Материалистическое понимание истории характерно для. Маркс: материалистическое понимание истории

Согласно материалистическому пониманию истории, люди сами делают свою историю. Но делают ее при тех обстоятельствах, которые они застают готовыми и которые поэтому не зависят от них самих. В этом состоит историческая необходимость, с которой люди вынуждены считаться. Такая необходимость, хотя она и задана каждому отдельному поколению людей, ни в коем случае не предзадана истории, а принадлежит последней. Она есть внутренний или, как принято выражаться в философии, имманентный момент самой истории.

Реальной основой исторического процесса являются производительные силы общества. Они и связывают между собой не только представителей одного поколения, но и людей разных поколений. "Та сумма производительных сил, - писали Маркс и Энгельс, - капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде "субстанции" и в виде "сущности человека", что они обожествляли и с чем боролись...".

Но чтобы просто жить, люди вынуждены приводить в действие те производительные силы, которые они получили от предшествующих поколений. В этом и состоит практическое выражение исторической необходимости. Благодаря своей деятельности, и в этом ее специфика, люди могут менять и меняют обстоятельства, как заданные природой, так и созданные деятельностью самих людей - свои общественные обстоятельства. И в этом смысле они свободны. Но свободны они не потому, что делают то, что хотят делать, а потому, что они хотят делать и делают то, что можно сделать при данных условиях. И в этом отношении свободу надо отличать от произвола, с которым ее часто путают. "Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства".

Материалистическое понимание истории не заменяет действительную историю, как это делает философия истории, а дает только метод для понимания последней. "Изображение действительности, - пишут Маркс и Энгельс, - лишает самостоятельную философию ее жизненной среды. В лучшем случае ее может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от реальной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев".

Иначе говоря, материалистическое понимание истории может проявить себя только в исторической науке. Поэтому его и невозможно выразить в виде законченной философской системы, поскольку в противном случае должна закончиться история.

Согласно Марксу и Энгельсу, свобода и необходимость - это связанные между собой моменты исторического процесса, самой деятельности людей. И, согласно этому пониманию, человек ни в коем случае не есть пассивный продукт обстоятельств, как считали французские материалисты. Ведь обстоятельства меняются самими людьми. "Материалистическое учение о том, - писал Маркс, - что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан...".

Но материалистическое понимание истории Маркса следует отличать и от того, что позже получило название технологического детерминизма. Дело в том, что, по Марксу, уровень человеческой свободы и, соответственно, необходимости определяется не только уровнем развития техники производства. Он определяется и уровнем развития общества, а именно той формой общественных отношений, прежде всего производственных отношений, в которые люди вынуждены вступать, чтобы привести в действие соответствующие производительные силы. Но здесь нет прямого соответствия, а может наблюдаться соотношение обратное: более высокий уровень производительных сил может стать условием человеческой несвободы. Иначе говоря, человек может оказаться заложником технического прогресса и чувствовать себя более свободным с лопатой на своем собственном огороде, а не с самым современным компьютером, если ему приходится работать на нем ради осуществления чуждых и непонятных ему целей.

35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное соз­нание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".

Формация- Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество прошло несколько общественно-экономических формаций - первобытную, древневосточную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а последняя - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.

Общественное сознание - в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

Базис - это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис - основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются 2 «основных», антагонистических класса - трудящиеся-производители и собственники средств производства.

Надстройка- совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот, превращение, обращение) - радикальное, коренное, „революционное“, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции (где развитие происходит постепенно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ). Революция по максу разделяется на буржуазную и социалистическую. Буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму.

В середине 19 века появилось совершенно новое философское учение, созданное Карлом Марксом и впоследствии получившее имя «марксизм». Суть учения по-разному интерпретировалась различными политическими движениями и партиями.

В течение долгого времени марксизм являлся ведущей идеологией в Советском Союзе и определял мировоззрение миллионов людей.

Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - и законы, управляющие ее движением.

С этой точки зрения рассматривается исторический процесс и его влияние на жизнь людей.

В рамках своего подхода Маркс доказывает, что главным условием, определяющим большинство исторических процессов, является Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов.

