Зарубки на сердце анализ. Золотая роза

К. Г. Паустовский – самобытный художник слова. Все его мысли, образы, вечные проблемы человечества передаются через образы природы. К большому сожалению, писатель этот, как, впрочем, и М. М. Пришвин, высоко не оценивается литературоведами, в то время, как их произведениями зачитываются многие. Их рассказы всегда считали сугубо детскими, иногда даже не зная о том, что у этих писателей есть множество других талантливых работ. Таких, что даже взрослый человек может поразиться глубине и простоте выражения мысли в решении сложных проблем, в описании простой, казалось бы, ситуации как большой истории жизни.

Таков рассказ К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце». Начинается он весьма полезными наблюдениями самого писателя, которые вполне могут стать руководством по написанию художественных произведений, и не только для начинающих писателей. Эти советы очень ценны и полезны.

Писатель на примере создания рассказа «Телеграмма» демонстрирует применение этих писательских принципов. Так и получился рассказ «Зарубки на сердце». Он ведется от первого лица, как большинство рассказов Паустовского. Рассказчик поселился в имении известного в свое время гравера Пожалостина. Там же доживала свой век дочь гравера Катерина Ивановна – «дряхлая ласковая старушка». Ее единственная дочь Настя жила в Ленинграде, совсем позабыла о матери и лишь раз в два месяца присылала ей деньги.

Дом Катерины Ивановны был очень старый, с почерневшими бревенчатыми стенами. Но это было в той половине дома, где поселился рассказчик. А чтобы попасть к Катерине Ивановне, надо было пройти через пустые сени и несколько комнат со скрипучими пыльными половицами.

Это был типичный старый русский дом, с множеством комнат, сенями. И не хотела хозяйка перестилать полы, видимо оттого, что не хотела отпускать от себя свое прошлое, когда дом еще не был так пуст и тих, как сейчас. Сзади дома был большой, серый, озябший сад.

Все в доме напоминало старые времена, возвращало с легкостью в них. Даже банальная «старая керосиновая лампа с абажуром в виде тюльпана из матового стекла», которую рассказчик должен был зажигать каждый вечер.

Автор очень полюбил этот большой дом. Полюбил за его угрюмость и тишину, за постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах: «Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза».

Паустовский нашел в доме очень много вещей, показавшихся ему смешными. Например, медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска, который висел на огромном заржавленном костыле, круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки, три календаря с именами известных придворных дам. Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Видимо, героиня не хотела расставаться с воспоминаниями – поэтому дом был полон старыми и давно, казалось бы, ненужными вещами.

Писатель использует уменьшительно-ласкательные слова в применении к дому и к самой Катерине Ивановне. Она, чувствуя, что дни ее сочтены, просит рассказчика отвести ее в сад, где она не была уже с самой весны. Там героиня еще девушкой читала Тургенева, и сама посадила кое-какие деревья. Она «надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка».

Вся обстановка дома, погода, сложившиеся обстоятельства, каждая мелочь, как замечает рассказчик, - все это соответствовало состоянию Катерины Ивановны, той тяжелой душевной драме, какую она переживала в последние свои дни.

Теплая ностальгия пронизывает весь огромный дом, в котором жила эта маленькая старушка. Он напоминал ей о молодости, об отце, дочери. Смерть Катерины Ивановны – смерть и дома, который без нее, пожалуй, долго не просуществует.

Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане.

Очень кратко: О писательском мастерстве и психологии творчества

Драгоценная пыль

Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье.

Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой, и его отправили на родину. Полковой командир поручил Шамету отвезти во Францию свою восьмилетнюю дочь Сюзанну. Всю дорогу Шамет заботился о девочке, а Сюзанна охотно слушала его истории о золотой розе, приносящей счастье.

Однажды Шамет встречает молодую женщину, в которой узнаёт Сюзанну. Плача, она говорит Шамету, что ей изменил возлюбленный, и у неё нет теперь дома. Сюзанна селится у Шамета. Через пять дней она мирится с возлюбленным и уезжает.

Расставшись с Сюзанной, Шамет перестаёт выбрасывать из ювелирных мастерских сор, в котором всегда остаётся немного золотой пыли. Он строит маленькую веялку и перевеивает ювелирную пыль. Добытое за много дней золото Шамет отдаёт ювелиру для изготовления золотой розы.

Роза готова, но Шамет узнаёт, что Сюзанна уехала в Америку, и след её затерялся. Он бросает работу и заболевает. Никто не ухаживает за ним. Навещает его только ювелир, сделавший розу.

Вскоре Шамет умирает. Ювелир продаёт розу пожилому писателю и рассказывает ему историю Шамета. Роза представляется писателю прообразом творческой деятельности, в которой, «как из этих драгоценных пылинок, рождается живой поток литературы».

Надпись на валуне

Паустовский живёт в маленьком домике на Рижском взморье. Неподалёку лежит большой гранитный валун с надписью «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Паустовский считает эту надпись хорошим эпиграфом к книге о писательском труде.

Писательство - призвание. Писатель стремится передать людям мысли и чувства, волнующие его самого. По велению зова своего времени и народа писатель может стать героем, вынести тяжёлые испытания.

