Методика построения фраз при нейролингвистическом программировании текста и устной речи для скрытого манипулирования собеседника или читателя. Ведение деловых переговоров с применение техник НЛП и мягкого гипноза - Как научиться гипнозу и НЛП

Как правильно построить фразы? Опыт НЛП.👌 «Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики: 👉Способ 1. Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе". Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях. 👉Способ 2. Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней и сказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона. В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность. 👉Способ 3. Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д. Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят. Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо. 👉Способ 4: Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения. 👉Способ 5: Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге. 👉Способ 6: Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание. 👉Пример 7: При разговоре, когда речь заходит о чем-то очень приятном для собеседника, и его реакция на это - «улыбка» и «веселые эмоции», постарайтесь коснуться его в этот момент. Ощущения прикосновения у собеседника останутся в памяти (в хороший момент), что будет означать, что с Вами связанны только приятные воспоминания. #общая_психология@psychology_freid | #психология

Как правильно построить фразы? Опыт НЛП.👌

«Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики:

👉Способ 1.
Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе".
Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях.

👉Способ 2.
Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней и сказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона.

В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность.

👉Способ 3.
Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д.
Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят.
Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо.

👉Способ 4:
Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения.

👉Способ 5:
Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге.

👉Способ 6:
Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание.

👉Пример 7:
При разговоре, когда речь заходит о чем-то очень приятном для собеседника, и его реакция на это - «улыбка» и «веселые эмоции», постарайтесь коснуться его в этот момент. Ощущения прикосновения у собеседника останутся в памяти (в хороший момент), что будет означать, что с Вами связанны только приятные воспоминания.

#общая_психология@psychology_freid | #психология

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно НЛП-тренер задаёт вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

Помните?

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиентыНЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли» .

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:

  • как зрительный образ,
  • как смутное тактильное ощущение,
  • как фраза, пришедшая ниоткуда,
  • как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Хорошо...

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!


  • < Волшебная техника НЛП
  • Врата Сортировки >

Термин НЛП (нейролингвистическое программирование) получил своё распространение в нашем лексиконе сравнительно недавно. Научно это одно из направлений психотерапии и практической психологии, рассматривающее копирование вербального и невербального поведения людей, а также взаимосвязь между формами речи, движением глаз, тела и рук, с влиянием на окружающих. Приёмы НЛП с успехом применяются и в обычной жизни.

Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
Махатма Ганди

Для чего нужно НЛП?

В популярном варианте НЛП – это технология моделирования успешности , когда любой человек при правильном использовании техник программирования способен значительно улучшить свои успехи на выбранном поприще. Причём независимо, с чем оно связано – с продажами, политикой или помощью престарелым людям. В основном такому общению обучают в сфере продаж, т. к. именно в этой сфере наиболее заметна материальная отдача, отчего интерес к повышению эффективности общения заметно повышается.

Наука программирования личности прошла немаленький срок развития, её история имеет не только положительные вехи. Но, несмотря на свой непризнанный официальной наукой статус, развитие продолжает огромными шагами, регулярно предлагая более эффективные методы воздействия на личность.

История развития науки об НЛП

Термин НЛП, как и сама наука, связанная с нейролингвистическим программированием, появились, по мнению открытых источников – в 1976 году, когда некто Ричард Бендлер и Джон Гриндер приняли решение досконально изучить влияние на сознание личности тех или иных действий и тщательно все зафиксировать в научном труде.

Немалое значение на их исследования в то время оказали учения Милтона Эриксона, который по схожим принципам создал систему погружения человека в состояние транса, правда, это он делал с психотерапевтическими целями. Основой методики стало применение разных лингвистических и коммуникативных приёмов, напрямую влияющих на сознание людей. Точнее, временно отключающих его и открывающих доступ к самому сокровенному каждого человека – подсознанию. Ведь все неосознаваемое нами исходит именно из него. Практически это то же самое, что и владение навыками «на автоматизме», когда руки и ноги «сами знают как делать».

Нередко основу методики НЛП называют эриксонианским гипнозом, что недалеко ушло от истины, ведь подавляющее число «изменённых» состояний для постановки задач было вызвано именно применением состояния транса. Точно такого же, что наблюдается и при общении с цыганами.

Отчасти повлияли на процесс создания «науки» и такие учёные, как:

  • Вирджиния Сатир – специалист по семейной терапии. Фриц Перлз – этот психотерапевт занимался гештальттерапией.

    От всех понемногу были перенята техника копирования поведения человека как на уровне вербального общения, т. е. с помощью слов, так и невербального, предполагающего то же самое, только в качестве «носителя информации» становятся неконтролируемые движения рук, мимики и т. п.

    Как только стало понятным, что эксперимент удался, и получилось выявить целую массу закономерностей, причём многие из них подтвердились экспериментально, у разработчиков возник конфликт, переросший в судебные тяжбы. Последние продолжались почти 20 лет и были завершены в начале 2001 года (начало спорам положено в 80-х годах прошлого века) без особых успехов обеих сторон.

    Сегодня наука об НЛП практически достигла своего апогея. Практически во всех сферах открыто применяются те или иные методики, основанные на известных закономерностях.

    Так, например, в телефонных переговорах используются словоформы, влияющие на того, кто находится на другом конце провода. Целое искусство – фактически принудить своего оппонента к реальной встрече при первом же разговоре по телефону.

    То же самое можно сказать и про личные встречи. Не всегда для оппонента они желаемы, но договариваться всё равно надо, ведь бизнес не терпит застоя. Благодаря незаметному на первый взгляд и настойчивому манипулированию, собеседник способен превратить свой негатив хотя бы в так называемый активный нейтралитет, когда, по крайней мере, он не будет вмешиваться в ситуацию. Например, когда отдел закупа сделает заказ на не самых выгодных условиях.

    Помимо рабочих моментов использование хотя бы одного приёма НЛП в общении дома с родителями или детьми помогает добиться более спокойных отношений, утихомирить тех домочадцев, которые так и стремятся вступить в конфликт. Да и самому стать значительно спокойнее и рассудительнее. Ведь, когда практически любую взаимосвязь сказанных слов и сделанных дел можно объяснить научно, то повода нервничать просто не предвидится.

    Как все работает?

    Ещё до формулирования принципов НЛП обращали внимание на то, что люди разделяются на определённые категории по типу восприятия:

    1. Визуальное восприятие означает преобладающее получение информации о мире, окружающем человека, через зрительные образы .
    2. Звуковое восприятие – то же самое, но только через звуки .
    3. Кинестетика – основным источником информации являются прикосновения .

    С позиции приёмов нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия, можно путём подстройки целенаправленно воздействовать на собеседника. Доминирующее восприятие делает человека более уязвимым, поэтому для применения элементов НЛП в общении, достаточно быть внимательным к коммуникации оппонента:

    1. Так, например, преобладание в разговоре фраз, означающих действие «смотреть», приводит к выводу, что мы имеем дело с человеком с преобладающим визуальным восприятием.
    2. Когда же испытуемый больше «слышит», то для него более важны звуки.
    3. Остаётся только тот, кто преимущественно «чувствует» с его тактильными ощущениями.

    Разрыв шаблона

    Следующим шагом после определения наиболее явной точки воздействия становится тот приём НЛП, который часто называют «разрыв шаблона». При этом нейролингвистическое программирование осуществляется в момент, когда испытуемый во время нахождения в ступоре из-за нетипичного поведения собеседника, воспринимает поступающие знания не разумом, а напрямую подсознанием. Например, во время рукопожатия можно сказать что-нибудь грубое вместо протягивания руки, да ещё и погладить себя по голове «за это» или сделать любое движение/действия, которого гипнотизируемый человек не ожидает.

    Продолжительность периода, в течение которого личность наиболее восприимчива, может находиться в пределах 30 секунд, но на практике это зависит от индивидуальной, в меру контролируемой, чувствительности. В такие моменты любые слова закладываются прямо в подсознание как программа, исполнение которой подавляющее большинство не могут даже осознать, не то чтобы ещё и запомнить её суть.

    В процессе внушения могут быть применены и другие правила, например:

    • исключать из разговора фразы предполагающие извинение или пренебрежение к собеседнику. Например, «Извините, если я вам помешал» или «Давайте быстро с вами все рассмотрим»; избегать фраз «нападения», вроде «Что за безобразие здесь творится?».

      Лучше прибегнуть к использованию фраз, которые вызывают положительные эмоции:

      • упомянуть в разговоре анекдотическую ситуацию, произошедшую с вами или же вашим знакомым (второй вариант даже предпочтительнее); задать пару вопросов личного характера, способствующих откровенному настрою собеседника (например, о погоде, детях и т. п.).

        Наиболее ярким примером действия этого приёма в НЛП является цыганский гипноз.

        Благодаря правильно поставленному общению им нередко удаётся обокрасть собеседника либо навязать ему совершенно ненужную, да и бесполезную покупку. При этом они обступают клиента со всех сторон и начинают на разные голоса почти одновременно говорить, что неизбежно вгоняет человека в ступор, где ему и внушаются команды вроде «открой кошелёк, сними с себя все золото» и т. п.

        Одним из примеров реальной жизни является проигрывание однотипной музыки во всех магазинах той или иной торговой сети, что оставляет неизгладимый след в подсознании каждого посетителя. Так, ставится «якорь» на более частое посещение магазинов и соответственно на лояльное к ним отношение.

        Что может дать НЛП в обычной жизни?

        Бытует мнение, что в повседневной жизни нас постоянно окружают элементы, в основном, напоминающие бессознательные попытки манипулировать родственниками. Особенно это заметно в отношениях «ребёнок-взрослый». Например, когда произносится фраза «не кричи», то тем самым маленькому «предлагается» продолжать кричать, что тот и делает.

        Немало внимания уделяется техническим деталям, например, как именно следует касаться собеседника при произнесении «команды». В какие моменты разговора стоит повторить касания, закрепляющие достигнутый эффект (этот метод называется «установка якоря»).

        В целом же, чтобы получить приемлемый результат, который бы не только проявился, но и был закреплён, следует постоянно тренироваться. Например, обдумывать каждый свой шаг, каждое действие и сказанные слова. Именно последний инструмент обладает крайне «магическим» действием. Все остальное (прикосновения, мимика и т. д.) – лишь средство для более успешного восприятия главной информации.

        При освоении техник НЛП, программирование окружающих позволяет значительно упростить решение многих важных для себя вопросов. Так, человек, освоивший азы НЛП, может рассчитывать на то, что сможет:

(в поисках ресурсного состояния)

В своих материалах об НЛП мы уже не раз говорили о том, что человек может сам справить­ся со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное со­стояние.

Напомню, что НЛП представляет весь массив доступной нам информации как библиотеку референтных переживаний, расположившихся на оси времени.

В библиотеке есть старые поступления - референтные переживания прошлого. Некоторые из них принадлежат нам, а некоторые другим людям - живым или вымышленным. Первые мы называем - действительными , а вторые -сконструированными референциями.

В этой великой библиотеке информации есть и текущие поступления (наше настоящее), только открой глаза и смотри, впитывай.

В этой библиотеке есть даже референтные переживания будущего, что-то наподобие прогно­зов футурологов или фантастических романов, или записей-мечтаний в личном дневнике...

Некоторые книги из этой библиотеки - политы слезами, захватаны шоколадными пальцами - эти книги имеют внутри цветные иллюстрации. Это те референтные переживания, которые мы называем (вслед за ) личностными , они очень эмоциональны и поэтому затрагива­ют нашу - личность.

Другие же книги в этой библиотеке набраны мелким чёрным шрифтом, содержат только диа­граммы и таблицы - этоинформационные референтные переживания. Они содержат только информацию о том, как делать то то и то то, но не содержат эмоций...

И вся эта «библиотека» нужна нам вот для чего: найти вовремя нужное РЕСУРСНОЕ СО­СТОЯНИЕ , чтобы выйти победителем в очередном раунде игры под названием «Мой жиз­ненный квест»...

Сконструированные референции...

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

В общем, НЛП ещё раз доказало полезность двух вещей, которые и так трудно переоценить:

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния , которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.

Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).