Пролив между африкой и европой. Гибралтар: пролив, порт и заморская территория

Маленький, но необычайно важный для мирового судоходства. Он всегда был и остается важным стратегическим объектом. Минимальная ширина Гибралтарского пролива - всего 14 километров. Однако он довольно глубокий, что лишь способствует навигации.

В этой статье речь пойдет о проливе, его истории, а также об островах, расположенных в нем.

общая характеристика

Любой пролив, как известно, что-то связывает, одновременно разделяя. Значение Гибралтара очень сложно переоценить, так как он разделяет две части света: Африку и Европу. Пограничными странами в данном случае выступают Испания и Марокко.

А что соединяет Гибралтарский пролив? Он связывает два важных водных объекта: и Средиземное море.

А каковы его основные параметры? Длина Гибралтарского пролива составляет 65 километров. Несмотря на незначительные размеры, показатели глубины Гибралтара довольно высокие. Так, средняя глубина Гибралтарского пролива - около 340 метров, а наибольшая - свыше километра (1180 метров, если быть точнее).

Важное стратегическое значение пролива подтверждается тем фактом, что на его берегах расположено сразу четыре порта: три из них - испанские, а один - марокканский. Кроме того, здесь же находится и важная военно-морская база Гибралтар - владения Великобритании.

В проливе ученые зафиксировали одну интересную особенность. Дело в том, что течения в нем направлены в противоположные стороны: поверхностные - из океана к Средиземному морю, а глубинные, наоборот, из моря - в Атлантику.

Как он возник?

По поводу возникновения пролива Гибралтара существует две версии. Первая (более научная) настаивает на том, что Средиземное море - это не что иное, как остатки древнего, единого и огромного океана Тетис, который планомерно сокращался под действием движения Таким образом образовался и Гибралтар, который остался маленьким звеном, связующим остатки Тетиса с Атлантикой.

Существует и другая (более "простая" и менее вероятная) гипотеза, которая объясняет возникновение Гибралтара тем, что воды Атлантического океана просто "протаранили" себе этот пролив и таким образом сформировали Средиземное море (затопили его). Произошло это, по мнению некоторых ученых, около пяти миллионов лет назад.

Минимальная ширина Гибралтарского пролива

Несмотря на то, что пролив не очень широкий, через него ежедневно проходит огромное количество суден. Какая же минимальная ширина Гибралтарского пролива? В ответе на этот вопрос есть некоторые проблемы. Дело в том, что одни источники (преимущественно, старые) указывают цифру в 12 километров, а другие (и их большинство) - 14 километров. Поэтому, пожалуй, стоит считать, что минимальная ширина Гибралтарского пролива, всё же, составляет 14 км.

Что касается наибольшей ширины, то здесь почти все источники сходятся на значении в 44 километра.

Гибралтарский пролив в культуре, литературе и кино

В древние времена Гибралтар был окутан множеством разнообразных мифов и легенд. Так, в частности, первые мореплаватели были убеждены, что пролив - это не что иное, как ворота между двумя мирами: населенном людьми (Ойкумена) и неизведанным, полным тайн и загадок.

В те времена, к слову, пролив носил экзотическое название С чем был связан Дело в том, что пролив с обеих сторон окружали высокие обрывистые скалы. Поэтому первые люди и дали ему такое интересное название. Само же слово Гибралтар происходит от арабского "Джебель Тарика". Пролив был назван так в честь Тарика Ибн Зияда - арабского завоевателя, захватившего в свое время Пиренеи.

Гибралтар часто упоминается и в современной культуре. Так, о нем писал фантаст в 1975 году (книга под названием "Gibraltar Falls"). Пролив находится в центре внимания и в фильме-боевике "Das Boot" 1981 года. По сюжету киноленты, экипажу немецкой подводной лодки необходимо преодолеть Гибралтарский пролив, который надежно охраняется англичанами.

Остров Перехиль

В Гибралтарском проливе находятся два небольших острова, о которых просто нельзя не упомянуть - это Перехиль и Тариф.

