стало обложение страны колоссальной данью. В ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин и различные налоги. Всего было четырнадцать видов дани. За выплатой дани следили особые монгольские наместники - баскаки. Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. Огромные богатства уходили на подарки хану, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. В рабство забирали тех, кто не смог уплатить дань. Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчетам историков во второй половине 13 века монголы вторгались в русские пределы 14 раз.12 Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию и у себя в Золотой Орде не мешали оправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками. Они освобождали его от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество.

Постепенно монголы уверились в покорности Руси и ее князей и в 14 веке отозвали своих представителей - баскаков. отныне сами русские должны были собирать дань и привозить ее в Орду. Именно это право в последствие стало сильнейшим орудием в руках московского князя Ивана Калиты. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников и устрашения противников.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - всё это создавала мощь Ордынской державы.

Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Воспринимая завоевания как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Два с половиной столетия Ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа.

Развитие военного дела на Руси было невозможно без развития торговли и промышленности. Если судить по этому, то Орда сама себе рыла яму, так как своими постоянными поборами она вынуждала Русь развивать ремесла и торговлю. Чтобы платить ханам, ремесла и торговлю также поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять возрождение экономической жизни и ее могущества.

Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремесла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств. Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.

Сходства и различия

Что касается сходства, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. И арабы, и татаро-монголы облажили захваченные народы регулярной данью.

2. Арабы и татаро-монголы были терпимы к вероисповеданию захваченных народов и не навязывали свои религиозные представления. Они не посягали духовную жизнь коренного населения, не мешали оправлению религиозных обрядов.

3. Оба завоевателя использовали некоторых представителей местной знати в управлении захваченными территориями.

4. В арабской армии были христианские наёмные войска так же, как и татаро-монголы призывали в своё войско боеспособных мужчин из местного населения.

Различия заключались в следующем:

1. Дань, собираемая арабами, была менее обременительна, чем налоги вестготских королей, что устраивало народ. В то время как дань, которой облагали население Руси татаро-монголы, была практически неподъемной, что усиливало недовольство.

2. Призыв в арабскую армию осуществлялся на добровольной основе, а в татаро-монгольское войско принудительно.

3. Арабы захватывали плодородные земли Пиренейского полуострова с целью дальнейшего проживания. Поэтому они делали всё возможное для расцвета экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Татаро-монголы же рассматривали Русь только в качестве источника обогащения.

4. В Арабском халифате соблюдались права и свободы всего населения. А татаро-монголы поработили народы Руси.

Глава I II

Освобождение земель

Период реконкисты

Остатки разгромленных вестготских войск укрылись в астурийских горах. Командование в свои руки взял дон Пелайо. Он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.

Васконы, предки басков, не поддавались победоносному мусульманскому завоеванию. Вестготские графы и васконские горцы-пастухи не давали арабам почить на лаврах, беспокоя их неожиданными партизанскими вылазками. В 724 году они разбивают мусульман у города Аинса.

Для объединения в борьбе против захватчиков нужно было некое знамя, единая святыня, которым стал Святой Иаков - Сантьяго, чьи мощи были обретены в IX веке в Галисии, в местечке Компостела.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с арабами в XI веке и прославившим испанское оружие.

Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Королевства вступали в союзы, образовывали разного рода унии на семейной или деловой основе: уния Наварры и Арагона, Арагона и Каталонии, Кастилии и Леона.

Увы, иногда достигнутое с таким трудом единство вдруг рушилось из-за чьей-то политической недальновидности. Так, король Фернандо I, объединивший под своей властью Кастилию и Леон, умирая, неожиданно поделил свои владения между детьми. В результате многочисленных военных перипетий наследников друг с другом королем стал средний сын Альфонсо. Легко представить, какие преимущества давали подобные распри мусульманам!

Альфонсо VI, властитель Кастилии, Леона и Галисии, решительно взялся за меч и отвоевал у мусульман славный город Толедо. 25 мая 1085 года соединенные войска испанцев с триумфом вступили в бывшую столицу вестготского королевства. Это была знаменательная веха в многовековой истории Реконкисты.

Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы арабы обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира - воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Даже местные мусульмане предпочитали лучше отойти под власть короля Кастилии и платить ему дань, чем терпеть притеснения Альморавидов.

Альмохады, сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.

Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом - им, как всегда, мешали междоусобные распри.

Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это - поворотный пункт Реконкисты.

В последние три века Реконкисты на первом плане оказались государи Кастилии и Арагона. Арагонский правитель Хайме I Завоеватель в 1229 году начал отвоевание Балеарских островов, завершив его в 1235 году. В 1238-м Хайме I вступил в Валенсию. Он же изгнал мусульман из Мурсии.

Фернандо III Святой в 1236 году победоносно вступил в Кордову, а в 1248-м - в Севилью.

XIII и XIV века - разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого - окончательное вытеснение мусульман из Европы.

Брак Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляли лишь одну веру.

После захвата Малаги испанские войска весь 1491 готовились к походу на последний оплот мусульманства - Гранаду. В 1491-м началась затяжная осада. В январе 1492 года последний эмир Гранады покинул Альгамбру.

