Карло Гольдони. Трактирщица

Карло Гольдони

Трактирщица

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Кавалер Рипафратта.

Маркиз Форлипополи.

Граф Альбафьорита.

Мирандолина , хозяйка гостиницы.

Ортензия \

Деянирa / актрисы.

Фабрицио , лакей в гостинице.

Слуга Кавалера.

Слуга Графа.


Действие происходит во Флоренции, в гостинице Мирандолины.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Зала гостиницы.

Граф и маркиз.


Маркиз . Между мною и вами есть кое-какая разница!

Граф . В гостинице ваши деньги стоят столько же, сколько и мои.

Маркиз . Но если хозяйка проявляет ко мне внимание, мне это больше к лицу, чем вам.

Граф . Почему, скажите?

Маркиз . Я - маркиз Форлипополи.

Граф . А я - граф Альбафьорита.

Маркиз . Тоже граф! Графство купленное.

Граф . Я купил графство, когда вы продали свой маркизат.

Маркиз . Ну, довольно! Я - это я! Ко мне нужно относиться с уважением.

Граф . Кто вам отказывает в уважении? Вы сами разговариваете с такой развязностью, что…

Маркиз . Я нахожусь в этой гостинице потому, что люблю хозяйку. Все об этом знают. И все должны уважать девушку, которая мне нравится.

Граф . Вот это мило! Уж не хотите ли вы запретить мне любить Мирандолину? Как вы думаете, почему я во Флоренции? Как вы думаете, почему я в этой гостинице?

Маркиз . Ну и отлично. Только у вас не выйдет ничего.

Граф . У меня не выйдет, а у вас выйдет?

Маркиз . У меня выйдет, а у вас нет. Я - это я. Мирандолине нужно мое покровительство.

Граф . Мирандолине нужны деньги, а не покровительство.

Маркиз . Деньги? Будут и деньги!

Граф . Я трачу по цехину в день, синьор маркиз, и постоянно дарю ей что-нибудь!

Маркиз . Я не говорю о том, что делаю.

Граф . Хоть вы и не говорите, а все равно все знают.

Маркиз . Знают, да не всё.

Граф . Знают, дорогой синьор маркиз, знают. Слуги ведь не молчат. Три паоло в день.

Маркиз . Кстати, о слугах. Есть среди них один, которого зовут Фабрицио. Он не очень мне нравится. Сдается мне, что Мирандолина на него заглядывается.

Граф . Возможно, что она не прочь выйти за него замуж. Это было бы неплохо. Уже шесть месяцев, как умер ее отец. Девушке молодой и одинокой нелегко управлять гостиницей. Я, со своей стороны, обещал ей триста скудо, если она выйдет замуж.

Маркиз . Если она решит вступить в брак, я буду ей покровительствовать. И сделаю… Ну, я уж знаю, что сделаю…

Граф . Идите сюда! Будем добрыми друзьями! Дадим каждый по триста.

Маркиз . То, что я делаю, я делаю тайно. И не хвастаюсь. Я - это я! (Зовет.) Эй, кто-нибудь!

Граф (в сторону). Выбит совсем из колеи. Ведь нищий, а пыжится!

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же и Фабрицио.


Фабрицио (маркизу). Что прикажете, синьор?

Маркиз . Синьор? Кто учил тебя приличиям?

Фабрицио . Виноват.

Граф (к Фабрицио). Скажите, как поживает хозяюшка?

Фабрицио . Ничего себе, ваше сиятельство.

Маркиз . Встала уже?

Фабрицио . Встала, ваше сиятельство.

Маркиз . Осел!

Фабрицио . Почему осел, ваше сиятельство?

Маркиз . Что это за сиятельство?

Фабрицио . Титул. Я зову вас так же, как и этого другого кавалера.

Маркиз . Между нами есть разница.

Граф (к Фабрицио). Слышите?

Фабрицио (тихо, графу). Он правду говорит. Разница есть. По счетам видно.

Маркиз . Скажи хозяйке, чтобы пришла сюда. Мне нужно с ней поговорить.

Фабрицио . Слушаю, ваша светлость. Теперь верно?