Перехиль ("петрушка" в переводе и испанского языка) - это крохотный остров в Гибралтарском проливе, площадь которого - всего 150 квадратных метров. Однако этот маленький клочок земли имеет весьма бурную историю. Кто только не претендовал завладеть им за всю историю острова: Испания, Британия, Франция, Марокко, и даже США. Статус острова, кстати, не ясен до сих пор: на сегодняшний день это спорная территория между двумя странами: Марокко и Испанией.

На данный момент на острове Перехиль нет постоянного населения. Однако все обеспокоены тем, что он может использоваться для незаконной деятельности. В частности, есть опасения, что остров служит перевалочной базой для нелегальных мигрантов и контрабанды. И занимается этим якобы марокканская мафия.

Остров Тариф

Еще один интересный остров находится в Гибралтарском проливе. Прежде всего он интересен своим названием.

Тариф - это небольшой скалистый остров, который расположен напротив одноименного испанского городка в Андалусии. Остров не имеет своего постоянного населения, а его площадь составляет всего 300 квадратных метров.

Как гласит история, раньше все судна, проходящие через Гибралтарский пролив, миновали этот скалистый остров. И находчивые арабы, которые им владели, взимали со всех кораблей определенную плату. Причем её размер зависел от объема, а также качества перевозимого груза. Вот так и появилось знакомое всем слово "тариф". Мало кто сегодня знает, что этот термин произошел именно от названия острова в Гибралтарском проливе, на котором "хозяйничали" предприимчивые арабы.

Заключение

Гибралтар - это важнейший пролив не только для европейского региона, но и для всего мира. Ведь он обеспечивает морскую связь Атлантики и Средиземноморья. С этим проливом связано очень много разных легенд. Ведь в древности его воспринимали как некую черту, за которой начинается новый и неизведанный мир - чужой, но такой заманчивый!

Это пролив международного значения. Находится между северо-западным побережьем Африки и Соединяет со Средиземным морем. На северном берегу находится Испания и Гибралтар (владение Великобритании), на юге Сеута - (испанский город) и Марокко.

Длина пролива составляет шестьдесят пять километров, ширина - от 14 до 44 километров, наибольшая глубина - до 1181 метра. На разной глубине пролива есть течения, направленные в противоположные стороны. Это течение поверхностного типа, приносящее воду из океана Атлантического в Средиземное море, и глубинное, приносящее воды из Средиземного моря в Атлантику. По берегам пролива находятся обрывистые скалы. В древности моряки называли их


Благодаря своему удобному расположению, Гибралтарский пролив имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. В настоящее время он контролируется военно-морской базой Гибралтар и английской крепостью. Также в районе пролива расположены марокканский Танжер и испанские порты Ла-Линеа, Сеута и Альхесирас. Каждый день через пролив Гибралтар проходит около трехсот торговых и других судов. Специально для защиты морских млекопитающих испанским правительством установлено ограничение скорости для всех судов - 24 километра в час (13 узлов).


Построят мост или тоннель ли через Гибралтарский пролив?

Проект "Анлантропа" был создан 1920 году германским архитектором Зергелем. Он предложил перегородить пролив электрической дамбой, а Дарданелы - второй дамбой, но меньшего размера. Также существовал вариант, где вторая дамба в проливе соединяла Африку с Сицилией. При этом уровень воды в Средиземном море ориентировочно понизился бы на сто метров. Таким образом, Герман Зергель хотел не только получать в изобилии электрическую энергию, но и подавать пресную воду в пустыни Африки, чтобы они стали пригодными для сельского хозяйства. В результате создания подобного сооружения, Африка и Европа стали бы одним континентом, а вместо моря Средиземного появилось бы другое, искусственного происхождения. Его бы назвали Сахарским.

Долгое время Марокко и Испания совместно изучали вопрос строительства тоннеля - автомобильного или железнодорожного. В 2003 году началась новая программа исследований. Группа британских и американских строителей рассматривала вопрос постройки моста через Гибралтарский пролив. Он должен был стать самым высоким в мире (свыше 800 метров) и самым длинным (около пятнадцати километров). Писатель-фантаст описал такой мост в своем романтическом произведении "Фонтаны Рая".