Пример этому - судьба голландского писателя Эдуарда Деккера, известного под псевдонимом «Мультатули» (лат. «Многострадальный»). Служа правительственным чиновником на острове Ява, он защищал яванцев и встал на их сторону, когда они восстали. Мультатули умер, так и не дождавшись справедливости.

Столь же самоотверженно был предан своему делу и художник Винсент Ван-Гог. Он не был борцом, но внёс в сокровищницу будущего свои картины, воспевающие землю.

Цветы из стружек

Величайший дар, остающиеся нам от детства - поэтическое восприятие жизни. Человек, сохранивший этот дар, становится поэтом или писателем.

Во время своей бедной и горькой молодости Паустовский пишет стихи, но вскоре понимает, что его стихи - это мишура, цветы из раскрашенных стружек, и вместо них пишет свой первый рассказ.

Первый рассказ

Эту историю Паустовский узнаёт от жительницы Чернобыля.

Еврей Йоська влюбляется в красавицу Христу. Девушка тоже любит его - маленького, рыжего, с писклявым голосом. Христя переезжает в дом Йоськи и живёт с ним как жена.

Местечко начинает волноваться - еврей живёт с православной. Йоська решает выкреститься, но отец Михаил отказывает ему. Йоська уходит, обругав священника.

Узнав о решении Йоськи, раввин проклинает его семью. За оскорбление священника Йоська попадает в тюрьму. Христя умирает от горя. Исправник выпускает Йоську, но тот теряет рассудок и становится нищим.

Вернувшись в Киев, Паустовский пишет об этом свой первый рассказ, весной перечитывает его и понимает - в нём не чувствуется преклонения автора перед любовью Христы.

Паустовский считает, что запас его житейских наблюдений очень беден. Он бросает писать и десять лет скитается по России, меняет профессии и общается с самыми разными людьми.

Молния

Замысел - это молния. Он возникает в воображении, насыщенном мыслями, чувствами, памятью. Для появления замысла нужен толчок, которым может быть всё, происходящее вокруг нас.

Воплощение замысла - это ливень. Замысел развивается от постоянного соприкосновения с действительностью.

Вдохновение - это состояние душевного подъёма, сознания своей творческой силы. Тургенев называет вдохновение «приближением бога», а для Толстого «вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать...».

Бунт героев

Планы своих будущих произведений составляют почти все писатели. Писать без плана могут писатели, обладающие даром импровизации.

Как правило, герои задуманного произведения сопротивляются плану. Лев Толстой писал, что его герои ему не подчиняются и поступают так, как им хочется. Всем писателям известна эта неподатливость героев.

История одной повести. Девонский известняк

1931 год. Паустовский снимает комнату в городе Ливны Орловской области. У хозяина дома жена и две дочери. Старшую, девятнадцатилетнюю Анфису, Паустовский встречает на берегу реки в обществе хилого и тихого светловолосого подростка. Выясняется, что Анфиса любит мальчика, больного туберкулёзом.

Однажды ночью Анфиса кончает с собой. Впервые Паустовский становится свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти.

Железнодорожный врач Мария Дмитриевна Шацкая приглашает Паустовского переехать к ней. Она живёт с матерью и братом, геологом Василием Шацким, сошедшим с ума в плену у басмачей Средней Азии. Василий постепенно привыкает к Паустовскому и начинает разговаривать. Шацкий интересный собеседник, но при малейшей усталости он начинает бредить. Его историю Паустовский описывает в «Кара-Бугазе».

Замысел повести появляется у Паустовского во время рассказов Шацкого о первых исследованиях Кара-Бугаского залива.

Изучение географических карт

В Москве Паустовский достаёт подробную карту Каспийского моря. В своём воображении писатель долго странствует по его берегам. Его отец не одобряет увлечения географическими картами - оно сулит много разочарований.

Привычка представлять себе разные места помогает Паустовскому правильно увидеть их в действительности. Поездки в Астраханскую степь и на Эмбу дают ему возможность написать книгу о Кара-Бугазе. Только небольшая часть собранного материала входит в повесть, но Паустовский не жалеет - это материал пригодится для новой книги.

Зарубки на сердце

Каждый день жизни оставляет в памяти и на сердце писателя свои зарубки. Хорошая память - одна из основ писательства.

Работая над рассказом «Телеграмма», Паустовский успевает полюбить старый дом, где живёт одинокая старушка Катерина Ивановна, дочь известного гравёра Пожалостина, за его тишину, запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах.

Катерина Ивановна, жившая с отцом в Париже, очень страдает от одиночества. Однажды она жалуется Паустовскому на свою одинокую старость, а через несколько дней сильно заболевает. Паустовский вызывает из Ленинграда дочь Катерины Ивановны, но она опаздывает на три дня и приезжает уже после похорон.

Алмазный язык

Родник в мелколесье

Чудесные свойства и богатство русского языка открываются лишь тому, кто любит и знает свой народ, чувствует прелесть нашей земли. В русском языке есть много хороших слов и названий для всего, что существует в природе.