Маркиз . Ладно. Три месяца как ты знаешь это, а делаешь назло, наглец!

Фабрицио . Как вам будет угодно, ваша светлость.

Граф . Хочешь знать, какая разница между маркизом и мною?

Маркиз . Что вы хотите сказать?

Граф . На-ка вот тебе. Это цехин. Пусть он даст тебе другой.

Фабрицио . Спасибо, ваше сиятельство. (Маркизу.) Ваша светлость…

Маркиз . Я не бросаю денег на ветер. Убирайся!

Фабрицио (маркизу). Дай вам бог, ваша светлость. (В сторону.) Без дураков! Когда ты не у себя в имении, припасай не титулы, а денежки, если хочешь, чтоб тебя уважали. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Маркиз и граф.


Маркиз . Вы думаете взять надо мною верх подачками? Ничего не выйдет! Мое имя значит больше, чем все ваши цехины.

Граф . Я ценю не то, что значит. Я ценю то, что можно тратить.

Маркиз . Ну, и тратьте себе напропалую. Мирандолина вас не уважает.

Граф . Вы думаете, вас она уважает за вашу необыкновенную знатность? Деньги нужны, деньги!

Маркиз . Какие там деньги! Нужно покровительство. Нужно уметь при встрече сделать приятное.

Граф . Ну да! Нужно уметь при встрече швырнуть сто дублонов.

Маркиз . Нужно суметь внушить к себе уважение.

Граф . Все станут уважать, если денег будет вдоволь.

Маркиз . Вы сами не знаете, что говорите!

Граф . Лучше вас знаю!

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и кавалер Рипафратта.


Кавалер (выходит из своей комнаты). Что за шум, друзья? Между вами вышла какая-нибудь размолвка?

Граф . Поспорили тут слегка по одному важному поводу.

Маркиз (иронически). Граф оспаривает значение знатного рода.

Граф . Я вовсе не отрицаю роли знатности. Я просто говорю, что нужны деньги, чтобы исполнять свои прихоти.

Кавалер . Ну конечно же, милый маркиз!

Маркиз . Ладно! Поговорим о другом.

Кавалер . Почему загорелся у вас спор?

Граф . По самой смешной причине.

Маркиз . Еще бы! Графу все смешно.

Граф . Синьор маркиз любит нашу хозяйку. Я люблю ее еще больше. Он требует ответа на чувство потому, видите ли, что он знатен. Я же надеюсь на взаимность - за свое внимание. Разве не смешно? Как вам кажется?

Маркиз . Нужно знать, что я беру на себя, оказывая ей покровительство.

Граф (кавалеру). Он покровительствует, а я трачу.

Кавалер . Право, из-за таких пустяков и спорить нечего. Ругаться из-за бабы? Выходить из себя из-за бабы? Прямо-таки слушать противно. Баба! Чтобы я из-за баб с кем-нибудь поссорился? Дудки! Никогда не любил их, никогда ни во что не ставил и всегда думал, что бабы для мужчин - просто напасть.

Маркиз . Ну, что касается Мирандолины, у нее есть очень большие достоинства.

Граф . Вот тут-то синьор маркиз, несомненно, прав. Наша хозяйка по-настоящему мила.

Маркиз . Раз я ее люблю, то можете быть уверены, что в ней есть что-то необыкновенное.

Кавалер . Смешно, право! Что в ней необыкновенного, чего не было бы в любой другой бабе?

Маркиз . Она так и влечет к себе приветливостью.

Граф . Она хороша собою, умеет говорить, со вкусом и изящно одевается.

Кавалер . Все это гроша медного не стоит. Три дня я в этой гостинице и ничего такого в ней не углядел.

Граф . Присмотритесь получше - может быть, найдете.

Кавалер . Чепуха! Смотрел как следует. Баба как баба.

Маркиз . Вовсе нет! Не такая, как все! Я бывал в кругу самых знатных дам. Ни в одной из них красота и любезность не соединялись так счастливо, как в Мирандолине.

