Тема свободы в произведениях русских поэтов. Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина занимала одну из важных ролей в творчестве поэта. Еще в Царскосельском лицее, будучи подростком, Пушкин понял, как важны свобода и независимость человека. В разные годы его жизни свободолюбивая лирика имела разное содержание. Свои взгляды на волнующие поэта темы А. С. Пушкин выражал в своих произведениях.

В ранний период своей жизни Пушкин пишет оду «Вольность».

В ней он выражает негативное отношение к абсолютной монархии, которой была подвержена Россия в 19 веке. Поэт являлся противником неограниченной власти императора:

«Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела – Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть».

Также выражает свой протест в оде «Вольность»:

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу…»

В 1818 году на свет появляется стихотворение «К Чаадаеву», посвященное другу и современнику Пушкина – П. Я. Чаадаеву. В нем молодой поэт призывает бороться с самодержавием, отстаивать свободу, которую имеет каждый человек с самого рождения. Призывы к борьбе за независимость переплетаются с чувством патриотизма:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Немного позже (в 1822 году) Пушкин пишет стихотворение «Узник». Образ молодого орла, никогда не жившего на свободе, олицетворяет самого поэта. Он стремится обрести физическую и духовную свободу; утверждает, что человек должен быть волен и независим:

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»

«Из Пиндемонти» - выражение любви А. С. Пушкина к свободе. В стихотворении красота природы противопоставляется общественности и властителям. Поэт призывает созерцать удивительные творения природы и искусства, ценить свои права, а не стараться удовлетворить жизненные потребности, не зависеть от власти и не отчитываться никому о своих поступках.

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…»

В стихотворении «Анчар» поэт поднимает тему пагубности абсолютной монархии для страны и общества. Зло власти, ее влияние на разум общества отравляет и губит жизнь личности.

«Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Несмотря на неограниченную власть правительства в годы жизни Пушкина, на ее влияние на общество, тема свободы человека оставалась одной из ведущих тем в творчестве поэта. В зависимости от окружения Пушкина, его взглядов на происходящие события, стихотворения всегда имели разный подтекст. В некоторых произведениях А. С. Пушкин призывал к борьбе за личную свободу, в других – осуждал власть и самодержавие. Несмотря на эти различия, одно оставалось неизменным – желание поэта сделать свободным каждого человека и свергнуть неограниченную власть царя.

В данную подборку стихотворений о свободе входят произведения, знакомые абсолютно каждому школьнику. Это значит, что ни у одного одиннадцатиклассника, сдающего ЕГЭ по литературе, не возникнет сложностей с цитированием. Так что вы сможете не только подобрать художественные произведения, затрагивающие философскую проблему свободы, в качестве примера, но и проанализировать их, аргументируя цитатами из текста.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.). Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

С 5. Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве часто обращался к теме свободы. В его произведениях прослеживается эволюция этой темы – от социально-политического аспекта понятия «свобода» в раннем творчестве к личностному, духовному.

Интерес Пушкина к социально-политическим проблемам был вызван близостью к Чаадаеву и декабристам. Произведение «К Чаадаеву» относится как раз к раннему творчеству поэта, оно было написано в 1818 году. В нем он пишет об идее свержения самодержавия («И на обломках самовластья напишут наши имена!»), а также призывает своих лицейских товарищей к служению родине, к борьбе за освобождение русского народа от гнета крепостного права («Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»).

В стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году, Пушкин снова затрагивает проблему крепостничества. Стихотворение состоит из двух частей, одна из которых противопоставляется другой. В первой части изображается идеальный деревенский пейзаж, во второй же описывается тяжелый, рабский труд крестьян («Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «Здесь барство дикое, без чувства, без закона…»).

К концу южной ссылки взгляды Пушкин меняются, он во многом разочаровывается. В своем стихотворении «Свободы сеятель пустынный» он пишет о том, что русский народ оказался не готов к переменам, идея свободы от крепостничества не прижилась («…бросал живительное семя - но потерял я только время…»). Он пишет о русском народе как о стаде, которое слепо подчиняется воле сильного, не желая бороться за свои права («К чему стадам дары свободы?», «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич»).

По-видимому, именно с этого времени Пушкин все больше начинает задумываться о том, что важнее борьбы за гражданскую свободу свобода внутренняя. В тридцатые годы он пишет стихотворение «Из Пиндемонти», где говорит о том, что ему не дороги гражданско-политические свободы: «Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно? Бог с ними…»). Он пишет о том, что гораздо важнее свобода и гармония внутри себя («Никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать…», «По прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам»…)

Таким образом, на примере нескольких стихотворений, написанных в разные годы жизни Александра Сергеевича, можно отследить эволюцию темы свободы, которая занимала важное место в творчестве поэта.

Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века.

Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план.

Тема свободы получает философское отражение в стихотворении «Анчар». Перед нами развертывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево Анчар. Оно смертельно опасно, живые существа обходят его стороной, в нем таится часть вечной стихии. Но в мире людей царит несвобода, рабство, принуждение, власть сильных над слабыми. В этом корень зла. Рабство убивает человека в моральном и физическом плане. Таким образом, анчар становится символом несвободы, господства насилия и рабства.