Гибралтар - территория Великобритании. Находится на юге Пиренейского полуострова. Включает в себя песчаный перешеек и Гибралтарскую скалу. Является военно-морской базой НАТО. Для поездки в Гибралтар необходимо оформить в Гибралтар оформляется в посольстве и Понадобятся цветные фотографии, заполненное заявление, пакет документов (паспорт заграничный, копия билетов, бронь номера в гостинице, справка из банка и с места работы).
Как люди открывали свою землю Томилин Анатолий Николаевич

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья - Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Европу с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать. А в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

Сам Гибралтар - военно-морская и авиационная база и крепость. Полуостров образован массивной скалой, господствующей над проливом и соединенной с материком низким песчаным перешейком. Принадлежит Гибралтар по сей день Великобритании. Причем англичане весьма гордятся своими владениями на юге Пиренейского полуострова.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и изданной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано:

«Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарик-Ибн-Сеида Джебель-ат-Тарик, то есть Гора Тарика. Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

Гибралтарский пролив - немалое препятствие для тех, кто желает с Европейского континента переехать в Африку. Каждый год паромы переправляют через него до 3,7 миллиона человек и около 370 тысяч автомашин. Летом, в сезон отпусков, на паромы и катера постоянно стоят длинные очереди.

В 1981 году 500 специалистов из 20 стран мира собрались в городе Танжере, расположенном на северо-западе Марокко у Гибралтарского пролива, чтобы обсудить проект прямого сообщения из Европы в Африку.

Английские специалисты, имеющие опыт строительства мостов со сверхдлинными пролетами, предложили соорудить через пролив подвесное сооружение. У себя на родине британцы уже построили мост через эстуарий (от латинского «aestuarium» - затопляемое устье) реки Хамбер с центральным пролетом в 1410 метров длиной. Между двумя опорными мачтами на высоте 155 метров натянуты два троса толщиной с железнодорожную цистерну. Они и держат гигантский пролет. Но как поставить опоры? Глубина Гибралтарского пролива, сильные ветры и мощные течения делают осуществление предложенного решения очень трудным.

А вот что придумали японские инженеры. В этой стране уже давно ведутся работы по прокладке тоннеля длиной в 54 километра между островами Хоккайдо и Хонсю. Понятно, что японские фирмы стоят за тоннель между Европой и Африкой, им это привычнее.

Постройка моста сотрудничества и братства - так думают назвать его политические деятели обоих континентов - состоится, если удастся собрать 2,5 миллиарда долларов. Такова предположительная стоимость сооружения. Если средства отыщутся, то строительные работы, возможно, начнутся после 1985 года. Окончание же их планируется на 2000-й, а то и 2050 год…

Первая осада Гибралтара была осуществлена кастильскими войсками в 1309 году. В то время на земле Пиренейского полуострова шла реконкиста - отвоевание народами, населяющими полуостров, своих земель, захваченных арабами и берберами, которых местное население называло маврами. Испанский военачальник взял крепость. По приказу короля в ней поселили преступников, освобожденных из тюрем.

Несколько раз крепость переходила из рук в руки. Испанцев сменяли арабы. Потом она снова оказывалась у испанцев. Как-то раз алжирские пираты обложили крепость, но она выдержала осаду.

Значение Гибралтара росло. Ведь он стоял в самом узле морских дорог эпохи первоначальных колониальных завоеваний.

В 1704 году во время войны за испанское наследство соединенная англо-голландская эскадра под командованием английского адмирала Рока захватила Гибралтар. Сколько ни старались испанцы отбить крепость, попытки им не удавались. А девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно закрепили за англичанами. С той поры он стал опорной базой Великобритании для ее колониальных захватов в Африке, на Ближнем Востоке и даже в Индии.

В течение всего XVIII века испанцы пытались либо отобрать силой, либо выменять Гибралтар у англичан. Но их попытки ни к чему не привели. В Великобритании прекрасно понимали значение неприступной скалы в горле Средиземного моря.