У нас есть книги знатоков природы и народного языка - Кайгородова, Пришвина, Горького, Аксакова, Лескова, Бунина, Алексея Толстого и многих других. Главный же источник языка - сам народ. Паустовский рассказывает о леснике, которого восхищает родство слов: родник, рождение, родина, народ, родня...

Язык и природа

В лето, проведённое Паустовским в лесах и лугах Средней России, писатель заново узнаёт много слов, известных ему, но далёких и непережитых.

Например, «дождевые» слова. Каждый вид дождя имеет в русском языке отдельное самобытное название. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Мелкий грибной дождь сыплет из низких туч, после него начинают буйно лезть грибы. Слепой дождь, идущий при солнце, народ называет «Царевна плачет».

Одно из прекрасных слов русского языка - слово «заря», а рядом слово «зарница».

Груды цветов и трав

Паустовский ловит рыбу в озере с высокими, крутыми берегами. Он сидит у самой воды в густых зарослях. Наверху, на заросшем цветами лугу, деревенские дети собирают щавель. Одна из девочек знает названия множества цветов и трав. Потом Паустовский узнаёт, что бабка девочки - лучшая в области травница.

Словари

Паустовский мечтает о новых словарях русского языка, в которых можно было бы собрать слова, имеющие отношение к природе; меткие местные слова; слова из разных профессий; мусорные и мёртвые слова, канцелярщину, засоряющую русский язык. Словари эти должны быть с объяснениями и примерами, чтобы их можно было читать как книги.

Эта работа не под силу одному человеку, ведь наша страна богата словами, описывающими всё разнообразие русской природы. Богата наша страна и местными диалектами, образными и благозвучными. Превосходна морская терминология и разговорный язык моряков, которые, как и язык людей многих других профессий, заслуживают отдельного исследования.

Случай в магазине Альшванга

Зима 1921 года. Паустовский живёт в Одессе, в бывшем магазине готового платья «Альшванг и компания». Он служит секретарём в газете «Моряк», где работает много молодых писателей. Из старых писателей часто заходит в редакцию только Андрей Соболь, всегда чем-то взволнованный человек.

Однажды Соболь приносит в «Моряк» свой рассказ, интересный и талантливый, но раздёрганный, спутанный. Предложить Соболю исправить рассказ никто не решается из-за его нервозности.

Корректор Благов за одну ночь исправляет рассказ, не изменив ни одного слова, а просто правильно расставив знаки препинания. Когда рассказ печатают, Соболь благодарит Благова за его мастерство.

Как будто пустяки

Свой добрый гений есть почти у каждого писателя. Паустовский считает своим вдохновителем Стендаля.

Есть множество незначительных на первый взгляд обстоятельств и навыков, помогающих писателям работать. Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью, часто пропускал места, которые ему не давались, и возвращался к ним позже. Гайдар придумывал фразы, потом записывал их, потом опять придумывал.

Паустовский описывает особенности писательского труда Флобера, Бальзака, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Андерсена.

Старик в станционном буфете

Паустовский очень подробно рассказывает историю о бедном старике, у которого не было денег накормить свою собаку Пети. Однажды старик заходит в буфет, где молодые люди пьют пиво. Пети начинает выпрашивать у них бутерброд. Они кидают собаке кусок колбасы, оскорбляя при этом её хозяина. Старик запрещает Пети брать подачку и на последние гроши покупает её бутерброд, но буфетчица даёт ему два бутерброда - это её не разорит.

Писатель рассуждает об исчезновении подробностей из современной литературы. Подробность нужна, только если она характерна и тесно связана с интуицией. Хорошая подробность вызывает у читателя верное представление о человеке, событии или эпохе.

Белая ночь

Горький задумывает издать серию книг «История фабрик и заводов». Паустовский выбирает старинный завод в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым для отливки пушек и якорей, потом изготовлял бронзовое литьё, а после революции - дорожные машины.

В петрозаводских архивах и библиотеке Паустовский находит много материала для книги, но ему никак не удаётся создать из разрозненных заметок единое целое. Паустовский решает уехать.

Перед отъездом он находит на заброшенном кладбище могилу, увенчанную сломанной колонной с надписью по-французски: «Шарль Евгений Лонсевиль, инженер артиллерии Великой армии Наполеона...».

Материалы об этом человеке «скрепляют» собранные писателем данные. Участник Французской революции Шарль Лонсевиль был взят в плен казаками и сослан на Петрозаводский завод, где умер от горячки. Материал был мёртв, пока не появился человек, ставший героем повести «Судьба Шарля Лонсевиля».

Животворящее начало

Воображение - свойство человеческой натуры, создающее вымышленных людей и события. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни. Сердце, воображение и разум - среда, где зарождается культура.

Воображение основано на памяти, а память - на действительности. Закон ассоциаций сортирует воспоминания, которые теснейшим образом участвуют в творчестве. Богатство ассоциаций свидетельствует о богатстве внутреннего мира писателя.