Граф . Черт возьми! У меня никогда не было недостатка в дамском обществе. Я знаю все женские слабости и изъяны. Вот я не мог коснуться даже пальчика Мирандолины - а ведь сколько ухаживал и сколько тратил.

Постояльцы одной из гостиниц Флоренции маркиз Форлипополи и граф Альфабафьорита более трех месяцев ведут нескончаемый спор, выясняя от чего больше проку; от тугой мошны или громкого титула? Масла в огонь жарких споров щедро подливает красавица-хозяйка прелестная Мирандолина.

Каждый из спорщиков прокладывает свой путь к непокорному сердцу возлюбленной: граф ежедневно тратит по цехину на дорогие подарки, маркиз красочно расписывает безграничные возможности, которые может дать его покровительство. И тот, и другой обещают снять непосильную

Ношу управления гостиницей с хрупких плеч рано осиротевшей девушки. Впрочем, Мирандолина одинаково равнодушно принимает ухаживания обоих кандидатов, хотя обслуживающему персоналу больше по душе щедрость графа.

Однажды, при возобновлении спора, конкуренты попросили рассудить их кавалера Рипафратта – еще одного обитателя той же гостиницы. Рипафратт согласился с маркизом, что звучное имя конечно важно, а в поддержку графа заявил, что без денег жизнь вообще лишена всякого смысла. Узнав о поводе длительного спора, кавалер разразился безудержным хохотом и выдал изумленным соперникам, что, по его мнению,

Любая охотничья собака, вчетверо лучше самой распрекрасной бабы.

Узнав от своих поклонников о пренебрежительном отношении кавалера Рипафратта к прекрасному полу, Мирандолина решила проучить самовлюбленного невежу. Лично навестив кавалера, под предлогом замены постельного белья, она приложила максимум очарования, старания и откровенной лести, чтобы заинтересовать и увлечь его. За бурным флиртом хозяйки с затаенной грустью наблюдает влюбленный гостиничный лакей Фабрицио. Именно этого молодого и старательного работника прочил своей дочери в мужья умерший отец Мирандолины. Девушка весело смеялась в ответ на несмелые замечания Фабрицио, что её невинные шалости только способствуют привлечению постояльцев.

Еще больше сумбура в насыщенную жизнь обитателей внесли две актрисы странствующей труппы – Ортензия и Деянира. Одетые в пышные наряды, позаимствованные из театрального реквизита, они легко ввели в заблуждение лакея, принявшего их за сиятельных дам. Вдохновившись промашкой Фабрицио, Ортензия представилась баронессой из Палермо, Деянира – графиней дель Соле, из Рима. Хозяйка гостиницы, после непродолжительного общения, раскусила плутовок, но пообещала поддержать их великолепную игру.

Новоиспеченные «знатные дамы» наперебой стараются увлечь маркиза и графа, в надежде на щедрые подарки. Мирандолина же продолжает плести искусную любовную паутину вокруг кавалера Рипафратта. Угощает его блюдами собственного приготовления – восхитительным рагу и соусом. В знак благодарности кавалер, делающийся с каждой минутой все любезней, приглашает девушку за стол и угощает вином. Идиллическую картину нарушает неугомонный маркиз; он присоединяется к трапезе и предлагает всем присутствующим откушать якобы настоящего кипрского вина (по едкому замечанию Рипафратта, весьма гнусного пойла). Маркиз, обидевшись, уходит, да и Мирандолина, сославшись на уйму неотложных дел, оставляет разгоряченного кавалера, почти готового признаться ей в нахлынувших чувствах.

Тем временем граф и актрисы, мило беседуя, потешались над жадностью и нищетой маркиза. Девушки обещали после прибытия всей театральной братии обязательно высмеять эти не самые красивые качества человеческой натуры в одной из пьес. Граф попросил добавить в этот список еще и женоненавистничество. Заинтересовавшись, актрисы решили окрутить кавалера Рипафратта, но тот увлеченный Мирандолиной, никого вокруг не замечал, с ужасом осознавая, что если не уедет, окончательно попадет под влияние любовных чар. Хозяйка, принесшая счет, умело разыграла неуемную грусть и ужас расставания, в изнеможении упав в кресло. Обезумевший кавалер, уже не скрывая своей любви, прогнал слугу, торопящего с отъездом, запустил кувшином в графа и маркиза.

