Расшифровка оценок. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

«Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности»

М. Эбнер-Эшенбах


Важным этапом в самообразовании стали для меня - новая, полюбившаяся традиция Ассоциации. Урок Татьяны Адольфовны Ваховской побудил другими глазами посмотреть на проблему оценивания достижений учащихся.

Оценка достижений ученика является стратегическим звеном образования, от правильной постановки которой во многом зависит не только образовательная успешность школьника, но и жизненный успех человека. Нормативным выражением оценки предметных результатов на протяжении веков является школьная отметка.

Каждый новый министр образования Российской Федерации поднимает вопрос об изменении существующей пятибалльной системы . Но всё остаётся по-прежнему. Может быть это не случайно?

Сравнивая критерии оценивания в разные исторические эпохи Кубани, России, мира, предположу, что пятибалльная система оценивания может изначально признаваться достаточной, поскольку долгие годы использовалась многими поколениями учителей.

С течением времени учителя стали использовать четырехбалльную, и даже трехбалльную систему оценивания. Таким образом, негласно «2» выводилась из обихода: итоговые, экзаменационные, годовые отметки. Она расценивалась как подбалл предельно низкий, поскольку отметка «1» не использовалась, т.к. была сильно эмоционально-окрашенной. «1» - можно сказать, эмоционально-окрашенная «двойка». Таким образом, «1» имеет не оценивающую функцию, а воспитательную, порицательную. Другими словами, за «единицей» не стоит ничего! Чаще «1» - это показатель, что у учителя сдали нервы от нетерпимости сложившейся ситуации.

По признанию большинства учителей ближнего зарубежья имеются сложности в оценивании результатов детей при многобалльной системе, и они мысленно приравнивают имеющийся результат к 5-бальной системе, после чего в уме переводят в 10-, 20-, 50-, или 100-бальную систему (мировая практика), т.е. уходя от 5-балльной системы оценивания, педагоги мысленно ставили 5 баллов, а потом умножали на соответствующий коэффициент.

Это также, на мой взгляд, доказывает, что необходимости в большом количестве баллов нет. Даже появляются сложности: многое количество баллов очень склоняет учителя вольно, нескрупулезно взвешивать в баллах тот итог, который ему необходимо оценить.
Вот почему в итоге, по моему мнению, долгие годы уход от пятибалльной системы то замолкает, то поднимается вновь, но не уходит с повестки дня. НО система оценивания остается прежней.

Реально пятибалльная система заменена на четырехбалльную систему, а скорее трехбалльную. Но если следовать изначальным объяснениям, что за что выставлять ученикам, если следовать им в полном объеме, то мы получим более удачную и справедливую систему.
Даже используя "зачет/незачет", особенно в старших классах, учитель точно способен определить, что это у старшеклассника - знания или незнания, тем более, при наличии 5-бальной шкалы это можно делать очень точно.

Предлагаю определить критерии отметок пятибалльной системы следующим образом:


"1" – ученик не обнаруживает знания для дальнейшего осуществления образовательного процесса;

"2" - выставляется в том случае, если у ученика выявляются разрозненные знания, но невозможно дальнейшее прохождение программы (имеются серьезные пробелы, знания крайне недостаточны);

"3" - имеются отдельные знания, которые при усилиях с обеих сторон, учителя и ученика, могли бы привести к успешному прохождению программы.
Здесь хотелось бы отметить сложность выставления отметки «три» - которая имеет разную окраску: «посредственно» или «удовлетворительно». Это обстоятельство делает «тройку» многострадальной:
«3» - родная сестра «2»,
«3» - родная сестра «4».
Ни одна другая отметка не требует такого взвешенного и продуманного учителем выставления. Можно сказать, что «3» – это тревожный рубеж между неуспевающей «2» и добротной «4».

"4" – правильный ответ содержит незначительные неточности или ошибки, которые не могут в конечном итоге сказаться на результате (приведу пример: не грубая арифметическая ошибка в задаче при правильном ходе решения)

"5" – так же понятна, как и идеал, к которому мы стремимся.

Предложенная разбалловка, когда «1» является не эмоцией учителя, а измерением обученности ученика, основывается на изучении истории школьной оценки. На мой взгляд, отношение к школьной отметке - содержательная и эмоциональная - в наши дни разошлась с первоначальной позицией. И это плохо, т.к. резко сузило возможности оценки, резко огрубило весь образовательный процесс. Эти изменения дают возможность говорить о несправедливости школьной отметки.

На мой взгляд, выработка ответственного, подчеркнуто-внимательного отношения к «3» приведет к снижению необъективности этой самой массовой оценки и уменьшит разрушительную роль этого многострадального балла.

