Охранять природу значит родину автор. Устный журнал «Охранять природу - значит охранять родину

Учитель.

Ребята, мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача. Граждане обязаны беречь природу.

Ученик.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А если еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Ученик.

Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Ученик.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Учитель.

Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и приносят большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают наши леса, поля, сады от насекомых вредителей.
Отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.

Ученик.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Учитель.

Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в лесах и парках птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для птиц.

Ученик.

Так весело в густом лесу,
На ветках птицы распевают,
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

Ученик.

Лес называют « зеленым золотом».
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

Учитель.

Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ученик.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол. Лес!
А пенал красивый наш? Это лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг!

Учитель .

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.

Ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Учитель .

Когда вы, дети, идете в лес, то должны помнить правила поведения в лесу. Какие это правила?

Дети .

– Не ломать ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не разжигать костров.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Учитель.

Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

Ученик.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель.

Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Ученик.

Ребята, а какие загадки об обитателях леса вы знаете?

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.

Ученик.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса)

Ученик.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге. (Лось)

Ученик.

В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)

Ученик.

Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный (Ёж)

Ученик.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Ученик.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)

Учитель.

Природа без животных мертва. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один не осторожный шаг, и может быть поздно!
Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974г. создана Красная книга и у нас в стране. В Мордовии тоже существует Красная книга.

Ученик.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик .

Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель.

Любовь к природе закладывается с детства. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.

Ученик.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Ученик.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

(Песня «Если все вокруг подружатся»)

Учитель.

Ребята, мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача. Граждане обязаны беречь природу.

Ученик.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А если еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Ученик.

Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Ученик.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Учитель.

Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и приносят большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают наши леса, поля, сады от насекомых вредителей.
Отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.

Ученик.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Учитель.

Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в лесах и парках птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для птиц.

Ученик.

Так весело в густом лесу,
На ветках птицы распевают,
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

Ученик.

Лес называют « зеленым золотом».
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

Учитель.

Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ученик.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол. Лес!
А пенал красивый наш? Это лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг!

Учитель .

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.

Ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Учитель .

Когда вы, дети, идете в лес, то должны помнить правила поведения в лесу. Какие это правила?

Дети .

– Не ломать ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не разжигать костров.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Учитель.

Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

Ученик.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель.

Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Ученик.

Ребята, а какие загадки об обитателях леса вы знаете?

Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.

Ученик.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса)

Ученик.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге. (Лось)

Ученик.

В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)

Ученик.

Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный (Ёж)

Ученик.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Ученик.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)

Учитель.

Природа без животных мертва. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один не осторожный шаг, и может быть поздно!
Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974г. создана Красная книга и у нас в стране. В Мордовии тоже существует Красная книга.

Ученик.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик .

Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель.

Любовь к природе закладывается с детства. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.

Ученик.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Ученик.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ученик.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

(Песня «Если все вокруг подружатся»)

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Раньше природа всегда успевала залечивать раны. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно «залечивать раны», которые наносит человек. Поэтому многие животные и растения встречаются в природе всё реже и реже, а некоторые совсем исчезли. К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни животных и растений. Например, на месте леса люди строят заводы, города или на месте луга устраивают ферму. Много растений при этом погибает. Птицы и животные вынуждены искать себе новое место жительства. А при этом переселении погибают птенцы, которые ещё не вылупились или не окрепли, а также детёныши животных. Погибают старые, слабые животные. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они могли бы ещё долго нас радовать!

Может быть, кому-то это покажется преувеличением, но вопрос действительно стоит очень остро: если мы не сумеем спасти наши леса, нашу землю, наши озера и реки, то Россия неизбежно превратится в пустыню. При этом каждый из нас должен понимать, что и от его отношения сегодня зависит очень многое, а если кому-то кажется, что вырубка реликтовых лесов и отравление воздуха и рек – это, конечно, плохо, но лично его никак не касается, то это, увы, большая ошибка.

“Охранять природу – значит охранять Родину”, - писал М. Пришвин. Мне кажется, что это высказывание не совсем точно. Из него следует, что мы должны охранять только родную природу, природу как часть нашей Родины? А как быть с природой за пределами нашей Родины? Получается, что природа, которая не входит в понятие Родины, или находится за ее пределами (неродная природа), не имеет особой ценности и, возможно, может быть уничтожена.

Между “охраной природы” и “охраной Родины” нельзя ставить знак равенства. Охрана Родины предполагает нечто большее, чем просто охрана природы. Это еще и охрана местных памятников культуры, народных традиций, защита от внешнего врага, защита экономических интересов и т. п. Более того, любое из перечисленных направлений охраны Родины в некоторых ситуациях может войти в конфликт с охраной природы. Например, военные предлагают в оборонительных целях (для защиты Родины) вырубить под создание аэродрома уникальный старовозрастный лес. Природа и ее охрана не признают государственных границ.

Охрана природы нашей Родины имеет тысячелетнюю историю, она нашла свое отражение в русских летописях, указах, распоряжениях. Вначале охранялись лишь животные - охотничья фауна - охота была главным источником существования людей; позднее стали охраняться леса, почвы, вода, воздух, ископаемые богатства, что отражало развитие хозяйственной деятельности человека, появление ее многообразия, а также необходимость использования природных ресурсов для нужд обороны страны. Уже тогда создавали своего рода лесные заповедники, так называемые засеки. В целях преграждения пути наступающему неприятелю.

Бездумным ведением хозяйства человек сам создал экологические проблемы. Природа серьезно больна. Некоторые цифры даже могут испугать. Исчезает ежегодно 11 млн. га леса. Многие страны сталкиваются с проблемами нехватки чистых пресных вод. Наиболее загрязнены реки Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр. Волга раньше называлась Ра, значит, радость, река бога Солнца. Испокон веков она была колыбелью, носительницей жизни. А сейчас ее вода может стать сырьем для любого химкомбината. Заводы, не имеющие очистных сооружений, сливают в нее все отходы, из-за этого погибают ценные породы рыб - осетр.

Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты некоторые животные и растения навсегда исчезли, а многие другие стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет - сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.

«Красная книга» - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

«Красная книга».

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем.

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Забота о природе и тревога за её судьбу - вот то, что в состоянии сберечь здоровье и силы природы не только для современников, но и для многих будущих поколений, которым нужны зелёные леса, чистые реки и озёра, а особенно родники, радуга над полями, пение соловья весной, когда цветут яблони и черёмуха.

Замечательный писатель и знаток природы К. Г. Паустовский писал: «Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша, и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги».

Кто любит и бережёт природу, должен быть сознательным человеком, культурным; он не позволит себе осквернять природу, уничтожать растения. Каждый разумный человек должен для себя уяснить, будь он даже простой человек или любитель природы, пользоваться природой стихийно, без полного её сохранения и восстановления заимствованного у неё же невозможно. Здесь существует обратная связь.

Красота окружающего мира - это и красота природы. Она останется с нами только тогда, когда мы будем заботиться о природе и беречь ее.

Любовь к окружающему миру, родной природе, являясь составной частью патриотизма.