Рипафратт, волнуясь о здоровье возлюбленной, принес девушке позолоченный флакон с настойкой мелиссы. Ответом на чувственные признания кавалера была едкая насмешка торжествующей Мирандолины. Флакон полетел в корзину с грязным бельем, но вскоре был обнаружен маркизом. Форлипополи, не зная его истинной стоимости, дарит его одной из актрис.

Неистовый кавалер повсюду преследует Мирандолину, рассыпая проклятия направо и налево. Уязвленный граф вызывает грубияна на поединок. Хозяйка всячески пытается примирить дуэлянтов. Она объявляет всем, что по заветам отца, отдает свою руку и сердце Фабрицио и вежливо попросила незадачливых поклонников выбрать для постоя другой приют. Каждый из героев пьесы получил соответствующий урок и, наверное, не раз вспомнит озорную трактирщицу.

Эта комедия повествует о приключениях трактирщицы Мирандолины. Красивой и очень хитрой молодой женщине досталась гостиница в наследство от отца. Ей помогает там справляться Фабрицио, он работает официантом и влюблен в свою хозяйку.

Мирандолина хорошо понимает, что ее доход зависит от настроения клиентов, поэтому очень обходительна с ними. Больше всего внимания она уделяет двум персонам: графу Альбафиорита и маркизу Форлипополи. Маркизу пришлось продать свой титул дворянина, а граф, наоборот, купил себе звание и стал частью элиты общества. Такие разные, они оба изо всех сил пытаются завоевать расположение красавицы Мирандолины, бесконечно споря о том, что важнее: честь или деньги. Хитрая женщина слегка флиртует с обоими претендентами на свое сердце, но ни с одним из них не сближается. Граф одаривал трактирщицу дорогими подарками, а прислугу щедрыми чаевыми, но это не помогало. Маркиз обещал свое покровительство, но также не преуспел.

В гостинице появляется кавалер Рипафратт. Он – яростный женоненавистник, поэтому постоянно подшучивает над графом и маркизом из-за того, что те так увлеклись простолюдинкой. Сам он никогда не влюблялся и не ценил женщин, ничего особенного он не видит и в Мирандолине. Женщину такое отношение сильно задевает, она решает отомстить Рипафратту и показать, что и он не сможет устоять против женских чар.

Для этого Мирандолина всячески проявляет уважение к кавалеру. Она сама готовит для него еду, перестилает его постель, обедает с ним и очень мило беседует. Хитрый и хорошо продуманный план срабатывает. В сердце Рипафратта ненависть к женскому полу постепенно утихает, а затем и вовсе вытесняется страстной любовью. Эти чувства пугают кавалера, он решает немедленно уехать. Пока он расплачивается, Мирандолина демонстративно плачет и падает в обморок. Это подействовало. Рипафратт не только не собирается уезжать, он называет свою возлюбленную ненаглядной.

В это время в отеле поселяются две дамы, выдающие себя за баронессу и графиню. На самом деле они актрисы. На них сразу же обращают внимание маркиз и граф. За обедом с ними граф упоминает кавалера, который ненавидит женщин. Дамы ради забавы пытаются вскружить тому голову, но у них ничего не получается. Мысли и сердце кавалера теперь заняты другой женщиной.

В знак любви Рипафратт дарит трактирщице бутылку из чистого золота, но та сначала отсылает дорогой подарок обратно, а потом его просто выбрасывает в корзину с грязным бельем. Кавалер очень обижен и рассержен на любимую женщину, но ему стыдно признаться перед окружающими, что он попал в ловко расставленные сети. А трактирщице только это и нужно, она хочет, чтобы все узнали о ее победе. Она ведет себя с кавалером надменно, демонстрирует свою симпатию к Фабрицио, чтобы вызвать ревность у Рипафратта.

