«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Сделка Гор-Черномырдин: ущерб России - четыре миллиарда

В феврале 1993 году руководство нашей страны решило, что разгромить железный занавес недостаточно и продало своему оппоненту по холодной войне ядерные боеголовки. Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок. Выполнение соглашения было рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценивалась в 12 миллиардов долларов.

Оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но для США он поставлялся в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация составляла около 4%.

Передаваемый уран был предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако «оружейное происхождение» урана, то есть использованного ранее в ядерных боезарядах, являлось принципиальным условием сделки. Видимо хитрые Смиты решили обезоружить Иванов рублем. «Урановый контракт» стал дискуссионной темой в российском обществе. Кто-то протестовал против коррупционной тактики заморского соседа, а кто-то считал, что цена сделки была занижена.

Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности.

Это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;

б) нанесение экономического ущерба России;

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем.

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд. долл. Между тем, стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд. долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

18.11.2013 г.

(18.11.2013 , Валентин Катасонов, 11:44)

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимания на событие, которое произошло в конце прошлой недели. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator. На борту судна – контейнеры с российским ураном.

«Сделка Гора-Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнеров»

Эта была последняя партия урана, которая направлялась в США на основании заключенного двадцать лет назад российско-американского соглашения. Соглашение предусматривало поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций.

Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего не слышало о сделке. Поэтому нам необходимо напомнить ее историю. Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей ее истории, но также всей истории страны. Россия проиграла «холодную войну» Западу, прежде всего, Соединенным Штатам. Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших верхов. Эти же верхи продолжали «сдавать» страну и в 1990-е годы. «Урановая сделка» – согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана . Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором (Albert Arnold Gore), поэтому сделку часто называют «сделкой Гора-Черномырдина». Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности. Фактически это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;

б) нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения новой технологии ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России.

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд. долл. Между тем, стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить спокойную, мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны. С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами еще в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд. долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побежденные нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 млрд. франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побежденная в первой мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 млрд. золотых марок. Сумма, конечно, громадная, она эквивалентна примерно 100 000 т золота. По нынешней цене «желтого металла» получается около 4 трлн. долл. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные Германии в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на девять десятков лет (с перерывами; в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно семи десятков лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилось в 20 лет (причем большая часть урана была поставлена в США еще в 1990-е годы).

На истории рано ставить точку.

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она в нарушение российского законодательства не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х гг. ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств ее заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определенных влиятельных сил из окружения тогдашнего президента страны Бориса Ельцина расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики. И даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в США. Среди них, например, легендарный генерал Лев Рохлин, Генеральный прокурор Юрий Скуратов, депутат Государственной думы Виктор Илюхин. Гибель Рохлина и отставку Юрия Скуратова многие связывают именно с тем, что они проявили чрезмерную активность в расследовании «урановой сделки».

Даже если поставки урана в рамках сделки Гора – Черномордина завершились, это не значит, что на истории следует поставить точку. Необходимо вернуться к серьезнейшему анализу и расследованию сделки в рамках специальной межведомственной комиссии с участием специалистов атомной промышленности, народных избранников (депутатов Государственной Думы), сотрудников правоохранительных органов, МИД, министерства обороны, других ведомств и организаций, независимых экспертов по техническим, военным, правовым и экономическим вопросам. Я реалист, понимаю, что сегодня такая комиссия вряд ли будет создана. Но события в России развиваются стремительно. Если завтра вектор нашего движения изменится, раскладка сил в высших эшелонах власти изменится в пользу патриотов, то вопрос о расследовании урановой сделки может оказаться в «коротком списке» неотложных дел власти.

Во-первых, есть подозрения, что целый ряд лиц, причастных к той сделке, до сих пор остаются в «обойме» действующих политиков и государственных чиновников. Нет гарантии, что они не продолжают вести работу в интересах США и Запада.

Во-вторых, нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и ее политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные «грабли». Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть «партнерами».