Главную роль в развитии человечества Маркс отводил производительным силам.

Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей.

Общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни. В основе общественного бытия лежат Человек, с этой точки зрения, воплощает собой общественные отношения. Они заложены в основу формирования общественного и

Именно поэтому развитие человека в историческом понимании происходит за счет борьбы противоположностей. Классовая борьба представляет собой определенный двигатель, направляющий развитие.

В ходе исторического развития Маркс выделяет несколько периодов (или формаций), на основе понятия об уровне развития производительных сил, которые становятся более совершенными, чем производственные отношения, в результате чего возникают революции, и происходит смена формаций.

Маркс видел коммунистическую революцию как средство освобождения от классов и выход на новый уровень существования человека.

Марксизм в экономике и в истории особое внимание уделяет Одним из наиболее важных понятий в философии Маркса является понятие производительных сил. Они определяют отношение человека к природе, к обществу, а также являются источником развития.

Производительные силы каждой формации обладают новыми свойствами. Так раб отличается от а наемный рабочий от трудящегося социалистического общества.

В ходе производства люди вступают в особый род отношений, которые определяют все остальные, и являются причиной возникновения кризисов, ведущих к переходу на следующий уровень развития.

Таким образом, материалистическое понимание истории было основано на таких понятиях, как производственные отношения и Маркс, в отличие от идеалистов, рассматривал историю, исходя из экономической основы общества, из поиска людьми новых более удобных или выгодных способов удовлетворения потребностей.

Философия Маркса представляет собой огромную и четко выстроенную систему научных знаний о политике, экономике и человеке. Материалистическое понимание истории и в настоящее время является определяющим для понимания сути исторического развития, так как существует мало теорий, которые могли бы столь же подробно и основательно объяснить ход истории.

Философия К. Маркса - целостная система, которая во многом определила развитие нашей страны и ее нынешнее положение в мире.

(1818-1883). В «Тезисах о Фейербахе» он подчеркнул, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Конечно, мысль о том, что «человека формируют обстоятельства» не нова, новым у Маркса оказался детальный анализ этих обстоятельств. Из всего многообразия общественных отношений в качестве основных, определяющих Маркс выделяет материальные, производственные отношения, то есть те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ. Маркс приходит к выводу, что именно труд, материальное производство составляют основу человеческого бытия, истории людей.

Так рождается наиболее важная, центральная идея марксисткой философии - материалистическое понимание истории . В сжатой форме сущность материалистического понимания истории излагается Марксом в работе «К критике политической экономии » (1859): «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс устанавливает определенную повторяемость в истории различных стран, в организации их общественной жизни. Он выделяет несколько основных исторических форм организации общества (или формаций). В основе различий между формациями лежат различия в типе организации материального производства. В результате история человечества представляется в виде развития от первобытного строя , через рабовладельческую и феодальную к капиталистической, а от нее с необходимостью к коммунистической общественной формации.

Здесь Маркс приходит ко второй важнейшей идее своей философии - пониманию истории как закономерного, естественноисторического процесса. Он приходит к выводу, что существуют не только объективные законы развития природы, но и общества. Опираясь на этот вывод, Маркс и его соратник Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии » провозгласили неизбежность падения капитализма и перехода к коммунистическому обществу.

Идеями коммунизма Маркс увлекся будучи еще молодым человеком. В них выразилась мечта о гуманном и справедливом общественном строе. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение эксплуататорского общества, с присущим ему отчуждением человека. Маркс считал, что основой всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (то есть труд по принуждению). Ни исходный материал, ни продукты такого труда рабочему не принадлежат - они ему чужие. Перспективы развития человека - в уничтожении отчужденного труда, а значит частной собственности. Маркс пришел к выводу, что только после уничтожения частной собственности труд должен превратиться в средство саморазвития человека, станет для него потребностью. Всесторонне развитый, живущий в гармонии с природой человек - таковы некоторые черты, нарисованного Марксом коммунистического идеала.


