Раннее развитие ребенка обучение чтению. Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.

Кто такая Наталья Пятибратова

Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.

Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой

Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.

В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).

Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.

В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.

Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).

В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.

Этапы обучения чтению и примеры заданий

Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.

На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.

Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.

Игра «Смешные слова»

Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.

Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, - обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют «попевками». А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

Преимущества методики:

  • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
  • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
  • Методика не имеет возрастных ограничений
  • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
  • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств

Недостатки методики:

  • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часть проглатывают окончания
  • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
  • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
  • Метод непоследователен
  • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
  • Обучающие пособия отличаются высокой ценой

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто , но у него также развиваются интеллектуальные способности, фотографическая память.

Преимущества методики:

  • Методика может применяться с самого раннего возраста
  • Занятия могут быть организованы самостоятельно
  • Дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно
  • Разностороннее развитие ребенка (карточки могут быть посвящены самым разным темам)

Недостатки методики:

  • В процессе занятий ребенок занимает пассивную позицию
  • Ребенок не осваивает навыки самостоятельного чтения (процесс обучения ограничивается восприятием и анализом информации)
  • Невозможность проявления в процессе обучения креативности
  • Однотипность процесса обучения
  • Необходимость в ежедневном изменении предоставляемого материала
  • Детьми старше трех лет методика воспринимается неохотно

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием «МИР». Автор подробно описывает ее в своей книге «Читать раньше, чем ходить». Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать - к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка - именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

Преимущества методики:

  • Простота применения и отсутствие требований к специальным заданиям, упражнениям и тестам
  • Занятия можно организовать самостоятельно
  • Подходит всем детям и не требует много времени

Недостатки методики:

  • Недостаточно материала, чтобы говорить об эффективности или неэффективности метода
  • Труднодоступность дидактического материала (по словам автора, все материалы содержат в себе некий секрет)
  • Возможность заказа дидактического материала только на сайте автора
  • В процессе обучения пропускаются образная и сенсорно-моторная стадии развития малыша

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит , а сама методика нередко называется «живой азбукой». Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать - изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

Преимущества методики:

  • Простота применения
  • Возможность применения креативных подходов
  • Взаимодействие ребенка с разными объектами (фотографии, рисунки)
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Возможность заниматься не только дома, но и на улице
  • Множество положительных отзывов родителей

Недостатки методики:

  • Необходимость постоянного повторения изучаемого материала

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики «Читаю легко». Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

Преимущества методики:

  • Отсутствие отвлекающих элементов наподобие картинок
  • Простота применения
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Высокая эффективность и широта применения
  • Наличие вспомогательных материалов в наборе

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
  • Отсутствие на кубиках контекстной информации

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название «Складушки», представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Преимущества методики:

  • Многофункциональность игр
  • Игры не надоедают детям очень долго
  • Пособия могут быть нескольких уровней сложности
  • Возможность применения к детям разных возрастов
  • Простота применения

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя сделать самостоятельно
  • Необходимость в изучении системы работы и примеров методических сказок

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори - обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

Преимущества методики:

  • Ребенок может обучаться без вмешательства родителей и в том темпе, который ему удобен
  • Главным способом обучения является познание посредством открытия
  • Методика предоставляет малышу свободу
  • Интеллектуальные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие
  • Прекрасно тренируется
  • Методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений

Недостатки методики:

  • Необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов
  • Недостаточное развитие у детей креативности и фантазии
  • Отсутствие для ребенка информационной базы, заложенной в сказках, картинках и т.п.
  • Отсутствие для ребенка необходимости в приложении усилий для занятий, что может отрицательно сказаться в перспективе на характере и способностях
  • В некоторых случаях - необходимость обращаться к специалистам по методике Монтессори

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

Преимущества методики:

  • Доступность
  • Большое разнообразие пособий
  • Простота применения
  • Возможность для малыша работать самостоятельно

Недостатки методики:

  • Монотонность процесса изучения
  • Невозможность применить креативность и творческий подход

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

Разработка 4Braın

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом - в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике - познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения


И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения


— затем приходит очередь глухих звуков;

— шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» — эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, — 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители: Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов — маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Оптимальным периодом для знакомства с буквами и обучения чтению по слогам считается возраст от 5 до . Если ребенок усваивает без особых проблем, то второй шаг - складывание букв в слоги - чаще всего является весьма затруднительным. Он требует усидчивости, внимания и помощи родителей. Как научить ребенка читать по слогам, какие методики можно использовать в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно.

Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Букварь Жуковой

В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.

Акцентируйте внимание на следующих моментах:

  • Ребенок должен помогать себе пальчиками.

В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.

  • Обращайте внимание на артикуляцию.

Первый звук протяжный, второй - короткий.

  • Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.

Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.

  • В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.

Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?

Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.

Видео обучение ребенка читать по слогам

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г - ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Чтение по складам

Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:

  • Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.

Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.

  • Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
  • Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).

Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.

После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

"Логопедия"

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.