Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении упражнения. Конспект урока "разделительные знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Cтраница 1 из 2

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме

Пунктуация - довольно непростой раздел русского языка. Он включает в себя огромное количество правил по употреблению знаков препинания в письменной речи. Часть этих правил имеет отношение к сложносочиненным предложениям. В каких случаях ставятся запятые, употребляются ли другие знаки препинания в сложносочиненном предложении, - вопросы, в которых стоит разобраться и школьникам, и тем людям, которые совершенствуют свои знания в области русского языка.

Что такое сложносочиненные предложения?

В русском языке есть такое понятие, как сложные предложения. Существует несколько их видов. Один из них - это сложносочиненные предложения. Под этим термином понимается единица языка, которая в своем составе содержит несколько простых предложений, соединенных интонацией и сочинительными союзами.

В таких конструкциях части являются равноправными. Союзы, объединяющие простые предложения, не входят ни в одну из частей. Чтобы была понятна сущность термина «сложносочиненное предложение», примеры приведем ниже:

  1. Ветер дул на улице, и желтые листья, кружась, осыпались с деревьев.
  2. Мама ушла на работу, и Вася решил сходить к своему однокласснику за учебником.
  3. Скоро начнется гроза, но Мухтар не спрячется в свою будку.

Классификация предложений сложносочиненного типа

Конструкции, образованные на основе сочинительной связи, классифицируются на предложения со структурой открытой и закрытой. Первые из них могут иметь в своем составе больше двух частей. В предложениях, относящихся к конструкциям с закрытой структурой, выделяют только две составляющие.

Для сложносочиненных предложений с открытой структурой характерно значение одновременности. Их можно расширять дополнительными частями. Используются в конструкциях факультативные соединительные (да, и, ни … ни ) и разделительные (либо, или, то … то ) союзы.

Для предложений с закрытой структурой вышеназванная особенность не характерна. Их можно сравнить с замкнутым рядом. Части предложения структурно и семантически связаны, взаимообусловлены. Союзы, которые используются, - и, а, однако, но, зато .

Примеры сложносочиненных предложений с открытой структурой

Эти конструкции в русском языке подразделяются на несколько типов:

  1. Соединительные предложения. В них выражаются отношения временного следования, отношения одновременности. Знаки препинания в сложносочиненном предложении показывает пример: Дверь отворилась, и вошли в комнату гости.
  2. Разделительные предложения. Они выражают отношения чередования, взаимоисключения. Где-то подожгли костер, либо произошел пожар. Эта конструкция является предложением с взаимоисключением. То Лиза вертелась за партой, то Вася кидал записки в сторону соседнего ряда. А вот это предложение чередования.

Примеры сложносочиненных предложений с закрытой структурой

Для того чтобы безошибочно расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, упражнения делать на отлично, необходимо знать, что конструкции с закрытой структурой классифицируются следующим образом:

  1. Предложения, имеющие значения добавления. Полил дождь, и его мелкие капли начали мягко падать на землю.
  2. Предложения, выражающие результативное значение. Во второй части выражается результат, следствие или вывод, обусловленный первой частью. День близился к концу, и предметы в комнате постепенно теряли свои контуры.
  3. Предложения с противительным значением. Все его знали, и никто не желал с ним общаться.
  4. Сопоставительные предложения. Отец вышел из палаты, а мама осталась со своей дочерью наедине.
  5. Сопоставительно-распространительные конструкции. Вдалеке виднелся старый, развалившийся домик, а рядом с ним лежали бревна, привезенные хозяевами земельного участка.
  6. Предложения несоответствия. На улице взошло солнце, а Вася все еще спал.
  7. Противительно-ограничительные предложения. В таких конструкциях одна из частей сообщает о ситуации, которая ограничивает проявление действия в другой части. Андрей хотел остановить поиски, но Александра не желала сдаваться.
  8. Противительно-уступительные предложения. Дождь давно закончился, но земля продолжала оставаться сырой.
  9. Противительно-возместительные предложения. Обстановка в доме была простой, небогатой, но атмосфера казалась очень уютной и теплой.

Постановка запятых в сложносочиненном предложении

В каждом из вышеприведенных примеров можно заметить запятую. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении объясняется существующим правилом. Оно гласит, что простые части, имеющиеся в составе сложносочиненной конструкции, отделяются запятыми друг от друга.

Если дополнить вышеназванное правило, то можно сказать, что запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, соединенные союзами:

  • присоединительными;
  • разделительными;
  • противительными;
  • соединительными;
  • пояснительными.