Католические короли поставили мусульманам жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», - скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий.**

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X-XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась.

Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига Русские земли объединились вокруг Москвы. Возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. Москва находилась на перекресте торговых путей. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. Все земли по реке Москве от стока до устья вошли в состав Московского княжества. Московским князем стал Иван Данилович, за большое состояние прозванный Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. Время от времени русские города восставали против власти князей, назначенных татарами, изгоняли татар. Так было в Ростове в 1289 и в Смоленске в 1297. В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. В августе 1380 года он выступил в поход на Москву. Правивший тогда в Москве князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На его призыв в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. На рассвете показались полчища Мамая. Русские приняли бой не дрогнув. Войско Мамая обратилась в бегство. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось. Позднее, Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. В 1478 году Иван III разорвал договор с Ордой. Летом 1480 года произошло великое "стояние на Угре", продлившееся несколько месяцев и закончившееся бегством татаро-монгольского войска. Объединение русских земель в единое централизованное государство привело к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Российское государство стало самостоятельным. Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство - Россией. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось. В истории русского народа начался период самостоятельного развития. "Наша великая Русская земля, -писал летописец, - освободилась от ига и начала обновления, как будто перешла от зимы к тихой весне".

Сходства и различия

Анализ процесса освобождения территорий от завоевателей показал отсутствие значимых различий за исключением исторических особенностей. И в Испании, и на Руси оставались территории, свободные от завоевателей. И в период господства арабов, и во времена татаро-монгольского ига нередки были случаи сопротивления народа против власти захватчиков. Как народы Пиренейского полуострова, так и народы Руси не смогли бы освободить свои территории без объединения сил вокруг харизматичных личностей. Немаловажную роль в этом объединении сыграла церковь. Основной движущей силой освободительной борьбы было крестьянство. Победа в обоих случаях стала возможна из-за ослабления власти внутри Арабского халифата и Золотой Орды. Окончательные освобождения Испании и Руси произошли в конце 15-ого века. Освободительная борьба против завоевателей привела к образованию Испанской и Российской империй.

Глава I V

Влияние

Арабское влияние на Пиренейский полуостров

Во времена арабского господства Испания превратилась в одну из самых богатых и населенных стран Европы. По данным переписи того времени в Испании было шесть больших городов, восемдесят городов со значительным населением; триста городов и бесчисленное множество крепостей и селений. Арабы замостили улицы и построили большой водопровод для подачи воды в городские фонтаны. Через реки были переброшены великолепные мосты.

Благодаря созданию многочисленного класса мелких земельных собственников успешно развивалось сельское хозяйство. Арабы не были искусными земледельцами, авторами трактатов о сельском хозяйстве в Испании были мосарабы. Усвоив их уроки, арабы с успехом насаждали виноградники. Также они культивировали в Испании многие растения, которые до того времени были неизвестны в этой стране, например, рис, гранаты, сахарный тростник и различные восточные плодовые деревья. При арабах были расширены или построены заново каналы для орошения садов. Воду брали из рек или из прудов, особенно в районах Гранады, Мурсии и Валенсии.
Во многих областях Испании процветало скотоводство. Стада во избежание вредных воздействий сезонных колебаний температуры перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.
В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники, в которых добывались золото, серебро и другие металлы, а также рубиновые копи. Шерстяные и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании. В различных местностях производились керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись также стеклянная, железная и бронзовая посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, в Малаге - парча с рисунками и надписями; в Кордове - художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах - тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.
Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо, Гранада и, прежде всего, Кордова были крупными центрами производства оружия; особенно славились испанская броня и мечи с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. В Кордове изготовлялась также кожа для различных нужд, и в частности дорогие ее сорта с тиснением и позолотой. В Мурсии ткали яркие циновки. В IX в. был открыт способ изготовления стекла, сконструированы механизмы для измерения времени.
Развитие ремёсел, в сочетании с обширными и разветвленными международными связями привели к большому развитию торговли. Севилья была одним из главных портов, в Альмерии расположены судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические породы дерева, мрамор и драгоценные камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма.
Была организована почтовая служба. Во многих городах Испании чеканились золотые, серебряные и медные монеты. Главный монетный двор находился в Кордове.

В XI в. была основана первая мануфактура, вырабатывающая бумагу. ******

Неизгладимый след арабы оставили в испанской архитектуре. Массивные романские церкви были существенно превзойдены мавританскими культовыми сооружениями, которые были более высокими, более воздушными и более красочными. Купол, подковообразная арка и стройные колонны, часто из яшмы, оникса и мрамора - все это было создано маврами и лучше всего может быть оценено после посещения кордовской Мескиты (мечети).

Поскольку арабы пришли из пустыни, а Коран требует ежедневных омовений, они чрезвычайно любили воду. В дополнение к многочисленным общественным баням они оснащали свои дворцы и виллы фонтанами и прудами. Наилучшее представление об этом дают Альгамбра (по-арабски "красный") - дворец-крепость в Гранаде - и соседний Хенералифе, служивший летней резиденцией халифов.