Особенно возрос интерес к Гибралтару, когда построили Суэцкий канал. В то время в Африке усилились позиции Франции. В 1904 году англичане подписали с французами декларацию, по которой оба правительства соглашались не допускать возведения укреплений или стратегических сооружений в испанской зоне на марокканском побережье. Испании пришлось присоединиться к этой декларации. Европейские державы договорились о постоянном поддерживании в Гибралтарском проливе достигнутого положения. На юридическом языке в международном праве такое состояние называется «статус-кво».

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами Крит и Сицилия. Глубина его в южной части - до 5121 метра. Площадь - 169 тысяч квадратных километров. Крупные заливы: Скуиллаче, Катания, Таранто, Патраикос, Кипарисиакос, Месиниакос. Главные порты: Патры, Керкира, Таранто, Катания.

Названо по имени одного из главных древнегреческих племен - ионийцев, населявших Аттику, часть Эвбеи, острова Хиос, Самос и другие. В XI–IX веках до нашей эры эти племена колонизировали часть побережья Малой Азии (область Иония), а также берега Мраморного и Черного морей.

И в первой, и во второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, чайке не пролететь, чтобы ее не заметили дозорные. И тем не менее фашистские подводные лодки хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть…

Еще в прошлом веке русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря все время оказывается по этой причине ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, оказалось противотечение, которое шло из моря в океан.

Во время второй мировой войны обоими этими течениями весьма ловко пользовались фашистские подводные лодки. В Атлантическом океане, у входа в пролив, они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

11. 10. Пролив Святого Георгия в Англии Сделаем здесь дополнение к нашей работе по истории Англии , том. 2. В ней мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально в X-XII веках н.э. Константинополь назывался в некоторых хрониках Лондоном. Затем, после падения

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Пролив Святого Георгия в Англии Напомним о нашем исследовании истории Англии, изложенном в книге «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Там мы выдвинули и обосновали предположение, что в XI–XII веках город Троя = Царь-Град = Иерусалим Босфоре назывался в некоторых

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

Бросок через пролив Итак, в течение июля – августа 1943 года Красная Армия нанесла сокрушительное поражение гитлеровцам на Курской дуге. В конце сентября наши войска вышли к Днепру и форсировали его на широком фронте, захватив большие плацдармы на той стороне.В первой

автора Янг Эдвард

Глава 14 МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ На базе царила суматоха. В проходе между штабом и кабинетом командира сновали командиры субмарин и штурманы, офицеры плавбазы и посыльные из радиобюро. Я почти налетел на Вершойл-Кемпбелла, который командовал «Морским львом», когда я учился на

Из книги Крадущиеся на глубине. Боевые действия английских подводников во Второй мировой войне. 1940–1945 гг. автора Янг Эдвард

Глава 21 ЧЕРЕЗ ЛОМБОКСКИЙ ПРОЛИВ 8-я подводная флотилия была первым подразделением Королевского ВМФ, базировавшимся в Западной Австралии. Население Перта, Фримантла и других окрестных городков встретило нас очень радушно. Люди открыли нам свои сердца, двери домов и

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

11.10. Пролив святого Георгия в Англии Напомним здесь наш анализ истории Англии, см. «Тайна русской истории», гл. 6:9. Мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально, в XI–XIII веках город Троя = Царь-Град назывался в некоторых хрониках также и ЛОНДОНОМ. Затем, после падения

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Гибралтарский прорыв Во времена Платона Геракловыми столпами, вне всякого сомнения, считался Гибралтарский пролив. Основав город-крепость Гадес, или Гадир, финикийцы, прибывшие в Испанию из города Тир, воздвигли в честь своего верховного бога Мелькарта (название

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Керчь и Керченский пролив Керченский пролив и Керчь могли бы рассказать о появлении в 1699 году у керченских берегов первого русского военного корабля «Крепость» и сопровождавшей его эскадры, о сражениях русского и турецкого флотов в период русско-турецкой войны 1768–1774

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Бунт подавлен, пролив найден Однажды, когда в апреле 1520 года корабли вошли в маленькую бухту, начался бунт. Тридцать человек с корабля «Консепсион» захватили корабль «Сан-Антонио», убили часть оставшихся верными Магеллану моряков, остальных заковали. Ночью они