Теперь уже граф и маркиз подшучивают над кавалером. В конце концов, тот вынужден признать, что не смог устоять перед обольстительницей. Мирандолина отомстила, ее цель достигнута. Чтобы избавиться от назойливого кавалера, женщина решает выйти замуж за Фабрицио, который все это время сильно ее ревновал. Она не любит официанта, но таким образом можно решить множество проблем. К тому же в мужья Фабрицио ей пророчил умирающий отец.

Мирандолина обещает будущему мужу, что больше не будет влюблять в себя поклонников. Маркиз и граф вынуждены смириться с таким решением женщины. Трактирщица просит их больше не приходить в ее заведение, дабы не волновать. После этого она достает выброшенную золотую бутылку.

Произведение учит тому, что гордыня и излишняя самоуверенность всегда наказуемы. Кто считает себя выше других, обязательно низко падает.

Картинка или рисунок Гольдони - Трактирщица

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Мастер

    В деревне Чебровка живет человек по имени Сема Рысь. Он известен и во всей округе своим мастерство. Сема очень хороший столяр. Его даже приглашают в другие села поработать. Однако, у Семы была очень плохая привычка выпивать.

  • Краткое содержание оперы Травиата Верди

    Действие происходит в Париже в середине 19 века. Идет большая вечеринка в элегантном парижском доме Виолетты Валери. Гастон, виконт де Леторьер представляет молодого Альфредо Жермона, ее поклонника.

  • Краткое содержание Лягушонок Эдгар По

    Где-то в далекой, неизвестной стране жил-был король, который слыл заядлым шутником и заводилой. Но не один он в этом государстве любил шутки и розыгрыши. Все его первые вельможи и министры были не прочь посмеяться.

  • Краткое содержание Шиллер Мария Стюарт

    В произведении описывается Англия времен 1586 года. Мария Стюарт - главная героиня книги. Она являлась сводной сестрой, действующей на тот момент королевы Елизаветы.

  • Аристофан

    Кто такой Аристофан известно немногим. Кто-то слышал о нём мало, кто-то не слышал вообще, но всегда есть те люди, которые интересуются древнегреческими великими людьми, и, конечно, знакомы с творчеством и этого человека

Виктор Шамиров снова наделал шуму. В последний раз год назад на премьере "Маскарада" у него Нина за спиной Арбенина пела пушкинский романс, из непечатных, за что Шамиров и схлопотал от общественности. Теперь он поставил с группой артистов, в числе которых Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин и Виктор Раков, комедию Гольдони. Первое, что видят на сцене в начале спектакля, - три алькова. Потом выясняется, что альковы ездят туда-сюда, и дюжие работники сцены принимаются тасовать их на манер того, как это наперсточники делают со стаканами: "за хорошее зрение - денежная премия", "вот пустой, вот пустой, в этом - шарик золотой". На следующее утро после спектакля его режиссер Виктор Шамиров проснулся в звании "лохотронщика". Мои коллеги писали: "Уходите из театра, Шамиров, вам там не место", - и жалели, что никто не позвал вовремя милицию. Между тем Шамиров только и делает в своих спектаклях, что обманывает ожидания, и на самом деле он последовательнейшим образом воплощает в жизнь завет режиссера Дикого, который, приходя на репетицию, говорил: "Чем сегодня будем удивлять?" Я думаю вот как: весной гольдониевским "Арлекином" в легендарной постановке Стрелера открывалась Театральная олимпиада, Шамиров не мог ее не видеть - и сочинил свой ответ Чемберлену, так же как несколько лет назад, когда Москва только начинала входить во вкус доверительных интонаций Евгения Гришковца, он поставил его пьесу "Зима" так, что Гришковец прозвучал эдаким абсурдистом Беккетом. Тогда тоже сказали: вот, Шамиров потоптался грязными ногами по роднику. Теперь же весь шум возник из-за того, что итальянскую пьесу поместили в изящный антураж, но разыграли так, будто дело происходит недалеко от Извоза. В одной из сцен Татьяна Кравченко и Агриппина Стеклова, по сюжету актрисы-аферистки, по спектаклю - простодушные торгашки, вдруг вышли и - не пришей кобыле хвост - стали читать классику женской любовной лирики. "Мой милый, шо тебе я сделала-а-а?!" - орала, подбоченясь, Кравченко, как будто милый стащил у нее с прилавка сало. Страшно признаться, но мне было смешно. Понятно, что ради этой репризы не стоило ставить целый спектакль, понятно, что Васильева играет так лениво, словно она целый день как белка в колесе и только на сцене и может отдохнуть, а ее привычные партнеры Валерий Гаркалин и Григорий Мартиросьян, вожделеющие к ее Мирандолине, тоже играют как на автопилоте, и Раков с непривычки расходится напропалую, но очевидно, что это насколько смешное, настолько же и плоское представление достойно чего угодно, кроме гневных эскапад. Если в чем и нуждается Шамиров, так это в жалости и в приеме у психолога, потому что именно уверенности и внутреннего покоя ему и не хватает. Был бы покой, не стал бы он так отчаянно самоутверждаться и ставил бы действительно талантливые спектакли.