В средние века Кордова стала научной столицей Европы. Введение в Испании арабских числительных - гораздо менее громоздких, чем соответствующие римские, - подтолкнуло развитие математики; арабам приписывается изобретение алгебры, а также сферической тригонометрии.

Высоко ценились за свои диагностические способности и искусство хирургических операций врачи. Арабы использовали анестезию, также известно, что они выполняли сложные и тонкие хирургические операции.

Арабское завоевание оставило неизгладимый след на географической карте Испании в виде приставок Аль-, Ал-, Эль- в названиях городов, большинство из которых расположено на юге страны: Альбасете, Эль-Ферроль, Аликанте и многие другие.***********

Возникли названия рек: Guadalquivir (от арабского "большая река"), Guadalajara ("река в камнях"), Guadalupe ("волчья река", здесь wadi "река" + lobo "волк").

Арабизмы наблюдаются почти во всех сферах жизнедеятельности испанцев, от военной до сельскохозяйственной. Чаще всего ими заимствовались слова, которые отсутствовали в родном языке: названия некоторых видов животных, новых сельскохозяйственных культур, географические названия, научные термины.

В современном испанском языке до сих пор используется около 4000 слов арабского происхождения. Сельскохозяйственная продукция, завезенная маврами, - асукар (сахар), беренхена (баклажан), наранхас (апельсины) и сандиас (арбузы) - ежедневная пища большинства испанцев. Также к арабскому языку восходят многие слова, связанные с административными функциями, ирригацией, математикой, архитектурой и медициной.

Многие фразы и обычаи, которые все еще употребимы в современной Испании, исходят из арабской культуры, в особенности выражения вежливости - "Эста эс су каса " (это ваш дом), "Буэн провечо" (приятного аппетита) - и ссылки на Бога в повседневной жизни - "си Диос кьере "(если Богу угодно), отсюда же слово "охала ", происходящее от арабского "уа ша"а-л-лах"(дай Бог!). *******

Испанские историки считают, что слово «Мадрид» арабского происхождения, а начало городу положил арабский эмир Мохамед I воздвигнувший крепость для защиты от возможных попыток христиан вернуть утраченные владения.

При арабах расцвела испанская кухня. Без них не было бы и национального испанского блюда паэлья, ведь его основной продукт - рис - привезли сюда мусульмане. С ними прибыли и мно­гие культурные растения - лимоны, абрикосы, бананы, баклажаны, арбузы. В отношении вина арабы проявляли терпимость к иноверцам. Хотя Коран и запрещает потреб­ление алкоголя, христианские виноделы в Аль-Андалусе могли и дальше производить вино. Оливки и оливковое масло также досталось испанцам в наследство от арабских народов. Теперь это визитная карточка страны.

Арабские влияния сказались и в испанском фольклоре, и в инструментарии. Виуэла произошла от арабской лютни , но в развитии приобрела новые черты. Она была предшественницей гитары, которая вначале была четырехструнной, затем к ней добавили пятую, в таком виде она получила название испанской. После добавления шестой струны инструмент приобрел форму, существующую и поныне, приобретшую широкое - всенародное - распространение.********

Полагают, что одобрительные возгласы публики и восклицания “Оле!” во время исполнения знаменитого испанского фламенко, происходят от криков “Аллах!”, которыми когда-то одаривали арабских музыкантов и танцоров.*********²

Испанцы говорят: «Там, где не растет олива, проходит граница арабского владычества». Олива растет почти по всей стране, как и дивно пахнущие апельсинные рощи, персик, миндаль. По всей стране и поныне мелодично журчит в асекиях - местных арыках - вода. Здесь в знойный день как никогда вдруг осознаешь: этот журчащий звук и сама жизнь - одно. Струйка воды, горечь оливы, налитый сладостью апельсин - в этом есть и заслуга арабов, плод их ученых познаний, кропотливого многовекового труда. Заслуга, о которой «христолюбивое воинство», десятилетиями продвигавшееся все дальше на юг, предпочло благополучно забыть. **********

Влияние татаро-монголов на Русь Историки не могут придти к однозначному мнению в вопросе влиянии татаро-монгольского ига на Русь. Одни считают, что татаро-монголы повернули ход развития Руси в худшую сторону, затормозили его на 200-300 лет. Другие полагают, что, наоборот, в наиболее благоприятную. Представители первой группы, которых большинство, придерживаются мнения, что нашествие татаро-монголов сопровождалось массовыми разрушениями русских городов. Жители безжалостно уничтожались или уводились в плен - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, исчезали многие ремесла. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели русской деревне, где жило большинство населения страны, и сельскому хозяйству. Крестьян грабили, рабочий скот и самих крестьян захватывали и угоняли в плен, в Золотую Орду, из амбаров выгребали весь урожай. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения княжеств. Русью был утрачен путь к Балтийскому морю, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре. В огне погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры.

Карл Маркс назвал татаро-монгольское иго «кровавым болотом монгольского рабства, которое не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой».

Представители второй группы полагают, что татаро-монголы, наоборот, оказали благоприятное влияние на развитие Руси и образования Российского государства с централизованной властью, аппарат которого являлся практически копией монгольского оригинала.