В-третьих, нам нужны обоснованные и детальные оценки того экономического ущерба, который был нанесен сделкой России и ее народу. При любой попытке России встать на путь экономического возрождения Запад будет вставлять палки в колеса наших настоящих реформ, социально-экономических преобразований. Надо быть готовым к тому, что Запад все чаще будет выставлять нам разного рода «счета». Например, если мы попытаемся проводить деоффшоризацию нашей экономики. В том числе проводя национализацию находящихся в России активов оффшорных компаний. Через суды США, Великобритании, других европейских стран неизбежно начнутся «разборки» со стороны владельцев оффшорных компаний и/или их представителей с надуманными требованиями возмещения «ущербов». Примерно такую же реакцию можно ожидать в том случае, если Россия примет решение о выходе из ВТО, ограничении иностранных инвестиций или даже ограничении репатриации прибылей иностранных инвесторов из России. Мы должны быть готовы к тому, что может возникнуть необходимость выставления встречных «счетов» нашим западным «партнерам». Самый крупный из всех возможных встречных «счетов» – наши требования к США по возмещению гигантского ущерба, нанесенного России «урановой сделкой».

Валентин Юрьевич Катасонов , проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова

Я не смог найти в русскоязычном интернете, подробной статистики, о том, сколько оружейного урана "ушло" в США за весь период этой сделки. Однако на официальном сайте USEC, есть подробная информация по этому вопросу "Мегатонны в мегаватты: "

Вот эта статистика по годам начиная с 1995 по 2008 год:


Первая отгрузка 1995 года . Поставка первой партии НОУ в объеме 186 мет. т. (метрических тонн) переработанных из 6.1 мет. т. ВОУ, эквивалентное количество боеголовок 244 штуки.

Общий итог: Уничтожены 244 боеголовки, продано 6,1 тоны оружейного урана.

Отгрузки 1996 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 479 ядерным боеголовкам, а именно 370.9 мет. т. НОУ, полученного из 12 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 723 боеголовки, продано 18,1 тоны оружейного урана.

Отгрузки 1997 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 534 ядерным боеголовкам, а именно 358.5 мет. т. НОУ, полученного из 13.4 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 1 257 боеголовок, продано 31,5 тоны оружейного урана.

Отгрузки 1998 года : Общее количество отгрузок 1998 календарного года приблизительно 764 ядерные боеголовки, а именно 571.5 мет. т. НОУ полученного из 19.1 мет. т. ВОУ. Часть заказа 1998 отсрочена Россией надвигающиеся соглашения с американским правительством и тремя Западными компаниями на расположении естественного урана, полученного от USEC для естественного компонента урана НОУ.
Общий итог: Уничтожена 2 021-а боеголовка, продано 50,6 тоны оружейного урана.

Отгрузки 1999 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 970 боеголовок а именно 718.7 мет. т. НОУ полученного из 24.3 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожена 2 991-а боеголовка, продано 74,3 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2000 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 462 ядерных боеголовок а именно 1037.8 мет. т. НОУ полученного из 36.6 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 4 453 боеголовки, продано 111,5 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2001 года : Сентябрь: USEC и TENEX достигают отметки в 5 000 боеголовок, уничтоженных согласно соглашению Мегатонны в Мегаватты. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 201 ядерных боеголовок а именно 904.3 мет. т. НОУ полученного из 30.0 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 5 654 боеголовки, продано 141,5 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2002 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 201 ядерной боеголовки а именно 879.0 мет. т. НОУ полученного из 30.0 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 6 855 боеголовки, продано 171,5 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2003 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 203 ядерной боеголовки а именно 906.0 мет. т. НОУ полученного из 30.1 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 8 058 боеголовки, продано 201,6 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2004 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 202 ядерной боеголовки а именно 891.0 мет. т. НОУ полученного из 30.1 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 9 260 боеголовки, продано 231,7 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2005 года : Сентябрь: USEC отмечает, что объем урана оружейного качества, эквивалентный 10 000 боеголовок, был уничтожен. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 206 ядерной боеголовки а именно 846.0 мет. т. НОУ полученного из 30.1 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 10 466 боеголовки, продано 261,8 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2006 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 207 ядерной боеголовки а именно 870.0 мет. т. НОУ полученного из 30.2 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 11 673 боеголовки, продано 291,9 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2007 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 212 ядерной боеголовки а именно 840.0 мет. т. НОУ полученного из 30.3 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 12 885 боеголовки, продано 322,2 тоны оружейного урана.