Рипафратта.

Маркиз Форлипополи.

Граф Альбафьорита.

Мирандолина , хозяйка гостиницы.

Ортензия \

Деянирa / актрисы.

Фабрицио , лакей в гостинице.

Слуга Кавалера.

Слуга Графа.

Действие происходит во Флоренции, в гостинице Мирандолины.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Зала гостиницы.

Граф и маркиз.

Маркиз . Между мною и вами есть кое-какая разница!

Граф . В гостинице ваши деньги стоят столько же, сколько и мои.

Маркиз . Но если хозяйка проявляет ко мне внимание, мне это больше к лицу, чем вам.

Граф . Почему, скажите?

Маркиз . Я - маркиз Форлипополи.

Граф . А я - граф Альбафьорита.

Маркиз . Тоже граф! Графство купленное.

Граф . Я купил графство, когда вы продали свой маркизат.

Маркиз . Ну, довольно! Я - это я! Ко мне нужно относиться с уважением.

Граф . Кто вам отказывает в уважении? Вы сами разговариваете с такой развязностью, что…

Маркиз . Я нахожусь в этой гостинице потому, что люблю хозяйку. Все об этом знают. И все должны уважать девушку, которая мне нравится.

Граф . Вот это мило! Уж не хотите ли вы запретить мне любить Мирандолину? Как вы думаете, почему я во Флоренции? Как вы думаете, почему я в этой гостинице?

Маркиз . Ну и отлично. Только у вас не выйдет ничего.

Граф . У меня не выйдет, а у вас выйдет?

Маркиз . У меня выйдет, а у вас нет. Я - это я. Мирандолине нужно мое покровительство.

Граф . Мирандолине нужны деньги, а не покровительство.

Маркиз . Деньги? Будут и деньги!

Граф . Я трачу по цехину в день, синьор маркиз, и постоянно дарю ей что-нибудь!

Маркиз . Я не говорю о том, что делаю.

Граф . Хоть вы и не говорите, а все равно все знают.

Маркиз . Знают, да не всё.

Граф . Знают, дорогой синьор маркиз, знают. Слуги ведь не молчат. Три паоло в день.

Маркиз . Кстати, о слугах. Есть среди них один, которого зовут Фабрицио. Он не очень мне нравится. Сдается мне, что Мирандолина на него заглядывается.

Граф . Возможно, что она не прочь выйти за него замуж. Это было бы неплохо. Уже шесть месяцев, как умер ее отец. Девушке молодой и одинокой нелегко управлять гостиницей. Я, со своей стороны, обещал ей триста скудо, если она выйдет замуж.

Маркиз . Если она решит вступить в брак, я буду ей покровительствовать. И сделаю… Ну, я уж знаю, что сделаю…

Граф . Идите сюда! Будем добрыми друзьями! Дадим каждый по триста.

Маркиз . То, что я делаю, я делаю тайно. И не хвастаюсь. Я - это я! (Зовет.) Эй, кто-нибудь!

Граф (в сторону). Выбит совсем из колеи. Ведь нищий, а пыжится!

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же и Фабрицио.

Фабрицио (маркизу). Что прикажете, синьор?