Князь Н.С. Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание «заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства», придало его развитию характерные азиатские черты.

Н.М. Карамзин указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Представители второй группы также считают, что, если татаро-монгольское владычество и привело к некоторому сокращению сношений с Западом, то, с другой стороны, оно открыло русскому народу путь на Восток, способствовало началу торговли с восточными странами.

Интересна позиция историка Л. Н. Гумилёва. Он полагал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях в борьбе с Ливонским орденом. Татаро-монгольские отряды защищали русские города за некоторую плату. Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. "Это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны, установился внутренний порядок. Бесспорно влияние татаро-монголов на культуру, обычаи, язык русского народа. Наглядным примером является одежда: от длинных белых рубах и длинных штанов русский народ перешел к цветным шароварам, сафьяновым сапогам и к золотым кафтанам. Большое влияние татаро-монгольское иго оказало на положение женщины: теремной быт и затворничество - это порождение Востока. Такие слова, как валенки, карандаш, утюг, башмак, кабан, таможня, даже стакан, пришли в наш обиход именно после татаро-монгольского ига. Имеется целый пласт слов, попавших в русский язык из монгольского. Татаро-монголы создали почтовую службу, и в русском языке появилось слово "ямщик"; развили внутренние торговые отношения - и к нам попадают слова "базар", "рынок", "деньги", "барыш", "казна". Существует мнение, что знаменитый русский мат достался нам в наследство от завоевателей. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших, обрядовых и свадебных, составлено в так называемой "пятитомной",в мажорном звукоряде, что свойственно тюркским народам и, особенно, монголам. Под влияние попали и танцы. Подобно монгольским танцам русский носит характер состязания в ловкости. гибкости и ритмической дисциплины тела. Такие блюда, как пельмени, плов пришли к нам из монгольской кухни. Есть мнение, что и кофе впервые завезли на Русь татаро-монголы. Сходства и различия Что касается сходства, то бесспорно только одно: и арабы, и татаро-монголы своим долгим присутствием на захваченных территориях повлияли на культурную и социальную жизнь завоеванных народов. В языке появились новые слова, выражения. В повседневную жизнь вошли новые обычаи и традиции. В отличие от татаро-монголов, арабы внесли большой вклад в развитие образования, науки, архитектуры, ремёсел и сельского хозяйства. Обогатили кухню испанских народов. Заключение Заканчивая наше исследование, бесспорно можно сделать следующие выводы. Во-первых, как Испания так и Россия, находясь на окраинах Европы, стали своеобразными щитами на пути завоевателей. Эти две страны предотвратили захватнические походы Арабского халифата и Золотой Орды на Европу, "образующееся просвещение было спасено". И Испания и Россия, благодаря героизму своих граждан, послужили мостами, соединившими различные континенты и цивилизации. Именно в борьбе против арабских завоевателей жители Пиренейского полуострова осознали себя испанцами как нацией. А в борьбе против татаро-монгольского ига население разрозненных славянских княжеств объединилось в один русский народ. Несмотря на многие отличия между Испанией и Россией в историческом плане очевидно их немалое сходство. В этой связи проведение мероприятий в рамках Обменных годов России и Испании призвано способствовать изучению исторического прошлого, сближению культур наших стран, их взаимопроникновению.

В 632 году после смерти пророка Мухаммеда большая часть Северной Африки приняла ислам и находилась под властью арабских племен. Арабы называли “островом вандалов” или Аль-Андалус .

В 711 году через пролив, который разделяет Африку и Испанию, переправился отряд арабских воинов, который в решительной битве разгромил последнего короля вестготов Родериха . Арабы поселились в засушливой местности, которая напоминала им их родину, и смешались с местным населением. К 9 веку смесь арабского языка и местных диалектов заменила латынь в Испании.

Однако арабам не удалось полностью захватить Испанию. В 718 году король Пелайо сумел разгромить арабов в Астурии (провинция Испании) и таким образом остановить их наступление. Эта победам дала возможность остаткам готов образовать новые королевства в горах на северо-западе страны, которые позже использовались как плацдармы для контрнаступления христиан на мусульманскую Испанию.

А возглавлял арабов известный мусульманский правитель Абд ар-Рахман, который принадлежал династии Омейядов, потомков Мухаммеда. После того как его династия лишилась власти в Аравии, он основал в Испании со столицей в городе эмират Аль-Андалус, территория которого простиралась до самых Пиренеев.

Правление арабов в Испании

Это был золотой период арабского владычества в Испании. Центром страны и ее столицей была Кордова , а следующими по значению и влиянию городами были и Малага. Аль-Андалус был одним из самых передовых государства в Европе. Арабы придумали сложную систему орошения засушливых земель в Испании, что дало мощный импульс развитию сельского хозяйства. Процветали также производство, культура и наука. Кордова стала тем центром, куда съезжались философы и писатели со всего мира.

На месте римских городов арабские правители возводили новые. Они строили мечети , дворцы, крепости и общественные здания. Разбивали роскошные сады с прекрасными фонтанами.