Отгрузки 2008 года : USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1 204 ядерной боеголовки а именно 834.0 мет. т. НОУ полученного из 30.1 мет. т. ВОУ.
Общий итог: Уничтожены 14 090 боеголовки, продано 352,3 тоны оружейного урана.

И так, за время «урановой сделки», на 31 декабря 2008, Россия продала в США - 352,3 тоны (из 500т договоренных)высокообогащенного оружейногоо урана в низкообагащеном виде. Сделка выполнена на 64,4%. Чтобы не говорили Иуды стоящие за этой сделкой и оправдывающие это дикое предательство национальных интересов, этот дикий удар по национальной безопасности, США начиная с 1945 г., по сей день смогли произвести только 550 т оружейного урана.

Для меня является открытым вопрос, что делают американцы со своим ураном снимаемым с их демонтируемых ядерных боеголовок? И как этот процесс контролирует Россия??

Но не смотря на все протесты общественности, депутатов всех уровней, военных, ученых, и др. общественных деятелей - эта «сделка» сохранила свою силу по сей день.

Подготовка контракта

Подготовка соглашений о сокращении наступательных вооружений СНВ-I и СНВ-II в конце 80-х и начале 90-х годов показала необходимость снятия с вооружения значительного количества ядерных боеприпасов. Их хранение требовало значительных затрат, связанных со строительством и обеспечением безопасных хранилищ. Впоследствии, в связи с выводом в Россию ядерных вооружений из Белоруссии, Украины и Казахстана, проблема хранения оружейных ядерных материалов усугубилась. Было принято решение об утилизации одного из компонентов - высокообогащенного урана - через переработку в энергетический низкообогащенный уран.

В США отцом-идеологом идеи превращения советского оружейного урана в топливо для американских атомных электростанций считается доктор Томас Нефф, эксперт по урановому рынку . 24 октября 1991 года им была опубликована статья в «Нью-Йорк Таймс » под названием «Великая урановая сделка» (A Grand Uranium Bargain ) , в которой впервые выдвигалась идея перевода российского оружейного высокообогащённого урана (ВОУ) в низкообогащенный уран (НОУ) для использования в качестве топлива на американских АЭС . Сходное предложение высказывалось в статье «Советы, уран и ЕРР: Беспроигрышный вариант?» (Джефф Комз и Томас Нефф, «NYNCO Newsletter») в 1989 году.

Идея Томаса Неффа нашла поддержку в американских правительственных кругах, и в середине 1992 года концепция конверсии урана из боеголовок в топливо для АЭС получила одобрение президентов России и США.

Антидемпинговое расследование

Впервые коммерческие услуги по обогащению урана были анонсированы СССР в 1968 году. Первый экспортный контракт заключён в 1971 году с Cogemа (англ.) русск. . Для работы с западным типом контейнеров транспортировки гексафторида урана в Новоуральске тогда же был построен комплекс «Челнок». Первые значительные коммерческие поставки урана на рынок США также были осуществлены ещё при СССР. Однако в ответ Министерство торговли и Комиссия по международной торговле США в 1991 году инициировали антидемпинговое расследование. Итогом этого расследования стала установленная летом 1992 года таможенная пошлина в размере 116 % цены ввезенного урана. Для того, чтобы соглашение ВОУ-НОУ могло осуществиться, в 1992 году было заключено соглашение по временному прекращению антидемпинговых мер. Согласно ему:

  • вопросы об оценке демпингового ущерба и размера пошлины были отложены;
  • разрешён неограниченный ввоз урана, полученного разбавлением ВОУ;
  • определены квоты на коммерческие поставки урана.