Ночной дилижанс

Паустовский планирует написать главу о силе воображения, но заменяет её рассказом об Андерсене, который едет из Венеции в Верону ночным дилижансом. Попутчицей Андерсена оказывается дама в тёмном плаще. Андерсен предлагает погасить фонарь - темнота помогает ему выдумывать разные истории и представлять себя, некрасивого и застенчивого, юным оживлённым красавцем.

Андерсен возвращается к действительности и видит, что дилижанс стоит, а возница торгуется с несколькими женщинами, которые просят их подвезти. Возница требует слишком много, и Адерсен приплачивает за женщин.

Через даму в плаще девушки пытаются узнать, кто им помог. Андерсен отвечает, что он предсказатель, умеет угадывать будущее и видеть в темноте. Он называет девушек красавицами и предсказывает каждой из них любовь и счастье. В благодарность девушки целуют Андерсена.

В Вероне дама, представившаяся Еленой Гвиччиоли, приглашает Андерсена в гости. При встрече Елена признаётся, что узнала в нём знаменитого сказочника, который в жизни боится сказок и любви. Она обещает помочь Андерсену, как только это потребуется.

Давно задуманная книга

Паустовский решает написать книгу-сборник коротких биографий, среди которых найдётся место и для нескольких рассказов о безвестных и забытых людях, бессребрениках и подвижниках. Один из них - речной капитан Оленин-Волгарь, человек с чрезвычайно насыщенной жизнью.

В этом сборнике Паустовский хочет упомянуть и о своём знакомом - директоре краеведческого музея в маленьком городке Средней России, которого писатель считает примером преданности делу, скромности и любви к своему краю.

Чехов

Некоторые рассказы писателя и врача Чехова - образцовые психологические диагнозы. Жизнь Чехова поучительна. Много лет он по каплям выдавливал из себя раба - именно так Чехов говорил о себе. Паустовский хранит часть своего сердца в чеховском доме на Аутке.

Александр Блок

В ранних малоизвестных стихах Блока есть строчка, вызывающая в памяти всю прелесть туманной юности: «Весна моей мечты далёкой...». Это озарение. Из таких озарений состоит весь Блок.

Ги де Мопассан

Творческая жизнь Мопассана стремительна, как метеор Беспощадный наблюдатель человеческого зла, к концу жизни он склонялся к прославлению любви-страдания и любви-радости.

В последние часы Мопассану казалось, что его мозг изъеден какой-то ядовитой солью. Он сожалел о чувствах, которые отверг в своей торопливой и утомительной жизни.

Максим Горький

Для Паустовского Горький - вся Россия. Как нельзя представить Россию без Волги, так нельзя подумать, что в ней нет Горького. Он любил и досконально знал Россию. Горький открывал таланты и определял эпоху. От таких людей, как Горький, можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго

Гюго, неистовый, бурный человек, преувеличивал всё, что видел в жизни и о чём писал. Он был рыцарем свободы, её глашатаем и вестником. Гюго внушил многим писателям любовь к Парижу, и за это они благодарны ему.

Михаил Пришвин

Пришвин родился в старинном городе Ельце. Природа вокруг Ельца очень русская, простая и небогатая. В этом её свойстве лежит основа писательской зоркости Пришвина, секрет пришвинского обаяния и колдовства.

Александр Грин

Паустовский удивлён биографией Грина, его тяжкой жизнью отщепенца и неприкаянного бродяги. Непонятно, как этот замкнутый и страдающий от невзгод человек сохранил великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека. Поэма в прозе «Алые паруса» причислила его к замечательным писателям, ищущим совершенства.

Эдуард Багрицкий

В рассказах Багрицкого о себе столько небылиц, что порой невозможно отличить истину от легенды. Выдумки Багрицкого - характерная часть его биографии. Он сам искренне верил в них.

Багрицкий писал великолепные стихи. Он умер рано, так и не взяв «ещё несколько трудных вершин поэзии».

Искусство видеть мир

Знание смежных с искусством областей - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - обогащает внутренний мир писателя, придаёт особую выразительность его прозе.

Живопись помогает прозаику увидеть краски и свет. Художник часто замечает то, чего писатели не видят. Паустовский впервые видит всё разнообразие красок русского ненастья благодаря картине Левитана «Над вечным покоем».

Совершенство классических архитектурных форм не даст писателю составить тяжеловесную композицию.

У талантливой прозы свой ритм, зависящий от, чувства языка и хорошего «писательского слуха», который связан со слухом музыкальным.

Больше всего обогащает язык прозаика поэзия. Лев Толстой писал, что никогда не поймёт, где граница между прозой и поэзией. Владимир Одоевский назвал поэзию предвестником «того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнёт пользоваться достигнутым».

В кузове грузовой машины

1941 год. Паустовский едет в кузове грузовика, прячась от налётов немецкой авиации. Попутчик спрашивает писателя, о чём он думает во время опасности. Паустовский отвечает - о природе.

Природа будет действовать на нас со всей силой, когда наше душевное состояние, любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней. Природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

Напутствие самому себе

Паустовский заканчивает первую книгу своих заметок о писательском труде, понимая, что работа не закончена и осталось множество тем, о которых нужно написать.