автора Низовский Андрей Юрьевич

К Атлантике через Берингов пролив В 1825 г. капитан Фредерик Уильям Бичи получил от брит анского Адмиралтейства задание отправиться на поиски Северо-Западного прохода со стороны Тихого океана и, отыскав его, пройти возможно дальше по нему, а затем вдоль северного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Через Берингов пролив Задача отыскать Северо-Восточный проход была поставлена русским правительством перед экспедицией М.Н. Васильева, отправившейся в начале июля 1819 г. вокруг Африки в Тихий океан на двух шлюпах – «Открытие» и «Благонамеренный». В середине мая 1820

Из книги Десант на Эльтиген автора Гладков Василий Федорович

Бросок через пролив Было это 25 сентября 1943 года. Я получил телефонограмму из штаба фронта: прибыть к генералу армии И. Е. Петрову. Первая встреча с командующим фронтом волновала. От товарищей я слышал о генерале много хорошего. Говорили, что это человек не только обширных

Из книги Пролив в огне автора

О книге «Пролив в огне» и ее авторах Документальная повесть «Пролив в огне», написанная ветеранами Черноморского флота В. А. Мартыновым и С. Ф. Спаховым, рассказывает о боевых действиях советских воинов в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в 1941-1944 годах. Те

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

Керченский пролив - наш! Сто шестьдесят пять суток действовала переправа, и все это время артбатареи 163-го и 167-го дивизионов Керченской ВМБ вместе с артиллерией Приморской армии поддерживали артогнем боевые действия войск на керченском плацдарме, прикрывали переправу,

Гибралтар - пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина - 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение, в среднем, приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре 17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре 13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3 312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря.

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами: Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предложил проект «Атлантропа» - перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров). Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались последними точками материка, и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами.

Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских столпов. По имени своего бога покровителя мореплавания финикийцы обозначали это место Столпы Мелькарта. Греки его же называли Столпами Геракла и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы Столпами Геркулеса. Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах отсюда и слово столпы. Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670−720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя Гора Тарика, что по-арабски звучало как Джебель-ат-Тарик. Со временем это название упростилось до варианта Джибралтар, от которого перешло к привычному нам Гибралтар. Теперь так называют пролив, гору и город.

Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово тариф.

Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: Хибер, т е. Иберия (будущая Испания) и алтар, означающий жертвенник, алтарь. В этом варианте значение названия приобретает иную символику: Иберийский (т е. испанский) жертвенник.

В 1704 г крепость Гибралтар захватывают англичане в ходе войны за испанское наследство (1701—1714 гг.). По подписанному в 1713 г. Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758—1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769—1821 гг.) франко-испанским флотом.

О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа Трафальгарской.

У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874—1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность офицера, отвечающего за безопасность обезьян.

Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.

Столица скалы-государства город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют спэнглиш. Гибралтар - офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.

На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны это, безусловно, Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912—1956 гг. управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население зоны начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.

В итоге, в 1956 г. марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране, в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.

За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад. Закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю ожить. Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общие сведения о проливе Гибралтар

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г.Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар -англичане 27%, испанцы 24%, генуэзцы и другие итальянцы около 20%, португальцы 10%, мальтийцы 8%, евреи 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты индийцы, пакистанцы) 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания- преимущественно испанцы; Марокко- марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).

Религии: Гибралтар- католицизм 70%, ислам 8%, англиканство 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) 11%; Испания - преимущественно католицизм; Марокко - ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Средняя температура января: + 13С.
Средняя температура июля: +24С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания), искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней ж, пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.), музей Гибралтара;

■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель Континенталь.
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ По одной из версий Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую S-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной- U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.
■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное на восток, а глубинное на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г. переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.
■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него и тогда подобный мост стал бы самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

■ По преданию бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива: арабское Баб-эль-Закат, означает Ворота милосердия.

Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании (в 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром (но без Нормандских островов и Острова Мэн) в соответствии со статьёй 299 (4) Договора о Европейском сообществе. После ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года данный Договор стал именоваться Договором о функционировании Европейского союза). На него не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому здесь нет НДС.

C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.

С 2011 года в Гибралтаре прекратили свое существование освобождённые компании (exempt companies). Действующая ставка корпоративного налога с 1 июля 2009 года снижена до 10 %, что вполне позволяет ему конкурировать с Ирландией, а возможно и с Кипром, в отличие от которого у Гибралтара нет обязательств перед Россией в сфере налогового сотрудничества.

Общая информация

Гибралтарский пролив был известен еще древним мореплавателям, которые считали его географическим краем света, своеобразной границей между окружающим и неизведанным мирами.

Многие считали, что споткнувшись в этих местах, можно свалиться за край Земли. Гибралтарский пролив, породивший множество легенд и мифов, соединяет Атлантику со Средиземноморьем, в то же время разъединяя Африку и Европу. Находясь у южной оконечности Пиренеев, он на самом узком своем отрезке составляет всего четырнадцать километров, так что в этом месте можно одновременно видеть берега двух континентов. Берега его в основном скалистые: со стороны Европы это монолитные известняковые скалы, а с африканской - гора Джебель-Муса, расположенная в Марокко. Древними эти возвышенности назывались «последними точками земли», а сам пролив Гибралтар ассоциировался с проездом между скалами. Финикийцы называлы это место «Столпами Мелькарта», по имени своего бога мореплавания, римляне же - «Столпами Геркулеса». Согласно греческим легендам, Гибралтарский пролив по краям венчали два колоссальных столпа-колонны, обозначающие переход в неизведанный мир.

Океанография

В этом месте, так же как и в Босфоре, всегда очень сильное течение, объясняемое тем, что уровень Средиземноморья намного ниже Атлантики. Поэтому основную массу воды оно получает именно из океана через Гибралтарский пролив, который, как своеобразный порог, препятствует проникновению в море холодных глубинных вод, образуя такое явление, как гомотермия. Ситуацию усложняют и сильные ветра, которые не редкость в этих местах. За все время своего существования Гибралтарский пролив около одиннадцати раз самопроизвольно закрывался и открывался. К примеру, шесть миллионов лет тому назад его закрытие в результате движения литосферных плит привело к повышению солености в Средиземноморье, образов слой эвапоритов толщиной в 2 километра. И только его открытие спустя 0,7 миллионов лет несколько «оживило» это море.

Британский Гибралтар

До 13-го века территории вокруг пролива со стороны Европы были в руках арабов. С ними же и связано его современное название «Джибралтар», постепенно переросшее в уже привычное нам «Гибралтар». Именно так называются и пролив, и крепость, построенная на берегу. Сегодня город позиционируется как английский. Здесь находится военная база средиземноморских войск НАТО. Столица же скального государства - город Гибралтар - является смешением двух разных культур: испанской и мавританской. Этот типичный средиземноморский порт с постройками в викторианском и георгианском стиле является офшорной зоной. Сами местные жители себя называют «спэнглишами». О британском присутствии в этом месте напоминают не только название улиц, но и обилие пабов, а также английская униформа полицейских и наименование валюты - гибралтарского фунта.

Российским гражданам виза в Гибралтар выдается в английском посольстве или консульских отделах.

Марокканский Гибралтар

На другом берегу от британского Гибралтара находится территория Марокко с его самым значимым поселением - городом Танжером, у которого не менее интересная история, чем у его соседа по ту сторону пролива. Вначале это была территория, управляемая одновременно Францией, Англией и Испанией, но после Второй мировой ее французская часть перешла к испанцам. Однако после окончания войны арабские местные жители постепенно начали выражать недовольство присутствием чужеземцев, и в итоге Танжер в 1956-ом аннексировали марокканцы. Сегодня это достаточно крупный портовый город, который Гибралтарский пролив соединяет с Европой. Он по-прежнему остается европеизированным, поскольку в нем проживают немцы, англичане, испанцы, итальянцы, французы. Есть даже небольшая русская община.