Нетрудно заметить, что марксизму, как и всей классической философии, была присуща вера в мощь человеческого разума, способного создать совершенное общество. Идея социального прогресса наполняется здесь новым смыслом: каждая из формаций рассматривается в качестве ступени исторического прогресса, вершиной которого оказывается коммунизм.

Судьба марксистской философии оказалась уникальной: аргументы ее сторонников по силе сопоставимы с аргументами ее противников. Что касается идеи материалистического понимания истории, то по мнению Карла Поппера , одного из самых непримиримых критиков Маркса, в ней содержится здравый смысл и она сохраняет свое значение и сегодня. «Маркс научил нас тому, - отмечает Поппер, - что развитие идей нельзя понять до конца, если не принимать во внимание условия их возникновения и экономическое положение их создателей».

Вместе с тем, Поппер считает, что экономический детерминизм Маркса (то есть настойчивое утверждение им экономических предпосылок в качестве последнего основания общественного развития) является ошибочным. «Опыт показывает, - пишет он, - что при определенных обстоятельствах влияние идей может перевешивать влияние экономических факторов. Да и правильно понять характер экономического развития невозможно не принимая во внимание развитие научных, религиозных и других идей».

Но материалистическое понимание истории отнюдь не отрицает роли идей в жизни общества. Оно лишь требует идти дальше: откуда берутся сами идеи?

Литература

1. Гегель. Философия права. М., 1990.

2. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1-3.

3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

4. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. М., 1964. Т. 3.

5. Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6 т. М., 1964. Т. 4.

6. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. М., 1989.

7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

9. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II.

10. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. М., 1955.

Уже в "Тезисах о Фейербахе" (1845 г.) и в написанных вместе с Энгельсом работах "Святое семейство "(1845) и "Немецкая идеология" (1845-1846) Маркс отходит от абстрактно-просветительского подхода к человеку и обществу. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс выражает важнейшие положения, знаменующие его переход на материалистические позиции в понимании общественной жизни. Во-первых, Маркс заявляет, что "...общественная жизнь есть, собственно говоря, практическим" и поэтому анализ проблем функционирования и развития общества следует начинать с анализа реальной жизни людей, их бытия, а не их сознания, и там видеть конечную причину социальных явлений.

Во-вторых, Маркс отказывается от рассмотрения человека как родового существа с неизменной родовой сущностью. "...Сущность человека, - пишет он, - не есть абстракт, свойственном отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" . Отсюда следует, что понять человека можно, только исходя из тех условий, в которых она существует. Нельзя рассуждать о сущности человека, абстрагируясь от общества, членом которого она выступает, поэтому по-новому встает и проблема отчуждения человека. Если в "Экономически-философских рукописях 1844 г.", по мнению Маркса, сам процесс труда порождает частную собственность и, как следствие, отчуждение человека, то теперь процесс отчуждения связывается с определенными историческими формами процесса труда. В своих последующих работах Маркс развивает эти положения в стройную материалистическую концепцию исторического процесса.

Общество можно представить как систему, единство относительно самостоятельных, взаимосвязанных сфер общественной жизни, четыре из которых являются основными:

духовная;

политическая;

социальная;

экономическая.

До марксизма в философии господствовал идеалистический подход к обществу. Основу и движущую силу развития общества философы видели в развитии, смене идей, духовной жизни. Они считали, что конечную причину общественных изменений в политической, социальной, экономической сферах следует искать в изменениях духовной жизни. Как пишет Ф. Энгельс, философы исходили из эмпирического факта: человек - существо сознательное, она действует только тогда, когда осознает цель своей деятельности и, следовательно, чтобы изменить самого человека и общество, что является продуктом деятельности людей, необходимо изменить сознание человека, идеи, которыми она руководствуется в своей деятельности. Заслуга Маркса, по мнению Энгельса, состоит в том, что он по-другому подошел к этому вопросу, он поставил вопрос так: "А почему в обществе господствуют те или иные идеи, которые выступают движущей силой деятельности людей?" И когда вопрос был поставлен так, стало очевидно, что господство идей, влияющих на сознание, а, следовательно, и действия людей, обусловленные интересами этих людей. А среди интересов определяющее влияние на деятельность больших масс людей делают экономические интересы, объективные в своей основе. Таким образом, Маркс приходит к выводу, что не сознание людей определяет их бытие, не в духовной сфере следует видеть причину общественных изменений, а, наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, и конечную причину общественных преобразований следует искать в экономической сфере жизни общества, в способе производства.