Казахстан
Костанайская область
г. Лисаковск
ГУ "Средняя школа №6"

Тема: «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма») Класс: 6

Форма проведения : урок – размышление

Эпиграфы

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

К.Паустовский.

«Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле»

Пятая заповедь Божия.

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

Пословица.

Цель урока:

 Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

 Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

 Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

1.Обучающие цели: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

2. Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

ХОД УРОКА

А) Звучит 1й куплет песни И.Шуфутинского о матери

В доме пахнет сосной и еловыми ветками,

И уже наготове лежит молоток.

И шуршат незнакомые женщины платьями,

Что случилось со мной? Мне еще невдомек.

Мне еще невдомек, что обломанной веткою

Я остался с судьбою один на один,

И что сыном меня называть больше некому,

И что пусто и холодно стало в груди.

Это мамы не стало,

Это мама ушла,

Улыбнувшись устало,

Как Христос из угла.

И планета людская из – под ног уплыла, …

Это мамы не стало, это мама ушла …

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

- ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Не напомнила она вам о прошлых наших уроках?

Давайте обратимся к высказываниям и попробуем сформулировать тему урока, попытаемся понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня. Да, конечно, о наших родителях, об отношениях молодых к старикам. Это продолжение нашего серьёзного разговора, начатого совсем недавно. А теперь давайте запишем тему нашего урока.

«Зарубки на сердце»

(Размышления над рассказом К. Паустовского «Телеграмма»)

Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ →

каком значении употреблено это слово в теме урока?

Отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения. А о том, какие зарубки мы должны сделать у себя в душе мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернёмся к рассказу. Почему он так называется? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним свои ощущения.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Какое впечатление оставил у вас рассказ? Почему?

Кто главная героиня рассказа? Одинокая старушка Катерина Петровна.

Как живётся ей в её одиночестве?

Давайте попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. С помощью чего Паустовскому удаётся показать душевное состояние героини? (Конечно, это описание природы.) Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа?

Подберите средства выразительности , которые помогают автору передать одиночество старой женщины. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век). Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе). - На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.0 Но у Катерины Петровны есть дочь.

Что мы о ней узнали?

Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей.

Почему Настя так долго не приезжает к матери?

Много дел, нет времени не то, чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо.

Как Катерина Петровна пытается оправдать дочь?

Какие детали помогают понять, что Катерина Петровна по-прежнему любит дочь и очень скучает по ней? (Катерина Петровна осторожно перебирала бумажки, от старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами)

А что же Настя? Чем она занимается в Ленинграде?

Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы, свою работу любила, выполняла добросовестно, отдавала ей все силы, помогла талантливому скульптору Тимофееву – его признали.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет такое равнодушие, и невнимание к собственной матери?

Обратимся к портрету Насти

Что означает Сольвейг в переводе?

Сольвейг Олицетворение поэтичности, красоты.

Какую деталь (см. словарь) в портрете Насти подчеркивает автор?

Холодные глаза (эпитет)

Но, как говорится, «глаза – это зеркало души человека»

1) Почему холодные? У каких людей бывают такие глаза?

Ответы: - у людей бесчувственных, черствых душой, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

1) Ребята, а еще, какие черты характера подчеркивает автор в Насте?

Вспомните: «достала зеркальце, напудрилась, усмехнулась – сейчас она нравилась самой себе. Когда хвалили за выставку, не без гордости слушала похвалу в свой адрес».

Эгоизм, карьеризм (см. словарь).

Обобщение учителя:

Оказывается, одно дело всю себя отдавать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, хвалили, а другое – помнить о близких, о самом дорогом существе – о матери.

Вот такого испытания на истинную человечность , сострадание, понимание Настя не выдерживает.

А в какой момент одиночество для Катерины Петровны становится невыносимым. Какой эпизод рассказа помогает нам это понять? (Ночной стук в калитку). Выберите слова, подчёркивающие это.

(Метафора – “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”. “Позабытые”- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно. Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка. В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: “Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель). Какое сложное для себя решение принимает Катерина Петровна? Пишет письмо дочери. (Ученица выразительно читает письмо)

Какие чувства у вас вызвало это письмо?

Ответы –

О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненагладная» ?

О силе материнской любви –

Как бы вы поступили, получив такое письмо?

Ответы –

1) А как поступила с письмом Настя?

Не сразу прочитала и т.д. –

Недаром она вздрогнула, встретившись со сверлящими глазами скульпторы Гоголя.

Они как бы говорили?

- А письмо – то в сумочке нераспечатанное.

- Эх ты, сорока!

Почему Настя не едет к матери, в чем настоящая причина?

Она подумала о переполненных поездах, оправдывает свое нежелание ехать, испытывает раздражение.

Ответы -

Обобщение учителя:

Этим эпизодом автор как бы предостерегает читателя: будьте чуткими, отзывчивыми, не забывайте в суете повседневности о близких людях, найдите время навестить их, оказать внимание и поддержку. Настя этого не делает.

Когда приходит раскаянье? Найдите этот эпизод. Зачитайте.

«Настя села …….. лишь бы простила»

Какие предложения по цели высказывания и интонации использует автор?

