Ньютон ввел понятие «Абсолютное время». Время является Абсолютным, поскольку

Относительное время - это время, которое мы измеряем по часам, психологическое время. Структура относительного времени является искусственной, созданной человеком, и она приносит очевидную пользу: мы имеем возможность планировать свою жизнь и расставлять приоритеты только в контексте относительного времени. Прошлое, настоящее и будущее - необходимые понятия для осмысления и планирования жизни; когда мы решаем, что именно важнее всего сделать, относительное время позволяет нам измерить будущее (в часах, днях или годах) - с тем чтобы мы смогли успешно достичь своей цели. На практике это означает анализ прошлого опыта (сколько времени это занимало ранее?), оценку возможных вариантов (сколько времени это займет, если я сделаю это так или эдак?) и рациональное планирование каждого дня, с тем чтобы тратить время эффективно, а не транжирить его, постоянно отвлекаясь или сосредоточиваясь на менее важных делах.

Абсолютное время не поддается измерению, это текущий «настоящий» момент природного мира, и он значим для нас не меньше, чем относительное время. Попадая в сферу абсолютного времени, мы видим и воспринимаем себя и мир вокруг вне контекста времени относительного. В сфере абсолютного времени никакого количественного времени нет - мы полностью присутствуем в настоящем моменте и концентрируемся на стоящей перед нами задаче, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем. Парадоксально, но как только мы достигаем полного присутствия в абсолютном времени, мы тут же теряем самосознание. Именно это имел в виду великий японский учитель дзен XIII века Эйхэй До- гэн, когда сказал: «Познать буддизм означает познать себя. Познать себя означает забыть себя. Забыть себя означает пробудиться со всеми и вся».

Мы познаем себя, чтобы на основе накопленного жизненного опыта понимать, что мы собой представляем. Понимать, что мы собой представляем, - значит понимать, как мы проецируем свой прошлый опыт на настоящее и будущее. Например, когда я произношу слово небо> в вашем сознании формируется образ неба. Вы знаете, как выглядит небо, потому что видели его раньше; однако ваше представление о небе может отличаться от моего. Что еще более важно, когда вы выходите на улицу, вы, вероятно, не обращаете внимания на небо, потому что считаете, что вам уже известно, как оно выглядит, - ведь вы видели его бесчисленное множество раз. Однако небо выглядит по-разному в каждый момент времени, оно всегда неповторимо и изменчиво.

То же самое касается и нас самих. Мы уверены, что знаем, кто мы такие, поскольку представление о себе сформировано у пас на основе прошлого опыта. Как и в случае с относительным временем, мы уверены в своих представлениях о самих себе (так нам удобно) - и становимся столь же предсказуемыми, как течение относительного времени. Однако в сфере абсолютного времени этого медленного движения вперед, всех этих впечатлений из прошлого просто не существует; представления, сформированные человеком на основе относительного времени, исчезают. Переживание абсолютного времени - это восприятие мира таким, каким он является в данный момент, и оно требует освобождения от пут наших убеждений и понятий.

Когда мы абстрагируемся от своих представлений о себе и о мире, поразительно, насколько удивительными становятся обычные вещи: небо оживает, оживают цветы, само время оживает, и наши чувства вместе с ним.

В таком состоянии полноты жизни мы более уравновешены, более собраны и более продуктивны. Ощущение полноты жизни сообщает новый смысл нашей работе и отношениям, оно открывает для нас новые возможности, поскольку прошлое больше не сковывает нас; в результате мы усиливаем сосредоточенность, увеличиваем творческий потенциал и продуктивность, и страх отступает.