Любая система оценивания имеет свет и тень. Не существует абсолютной хорошей системы оценивания. Увеличение баллов в системе оценивания, на мой взгляд, приведет к новым неприятностям и ошибкам.

Любая система оценки требует четкого прописывания критериев, определения, с какого балла следует неуспех. А главное, чтобы учителя следовали этим критериям. Многобалльная система смягчает, но не снимает проблемы. И здесь важно победить традиционные взгляды учеников, родителей, учителей на пятибалльную систему оценивания.

В разных странах существуют разные системы оценивания, и 5-ти, и 6-ти, и 7-ми, и 10-ти, и 12-ти бальные и иные. Более того, в разных регионах, в разных школах могут быть разные системы оценивания. В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. И к 70-ым годам прошлого века означала (Г.И. Щукина):

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Однако, постепенно, единица стала некоторой эмоциональной отметкой, которая в последующем, как правило, исправляется учителем после пересдачи.

На самом деле, сейчас де-юре, нет единой системы оценивания. Согласно сегодняшнему законодательству, 28 статье Закона «Об образовании в РФ» система оценивается устанавливается школой самостоятельно. И действительно, в некоторых российских школах, работающих по программам международного бакалавриата, действует 7-балльная система оценивания. Некоторые школы проводят контрольные работы по 100-бальной системе оценивания, близкой к ЕГЭ. Но после завершения школы для того, чтобы выставить отметки в аттестат, каждая школа должна пересчитать их в пятибалльную систему. Двойки и единицы в аттестат не ставятся, так как свидетельствуют о неосвоении материала, а значить и не получении общего образования, аттестат в этом случае выдать нельзя.

Вместе с тем, в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат, по одному предмету или по нескольким. В условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз это становится не таким уж и критичным. По мнению других экспертов допускать этого нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

Статья. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Ф.И.О. учителя: Аржакова Нюргуяна Прокопьевна

Место работы: МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа

имени А.Г. Чикачева»

п. Чокурдах Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия)

Балльно - рейтинговая система оценивания знаний учащихся Рассматриваемая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения учащихся относительно друг друга. Уже по истечении двух-трех месяцев можно выделить лучших и худших учеников, что дает учителю мощный рычаг позволяющий поощрить учеников, набравших высокие баллы. В своей личной практике я использую такой вид поощрения, как «освобождение от контрольной работы», т.е. учащимся-лидерам оценки за четверть выставляются «автоматом».

Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы учеников по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учеников, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.

На первый взгляд может показаться, что ученики, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Ученик, занявший определенное место в групповом табель рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.

Использование рейтинговой системы, приводящей к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление учеников к приобретению знаний, что приводит к повышению качества усвоения материала. Балльно-рейтинговая система хорошо работает в средних и в старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Суть рейтинговой системы состоит в том, что, начиная с начало учебного года и до его окончания, полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности, суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибалльные» оценки. Чтобы это сделать, параллельно с каждой работой учитель ставит баллы, которые необходимо набрать для получения отметок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Эти баллы также суммируются.

Все результаты удобно вносить, помимо журнала (естественно, что в него ставятся «округленные» оценки) в компьютерную базу данных. Данная программа позволяет эффективно использовать балльную систему, так как она экономит время при подсчете баллов, оперативно получать информацию о рейтинге каждого ученика на любой момент времени, реализовать стимулирующую функцию рейтинга.

    Каждое посещение урока оценивается в 5 баллов. Причем балл не учитывается, если ученик опоздал на урок, то есть со звонком по журналу отмечаются те учащиеся, которые присутствуют в классе;

    Решение задачи – 15 баллов;

    Ответ у доски – 10 баллов;

    Ответ с места – 5 баллов;

    Оценивание опорных конспектов производится в 10-балльной системе.

    Диктант – 5 баллов за каждый вопрос. Обычно проводится после изучения новой темы для закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала;

    Самостоятельные, контрольные, зачеты оцениваются по 30 баллов следующим образом. Эти баллы делятся на количество заданий, включенных в работу, и распределяются по уровню сложности каждого задания;

    Рефераты, доклады . Учитывается их оформление, содержание, список использованной литературы, все это в сумме оценивается в 30 баллов. Ко всему этому, при желании учащегося допускается его «защита», то есть ученику необходимо рассказать всему классу о проделанной работе, также ответить на вопросы учителя и одноклассников;

    За ведение тетради. Обычно раз в две недели ученики сдают на проверку свои тетради. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие полей, даты, вида работы и т.д.) ученику выставляется до 5 баллов.