Восклицательные и вопросительные предложения

Ответы - они передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (поняла многое) как относилась к матери.

3 ей группе

Ответы : - внутренний монолог, чтобы передать душевное состояние героини.

Дети вписывают самостоятельно в кластер – внутренний монолог.

Обобщение учителя :

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.

В тот же вечер Настя уехала.

А в это время в Заборье умирала Катерина Петровна.

Всему классу:

1) Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать?

Ответы: - Тихон принес телеграмму и прочитал:

«Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.

- Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь. Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной.

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

Пустельга - устой легкомысленный человек.

3) Кого можно назвать пустельгой? Почему?

Чем отличается пейзаж в день похорон от пейзажа в начале рассказа? Зачитайте.

Вывод: В людях, совсем чужих еще живет доброта, чуткость и человечность, она примеряет мир природы с миром людей. Односельчане хоронят Катерину Петровну по – человечески.

Примечателен последний эпизод в рассказе.

«Встреча с учительницей» (пересказ ученика)

Всему классу :

Чтобы показать душевную чуткость человечность молодой учительницы – нравственную черствость, бессердечие Насти к собственной матери?

2) Как называется такой прием?

Противопоставление, контраст.

А что же Настя? Как вы думаете, почему Настя уехала крадучись, как преступник?

Какую литературную героиню напомнила вам Настя?

В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня потеряла отца, который очень любил ее. Она приезжает тоже слишком поздно, не застает его в живых, плачет на его могиле, но уже ничем не загладит своей вины.

Ребята, К. Паустовский в рассказе не дает прямых оценок своим героям, но он незримо присутствует на страницах рассказа, выражая свое отношение через различные художественные средства. И урок наш мне бы хотелось закончить Словами Самого автора «Когда я решился описать эту боль, эту мучительную и вечную вину перед своим близкими, я словно хотел дотянуться до сердца каждого, разбудить в глубине души младенческую, неутолимую жажду по самому дорогому, что есть у нас в жизни – нашей матери».
К.Паустовский.«Из посвящения» Д/З (как вы думаете, что бы могла Новая раскаявшаяся Настя написать Катерине Петровне. Это и есть ваше дом. зад..

Зарубки на сердце

О память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

Батюшков

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл «подробностями текущей жизни», - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала-живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном «записывателе» и соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.

Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений.

Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы.

Одна из основ писательства - хорошая память.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ «Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина

Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.

Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты. Темнело рано. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.

Но потом я перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта.

Лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что кроны сосен закутывались подчас туманом.

Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки. Там в зарослях от терпкого запаха ивовых листьев как будто сводило кожу на лице. Вода была черная, с глухим зеленоватым отливом. Рыба брала по осени редко и осторожно.

А потом полили дожди, растрепали сад, прибили к земле почернелую траву. В воздухе запахло водянистым снегом.

Много было примет осени, но я не старался запоминать их. Одно я знал твердо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, - люди, события, отдельные частности и подробности, - это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Ивановны забрал областной музей): «Автопортрет» Брюллова, «Несение креста», «Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

Все вещи - диваны, столы и стулья - были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки.

Было три толстых календаря - за 1848, 1850 и 1852 годы. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую - жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову - женщину, связанную с Пушкиным любовью. И почему-то мне стало грустно от этого. До сих пор не понимаю - почему? Может быть, оттого, что в доме было мертвенно тихо. Далеко на Оке, около Кузьминского шлюза, кричал пароход, и неотступно вспоминались стихи:


Ненастный день потух. Ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой.
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла.

По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

Ну вот еще! Чего выдумали!

Я ее стыдил, но она и мне говорила:

Ну вот еще! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце.

Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом, а Нюрка говорила:

Ну вот еще! Чего выдумали! Но Нюрка долго не засиживалась и уходила домой укладывать спать «своих младшеньких».

Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти - красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом - и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была еще девушкой, - воплощение нежности и чистоты.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны - не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов - никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!

Там были письма художника Крамского и гравера Иордана из Рима. Иордан писал о своей дружбе со знаменитым датским скульптором Торвальдсеном, об удивительных мраморных статуях Латерана.

Я читал эти письма, как всегда, ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему-то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая, как колхозный сторож стучит у околицы в колотушку.

Тогда я заинтересовался Торвальдсеном, достал потом в Москве все, что можно было прочесть о нем, узнал о его дружбе со сказочником Христианом Андерсеном и несколько лет спустя написал об Андерсене рассказ. Этим рассказом я тоже был обязан старому деревенскому дому.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

Я послал телеграмму Насте в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс - он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел, сказав напоследок, что это агония, но длиться она будет долго, потому что у Катерины Ивановны хорошее сердце.

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я, должно быть, никогда не забуду, как я осторожно прижал ее полузакрытые веки и неожиданно из-под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка, задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала:

Тут Катерина Ивановна велела, в чем ее хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой, - приказ о том, что на нее надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний ее путь.

Потом я пошел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к ее корсажу.

Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

Все рассказанное выше - это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

Характерно, что все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни.