Случаи, когда перед союзами и, да, или, либо запятая не ставится

Многие школьники, которые еще не знают всех правил применения знаков препинания, думают, что перед союзами и, да, или, либо всегда ставятся запятые в сложносочиненном предложении. На самом деле это не так. Существует несколько исключений из общего правила. Итак, запятая не ставится:

  • когда у простых конструкций, входящих в состав сложносочиненного предложения, есть общий второстепенный член (По деревенской улице шли жители и ехали дети на велосипедах );
  • когда у простых конструкций из сложносочиненного предложения есть общее придаточное предложение (Когда закончилось представление, занавес опустился и зрители зааплодировали );
  • когда простые конструкции поясняют общую третью часть, связанную с ними бессоюзной связью (Она чувствовала себя плохо: поднялась температура и в голове чувствовалась боль ).

Запятые перед разделительными и соединительными союзами также не ставятся, если в состав конструкций входят вопросительные, восклицательные или побудительные предложения. Пример: Когда начнется собрание и какие вопросы обсудят присутствующие?

Тире в предложении сложносочиненного типа

Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении? Конструкция может содержать в себе не только запятые, но и тире. Этот знак препинания употребляется в тех случаях, когда во второй части предложения имеется резкое противопоставление или неожиданное присоединение. Тире как бы служит заменой запятой. Незнакомец бросил рукопись в костер - и внезапно прогремел гром .

Знак препинания также ставится в тех конструкциях, в которых их части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями. Вот несколько примеров, показывающих тире в сложносочиненном предложении:

  1. Внезапный раскат грома - и в небе вспыхивает ослепляющая молния.
  2. Еще часа два-три - и спектакль закончится.
  3. Один выстрел - и охотник поразил поднимающуюся в небо птицу.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении: правило применения точки с запятой

Этот знак препинания применяется в нескольких случаях. Во-первых, он необходим тогда, когда части сложносочиненного предложения значительно распространены. Точка с запятой делит конструкцию на две части, что значительно облегчает восприятие информации. Он постоянно дарил ей цветы, красиво ухаживал, говорил ласковые и нежные слова, способные вскружить голову любой женщины; а она не обращала на него внимания, не видела всех его достоинств и положительных качеств.

Стоит отметить, что точка с запятой ставится в основном в тех предложениях, в которых части разделяются союзами да и, зато, однако, но . В редких случаях знак препинания употребляется в конструкции перед союзом а .

Некоторые дополнительные нюансы в использовании точки с запятой

Перед союзами и, да (со значением и) точка с запятой не всегда ставится. Этот знак препинания употребляется лишь в том случае, когда в сложносочиненном предложении объединяются две части, которые без названных союзов могли бы быть разделены точкой. Утром на столе был вкусный суп, блинчики с начинкой и мясные котлеты; и пока ели, мама заходила в кухню спросить, что приготовить нам на обед.

Иногда постановка точки с запятой факультативна, то есть является необязательной. Вот пример: Свету он уже знал, ее привели не издалека, из соседнего села, да и раньше ее водили к нему. Стоят запятые в сложносочиненном предложении. Входящие в состав части соединяются союзом да и . Он образует связь между двумя односоставными неопределенно-личными предложениями.

Двоеточие в сложносочиненном предложении

Двоеточие - это знак препинания, разделяющий предложение на две части. Одна из них связана с другой причинными и пояснительными отношениями. В сложносочиненных предложениях двоеточие может присутствовать. На улице изменилась погода: поднялся ветер, и тучи затянули небо.

Как видно из вышеприведенного примера, часть, содержащая информацию о ветре и тучах, показывает то, каким образом изменилось погода. Если в конструкциях отсутствуют поясняющая и обобщающая части, то знаки препинания в сложносочиненном предложении в виде двоеточий не применяются.

Выводы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении могут быть разными (запятая, тире, точка с запятой). В некоторых случаях необходимо двоеточие. При этом стоит помнить, что очень важно правильно отличать сложносочиненные конструкции от простых предложений, которые осложнены однородными сказуемыми. Вот несколько примеров:

  1. Ученики задали вопрос, и учитель ответил на него.
  2. Солнце заглянуло в окно и осветило лучами интерьер .

Первое предложение является сложносочиненным. В нем части разделены запятой и союзом и . Во второй конструкции из примера тоже есть этот союз. Однако запятая в предложении не ставится, так как оно не является сложносочиненным.

В заключение стоит отметить, что наша речь состоит из предложений, часть из которых является сложносочиненными. Очень важно знать правила постановки запятых, тире, точек с запятой, двоеточий. Дело в том, что в устной речи мы применяем интонацию, для того чтобы нас лучше поняли, а в письменной речи используем знаки препинания. Они имеют огромное значение, могут даже решить судьбу человека. Важность функции знаков препинания в сложносочиненном предложении, как и в любом другом, подтверждается знаменитой фразой «казнить нельзя помиловать». Именно поэтому необходимо запоминать правила, учиться их применять на практике.

Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

    Запятая не ставится

    • Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

      Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

В 8. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

    сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

    сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

    сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Следствия

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Образа действия.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Меры и степени

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.