Контракт

В итоге 18 февраля 1993 года было заключено российско-американское межправительственное Соглашение «Об использовании высокообогащенного урана, извлечённого из ядерного оружия » (Соглашение ВОУ-НОУ ). Спустя почти год, 14 января 1994 года, уполномоченные агенты сторон - ОАО «Техснабэкспорт » (ТЕНЕКС ) с российской стороны и «Обогатительная корпорация США» (USEC (англ.) русск. ) с американской стороны - подписали контракт на поставку НОУ из ВОУ (Контракт ВОУ-НОУ). Россия взяла на себя обязательство поставить в США в течение 20 лет (до 2013 года) низкообогащённый уран (с обогащением по изотопу U-235 менее 20 %, фактически в диапазоне от 3,2 - 4,9 %), полученный из 500 тонн высокообогащённого урана (с обогащением по изотопу U-235 не менее 90 %), а американская сторона - принять, разместить на рынке, оплатить работу разделения и природный урановый компонент НОУ. Первая поставка НОУ в США состоялась в мае 1995 года, а в 2000 году программа вышла на среднегодовой уровень поставки НОУ, полученного из 30 тонн ВОУ.

Соглашение ВОУ-НОУ базировалось на ряде фундаментальных принципов, обеспечивающих баланс между политической составляющей программы и рыночным механизмом её реализации:

  1. Принцип бюджетной нейтральности, означающий, что на реализацию программы денежные трансферты из федерального бюджета США не производятся. Тем не менее этот принцип выполнить не удалось, и в рамках решения проблем реализации природного урана из бюджета США было выплачено около полумиллиарда долларов.
  2. Финансовой основой реализации программы являются рыночные цены мирового рынка урана («невидимая рука рынка »).
  3. Принцип рыночной нейтральности, предполагающий, что воздействие поставок российского НОУ на равновесие мирового рынка ядерного топлива минимизируется.

Ценообразование

Контракт предусматривал две части оплаты: за эквивалентный природный уран и за эквивалентную работу разделения. Всего по контракту перерабатывалось 500 тонн ВОУ в НОУ обогащением 4,4 %, что эквивалентно ~92 миллионам единиц работы разделения . Предусматривался ежегодный пересмотр цены на ЕРР с первоначальной ценой 82 USD. Впоследствии цена на ЕРР незначительно росла.

Проблема природного урана

Контракт с USEC был заключён таким образом, что на американском рынке USEC продавала только эквивалентные обогатительные услуги. Стоимость природного урана при покупке ядерного топлива потребителем напрямую перечислялась американским горнодобывающим компаниям. Это привело к тому, что USEC получала природный уран, а не деньги за него, соответственно, российской стороне за отгруженный НОУ перечислялась только часть денег. Продать этот природный уран в США было невозможно из-за ограничений, наложенных антидемпинговым расследованием.

В 1994 году ситуацию попытались подписанием дополнения к соглашению о прекращении антидемпинговых мер , облегчавшим получение денег за эквивалентный природный уран. Однако этого оказалось недостаточно и в 1995 году в США был подписан специальный закон, напрямую регулировавший вопрос о природном уране в контракте ВОУ-НОУ путём выделения квот для продажи российского природного урана. Тем не менее проблема реализации природного урана ещё дважды создавала кризисную ситуацию вокруг реализации программы: в 1998 году в связи с приватизацией USEC и обрушением цен на природный уран, скопившийся на складах USEC, и в 2004 году в связи с вывозом непроданного американского природного урана в Россию. Также широкую известность получило уголовное преследование Министра Российской Федерации по атомной энергии Адамова , которому, среди прочего, инкриминировали попытку создания коммерческого посредника для реализации в США природного урана в рамках контракта ВОУ-НОУ.