Однако не следует считать, что аль-Андалус был мирной державой. Арабы совершали постоянные набеги на северные христианские королевства с требованием платить им дань. Во время правления деспотичного правителя аль-Хакима Первого волна насилия прокатилась по всему аль-Андалусу. Эти потрясения были прекращены лишь с приходом к власти пресвященного правителя Абд ар-Рахмана Третьего. Этот правитель окончательно порвал все связи с Аравией, в 929 году провозгласил себя халифом, а после занял стратегически важные города в Северной Африке. Также он прославился тем, что построил великолепный дворцовый комплекс возле Кордовы.

После этого сильного правителя к власти пришел Хишаме Второй , который не был готов к этой роли и оказался слабым правителем Испании. При нем страной правил его визирь аль-Мансура, который был выходцем из Йемена. Хишаме так боялся своего визиря, что в страхе даже отдал в наложницы свою мать. Но аль-Мансура оказался достаточно сильным правителем. Во время его правления под контроль арабов попал и северо-восток Испании, включая и Барселону.

Распад Аль-Андалус

Однако ослабление королевской власти аль-Андалуса не прошло без последствий. После смерти аль-Мансура в начале 11 века халифат распался на ряд мелких эмиратов. Это окончательно сделало невозможным полное завоевание арабами Испании. Последующие 300 лет аль-Андалус знал как периоды взлетов, так и падений. Последняя атака на христиан была связана с альморавидами, которые также появились в Испании прейдя из Северной Африки.

Альморавиды были фанатиками, которые сумели организовать свое государство на территории современного Марокко. Их призвали в Испанию, чтобы остановить продвижение кастильского короля Альфонса Шестого , сумевшему захватить Толедо. Однако, оказав помощь и остановив наступление христиан, альморавиды решили остаться в Испании и основать в стране новую правящую династию.

Тем не менее, арабское влияние в Испании было уже на спаде. В последующие столетия инициатива полностью перешла в руки христианских королевств севера страны.

Испания на карте


Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711 - 714 годах.

Стремительно пронеслись арабы по африканскому побережью Средиземного моря, дойдя до столбов Геркулеса. От берегов Сыр-Дарьи и Инда на востоке до побережья моря Мрака на западе простерлась держава ислама. Лишь пролив отделял ее от Европы, от вожделенной страны ал-Андалус.

На Испанию родную
Призвал мавра Юлиан,
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.

А. С. Пушкин

Идлиан послал к владетелю ал-Андалуса свою дочь, чтобы он ее воспитал и обучил, а тот сделал ее беременной. Это дошло до Идлиана, и он воскликнул:
- Я не вижу для него наказания и воздаяния, кроме как привести на него арабов!
Он послал к Тарику.
- Я приведу тебя в ал-Андалус!

Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Ханам, египетский ученый 9 века. "Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса"

Оскорбленный граф Юлиан поклялся отомстить незадачливому королю и обратился за помощью к вали Северной Африки Мусе. Епископ Опас, родной брат убитого предшественника Родриго, освятил крестом это решение графа.

Муса понял, что более подходящего момента для покорения вожделенной ал-Андалус больше не будет. И немедленно послал к графу Юлиану отряд воинов, поставив во главе одного из самых решительных своих полководцев - Тарика.

В 710 году арабы преодолели пролив и высадились у мыса, названного ими горой Тарика (Джебель эль Тарик), и вторглись на Пиренейский полуостров в Испанию, берег которой предан им слабыми готами. Готы не были уже теми страшными варварами, которые унизив гордость Рима и обогатившись добычей в нем награбленной, простерли завоевания свои от Дуная до Атлантического океана. Отделенные от остальной Европы Пиренейской цепью, преемники Аллариха слабели в неге продолжительно мира, стены городов их превращались в развалины и несогласия довершали разрушение их государства.

В первой же стычке Тарик решительно отбросил противостоявший арабам отряд графа Теодомира. Отступив Теодомир послал королю гонца с донесением, в котором написал:

В нашу землю вторгся народ, имя которого и страну, и происхождение я не знаю. Я не могу даже сказать, откуда они пришли. С неба ли свалились или вышли из преисподней?

Граф Теодомир ничем не отличался от других вассалов Родриго. После первой неудачи он оказался на распутье. Пример удачливого графа Юлиана был заразителен: Юлиан приглашал его присоединиться к Тарику, но Теодомир знал и силу, и мстительность Родриго. Он не считал себя настолько глупым, как Юлиан, чтобы открыто принять решение. Так просто присоединиться к арабам, когда Родриго еще имел армию, полную сил, по его мнению было просто глупостю: можно потерять голову, не успев ничего получить от такого шага. Главное - сохранить отряды преданных ему вассалов.

Он известил Родриго о высадке арабов в Испании, но вовсе не собирался сражаться с ними и далее. Он решил ждать главных сил и дальнейшего хода событий, показывая Тарику и Юлиану свою независимость от Родриго. Пусть они воспринимают его уход от битвы как первый шаг к сближению и возможному переходу на их сторону.