В беседах и в своей книге «Мое внезапное озарение» невролог Джилл Болт Тейлор очень подробно рассказывает о том, как она ощущала себя во время инсульта. Когда у нее случился инсульт, она испытала мучительное ощущение того, что левое полушарие ее мозга перестало функционировать, и, поскольку в рабочем состоянии осталось только правое полушарие, время для нее остановилось и все рациональное, аналитическое мышление вдруг исчезло, в результате чего она испытала огромную радость и счастье. Она ощущала безмятежность и открытость миру, и это было совершенно новым и потрясающим переживанием, ставшим для нее откровением смысла, любви и полного принятия мира. Затем, осознав, что у иее случился инсульт и что ей необходима помощь, она как-то сумела активизировать левое полушарие мозга, чтобы набрать номер телефона. Безусловно, левое полушарие нашего мозга нам необходимо, но Тейлор хотела сказать следующее: не забывайте о своем правом полушарии; не проживайте свою жизнь, игнорируя безвременное и ни с чем не сравнимое состояние сознания, всегда доступное нам.

Самое замечательное заключается в том, что нам нет необходимости выбирать между относительным и абсолютным временем. Как в той дзенской притче о флаге, мы можем охватить все одновременно - флаг, ветер и паше сознание. В рамках относительного времени мы можем рационально планировать жизнь, расставляя приоритеты и сначала делая то, что важнее всего. Однако в период работы и в перерывах мы можем входить в сферу абсолютного времени, где каждое мгновение неповторимо и где любая деятельность, за которую мы беремся, кажется (и на самом деле является) новой и живой.

Игра со временем

Вот как можно поиграть со временем.

Каждый день намечайте одну задачу, которую вам хотелось бы выполнить. Заведите список следующих шагов, а также, соответственно, дат, когда вы намерены начать предпринимать эти шаги и когда планируете завершение работы.

Каждый день нужно тратить немного времени на то, чтобы совершенно забывать о времени; в это состояние можно войти, переключив внимание на дыхание и тело (три вдоха - три выдоха) либо сосредоточив внимание на цветах, или деревьях, или небе, глядя на них как будто в первый раз. Каждый день выделяйте время на то, чтобы отдохнуть от дел.

Ответ ++
Согласно теории Ньютона, «Абсолютное время» – это бесконечная однородная длительность, существующая сама по себе и вне какой-либо связи с материальными телами. Таким образом, он приписывал «Абсолютному времени» атрибуты вечности, однородности и автономности от материи.
2. В механической картине мира считалось, что пространственные размеры тел …
не зависят ни от скорости измеряемого тела в выбранной системе отсчета, ни от других факторов
тем больше, чем больше скорость измеряемого тела в выбранной системе отсчета
тем меньше, чем больше скорость измеряемого тела в выбранной системе отсчета
зависят не от скорости измеряемого тела в выбранной системе отсчета, а от других факторов

Ответ ++
Поскольку механическая картина мира опиралась на ньютоновские представления об Абсолютном пространстве, никак не зависящем от материальных тел и их движения, то и размер тела (протяженность тела в Абсолютном пространстве) не зависит ни от чего.
3. В рамках механической картины мира пространственные размеры тела с ростом его скорости движения …
остаются неизменными
сокращаются во всех направлениях
сокращаются в направлении движения
увеличиваются во всех направлениях

Ответ ++
Представления механической картины мира о пространстве и времени основывались на ньютоновых концепциях Абсолютного пространства и Абсолютного времени, которые существуют независимо от материальных тел. Соответственно, пространственные расстояния и промежутки времени не должны были меняться, как бы там ни двигались материальные тела.
4. Согласно представлениям античных атомистов …
пустота, в которой движутся атомы, – такой же самостоятельный элемент мироздания, как и сами атомы
атомы, движущиеся в пустоте, являются ее порождением, постоянно возникают из пустоты и вновь исчезают в ней
пустоты не существует, поскольку Вселенная всюду плотно заполнена атомами
пустоты не существует, поскольку промежутки между атомами заполнены особой материальной субстанцией – эфиром