Ликвидация ядерного оружия на Украине

Заключение контракта со стороны США было увязано с решением вопроса о ликвидации ядерных боеголовок на территории Украины после распада СССР. Украина хотела получить компенсацию за передаваемые России 1900 стратегических боеголовок. Эта компенсация была предоставлена Россией в виде топлива для атомных электростанций Украины на сумму 160 млн. USD. Соглашение ВОУ-НОУ способствовало достижению важного геополитического результата, явившись экономическим стимулом для ускорения вывоза ядерного оружия в Россию из других стран СНГ , благодаря чему к концу 1996 года на всём постсоветском пространстве Россия осталась единственной ядерно-оружейной державой, и возможное распространение ядерного оружия, таким образом, было остановлено.

Выполнение контракта

Переработку высокообогащённого урана осуществляли Уральский электрохимический комбинат (УЭХК), производственное объединение «Электрохимический завод » (ПО «ЭХЗ»), Сибирский химический комбинат (СХК), Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК), производственное объединение «Маяк ».

За время действия 20-летнего соглашения по программе 500 тонн ВОУ были переработаны в 14446 тонн НОУ . Суммарный доход российской стороны от реализации Соглашения составляет порядка 17 млрд. USD, бюджетные поступления - 13 млрд. USD. За счёт поставок низкообогащённого урана из России начиная с 2000 года обеспечивалось около 10 % электрогенерации США . (примерно 40 % потребностей АЭС США в услугах по обогащению урана ). Полученная экономическая выгода от реализации соглашения дала эффект мультипликатора : инвестиции в НИОКР в сфере ядерных технологий, развитие и модернизацию технологий российской атомной промышленности и смежных отраслей РФ .

Контроль соглашения

Для правительства США важно было знать, что обогащенный уран в российских поставках действительно является разубоженным (обеднённым) ВОУ. Россия также хотела иметь гарантии, что поставляемый уран не будет использован в военных программах. Для этого США и Россия получили право инспекций соответствующих промышленных объектов. Помимо того США установило оборудование непрерывного контроля процесса разбавления. Также США может контролировать точный изотопный состав материалов с целью определения его происхождения. В связи с окончанием соглашения в сентябре 2012 года был закрыт последний офис наблюдателей по транспарентности (Новоуральск) .

Проблема изотопа уран-234

В природном уране содержится три изотопа урана: 238 U (доля 99,2745 %), 235 U (доля 0,72 %) и 234 U (доля 0,0055 %). В обычной практике долей 234 U пренебрегают, однако при высоком обогащении по 235 U доля 234 U растет опережающими темпами благодаря его меньшей атомной массе. Поэтому при обогащении из природного до высокообогащённого и последующем разбавлении до низкообогащенного доля 234 U в НОУ будет заметно выше, чем при обычном процессе обогащения природного урана в низкообогащенный уран. Повышенная доля 234 U является нежелательной (согласно стандарту США ASTM С996-96 ), поэтому технология разбавления ВОУ в НОУ включала также этап получения специального разбавителя : дообогащенных до 1,5 % 235 U отвалов обогатительного производства, в которых доля 234 U является пониженной. Отвалы обогатительных производств для разбавления поступали по специальным контрактам от европейских компаний.

«Noga»

В 2000 году швейцарская компания «Noga» подала в США два иска, пытаясь отсудить зарубежные активы России, включая платежи по контракту ВОУ-НОУ. В связи с этим Россия прекратила поставки урана и обратилась к правительству США с просьбой урегулировать ситуацию. В соответствии с американским законом о чрезвычайных ситуациях в международных экономических отношениях был издан исполнительный ордер, согласно которому на российские активы в рамках Соглашения ВОУ-НОУ не может налагаться арест. Компания «Noga» отказалась от преследования этого имущества, и Россия возобновила поставки. Действие ордера продлевается ежегодно, в том числе в 2013 году.

Поставки НОУ в США после завершения соглашения

С окончанием реализации соглашения ВОУ-НОУ дальнейшего разубоживания российского высокообогащённого урана для экспорта не предполагается. В 2011 году USEC и ТЕНЕКС заключили коммерческие долгосрочные контракты на услуги по обогащению урана, рассчитанные на период 2013-2022 гг.