Получив известие от Теодомира, Родриго оставил осаду Памплоны и направился с той армией, которая была в его распоряжении, навстречу арабам. Войско было огромным, но соперничество и вражда воинов из различных областей Испании не затихали и перед лицом внешней опасности. Население Испании, уставшее от грабежей и насилия, от голода и эпидемий, непрерывно преследуемое как светскими, так и духовными феодалами, еврейское население, униженное и лишенное каких-либо прав, - все в глухом молчании ждали прихода завоевателей. Они, скорее, видели в них освободителей.

Наконец в середине лета недалеко от Делафронтеэра Родриго встретился с войсками Тарика. Два дня шла упорная кровопролитная битва. Численный перевес был на стороне Родриго. Но раздоры и ненависть отдельных отрядов, измена знатных вассалов решили исход сражения. Войска, оставшиеся верными Родриго, были окружены. Огромное количество воинов было перебито. Остатки их спасались бегством, в том числе и сам Родриго, потерявший на берегу реки свою корону и скипетр. Чтобы избавиться от преследовавших их арабов, ближайшее окружение Родриго решило пожертвовать и им самим, убив его на одной из ночных стоянок.

Словно ветер, пронеслись арабские всадники по южной Испании, дошли до Толедо. После недолгой осады, взяли его, что отдало в руки победителей почти весь полуостров. Тарик продолжал продвигаться вперед, и это уже взволновало Мусу, который считал, что его подчиненный приобретает слишком большую власть над покоренной Испанией.

Опасаясь дальнейших успехов Тарика, Муса с большим отрядом также высадился в Испании и быстро овладел незанятыми на тот момент городами. Между Тариком и Мусой вспыхнула ссора, но по приказанию халифа из Дамаска они помирились и двинулись дальше на север.

Только горные районы Галисии, Астурии и Басконии остались за пределами деятельности для арабских завоевателей.

Вернувшись в Толедо, Муса провозгласил власть халифа над Испанией. Он с восторгом писал халифу:

"Это новое приобретение исламской державы. Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небеса Сирии. Мягкостью климата даже Йемен не стоит выше. Богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Катаем - разнообразием и прелестью своих минералов."

В течение трех лет арабы завоевали, но не покорили Пиренейский полуостров до реки Эбро и владели им 800 лет. Из них полтысячелетия они были безраздельными посредниками в торговле Европы с Востоком.

Арабам достаточно было восьми лет, чтобы сделать Испанию предверем могущества, честолюбивые замыслы которого останавливались на пределах мира. Но такой быстрый успех основывался не на выигранных сражениях: верные закону Мухаммеда, новые завоеватели приносили с собой веротерпимость и правосудие. "Положение побежденных стало так приятно, - говорит один испанский летописец, - что вместо притеснения, которого страшились, они радовались, что принадлежат владыка, которые дозволяют им свободное богослужение и не требуют от них ничего, кроме незначительной дани и повиновения законам, установленным для общего блага."

Владычество испанских эмиров было поэтому эпохой великого благоденствия. Государи эти, вместе духовные и воины, отнюдь не враждуя к христианским племенам, видели вокруг себя только один народ. Исполняя сами великие работы для пользы общей, которым так много обязаны своим обширным развитием земледелие и торговля, они приглашали людей всех наций без разбора, которые могли оплодотворять развитие наук и возродить промышленности прошедшего. Деятельность их и правосудие превратили дикую Испанию в земной рай, бродячие толпы ее населения в просвещенную нацию, трудолюбивую и образованную. Христиане вступали в армии эмиров, где пользовались общими правами и составляли даже гвардию владык, которые находили в них защиту от внешних нападений и преграду против внутренних смут.

Такова была ловкая политика аравитян - славное основание восьмивекового владычества.

Ревностные и талантливые ученики в науке и культуре, арабы оказались невосприимчивыми к урокам истории. Возникшее арабское государство тоже не стало единым. Лишь на какое-то время Кордовский халифат объединил вместе ряд небольших арабских государств. Но и это образование было недолгим и быстро распалось на ряд самостоятельных, с трудом противостоящих Реконкисте районов.

В завоеванных арабами областях Испании наблюдался необычайный экономический и культурный расцвет. Арабское владычество не превратило испанцев в арабов или мавров. Медленно, но неуклонно испанцы область за областью возвращали свои земли. За 5 столетий они отвоевали у разобщенных арабских государств почти весь полуостров, и за арабами осталась только одна часть его - Гранада.

Испанским евреям неплохо жилось при мусульманских законах, они занимали важные административные должности в таких городах, как Гранада, Толедо и особенно Кордова. Европейская торговля, получившая живейшее одобрение, снова начала процветать, и живущие в гармоничном единстве иудейская и исламская мысль расцветали в атмосфере взаимного уважения и согласия.

Испания в период покорения арабами

В Испании коренные жители были загнаны в Пиренеи, где они живут до сих пор под именем басков.

Христианизированные к тому времени готы укрылись в горах Астурии и основали там свое королевство, оказавшееся на удивление долговечным.