Ответ ++
Согласно воззрениям атомистов античности, пустота и атомы – два необходимых и самостоятельных элемента мироздания. Атомы необходимы для того, чтобы строить все вещи в мире. Пустота также необходима: она разделяет атомы, обусловливая их дискретность, отделенность друг от друга. Кроме того, она предоставляет атомам возможность перемещаться, изменять свои положения с течением времени. Понятно, что «пустота» античного атомизма – это прообраз более мощной и более поздней абстракции пространства.
5. Согласно представлениям механической картины мира, если бы из Вселенной можно было убрать все материальные тела, то …
свойства пространства и времени остались бы неизменными
сами понятия пространства и времени потеряли бы смысл
пространство и время остались бы, но стали всюду плоскими, неискривленными
пространство и время немедленно породили бы материю в количестве, равном количеству удаленной материи

Ответ ++
В механической картине мира пространство и время считались абсолютно независимыми от материи. В такой картине удаление материальных тел никак не должно сказаться ни на существовании, ни на свойствах пространства и времени.
6. Ньютон ввел понятие «Абсолютное время». Время является Абсолютным, поскольку …
его течение совершенно не зависит от материальных тел и того, что с ними происходит
отсчитывается от момента сотворения мира, до которого времени просто не было
оно течет быстрее, чем время в любой системе отсчета, связанной с реальным телом отсчета
оно является первоначальной причиной всех явлений, безусловным и совершенным началом бытия

Ответ ++
Представления механической картины мира о пространстве и времени основывались на ньютоновых концепциях Абсолютного пространства и Абсолютного времени, главным свойством которых считалась независимость от материальных тел. Соответственно, промежутки такого времени не должны были соотноситься с материальными телами и их движением. А раз время, определенное таким образом, не может измеряться относительно материальных тел и событий, которые с ними происходят, оно должно быть Абсолютным.

истинное математическое время» ньютоновской механики, которое, по определению И. Ньютона, «само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внеш не му, протекает равномерно, и иначе называется длительно стью»1. Идея А. в. генетически связана с аристотелевской реляционной концепцией времени как меры движения. Согласно Аристотелю, основными свойствами времени являются равномерность, общеизвестность и наибольшая простота. Движением, наиболее адекватно соответствующим этим качествам времени и поэтому способным быть естественным измерителем времени, с точки зрения Аристотеля, является суточное вращение последней, «восьмой» небесной сферы, или, иначе, «сферы неподвижных звезд». Но во II в. до н.э. выяснилось, что «восьмая» небесная сфера, помимо суточного вращения, обладает прецессионным движением, и поэтому для сохранения представления о равномерно вращающихся небесных сферах в аристотелевскоптолемеевской картине мира появляется помещаемая за «восьмой» не несущая на себе никаких небесных тел и, следовательно, недоступная для наблюдения «девятая» небесная сфера, которой и приписывается равномерное суточное вращение. Средневековые последователи Аристотеля под «истинным» временем начинают понимать время, отмеряемое суточным вращением «девятой» небесной сферы, а поскольку им могли пользоваться только астрономы при математических расчетах, то это «истинное» время начинает определяться как «математическое» время. Время же, которое в обыденной жизни измеряется чувственно воспринимаемыми движениями, признается неточным временем и получает наименование «физического» времени. Поскольку согласно аристотелевской физике, господствовавшей в европейских университетах до тех пор, пока ее не вытеснила ньютоновская физика, любое движение считалось возможным только под действием какойлибо движущей силы, то изменения переменных величин рассматривают в математике как результат равномерного течения «математического» времени. В итоге реляционное по своему происхождению «истинное» «математическое» время обретает черты субстанциальности. Во времена И. Ньютона подобное представление было общепринятым среди естествоиспытателей, и поэтому, вводя понятие времени, И. Ньютон оговаривается, что это понятие общеизвестно и нуждается только в некотором уточнении и более четком разграничении абсолютного и относительного времени. Таким образом, прототипом «абсолютного времени» ньютоновской механики явилось «истинное» «математическое» время средневековых перипатетиков, которое после крушения аристотелевско-птолемеевской картины мира потеряло связь с вращательными движениями небесных сфер и постепенно начало осознаваться как некое вездесущее абсолютно равномерное течение. См.: «Аристотелевское учение о времени как мере движения»; «Относительность равномерности времени». лит.: Аристотель. Физика / Сочинения в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. С. 59-262. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. - М., 2001. С. 64-116. //http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/khasanov_vremya/khasanov_ vremya.html Хасанов И.А. Феномен времени. Ч. I. Объективное время. - М., 1998. С. 47-112. //http://www.chronos.msu.ru/Public/khasanov_phenomen_vremeni.html Ильгиз А. Хасанов