К концу 2013 года объём заключённых контрактов на поставку НОУ с энергокомпаниями из США достиг $11,5 млрд. Из них $5,5 млрд с владельцами АЭС и $6 млрд с USEC . Ведётся проработка вопросов поставки готовых ТВЭЛ .

Последствия для ядерной промышленности США

В соответствии с соглашением ВОУ-НОУ в 1990-2000-е годы США взяли на себя обязательство покупать российский уран. В США последствием этого стало замедление развития технологий по разделению изотопов урана на уровне 1991 года

См. также

  • Программа «Взаимного Сокращения Угрозы» («Cooperative Threat Reduction», Программа Нанна - Лугара; 1991)
  • Соглашение об утилизации плутония (СОУП, Plutonium Management and Disposition Agreement, 2000; 2011-2016)

Примечания

  1. ВОУ может использоваться в термоядерных зарядах для обжимки термоядерной ступени. При использовании для этих целей НОУ или других веществ мощность заряда понижается. См. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА В ИНДИИ (M.V. Ramana, An Estimate of India’s Uranium Enrichment Capacity // Science and Global Security, 2004, Volume 12, pp. 115-124) стр.6. По оценкам, каждый перерабатываемый советский заряд в среднем содержал 25 кг ВОУ.
  2. Megatons to Megawatts, USEC (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 28 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
  3. Russian-U.S. agreement concerning the disposition of highly enriched uranium extracted from nuclear weapons // «Nuclear Fuel» (March 1, 1993, pp. 3-5); pdf ; C протоколами и приложениями
  4. ВОУ-НОУ (рус.) . Российское атомное сообщество. Проверено 9 января 2013. Архивировано 28 января 2013 года.
  5. US authorities confirm Russia completed its HEU-LEU Agreement obligations
  6. Megatons to Megawatts (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 28 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
  7. End of an Era: The HEU Agreement and Beyond - UxC
  8. Из истории контракта ВОУ-НОУ
  9. Техснабэкспорт поставил по ВОУ-НОУ в США более 11 тысяч тонн низкообогащенного урана
  10. Thomas L. Neff, "A Grand Uranium Bargain , " Op-ed, The New York Times, 24 October 1991
  11. Смирнов В.А. Российско-американская программа "МЕГАТОННЫ В МЕГАВАТТЫ" - Масштабный пример экономически эффективного решения глобальных проблем человечества (рус.) . Журнал "КОСМОС. ИНФОРМАЦИЯ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", №4. Проверено 11 января 2013. Архивировано 28 января 2013 года.
  12. http://www.nuclear.ru/files/pdf/UxCNR_ATOMEXPO2013_27062013_rus.pdf slide 3 (недоступная ссылка с 10-01-2014 )
  13. Oleg Bukharin. RUSSIA’S GASEOUS CENTRIFUGE TECHNOLOGY AND URANIUM ENRICHMENT COMPLEX.
  14. Энергия от бомб: Проблемы и решения при осуществлении высокоприоритетного проекта по нераспространению - перевод James P. Timbie, Energy from Bombs: Problems and Solutions in the Implementation of a High-Priority Nonproliferation Project // Science and Global Security, 2004, Volume 12, pp. 165-191
  15. История ликвидации ядерного потенциала Украины
  16. СХК завершил работу по программе ВОУ-НОУ (неопр.) . atomic-energy.ru (28 мая 2013). Проверено 24 июня 2013. Архивировано 27 июня 2013 года. ; источник - пресс-релиз СХК
  17. В ОАО «ПО «Электрохимический завод» завершился очередной специальный наблюдательный визит группы американских специалистов в рамках российско-американской программы по переработке российского оружейного урана в энергетический (программа «ВОУ-НОУ»). (неопр.) . Новости ЭХЗ, Пресс-центр (17 мая 2013). Проверено 24 июня 2013.