Но, конечно, далеко не все увиденное и передуманное тогда вошло в «Телеграмму». Многое осталось за рамками рассказа, как это и происходит постоянно.

Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно, как говорится на писательском языке, «поднять» большой материал, чтобы выбрать из него самое ценное.

Мне пришлось наблюдать работу хороших актеров, игравших второстепенные роли. У героя, которого играл такой актер, было всего две-три фразы на протяжении всей пьесы, но актер придирчиво расспрашивал автора не только о характере и внешности этого человека, но и об его биографии, о той среде, из которой он вышел.

Это точное знание нужно было актеру, чтобы правильно произнести свои две-три фразы.

То же самое происходит и с писателями. Запас материала должен быть гораздо больший, чем то количество его, которое понадобится для рассказа.

Я рассказал о «Телеграмме». Но у каждого рассказа своя история и свой материал.

Однажды зимой я жил в Ялте. Когда я открывал окна, в комнату залетали сухие дубовые листья. Они ползали от ветра по полу и шуршали. Это были листья не вековых дубов, а того низкорослого кустарникового дубняка, каким зарастают склоны крымской яйлы.

По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. Снег магически сверкал в свете шевелящихся звезд.

Поэт Асеев, живший рядом, писал стихи о героической Испании (это было во время испанских событий), о «древнем небе Барселоны».

Поэт Владимир Луговской пел своим мощным басом старинные песни английских матросов:


Прощай, земля! Корабль уходит в море,
И чайки след остался за кормой…

По вечерам мы собирались около радио и слушали сводки о боях в Испании.

Мы ездили в Симеизскую обсерваторию. Седой астроном показывал нам звездное небо - сияние редких и головокружительно далеких огней в необъятных провалах неба.

Изредка до Ялты доносилась учебная стрельба кораблей Черноморского флота. Тогда вздрагивала в графинах вода, тихий гул перекатывался по яйле, запутывался в сосновой хвое и затихал.

Ночью в небе рокотали невидимые самолеты.

Я читал книгу Франко о Сервантесе. Книг было мало, и потому я прочел ее несколько раз.

В то время четырехлапая свастика начала быстро расползаться по Европе. Генрих Манн, Эйнштейн, Ремарк, Стефан Цвейг - благородные люди Германии - покинули свою родину, не желая быть сообщниками «коричневой чумы» и бесноватого негодяя Гитлера. Изгнанники унесли в своих сердцах непоколебимую веру в победу гуманизма.

Гайдар привел в наш дом огромную лохматую овчарку со смеющимися желтыми глазами. Он говорил, что это пастушеская горная собака.

Гайдар писал тогда самый изумительный свой рассказ - «Голубую чашку». И прикидывался, что ничего не понимает в литературе. Он вообще любил прикидываться простаком.

Черное море заунывно шумело по ночам. Шумело оно и днем, но тогда его не было так хорошо слышно. Под шум моря было легче писать.

Вот целый ряд подробностей тогдашней «текущей жизни». Из них сложился рассказ «Созвездие Гончих Псов». В этом рассказе вы найдете почти все, о чем я упоминал выше: сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое.

Все это спаяно, конечно, в ином соотношении и вошло в определенный сюжет.

Когда я писал этот рассказ, я все время старался сохранить в себе ощущение холодного ветра с ночных гор. Это было как бы лейтмотивом рассказа.

Алмазный язык

Дивишься драгоценности нашего языка что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.

Гоголь.

ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»

Урок

Тема: «Зарубки на сердце».

Рассказ К.Г. Паустовского

«Телеграмма».

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

2014 год

Тема: «Зарубки на сердце»

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока: Раскрыть идейное содержание рассказа К.Г. Паустовского

«Телеграмма», закрепить навыки анализа текста.

Иметь: знания текста, знать идейное содержание рассказа.

Уметь: создавать словесный портрет главных героев, составлять план,

Подбирать эпиграф к каждой части плана, сравнивать тональность

звучания прозы и музыки, соотносить состояние природы и человека,

анализировать рассказ, делать вывод.

Воспитывать чуткость, отзывчивость, ответственность, доброту.

Оборудование: музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»,

пятая заповедь Божия, репродукции картин А.Костовского

«Сентябрь», «Клавдия Иосиповна», В.Попкова «Октябрь»,

К.Коровина «Портрет Т.С.Любатович», Ю.Друзе «Мать», Хо-Чун-

Хва Мира «Ожидание».

Эпиграф: За добро плати добром, не будь пустельгой.

К. Паустовский

Ход урока

    Слово учителя.

Ребята, кто из вас получал телеграммы?

Какие вы получали телеграммы?

В каких случаях люди отправляют телеграммы?

Главная интрига сегодняшнего урока – телеграмма. Телеграмма … Какая она? Что сообщает? Есть фразеологизм – заруби себе на носу.

    Как вы объясните его значение?

    Как вы понимаете, выражение «заруби себе на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе).

II . Анализ рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

    Как построен рассказ?

Выделяем три части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграфы:

I часть. Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!»;

II часть. Дочь. «Эх, ты сорока!»;

III часть. Телеграмма. «За добро, плати добром, не будь пустельгой».