Маркиз . Синьор? Кто учил тебя приличиям?

Фабрицио . Виноват.

Граф (к Фабрицио). Скажите, как поживает хозяюшка?

Фабрицио . Ничего себе, ваше сиятельство.

Маркиз . Встала уже?

Фабрицио . Встала, ваше сиятельство.

Маркиз . Осел!

Фабрицио . Почему осел, ваше сиятельство?

Маркиз . Что это за сиятельство?

Фабрицио . Титул. Я зову вас так же, как и этого другого кавалера.

Маркиз . Между нами есть разница.

Граф (к Фабрицио). Слышите?

Фабрицио (тихо, графу). Он правду говорит. Разница есть. По счетам видно.

Маркиз . Скажи хозяйке, чтобы пришла сюда. Мне нужно с ней поговорить.

Фабрицио . Слушаю, ваша светлость. Теперь верно?

Маркиз . Ладно. Три месяца как ты знаешь это, а делаешь назло, наглец!

Фабрицио . Как вам будет угодно, ваша светлость.

Граф . Хочешь знать, какая разница между маркизом и мною?

Маркиз . Что вы хотите сказать?

Граф . На-ка вот тебе. Это цехин. Пусть он даст тебе другой.

Фабрицио . Спасибо, ваше сиятельство. (Маркизу.) Ваша светлость…

Маркиз . Я не бросаю денег на ветер. Убирайся!

Фабрицио (маркизу). Дай вам бог, ваша светлость. (В сторону.) Без дураков! Когда ты не у себя в имении, припасай не титулы, а денежки, если хочешь, чтоб тебя уважали. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Маркиз и граф.

Маркиз . Вы думаете взять надо мною верх подачками? Ничего не выйдет! Мое имя значит больше, чем все ваши цехины.

Граф . Я ценю не то, что значит. Я ценю то, что можно тратить.

Маркиз . Ну, и тратьте себе напропалую. Мирандолина вас не уважает.

Граф . Вы думаете, вас она уважает за вашу необыкновенную знатность? Деньги нужны, деньги!

Маркиз . Какие там деньги! Нужно покровительство. Нужно уметь при встрече сделать приятное.

Граф . Ну да! Нужно уметь при встрече швырнуть сто дублонов.

Маркиз . Нужно суметь внушить к себе уважение.

Граф . Все станут уважать, если денег будет вдоволь.

Маркиз . Вы сами не знаете, что говорите!

Граф . Лучше вас знаю!

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и кавалер Рипафратта.

Кавалер (выходит из своей комнаты). Что за шум, друзья? Между вами вышла какая-нибудь размолвка?

Граф . Поспорили тут слегка по одному важному поводу.

Маркиз (иронически). Граф оспаривает значение знатного рода.

Граф . Я вовсе не отрицаю роли знатности. Я просто говорю, что нужны деньги, чтобы исполнять свои прихоти.

Кавалер . Ну конечно же, милый маркиз!

Маркиз . Ладно! Поговорим о другом.

Кавалер . Почему загорелся у вас спор?

Граф . По самой смешной причине.

Маркиз . Еще бы! Графу все смешно.

Граф . Синьор маркиз любит нашу хозяйку. Я люблю ее еще больше. Он требует ответа на чувство потому, видите ли, что он знатен. Я же надеюсь на взаимность - за свое внимание. Разве не смешно? Как вам кажется?

Маркиз . Нужно знать, что я беру на себя, оказывая ей покровительство.

Граф (кавалеру). Он покровительствует, а я трачу.

Кавалер . Право, из-за таких пустяков и спорить нечего. Ругаться из-за бабы? Выходить из себя из-за бабы? Прямо-таки слушать противно. Баба! Чтобы я из-за баб с кем-нибудь поссорился? Дудки! Никогда не любил их, никогда ни во что не ставил и всегда думал, что бабы для мужчин - просто напасть.

Маркиз . Ну, что касается Мирандолины, у нее есть очень большие достоинства.

Граф . Вот тут-то синьор маркиз, несомненно, прав. Наша хозяйка по-настоящему мила.