Несколько иначе тема свободы рассматривается А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». Лирический герой здесь обращается к свободной стихии, вверяет ей свои заветные думы. Душа творца и состояние моря напоминают друг друга в стихийности, непрерывном движении, поиске, свободе. Первая часть стихотворения представляет собой романтическое описание бушующего моря, во второй части поэт обращается к морю, возникает тема личности и судьбы, свободы и предопределенности, тема Наполеона.

Именно в жизни французского императора слились эти составляющие. Наполеон был свободен в своих действиях и решениях. Именно поэтому ему удалось добиться всемирной славы. При этом характер Наполеона напоминает лирическому герою «неукротимость, могущество, глубину» моря. В итоге, лирический герой подводит читателей к чувству неприятия условий, при которых подавляется личность человека: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Пушкин ратовал за свободу и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии: «Поэт», «Поэт и толпа». Именно свобода творческого самоопределения является одним из главных критериев творчества.

Свобода – идеал устремлений и для М. Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю.Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма «Мцыри». Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым. Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.

Именно поэтому вся композиция поэмы построена на антитезе: монастырь и свободная стихия природы. Умирая, Мцыри сожалеет о тусклой жизни старого монаха и просит похоронить его на стороне, обращенной к его родине, к природе. Судьба и свобода здесь нерасторжимы.

Мотивы жажды свободы присутствуют и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы Турка»(1829). Поэт написал это стихотворение, когда ему было всего 15 лет, но оно отличается редкой глубиной познания жизни. Здесь звучит страстная боль, горечь человека, который наблюдает страшную картину рабства, и, вместе с тем, страстный протест, негодование против этой несвободы. М. Ю.Лермонтов всегда призывал, прежде всего, к духовной свободе, возможности активного самостоятельного действия.

Таким образом, в теме свободы выделяются два взаимосвязанных плана: личностный, духовный и план, связанный с существованием человека в обществе, зависимость его поступков от общественного мнения. Ощущение внутренней свободы позволяет творить, изливать сердце. Главное, к чему призывали поэты – сохранить и ценить это величайшее благо, которое позволяет ощутить вкус жизни.

Только тот человек свободен, который вполне сознает свое

человеческое достоинство.

Бертольд Ауэрбах

Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Понятие «свобода» для лирики Пушкина - поня­тие широкое. Свобода для поэта - это и свобода твор­чества, и свобода выбора, и личная свобода. Свобода, или вольность, - одна из ведущих тем лирики велико­го поэта.

Уже в лицейские годы в стихотворении «Лици- нию» юный поэт выступает против рабства и тира­нии. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. «Свободой Рим возрос, а рабством погуб­лен», - звучало как грозное предупреждение тира­нам. Современники это хорошо понимали.

В 1817 г. Пушкин пишет оду «Вольность». В пер­вых же строках он определяет цель своего произведе­ния: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Поэт обличает «тиранов мира», попирающих естест­венное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона, по мнению поэта, гибельно для государства.

Вольнолюбие с особой силой проявилось в стихо­творении «К Чаадаеву» (1918). Это стихотворение - одна из самых пылких песен Свободе. Послание на­чинается с утверждения о том, что юность и связан­ные с ней забавы, иллюзия любви, надежды, «тихой славы» исчезли, развеялись, подобно сну или утрен­нему туману. Но, несмотря на это, в душах людей еще горит желание откликнуться на призыв отчизны. Ра­дость жизни и счастье человек, по мнению поэта, мо­жет постичь в свободном обществе. Поэтому в стихот­ворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Тоска по воле, свободе звучит в этом стихотворе­нии. В произведениях более позднего периода трак­товка темы свободы Пушкиным несколько меняется. Осмысление свободы происходит с философской точ­ки зрения, свобода понимается Пушкиным как осно­вополагающая ценность бытия.

Так, в стихотворении «Анчар» поэт развивает те­му губительного воздействия неограниченной власти одного человека на судьбу и жизнь другого. В этом стихотворении поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда - анчаром. «Яд каплет сквозь его ко­ру», неся гибель всему живому.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь поте

И к утру возвратился с ядом. <…>

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Тема несвободы, отсутствия выбора раскрывается на примере страшной участи раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. С философской точки зрения поэт рассматривает вопрос человеческих взаимоотношений. Пушкин проповедует гуманизм и просвещенность. Тема неожиданно получает разви­тие: смерть раба - только первая в цепочке смертей, которые последуют тогда, когда господин прикажет напитать ядом анчара стрелы и разошлет их «к сосе- дам в чуждые пределы».

Одна из составляющих понятия свободы - это свобода поэтического голоса, независимость худож­ника от мнения толпы. И эта свобода иного рода - творческая тайная свобода. Этой теме Пушкин по­святил немало стихотворений, среди которых такие, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг не­рукотворный…», «Эхо».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - одно из последних стихотворений Пушкина. В нем ав­тор как бы подводит итог своему творчеству. Поэт го­ворит о жизни после смерти в памяти многих поколе­ний, поскольку его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и восславляла в «жес­токий век» свободу.