«Афера тысячелетия» завершилась
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
04.09.2015

Последняя партия нашего урана ушла за океан

Россия полностью выплатила США контрибуцию за проигрыш в холодной войне.

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимание на событие, которое произошло в в прошлом месяце. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator. На борту судна - контейнеры с российским ураном.


Сделка «Гора - Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнеров»

Это была последняя партия урана, которая направлялась в США на основании заключенного 20 лет назад российско-американского соглашения, предусматривающего поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций.

Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего о ней не слышало. Поэтому нам необходимо напомнить ее историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей ее истории, но также во всей истории страны. Россия проиграла холодную войну Западу, прежде всего Соединенным Штатам. Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших верхов. Эти же верхи продолжали сдавать страну и в 1990-е годы. «Урановая сделка» - согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ В.С. Черномырдиным и вице-президентом США А.Гором, поэтому эту сделку часто называют сделкой Гора - Черномырдина. Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности. Фактически это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из Договора по ПРО;

б) нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем после намечаемого внедрения новой технологии ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы, во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 тонн урана была определена в 11,9 миллиарда долларов. Между тем стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана, в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудились в течение примерно 40 лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать ядерный щит страны и обеспечить спокойную мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами еще в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 миллиардов долларов. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побежденные нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 миллиардов франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побежденная в Первой мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 миллиардов золотых марок. Сумма, конечно, громадная: она эквивалентна примерно 100 000 тонн золота. По нынешней цене желтого металла получается около 4 триллионов долларов. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные Германии в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на 90 лет (с перерывами, в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно 70 лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилась в 20 лет, причем большая часть урана была поставлена в США еще в 1990-е годы.

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники» - по той причине, что она, в нарушение российского законодательства, не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х годов ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств ее заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определенных влиятельных сил из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики, и даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в США. Среди них, например, легендарный генерал Л.Рохлин, Генеральный прокурор Ю.Скуратов, депутат Государственной Думы В.Илюхин. Гибель Рохлина и отставку Скуратова многие связывают именно с тем, что они проявили чрезмерную активность в расследовании «урановой сделки».

Даже если поставки урана в рамках сделки Гора - Черномырдина завершились, это не значит, что на истории следует поставить точку. Необходимо вернуться к серьезнейшему анализу и расследованию сделки в рамках специальной межведомственной комиссии с участием специалистов атомной промышленности, народных избранников (депутатов Государственной Думы), сотрудников правоохранительных органов, МИДа, министерства обороны, других ведомств и организаций, независимых экспертов по техническим, военным, правовым и экономическим вопросам.

Во-первых, есть подозрения, что целый ряд лиц, причастных к той сделке, до сих пор остаются в «обойме» действующих политиков и государственных чиновников. Нет гарантии, что они не продолжают вести работу в интересах США и Запада.

Во-вторых, нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и ее политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные грабли. Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть «партнерами».

В-третьих, нам нужны обоснованные и детальные оценки того экономического ущерба, который был нанесен сделкой России и ее народу.

При любой попытке России встать на путь экономического возрождения Запад будет вставлять палки в колеса наших настоящих реформ, социально-экономических преобразований. Надо быть готовым к тому, что Запад все чаще будет выставлять нам разного рода «счета» - например, если мы попытаемся проводить деофшоризацию нашей экономики. Через суды США, Великобритании, других европейских стран неизбежно начнутся разборки со стороны владельцев офшорных компаний и/или их представителей с надуманными требованиями возмещения «ущербов». Примерно такую же реакцию можно ожидать в том случае, если Россия примет решение о выходе из ВТО, ограничении иностранных инвестиций или даже ограничении репатриации прибылей иностранных инвесторов из России. Мы должны быть готовы к тому, что может возникнуть необходимость выставления встречных «счетов» нашим западным «партнерам». Самый крупный из всех возможных встречных «счетов» - наши требования к США по возмещению гигантского ущерба, нанесенного России «урановой сделкой».