Способ производства материальной жизни определяет социальный, политический и духовный процессы общественной жизни, конкретный тип и форму общества, общественно-экономическую формацию. Понятие общественно-экономической формации введено Марксом для характеристики конкретного типа общества во всем многообразии его проявлений. История общества, по мнению Маркса, подчинена тем же объективным законам, как и история природы, и то, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, не отменяет данного положения. История человечества представляет собой историю возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций, начиная с первобытнообщинной и заканчивая капиталистической или буржуазной, в недрах которой созревают предпосылки новой коммунистической формации. Основным социологическим законом, определяющим возникновение и развитие формации, ее переход в другую формацию, является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Способ производства имеет два аспекта или две составляющие - производительные силы и производственные отношения. Производительные силы характеризуют степень влияния человека на природу, степень его господства над ней. Ведь люди живут за счет природы, превращая ее своей деятельностью в неорганическое тело общества, создавая потребительские стоимости. Элементами производительных сил являются, прежде всего, сами люди - главная производительная сила общества, создающая все его богатство, а также предмет труда в той мере, в которой он уже вобрал в себя человеческий труд. В широком смысле предметом труда является вся природа, но и земля с ее плодородием, и запасы полезных ископаемых, и источники энергии являются элементами, важными показателями развития производительных сил общества тогда, когда они включены в производственную деятельность человека, а не просто есть в наличии в виде природных явлений. Важнейшим показателем развития производительных сил, их элементом выступают орудия труда. их человек помещает между собой и предметом труда, развитие орудий труда в решающей степени определяет степень воздействия человека на природу, производительность труда, а последнее, по мнению Маркса, является главным показателем степени развития общества. К элементам производительных сил относятся и средства труда: производственные строения, дороги и вообще транспорт, энергия - все то, что мы определяем сегодня как материальную инфраструктуру производства. В совокупности орудия труда, средства труда и предметы труда составляют средства производства - накопленная, опредметнена труд, что вместе с живым человеческим трудом и составляет производительную силу общества.

Но при характеристике производительных сил сегодня нельзя не вспомнить еще один элемент - науку. Наука в середине XX века стала непосредственной производительной силой общества. И это произошло потому, что в результате научно-технической революции наука стала неразрывно взаимозависимым с техникой и технологией производства. Современное производство - это материализованная, опредметнена наука. Можно спросить, а какое отношение это имеет к марксистской философии? Непосредственное. Именно Маркс был первым философом, что осознал в полной мере роль и значение науки и техники в жизни общества, их влияние на образ жизни людей .

Производственные отношения составляют другую сторону способа производства, другой его элемент. Производство имеет общественный характер. По мнению Маркса, люди "не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью" . По своей структуре производственные отношения имеют сложный характер и как элементы содержат в себе отношения обмена деятельностью, отношения распределения и потребления и как главный элемент - отношения собственности. Именно отношения собственности определяют тип и форму производственных отношений. Собственность на средства производства может быть частной и общественной и по типу производственные отношения могут быть отношениями с частной формой собственности или отношениями с общественной формой собственности.

Отношения с частной формой собственности существуют исторически в трех формах: рабовласницькій, феодальной и капиталистической. Формы частнособственнических производственных отношений одна от другой отличаются положением работника в системе материального производства. При рабовласницькій форме частной собственности рабовладелец является неограниченным собственником не только средств производства, но и живого орудия труда - рабов, потому что последние рассматриваются как орудия труда, что говорят. При феодальной форме собственности феодал является собственником земли и закрепленных за ним крестьян, но абсолютной власти над последними он не имеет. При капитализме буржуа и пролетарий абсолютно равны в своих правах, но поскольку работник свободен от собственности, сосредоточенной в руках капиталиста, он вынужден продавать последнем себя как рабочую силу, чтобы поддержать свое существование и существование своей семьи.