Но не вся Испания покорилась арабам. В Мурсии, сохранив свои отряды, обосновался граф Теодомир. И арабы вынуждены были признать его независимость. Не смогли арабы овладеть и северной частью полуострова, натолкнувшись на отчаянное сопротивление оставшихся там испанцев. Муса писал халифу о силе и мужестве людей, не сломленных нашествием:

"Они, как львы с воих крепостях и как орлы с своих гнездах. Они не упускают ни одной возможности, если она для них благоприятна. Побежденные и разбитые, они скрываются под защитой зарослей и горных теснин. И как только представится случай, они вновь появляются, чтобы бороться с еще большей отвагой."

При Ковадонге под предводительством преемника Родриго Пелайо испанцы остановили дальнейшее арабское вторжение. Именно, с этой битвы, происшедшей в горах Астурии, и началась многовековая Реконкиста - отвоевание Испании. Путь на север арабам преградило народное ополчение, еще в 718 году разгромившее отряды мусульман в долине Ковадонге в Астурии. Это сражение было началом конца владычества мавров, но никто тогда еще этого не знал.

И если позже власть арабов принуждена была отступить перед христианскими армиями, то одной из главных причин ее падения - та, что, довольствуясь обладанием плодороднейшими провинциями Испании, эмиры, то покушаясь завоевать Францию, то, борясь с соперническими интригами, забыли дикие скалы астурийские и дали там возрасти и укрепиться племени независимому, которое сначала считали неважным и с которым впоследствии вступили в переговоры. Это племя росло под покровом беззаботности или забывчивости и мало-помалу достигло степени силы, дозволившей ему победить и изгнать аравитян.

Арабское владычество в Испании. Халифат Омейядов

В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.

Тарик Ибн Зияд (VIII век) - арабский военачальник. В 711 году в битве при Гуадалете разбил войска короля Родриго и начал завоевание Пиренейского полуострова.

В 711 году мавры пересекли Гибралтарский пролив и захватили большую часть Пиренейского полуострова. Испанские христиане бежали в отстоявшие свою независимость королевства, расположенные на севере и западе полуострова, а остальная территория попала под господство Дамасского халифата.

Мавры (арабы и берберы) завоевывают Королевство вестготов. начало Реконкисты - христианской освободительной войны против мусульманского владычества, продолжавшейся более 700 лет.

Завоевание Испании арабами.

Победа франков над арабами при Пуатье.

В 756 году на Пиренейском полуострове возник независимый от Дамасского халифата эмират Кордоба, который позже развился в халифат Кордоба, достигший наибольшего развития в X веке.

Кордовский эмират в Испании

Золотой век Кордовского эмирата.

В XI веке мусульманская Испания распалась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Расцвет мавританской Севильи

Гранадский эмират

Население Гранады, столицы Гранадского эмирата, последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове, к моменту его покорения (2 января 1492 г.) кастильскими войсками не превышало 60 тысяч человек. Столицей Гранадского эмирата в 1238 - 1492 годах была Гранада.

Юсуф бен Тахер (аль Тарик) - арабский вождь, начавший в 711 году завоевание Испании. Его именем была названа крепость на юге Иберийского полуострова (Джебаль аль Тарик - "Гора Тарика"), известная впоследствии в искаженном звучании на Гибралтар. Юсуф бен Тахер вступил в Испанию во главе арабов и дал свое имя горе Джебаль-Тахер, или, Гибралтар.

В 756 году Абд-эр-Рахман, внук последнего халифа из династии Омейядов, объявил себя эмиром, а затем султаном Кордовы, независимым от Багдада. Его наследники приняли в 929 году титул халифов.

Абдаррахман I (731-788) - основатель (756 г.) Арабского эмирата на Пиренейском полуострове и династии кордовских Омейядов. Проводил централизованную политику.

Абдаррахман II (792-852) - эмир Кордовского эмирата с 822 года. Известен покровительством наукам и искусству.

Абдаррахман III (891-961) - эмир Кордовского эмирата с 912 года, халиф Кордовского халифата с 929 года. Организовал гвардию из рабов. Создал сильный флот, сильнейший на Средиземном море. Правление Абдарахмана III - вершина могущества кордовских Омейядов.

Абенсерраги - могущественный мавританский род в Гранадском эмирате. История гибели этого рода послужила канвой романа Франсуа Рене де Шатобриана "Приключения последнего из Абенсеррагов" (1826 г.).

Ислам на Иберийском полуострове

http://inosmi.ru/science/20151209/234743584.html

Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711-714 годах. В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились только завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное Испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова.

Вступившие на испанскую землю завоеватели были поражены мужеством испанцев. «Они как львы в своих крепостях и как орлы в своих гнездах», - писал арабский полководец Муса.

Испанское название «мавры» (moros) распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки (Магриба), как арабов, так и берберов. Доля участия этих народов в складывании испанской культурной общности была различной на разных исторических этапах.

Специалисты выделяют две фазы в развитии мавританского стиля искусства средневековой Испании: в ранней преобладал арабо-испанский элемент, ибо арабы были носителями доминирующей духовной культуры. В последующей фазе, начиная с XII века, собственно мавританское искусство возникло из сплава арабо-испанской и берберо-магрибинской традиций.

«Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать», - говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось реконкистой - так в Испании называют процесс освобождения Пиренейского полуострова от арабского владычества. Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только чередой военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере изученный процесс определил особенности развития народов Пиренейского полуострова, оказал влияние на их уклад жизни, содействовал росту национального самосознания.

Последним городом «мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова - столица пиренейских мавров.

Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, тем не менее не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры. Возникли особые группы населения: мосарабы (от искажен- ного арабского «мустариб» - арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами, и сохранившие свою религию, законы и обычаи; и мудехары (от искаженного арабского «мудаджжан» - получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но так же следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи.

Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в сферу высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом Это влияние оказалось наиболее действенным в областях, не связанных непосредственно с религиозными воззрениями: в архитектуре,музыке,танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, а также в технике, медицине, астрономии.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны. И сегодня ее исторические области продолжают четко выделяться. В XIII веке, называемом испанской историографией «Эпохой великих завоеваний», решающая роль принадлежала Кастилии - «Стране зам- ков», занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты. Культура Кастилии тяготела к средневековой католической Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в борьбе с маврами.

Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон и процветающие приморские области Каталония и Валенсия - передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии.

В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, преобладало мавританское художественное влияние. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.

Халифы считали себя наследниками персидских царей и римских императоров. Очень скоро, подражая своим «предшественникам», они стали строить величественные дворцы и вводить пышные придворные церемонии. Естественно, они стремились властвовать над всеми прежними великими империями, поэтому завоевательные походы были направлены не только на север или восток, но и на запад. К 670 г. арабы достигли Северо‑Западной Африки и вышли к Атлантическому океану. Для арабов, как ранее для византийцев, массу хлопот на захваченных землях доставляли берберские племена, яростно боровшиеся за свою независимость. К концу VII в. по крайней мере часть из них была обращена в ислам, и в 711 г. берберы‑мусульмане и арабы пересекли Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. Через семь лет они уже контролировали весь полуостров, за исключением нескольких небольших христианских общин в горных северных и северо‑западных районах. Основная масса христианского и еврейского населения Испании имела не больше желания сражаться за вестготского короля, чем сирийцы и египтяне за византийских императоров. Арабы столкнулись с серьезным сопротивлением, лишь перевалив через Пиренеи и глубоко вторгшись во франкские земли. В 732 г., потерпев сокрушительное поражение в битве с армией Карла Мартелла близ Тура и Пуатье, в Центральной Галлии, они вернулись в Испанию. Считалось, что арабы легко достигали успеха только в тех районах Средиземноморья, которые по географическим и климатическим условиям напоминали их родную Аравию.

В самой Испании этнические арабы всегда оставались небольшой правящей элитой, тогда как берберы‑мусульмане, перебравшиеся из Северной Африки, были куда более многочисленны. В 756 г. наследник дома Омейядов, избежавший резни, в которой Аббасиды уничтожили весь его род, основал в Испании эмират (княжество) со столицей в Кордове. Этот эмир, Абдаррахман, формально признавал власть халифата Аббасидов в Багдаде, но мусульманская Испания (которую называли аль‑Андалус) фактически была независимым государством. Абдаррахман приступил к строительству мечети в Кордове, со множеством колонн, увенчанных двойными арками, которая должна была затмить другую величайшую мечеть ислама в Дамаске. Грандиозные мечети в такой же мере символизировали величие ислама, как собор Св. Софии в Константинополе – величие христианства. Насмешка истории, а их было немало, состоит в том, что из трех великолепных построек, в которые было вложено столько мастерства, сил и денег, лишь одна – в Дамаске – осталась достоянием своей религии. И Кордова, и Константинополь стали фронтовыми столицами и в конце концов попали в руки религиозных противников: Кордову захватили испанские христиане, а Константинополь – турки‑мусульмане.

Процветавшая, веротерпимая, мусульманская Андалусия была открыта влиянию любого из регионов Средиземноморья. Ее арабоязычные купцы и ученые свободно путешествовали по всему необозримому пространству исламского мира. При этом связи с северным латинским миром никогда полностью не прерывались. Однако спустя столетия Испания вновь стала ареной борьбы между христианами и мусульманами.

Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г. Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года - Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом - это было подарком судьбы для Мусы. 7000 берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Античный мир разрушили не германские завоевания, а арабские

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками - за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели еще больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.


В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление - не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьезный успех.


Армии сошлись 19 или 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счет грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему. Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами». Лишенное лидера войско не оказало настоящего сопротивления и было разбито.

Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно - христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости - веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.



Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли их почти 8 столетий

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем ее завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить свое влияние в Средиземном море в значительно большем объеме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку. Кроме того, арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своем фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы - с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.

Великие арабские завоевания предопределили судьбу Европы и России

Кроме того, арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать Папу Римского. В середине 8 в. отношения Папы и Константинополя была разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папы теперь зависели от поддержки франкского королевства. Этот разрыв Восточной империи и Папы стал предвосхищением разделения христианства на западное и восточное, которое окончательно произошло в 1054 г., и началом их противостояния. Последствия этого стали определяющими и для нашей русской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому миру.