Принципы механики, изложенные нами, отчасти были усмотрены Ньютоном в работах Галилея, а отчасти сформулированы им самим. Ньютону мы прежде всего обязаны определениями и законами в настолько общей форме, что они представляются независимыми от земных экспериментов и применимыми к событиям в астрономическом пространстве.

При выводе этих законов Ньютону приходилось предпочитать конкретные механические принципы, для чего были необходимы определенные представления о пространстве и времени. Без таких определений оказывается бессмысленным даже простейший закон механики - закон инерции. Согласно этому закону, тело, на которое не действуют никакие силы, движется равномерно и прямолинейно. Обратимся вновь к столу, на котором проводились опыты с катящимися шарами. Когда шар катится по столу вдоль прямой линии, наблюдатель, следящий за его траекторией с какой-либо другой планеты, вынужден утверждать, что путь шара, с его точки зрения, непрямолинеен, так как Земля сама вращается, и движение, которое представляется прямолинейным вращающемуся вместе с Землей наблюдателю только потому, что шар оставляет прямолинейный след на столе, должно казаться криволинейным другому наблюдателю, не участвующему во вращении Земли. Это можно проиллюстрировать следующим грубым примером.

Круглый диск белого картона укрепляется на оси так, что его можно вращать с помощью ручки. Над плоскостью диска укрепляется линейка. Будем теперь по возможности равномерно вращать диск и в то же время пытаться провести вдоль линейки карандаш с постоянной скоростью, так чтобы он вычерчивал свою траекторию на картоне. Траектория карандаша на картоне будет, разумеется, не прямой, а кривой линией, которая даже замкнется в петлю, если вращательное движение диска будет достаточно быстрым. Итак, то же самое движение, которое наблюдатель, связанный с линейкой, называет равномерным и прямолинейным, будет названо наблюдателем, связанным

с диском, криволинейным (и неравномерным). Это движение можно построить точка за точкой, как изображено на фиг. 32.

Наш пример ясно показывает, что закон инерции, несомненно, имеет смысл только в тех случаях, когда пространство, или, точнее, система отсчета, в которой движение интерпретируется как прямолинейное и равномерное, точно задано.

Фиг. 32. Переход тела из точки А в точку В при равномерном движении в течение четырех интервалов времени - движение наблюдает покоящийся наблюдатель. момент тело находится в точке наблюдатель помечает эту точку звездочкой, в - момент положение тела определяется точкой, которая также помечена звездочкой; диск, а вместе с ннми звездочка, помеченная на фиг. 32, б, повернулись на угол - наблюдатель продолжает помечать положение тела тем же способом, что и раньше. Ломаная, соединяющая звездочки, приближенно описывает траекторию тела по движущемуся диску.

Коперникова картина мироздания, разумеется, предполагает, что в качестве системы отсчета, для которой выполняется закон инерции, берется не Земля, а система, каким-то образом фиксированная в астрономическом пространстве. В проводимых на Земле опытах, например в опытах с шаром, движущимся по столу, траектория движущегося тела в действительности представляет собой не прямую, а слегка искривленную линию. Тот факт, что это ускользает от нашего внимания, объясняется лишь малостью пути, наблюдаемого в наших экспериментах, по сравнению с размерами Земли. Здесь, как это часто случается в

науке, неточность наблюдения приводит к открытию важного факта. Если бы Галилей имел возможность выполнять наблюдения так же точно, как в последующие столетия, запутанная смесь различных явлений сделала бы открытие законов гораздо более сложным. Может быть, Кеплер никогда не объяснил бы движения планет, если бы их орбиты были известны ему так же точно, как они известны в наши дни. Ведь эллипсы Кеплера - лишь приближения, от которых истинные орбиты при наблюдении их в течение большого периода времени значительно отличаются. Аналогичный случай произошел в современной физике с закономерностями спектров: открытие простых соотношений оказалось гораздо более трудным и заметно задержалось вследствие избытка экспериментальных данных.

Итак, перед Ньютоном стояла задача найти систему отсчета, в которой выполнялись бы закон инерции и другие законы механики. Если бы он выбрал в качестве системы отсчета Солнце, вопрос не был бы решен, и решение его только задержалось бы, ибо могло оказаться, что Солнце тоже движется, как это и выяснилось на самом деле в свое время.

Вероятно, именно в силу таких причин Ньютон пришел к убеждению, что эмпирические системы отсчета, связанные с материальными телами, никогда не смогут послужить основой закона, опирающегося на понятие инерции. Однако закон сам по себе, в силу своей тесной связи с евклидовой идеей пространства, элементом которого является прямая линия, представляется естественным отправным моментом динамики астрономического пространства. Несомненно, именно в законе инерции евклидово пространство проявляет себя вне тесных пределов Земли. Сходные обстоятельства имеют место и в случае времени, поток которого получает свое выражение в равномерном движении, обусловленном инерцией. Если бы в качестве единицы времени был выбран, например, период одного оборота Земли, то закон инерции оказался бы не вполне справедливым, так как в движении Земли имеют место некоторые нерегулярности.

Следуя подобным рассуждениям, Ньютон пришел к заключению, что существуют абсолютное пространство и абсолютное время. Лучше всего передать суть дела словами самого Ньютона (цитаты даются по переводу оригинального латинского текста Ньютона). О времени Ньютон писал:

«Абсолютное истинное или математическое время само по себе и в силу своей внутренней природы течет одинаково, безотносительно к чему-либо

внешнему и иначе зовется длительностью; относительное, кажущееся или обычное время представляет собой некоторого рода чувственную, или внешнюю (каким бы оно ни было точным или несравнимым), меру длительности, определяемую с помощью движения, которое обычно используется вместо истинного времени; это - час, день, месяц, год...

Ибо дни в природе в действительности не равны друг другу, хотя обычно и считаются равными и используются в качестве меры времени: астрономы вносят поправки в эти меры, выполняя точный анализ небесных движений. Возможно, не существует такой вещи, как стандартное движение, посредством которого время можно точно измерить. Все движения могут быть ускоренными или замедленными, но истинный, или стандартный, процесс течения абсолютного времени не подвержен никаким изменениям. Длительность или возраст существования вещей остается одним и тем же независимо от того, быстры движения или медленны или их нет вообще...»

О пространстве Ньютон высказал аналогичное мнение. Он писал:

«Абсолютное пространство в силу своей природы, безотносительно к чему-либо внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство представляет собой некоторое подвижное измерение или меру абсолютных пространств; его мы определяем с помощью своих чувств через взаимное расположение тел, его вульгарно и истолковывают как неподвижное пространство...

Итак, вместо абсолютных положений и движений мы используем относительные, причем делаем это без каких-либо неудобств для своей практической деятельности. Но в философских изысканиях мы должны отвлечься от наших чувств и рассматривать вещи как таковые, независимо от всего, что представляет собой лишь чувственные меры этих явлений. Ибо, возможно, не существует тела, поистине покоящегося, относительно которого все положения и все движения других тел можно было бы отсчитать...»