Общественная собственность на средства производства существует в форме первобытнообщинной собственности и в форме коммунистической собственности на средства производства. В первом случае общественная форма собственности и отношения сотрудничества, вытекающих из нее, и взаимопомощи обусловлены низким уровнем развития производительных сил и, собственно говоря, отсутствием разделения труда. Коммунистическая форма собственности, наоборот, обусловлена высоким уровнем развития производительных сил и разделения труда.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, их развитие обусловливает существование и развитие общества. Это взаимодействие, по мнению Маркса, происходит по общим диалектическим принципом взаимодействия содержания и формы, где содержанием являются производительные силы, а формой способа производства - производственные отношения. При этом конкретный тип и форма последних определяются не сознанием и волей людей, не своими желаниями, а уровнем развития производительных сил. В предисловии "К критике политической экономии" Маркс так характеризует взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в жизни общества: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, отношения, которые не зависят от их воли, - производственные отношения, которые соответствуют определенному уровню развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. При соответствующем уровне своего развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, или-что является только юридическим выражением последних-с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" .

Но противоречия между производительными силами и производственными отношениями решаются социальной революцией не автоматически, а через классовую борьбу. Социальная революция является высшей формой классовой борьбы. Марксизм считает, что вся новейшая история является историей классовой борьбы, что представляет собой главную движущую силу общественного развития как в рамках самих формаций, так и особенно при переходе от одной формации к другой.

Сами классы, по мнению основоположников материалистического взгляда на историю, возникают как результат разделения труда и совершенствования орудий труда и возникновение на этой основе частной собственности. "Разделение труда и частная собственность, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Немецкой идеологии", - это тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом - по отношению к продукту деятельности" . Таким образом, Маркс и Энгельс теперь по-новому подходят к проблеме отчуждения. Теперь частная собственность является не просто результатом трудовой деятельности вообще, как это можно было понять из "Экономически-философских рукописей 1844 г.", а результатом работы в соответствующих условиях, в условиях разделения труда при относительно низком уровне развития производительных сил, когда прибавочный продукт небольшой, и поэтому, только будучи сосредоточен в руках небольшого количества людей в виде собственности на средства производства, он может обеспечить им безбедное существование, освободить от материальной производственной деятельности и дать возможность заниматься наукой, искусством, политикой и т. д. И классы, таким образом, выступают исторической формой социальной структуры общества. их борьба с момента возникновения является стержнем развития общества, и ведется она в первую очередь за экономические интересы, за экономическое освобождение, хотя может приобретать различных идеологических форм.

Но в условиях рабовладельческого и феодального строев освобождение угнетенных классов и преодоление отчуждения достигнуто быть не может из-за низкого уровня экономического развития, прежде всего, политических и идеологических наслоений, что вуалируют реальные отношения людей. Только капитализм создает экономические предпосылки для устранения отношений частной собственности, развивая производительные силы до такого уровня, что общественное производство в состоянии удовлетворить насущные (разумные) потребности всех людей. Мешают этому только отношения частной собственности, поэтому их уничтожение является насущной исторической необходимостью, открывает простор для безграничного развития производительных сил, удовлетворения потребностей людей. Устранение отношений частной собственности создает условия для ликвидации жесткого разделения труда, для развития всесторонних способностей человека и тем самым преодоления отчуждения. Именно поэтому, по мнению основоположников марксизма, коммунизм представляет собой не утопический идеал, а закономерный результат реального исторического развития общества вообще, и капиталистической формации в частности. Установление коммунизма означает конец предыстории человеческого общества и начало его подлинной истории, что открывает широкий простор для развития способностей человека, его всестороннего совершенствования.

Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости «согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию». Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия. «Технология - говорит Маркс («Капитал», I) - вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический IT духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями»... «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». (Ср. краткую формулировку Маркса в письме к Энгельсу от 7 июля 1866 г.: «Наша теория об определении организации труда средствами производства».)

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская «социология» и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, - на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса.