Роспись по сырой штукатурке. Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке: оригинальный декор для любителей эксклюзива Рисунок выполненный красками по сырой штукатурке

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Виды росписи


Чтобы получить фреску, изображение нужно наносить на сырую штукатурку

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как .

Существует два вида нанесения:

  • по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.


Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное , понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности


Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора


Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

Нанесение штукатурки

Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

Этапы нанесения:


Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.


Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену - Альсекко. Подробный мастер-класс по росписи смотрите в этом видео:


Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.

С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

Вид краски Характеристики
1 На водной основе Колеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2 Известковые Краски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3 Темперные Применяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4 Клеевые


В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой .

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Истоки мастерства или предыстория современной фрески.

Фреска или живопись по сырой штукатурке – это изобретение строительной индустрии отнюдь не нашей современности. Встретить фрески можно еще в архитектуре эгейского периода. В Европе фресками украшали храмы и церкви. Среди известных художников – мастеров фрески большую популярность и известность получил Микеланджело. Так или иначе, роспись по сырой штукатурке прочно вошла в нашу жизнь. Настенные росписи присутствуют в архитектуре Древней Греции и Рима, Византии, Италии и Древней Руси. В нашу современность роспись по сырой штукатурке вошла в несколько модернизированном варианте. – комментарии мастера.

Техника фресковой росписи довольно сложна, но одно из ее достоинств заключается в ее долговечности, при условии, что соблюдены все правила ее нанесения. Раскроем несколько секретов правильной фрески. Во – первых, необходима подготовка стен к нанесению декоративной штукатурки. Она заключается в том, что в стенах делаются специальные пазы, щели и выбоины. Во – вторых, перед нанесением штукатурки, поверхность стен обязательно смачивают водой. Сама декоративная штукатурка представляет собой довольно грубый раствор, содержащий песок крупной фракции. Толщина слоя должна составлять от 2 до 5 см, при этом 5 см – это оптимальный вариант, удобный для дальнейшего выравнивания. Следует отметить, что выравнивание производится без затирки. Далее на поверхность наносят крупные царапины крест - накрест, что необходимо для большей сцепки со следующим слоем и прочности всей росписи. В этом заключается подготовительный этап работ. Следующий слой накладывается после полного высыхания предыдущего, так может быть выполнено до 5 слоев штукатурки. Последние слои наносятся тонким слоем и небольшими участками. Техника нанесения рисунка.

После того, как слои декоративной штукатурки будут готовы, мастер переходит к выполнению росписи. Если у художника в древности на нанесение рисунка было не более 10 минут, то нашим современникам нет необходимости спешить. Сегодня художник может продумать рисунок, нанести его на бумагу, а уж затем перенести изображение или узор на поверхность стены. Процедура переноса рисунка также имеет свои особенности. Изображение делится на фрагменты и при помощи прокалывания бумаги по контуру изображения иглой переносится на стену. Также для того, чтобы поверхность стены была достаточно белой для рисунка, на штукатурку наносится известковый раствор. Процесс нанесения краски также имеет свои особенности. Для этого необходимо использовать мягкие кисти, рисунок наносить небольшими мазками и очень аккуратно, чтобы не поднять известковую основу и не допустить смешивания. Иначе краски после высыхания будут иметь белесоватые полосы. Также следует избегать нанесения слишком толстого слоя краски, так как она может не впитаться в штукатурку, и после высыхания просто потрескается и осыплется. Среди других правил нанесения красок важно упомянуть и следующие: - первоначально наносятся светлые тона, затем средние и темные; - при повторном нанесении красок процедура окрашивания производится в обратном порядке – сначала мастер прокрашивает темные тона, затем средние и светлые; - для четкости изображения в древности художники под синие краски наносили серую охру, именуемую также рефтью, а под все остальные – желтую. В целом роспись по сырой штукатурке требует неспешности, аккуратности и внимательности, так как переделать уже выполненный рисунок практически невозможно.

Главное назначение штукатурки – это защита основного материала стен от активного воздействия агрессивных факторов окружающей среды. К таким факторам в первую очередь относится влага, ультрафиолетовое излучение и перепады температуры. С этой задачей успешно справляется всем известная штукатурная масса, состоящая из песка, извести и цемента. Однако, кроме защитной функции, никакой другой такой вид штукатурки не несет и требует последующего декорирования поверхности стен. Наиболее распространенным настенным декором являются обои. Из других видов облицовки стен можно еще выделить керамическую плитку, деревянную вагонку, различные декоративные панели.

Пример 1. При помощи специального валика с рисунком можно делать рельефные узоры на штукатурке.

Есть еще один вид отделки стен, который одновременно выполняет и защитные, и декоративные функции, – это художественная штукатурка. Бытует мнение, что художественная штукатурка стен своими руками невыполнима из-за сложности работ. Прежде чем делать такие выводы, необходимо разобраться в том, что подразумевается под этим понятием.

Виды художественной штукатурки

Под определением «художественная штукатурка» нужно рассматривать различные виды штукатурного покрытия:

  • декоративные;
  • фактурные;
  • покрытие с применением художественной росписи.

Техника исполнения у них слегка различается, но все они имеют общие эксплуатационные характеристики, которые относятся к их защитным свойствам:

  • такой вид покрытия обладает свойством отталкивать влагу, не впитывая ее своей поверхностью из окружающей среды; легко поддается чистке при помощи воды, моющего средства и поролоновой губки или обыкновенной тряпки;
  • под действием прямых солнечных лучей не меняется окраска и цветовая гамма, внешний вид на длительное время сохраняет свое первоначальное состояние;
  • может быть применена как для внутренней отделки стен, так и для покрытия фасадов зданий благодаря высоким показателям морозоустойчивости;
  • обладает многообразием фактурных покрытий как по структуре, так и по художественному оформлению;
  • декоративную штукатурку отличает прочность сцепления практически с любыми материалами, из которых изготавливаются или покрываются стены – бетоном, гипсокартоном, кирпичами, первичной штукатуркой на основе извести или цемента и другими;
  • состоит из экологически чистых компонентов без вредных примесей;
  • при воздействии открытого огня не возгорается и не выделяет ядовитого дыма.

Декоративная штукатурка

Условно декоративная штукатурка по конечному результату может подразделяться на следующие виды:

Пример 2. Небольшие неровности стены скрывает фактурная штукатурка.

  • гладкая поверхность с использованием цветных добавок, которые образуют хаотические разводы по декорируемой поверхности;
  • после нанесения на стены имеет фактурный внешний вид под изображение различных облицовочных материалов;
  • фактура поверхности имеет произвольный рельеф;
  • структурная разбивка поверхности на вкрапление фрагментов из различных декорирующих материалов;
  • флоки.

Используя в качестве конечной отделки стен декоративную штукатурку, можно получить следующие визуальные изображения:

  • покрытия из натурального камня;
  • отделки стен под старину;
  • античный стиль покрытия стен;
  • однотонного матового или глянцевого покрытия;
  • капель дождя, стекающих по оконному стеклу;
  • скальной породы.

Это довольно краткий перечень тех зрительных эффектов, которые возможно воспроизвести, используя декоративную штукатурку.

При данном виде отделки на поверхности образуется рельефный рисунок. Выступы могут по высоте достигать до 2 мм. Узор рельефа может быть различным и формируется методом многократного нанесения слоев.

Ввиду того, что после нанесения слоя дается время на его высыхание, данный вид отделочных работ довольно продолжителен по времени, но конечный результат оправдывает эти трудозатраты.

Венецианская штукатурка

Художественный вид декорирования стен с визуальным эффектом изображения шлифованного мрамора.

Поверхность штукатурки у венецианки может быть как глянцевая, так и матовая.

В качестве добавок могут использоваться перламутровые, золотые или серебряные имитаторы. Не исключается наличие небольшого рельефа для придания изображению натурального камня прозрачности и глубины – тех зрительных иллюзий, которые отличают этот вид настенного декора.

Настенные флоки

Достаточно оригинальный вид настенного покрытия. На стену наносится специальная клеящая масса, поверх которой еще до ее застывания набрызгиваются разноцветные частички неправильной формы, после чего наносится защитный слой лака.

Стили художественной штукатурки

Подготовительные работы и пример нанесения фактурного декора

Перед тем , необходимо тщательно подготовить рабочую поверхность стен.

Стена очищается от всех старых покрытий – краски или штукатурки. Производится грунтовка, при этом она должна иметь характеристику глубокого проникновения. Высыхание грунтовки должно быть естественным, без применения строительных фенов и обогревательных приборов.

Перепады поверхности более 3 мм подлежат устранению путем заделки штукатуркой.

Для нанесения фактурной штукатурки необходимо собрать следующий набор инструментов:

  • шпатели с различной шириной рабочей поверхности, от 400 мм до 10 мм;
  • терка;
  • гладилка;
  • шпатель для работы в углах;
  • строительный уровень;
  • отвес;
  • дрель;
  • насадка-миксер для дрели.

На данном этапе при помощи гладилки наносится базовый слой штукатурки. При этом должна быть учтена фактура будущего рисунка по высоте. На практике начальный слой наносится толщиной в 1-1,5 мм.

Полезный совет: перед тем как наносить рельеф на поверхность штукатурки, лучше опробовать технику на куске гипсокартона или небольшом участке стены.

Все растворы, которые применяются в декоративной отделке стен, имеют длительный срок схватывания, что позволяет выполнять формирование рельефа без спешки.

Один из простейших зрительных эффектов, который под силу воспроизвести любому начинающему штукатуру, – эффект скалы. Для данного декоративного оформления стены не требуется специальный состав, работы производятся с применением любой шпаклевки для финишной отделки на основе гипса или цемента. Главное требование к базовой шпаклевке – твердость и прочность после впитывания и высыхания.

В случае применения декоративной штукатурки в таких помещениях, как кухня, ванная или туалет, а также в других комнатах с нестабильным уровнем влажности и температурного режима базовый слой должен иметь в качестве основы цемент.

Шпаклевка наносится на стену слоем в 2-3 мм. Нанесение рисунка осуществляется при помощи гладилки. Для этого гладилка промывается от раствора и плотно прижимается к зашпаклеванной поверхности стены.

После этого нижний край гладилки приподнимается и делается движение вниз. Движение отрыва инструмента от шпаклевочного слоя должно быть плавным, без срыва раствора. После каждого обработанного участка гладилка должна промываться.

Освоив данную технику нанесения текстуры на поверхность штукатурки, уже можно переходить на более сложные визуальные эффекты, связанные с созданием рельефного изображения и структурных вставок.

Главным правилом при нанесении художественной штукатурки должно являться соблюдение времени полного высыхания каждого нанесенного слоя.

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, Санта Мария делле Грацие, исполнена в технике сухой росписи авторским составом, ингредиенты которого не раскрыты до сих пор.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.

Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло - 0, 25 части, масляный лак - 0, 25 части и раствор фенола 1% - 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Палитра фрески, как правило, довольно сдержанна - используются охра, умбра, марс, синий и зеленый кобальт. При росписи по сухому же можно использовать полную палитру.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Источники:

  • Фрески - история

Для декорирования современных помещений часто применяется настенная роспись. Нанесение рисунка на сухую штукатурку - это процесс, который вполне можно осуществить в домашних условиях. Только сначала потребуется освоить технику росписи по сухой штукатурке.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?

Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

Живопись водяными красками по сырой штукатурке — это технология, история которой насчитывает не одну сотню лет. Фрески создавали еще античные художники, но пика своего расцвета этот метод росписи достиг в эпоху Возрождения.

Сегодня роспись по штукатурке также используется для декорирования помещений. Несмотря на то, что для достижения желаемого результата нужно учесть множество нюансов, освоить азы методики может практически каждый. Ниже мы расскажем, что нам понадобится для работы, а также опишем алгоритм выполнения основных операций.

Обзор технологии создания фресок

На первый взгляд, методика создания фресок не отличается особой сложностью:

  • в качестве основания для рисунка используется стена или , покрытые свежей штукатуркой, которая еще не успела высохнуть;
  • на штукатурку вначале наносится контур изображения, а затем с помощью кистей – водорастворимые краски;
  • после высыхания основы картина приобретает характерную глубину за счет специфического впитывания пигмента известью и другими компонентами штукатурки.

В принципе, все довольно просто. Однако если взяться за решение этой задачи на практике, то окажется, что тонкостей хватает на любом этапе: важны и подготовка стены, и пропорции раствора, и техника нанесения красок.

Кроме того, стоит отметить, что обязательным условием для достижения успеха является мастерство самого исполнителя. Так что браться за создание фрески стоит только в том случае, если вы действительно умеете рисовать. Только мастер, освоивший технику живописи на должном уровне, сможет создать достойное украшение для дома или квартиры.

Обратите внимание! Если есть сомнения в том, получится ли у вас выполнить роспись достаточно быстро и качественно, попробуйте свои силы либо на небольшом участке влажной штукатурки, либо на сухой поверхности. Второй вариант (он называется «а секко» — «по сухому») также относится к традиционным методикам и может служить неплохой подготовкой для любого, кто осваивает технику фресковой росписи.

Роспись стен по штукатурке

Готовим основание

Как и в случае с любыми другими отделочными работами, все начинается с подготовки основания. Основные этапы этого процесса мы опишем в таблице ниже:

Этап работы Наши действия
1. Удаление старой отделки
  • Прежде чем приступить к работе, со стены нужно удалить все отделочные материалы, а также снять старую штукатурку.
  • Иногда возникает ситуация, когда штукатурный слой на некоторых участках держится очень прочно. Если материал не отслаивается при простукивании молотком, то его можно оставить.
  • После очистки поверхность обметаем веником, удаляя пыль и строительный мусор.
2. Нанесение насечек
  • Далее нам следует покрыть всю поверхность стены неглубокими — 5-8 мм – насечками. Для их нанесения используем либо перфоратор с насадкой-долотом, либо старый топор.
  • Количество насечек должно составлять около 100 – 120 на 1м 2 .
  • После завершения этого этапа работы обеспыливаем стену.
3. Грунтовка
  • Чтобы обеспечить максимальную адгезию штукатурных слоев к стене, ее можно прогрунтовать проникающим составом в два-три слоя.
  • Иногда вместо грунтовки практикуют нанесение слабого раствора казеинового клея или просто теплой воды, но в этом случае результат может быть непредсказуемым, так что экономить не стоит.
4. Базовое оштукатуривание
  • Поверх огрунтованной и увлажненной стены наносим базовый слой штукатурного состава, который предназначен для чернового выравнивания всех дефектов поверхности.
  • Базовая штукатурка качественно просушивается, и затем на нее наносятся следующие слои, которые и будут служить основной для выполнения росписи своими руками.

Как видите, живопись по сырой штукатурке требует серьезной подготовки. Но несмотря на внушительные затраты времени, пренебрегать ею не стоит: только после тщательного выполнения предварительной обработки стена получится достаточно надежной и стабильной для того, чтобы нанесенное изображение не растрескивалось со временем.

Готовим раствор

Следующий секрет, который хранят мастера фресок — это рецепт раствора для оштукатуривания стены. Пропорции компонентов вам придется подбирать самостоятельно, поскольку универсального варианта не существует: у различных смесей есть и плюсы, и минусы.

И все же состав, который показывает неплохие эксплуатационные характеристики, можно изготовить с первого раза.

Ниже мы приведем проверенные на практике рекомендации, которыми можете воспользоваться и вы:

  1. Основа штукатурного раствора – известь. Чем выше ее качество, тем прочнее будет штукатурка, и тем лучше на нее ляжет краска. Для работы покупаем максимально чистую и свежую строительную известь – пусть даже цена ее будет несколько выше стандартной.

Обратите внимание! В среднем мешок (25 кг) материала первого сорта стоит от 200 до 350 рублей, так что затраты в любом случае не будут слишком большими.

  1. Известь гасим водой и оставляем ее в залитом состоянии минимум на несколько суток (до двух недель) – так ее свойства значительно улучшатся.
  2. В качестве наполнителя добавляем крупный песок или смесь крупного песка с кирпичной крошкой. Второй вариант является более дорогим и трудоёмким (крошку придется либо покупать, либо изготавливать самостоятельно) но все же именно его мастера заслуженно считают оптимальным. И действительно, добавление дробленой керамики существенно повышает время сохранения влажности штукатурного слоя.

Совет! Если вы делаете фреску на улице, то песок обеспечит ей необходимый запас прочности, так что доля кирпичной крошки в составе может быть снижена до минимума.

  1. Для повышения эластичности состава и для защиты от растрескивания в смесь добавляется мелко нарубленая пенька или целлюлозное волокно.

Состав готовим непосредственно перед началом работы по оштукатуриванию и росписи. Пропорции будут следующими:

  • для базового слоя: 1 часть известкового теста на 3 части наполнителя (песок или песок + крошка);
  • для лицевого слоя: 1 часть известкового теста на 2 – 2,2 части наполнителя;
  • при нанесении трех или более слоев для лицевой накрывки используется более жирный раствор с соотношением компонентов 1: 1,8.

Наносим штукатурку

Инструкция по оштукатуриванию поверхность под фресковую роспись предполагает выполнение всех операций в такой последовательности:

  1. Подготовленную к отделке поверхность увлажняем минимум за 24 часа перед началом работы. За полтора часа до начала оштукатуривания повторяем увлажнение.

  1. Первый слой толщиной 5-8 мм наносим на поверхность путем наброса. Раствор равномерно распределяем по стене штукатурной теркой без излишнего разглаживания.
  2. На поверхность раствора наносим волнистые линии глубиной до 2 мм с интервалом в 30 – 40 мм. Эти борозды сформируют рельеф, обеспечивающий максимальную адгезию между штукатурными слоями.
  3. Сушка первого слоя занимает минимум 12 суток. По истечении этого времени поверхность увлажняем до полного насыщения жидкостью, а затем наносим второй – промежуточный – слой.

Обратите внимание! Наличие второго слоя не является обязательным, но новичкам лучше не спешить: двухслойные фрески все же более чувствительны к нарушениям технологии. Профессионалы же иногда наносят до семи слоев, так что роспись сырой штукатурки – дело неспешное.

  1. На поверхности базовых слоев может появляться белесый налет. Если это произошло, то перед укладкой следующей порции состава на налет необходимо счистить, а поверхность повторно увлажнить. Не сделаем этого — связность штукатурного основания нарушится, и со временем фреска начнет расслаиваться.
  2. После того как второй/третий слой полностью просохнет, увлажняем и его, а затем наносим лицевой раствор. Поскольку он будет быстро высыхать, то укладывать его нужно небольшими участками (новичку достаточно 0,5м 2 , мастер может работать и по большей площади), параллельно выполняя роспись.

Тонкости процесса росписи

Так как расписывать штукатурку нам придется сразу же после укладки и выравнивания, эскиз рисунка, акриловые краски на водной основе и все необходимые инструменты нужно приготовить заранее.

Работать будем в такой последовательности:

  1. Как только штукатурка будет выровнена, с помощью иглы «перекалываем» контуры изображения на основание. Основные линии можно наметить острым шилом или кончиком карандаша.

  1. Затем мягкими широкими кистями наносим разведенные в воде краски. При этом строго соблюдаем последовательность: вначале укладываем светлые оттенки, затем средние тона, и только затем – темные.
  2. Мазки наносим легкими движениями, следя за тем, чтобы кисть не «счищала» с поверхности подсыхающую известку. Если это произошло (можно заметить по появлению белесых разводов в краске), то кисть тщательно промываем и снижаем нажим на инструмент.

  1. После этого повторяем прорисовку, но уже в обратной последовательности: темная краска – средняя – светлая. Это позволит нам создать плавные переходы между оттенками. Кроме того, там, где светлая краска успеет впитаться в основание, мы сможем повторить высветление, сделав картину более контрастной.

  1. После того как мы закончим роспись участка, незаполненные края штукатурки аккуратно срезаем шпателем и ножом таким образом, чтобы сформировался наружный скос. На этот скос накладывается следующая порция гипсового раствора и заглаживается до полного исчезновения шва. Затем операции по росписи повторяются.

Финальный этап работы – самый сложный: нам нужно подождать от 7 до 10 суток и не трогать фреску. То есть вообще не прикасаться к ней ни руками, ни инструментом.

Все дело в том, что во время высыхания штукатурки краска впитывается неравномерно, соответственно, оттенки изображения меняются непредсказуемо. Бороться с этим не нужно: рано или поздно основание «отдаст» всю накопленную влагу, и картина приобретет именно такой вид, на который вы и рассчитывали в самом начале работы!

Совет! Пока штукатурка сохнет, помещение желательно защитить от перепадов температуры и сквозняков. Конечно, правильно подобранный и нанесенный с соблюдением всех требований состав растрескаться не должен, но в данном случае лучше проявить предосторожность.

Заключение

Живопись красками по сырой штукатурке – техника достаточно сложная, освоить которую на должном уровне сможет далеко не каждый художник. И все же если вы чувствуете в себе силы, то можете попробовать, тем более что и приведенные рекомендации, и видео в этой статье помогут вам на первых этапах. Кроме того, все интересующие вопросы можно будет задать в комментариях к данному материалу.