Недвусмысленное утверждение как в случае - определения абсолютного времени, так и в случае определения абсолютного пространства о том, что эти две категории существуют «безотносительно к какому бы то ни было внешнему объекту», кажется странным в устах человека типа Ньютона, ведь он сам часто подчеркивает, что он стремится изучать лишь то, что в действительности существует, то, что можно подтвердить наблюдением «Hypotheses non fingo» - вот его короткое и определенное выражение. Но ведь то, что существует «безотносительно к какому бы то ни было внешнему объекту», невозможно подтвердить наблюдением, и, следовательно, это не факт. Здесь мы сталкиваемся с явным случаем того, как подсознательные представления "применяются незаметно к понятиям объективного мира. Позднее мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Наша теперешняя задача состоит в том, чтобы описать, как Ньютон истолковал законы космоса и как его идеи развились в современных представлениях.

Cтраница 2


Само же абсолютное время сохраняет свой прежний смысл, который в него вкладывала классическая физика еще со времен Ньютона.  

Не существует абсолютного времени. Утверждение, что два промежутка времени равны, само по себе не имеет смысла, и можно применять его только условно.  

Не существует абсолютного времени. Утверждение, что два промежутка времени равны, само по себе не имеет смысла и можно применять его только условно.  

За единицу абсолютного времени принимаются средние солнечные сутки.  

Что касается абсолютного времени и, особенно, абсолютного пространства, иначе говоря, различения абсолютных и относительных движений, то Ньютон ясно видел все связанные с этим трудности. Он пишет: Распознание истинных движений отдельных тел и точное их разграничение от кажущихся весьма трудно, ибо части того неподвижного пространства, о котором говорилось и в котором совершаются истинные движения тел, не ощущаются нашими чувствами.  

В качестве абсолютного времени берут среднее время, которое мы определяем, считая равномерным вращательное движение Земли по отношению к неподвижным звездам. Ни одно из этих определений не обладает абсолютной точностью, так как звезды не представляют собой строго неизменяемой системы), но эти определения оказываются до настоящего времени практически достаточно точными.  

Пусть теперь t означает абсолютное время, начало отсчета которого может быть выбрано произвольно.  

Здесь для удобства символ абсолютного времени t заменен на т - символ, означающий относительный сдвиг.  

В классической теории с абсолютным временем (dt - dt ненаблюдаемая для второго наблюдателя кинетическая энергия Т равна кинетической энергии Т в осях первого наблюдателя; в этом случае нет потребности в энергии покоя массового тела.  

Снижение памяти обусловлено не столько абсолютным временем, сколько числом интерферирующей чужой информации, которая накапливается в период между днем дрессуры и днем испытания. Такое ретроактивное или обратно действующее торможение, вызываемое мешающей информацией, было уже описано Транквилли-цером в связи с эффектами защиты и хорошо известно из психологии человека. Если у пчел задержать накопление дополнительной чужой информации путем их запирания в улье, то память у них значительно улучшается.  

Согласно теории относительности не существует абсолютного времени и абсолютного пространства, служащего лишь простым вместилищем тел.  

Не исключается также и использование абсолютных времен удерживания, особенно при масс-фрагментографии. Как и для масс-спектров, идентификацию веществ по индексам можно проводить сопоставлением с обширными литературными данными , но лучшие результаты получаются при использовании индексов заведомых соединений, определенных на той же колонке и в тех же самых условиях.  

Глубину прогноза определяют как отношение абсолютного времени упреждения к величине соответствующего цикла объекта прогнозирования. При возникновении в рамках времени упреждения скачка в развитии объекта прогнозирования рекомендуется использовать интуитивные методы для определения силы скачка и времени его осуществления.  

Ньютон основывал свое представление об абсолютном времени на существовании инерциального сопротивления и центробежных сил. Ясно, что эти явления не могут зависеть от взаимодействия между телами, поскольку они происходят совершенно аналогичным образом независимо от локального распределения масс во всей доступной наблюдению Вселенной. Отсюда Ньютон сделал вывод, что они зависят от абсолютных ускорений. Таким путем абсолютное пространство и вводится как фиктивная причина физических явлений.  

Таким образом, абсолютное пространство, абсолютное время, даже сама геометрия не имеют характера вещей, обусловливающих собой механику. Они так же мало предваряют существование механики, как мало французский язьж логически предваряет сущест вование истин, выражаемых по-французски.