Порядок выставления итоговой оценки за четверть, зависит от набранных баллов в ходе этого времени и дает возможность оценить труд школьника по следующим соотношениям:

За четверть : «отлично» - 600 и более;

«хорошо» - 500 –550 баллов;

«удовлетворительно» - 400-450 баллов;

«неудовлетворительно» - меньше 300 баллов

Все критерии оценивания были согласованы вместе с учениками. Памятка дается каждому ученику в начале изучения предмета. Все внимательно изучают возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель жестко соблюдаются все требования. Три-четыре недели проходят быстро, ученики привыкают к предъявленным требованиям и уже сами требуют от учителя большего внимания. Также существуют «негласные законы» по поведению учащихся, т.е. «штрафные баллы» могут быть вычтены на уроке, например, если ученик при выполнении работы пользуется калькулятором, отсутствует тетрадь или учебник.

В дополнении, хочу отметить некоторые «плюсы» и «минусы» данного эксперимента. Во-первых, стало меньше споров: не хочу «3», не хочу «4». Учащиеся сами видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении. Возник очень важный момент: нужно обязательно вводить жесткий контроль для принятия задолженности учеников. Например, пропущенные по уважительной причине работу или не полностью выполненную в течение занятия можно сдать в семидневный срок. Значительно увеличились затраты времени учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снизилась, хотя не полностью. Очень важно вести точный учет выполненных заданий.

На практических работах расписываюсь за каждое выполненное задание, а потом выставляю баллы в рейтинговую таблицу. Традиционные системы контроля и оценки знаний, умений учащихся «грешат», по-моему, мнению, одним существенным недостатком. Этот недостаток состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Основная ее особенность заключается в передаче «нитей» контроля от преподавателя к учащемуся. В рейтинговой системе ученик сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «хорошистов», а есть первый, второй, десятый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать ученика на уроках и в послеурочное время. Я удовлетворена первыми результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.

Список литературы :

1. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов - М.:ФИРО - 2006 -184с.

2. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке" - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. - Сб. 6 - Ч.1 - С.255 – 258

3. Левченко Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9 – С. 55-56

4. Алисова Е.А., Шишкина Т.В,Куренко О.В. Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения" http://festival.1september.ru/articles/528916/

Проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, т. е. на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.

Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов

Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

В советское время была разработана пятибалльная система оценивания знаний учащихся. Критерии ее четко оговаривались в специальном положении, доводились до сведения учеников, родителей и, конечно, педагогов. А на современном этапе развития образовательной системы России возникла необходимость ее модернизации. Давайте подробнее рассмотрим данную систему.

Особенности современной системы оценивания

Задачей педагога является развитие у школьников желания к самообразованию, создание у учащихся потребности в получении знаний и приобретении навыков мыслительной деятельности. Но для оценки такой ученической деятельности 5-балльной системы бывает маловато. Поэтому проблема поиска новых критериев оценивания в настоящее время является особенно актуальной.

Можно отметить несколько причин тому:

  1. В первую очередь пятибалльная система оценок не подходит для определения уровня общекультурных навыков и специальных знаний. А без них невозможна полноценная адаптация выпускников школы к реалиям социума.
  2. Кроме того происходит активное развитие информационных систем, возможность индивидуального роста в осваивании которых также трудно оценить в 5 баллов.

Требования к выпускнику

Из стен общеобразовательных учреждений должны выходить настоящие творцы, способные брать на себя ответственность, умеющие решать практические и теоретические задачи разной степени сложности. А классическая пятибалльная система в школе давно устарела, так как она не сочетается с теми требованиями новых федеральных стандартов, которые введены на начальной и средней ступени школьного обучения.

От чего зависит результативность обучения

Заключение

Повторимся, что пятибалльная система оценивания, критерии которой разрабатывались в советское время, утратила свою актуальность и признана ведущими педагогами несостоятельной, неподходящей для новых образовательных стандартов. Необходима ее модернизация, использование новых критериев для анализа личностного роста школьников и их учебных достижений.

Только в случае приведения отметочной шкалы в соответствие с основными педагогическими принципами, можно вести речь об учете индивидуальности каждого ребенка. Среди приоритетов, которые должны быть учтены при модернизации оценочной системы, выделим использование многоуровневой градации отметок, благодаря чему учебные достижения школьников будут оцениваться адекватно.

От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной В настоящее время решается вопрос об ее изменении и в России. Так, по ФГОС в начальной школе уже убраны традиционные баллы, чтобы ребята могли развиваться, самосовершенствоваться, не испытывая психологического дискомфорта.