IV часть. Эпилог. Ведь основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела, не только увидеться с нею, но и на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубки на сердце».

    О чем же этот рассказ?

    Какова главная мысль рассказа? (Спешите, не опоздайте).

    Назовите тему рассказа.

Итак, мы определили, что основная тема рассказа – взаимоотношения родителей и детей.

    • Назовите проблемы, которые подымает автор в рассказе.

      Назовите завязку рассказа. (Вопрос Тихона о Насте - завязка).

      Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

      В этом есть какая-то загадка.

      Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь.

      Возможно, название символично. Оно как предостережение.

      Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

III . В мастерской автора. Работа с текстом.

Теперь попробуем заглянуть в мастерскую автора.

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями.

    Какое возникло у вас впечатление после прочтения первых строк рассказа? (Прочитав первые строки рассказа мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «все доцветал и никак не мог доцвесть …»)

    Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне? После совместного размышления приходим к выводу, что это слово продиктовано и чувством ритма.

    Какие ассоциации появляются у вас, когда вы прочитали слово «подсолнечник»?

    Появляется ассоциация: одинокое, теплое, маленькое солнышко на фоне серого, черного цвета.

    Как этот подсолнечник, «последняя обитательница» мемориального дома.

    Сконструируйте предложение, сравнить эти образы. (Подобно тому, как доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться одинокий подсолнечник у забора, …)

IV . Сравнительный анализ тональности звучания прозы и музыки.

    А теперь прочитаем описание природы про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки. (Музыка так же грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти).

    Проследите по тексту, как меняется пейзаж и какие чувства возникают у вас с изменением пейзажа? (Происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у нас нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии).

V . Соотнесение состояния природы с душевным состоянием человека.

Как соотносит К.Паустовский состояние природы с душевным состоянием? (Философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти. Так К.Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.) Забытый неухоженный сад и забытая Катерина. Природа и человек неразделимы. Автор передает состояние человека через состояние природы.

Мы выяснили, что «Мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.

Каким еще образом писатель помогает нам сформулировать представление о героине? Обратим внимание на описание деталей интерьера. О чем оно свидетельствует? Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (Желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость.)

Как это соотносится с образом главной героини?

Вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти. Вот как пишет об этом автор в главе «Зарубки на сердце»: «… все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени – все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни.»

VI . Работа с текстом.

    Последите за душевным состоянием Катерины Петровны.

(Надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.)

Как передал Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? (С помощью глаголов: шла - побрела).

Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась…»

    Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

(Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нем тоже мало заботятся.)

    Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки? (Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.)

VI . Выразительное чтение письма Катерины Петровны.

VII. Беседа.

«Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?

    Дочь чувствует лишь смутное беспокойство.

«- Насте не до матери» - старушки и ее забот.

    Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая). Подберите синоним к слову «маленькая». (Беззащитная)

    Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? («Она знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать …»)

    Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь.)

(Через композицию, «мелодии прозы», пейзаж, интерьер, портрет, описание внутреннего состояния.)

Обратимся к образу Насти.

    Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» конкретно этому имени. Солнце не может быть холодным.)

    Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Само слово «телеграмма» должно было бы взволновать (да и после такого письма!). Как же Настя принимает ее? (Спокойно, она не поняла даже, о какой Кате речь.)

    А как на вас подействовала телеграмма?

    Почему Настя не открывала старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».

    Почему? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

    Учитывая наши наблюдения, попытаемся создать словесный портрет Насти.

VIII . Создание словесного портрета Насти.

Вывод . Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным, по сути. Сольвейг могла «взглядом светлый праздник вызвать в чьей-либо душе», отличалась добротой, нравственной чистотой и верностью. Настя праздник устраивает, а «глаза холодные». «А говорят, что глаза – зеркало души.» Значит, и душа у нее черствая и холодная.

Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.

    Почему Настя оказалась для окружающих «незнакомкой»?

(Ее сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо.)

Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека. Тема искусства – одна из основных в творчестве К.Г. Паустовского. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задумываться над тем, что происходит.

IX . Работа с текстом рассказа.

Обратимся к тексту (от слов «Настя вздрогнула…» до «… и она ушла с твердым решением вырвать, во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности».)

Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом создавать правдивые образы. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Гоголя, так что «проступила душа». Поэтому и получился «говорящий » Гоголь. Поэтому так велико влияние его образа на зрителей.

Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится? «Эх ты, сорока!» - что вы слышите в этих словах? Почему «сорока»?

(Трещотка, легкомысленная птица). Кстати, это и подсознательная самооценка Насти.

- «Не будь пустельгой», - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.

Чего боится Тихон? От чего предостерегает?

Какое слово интересное «пустельга …» Узнали его значения?

- «Хищная птица семейства соколиных» и «легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.)»

К Насте употреблено это слово и в первом, и во втором значении.

Конечно, можно было сказать: пустой человек. Но Паустовский употребляет это. Оно объединяет и пустой, и мелкий: пустельга похоже на мелюзга …

Это одна из важных деталей создания образа Насти.

Итак, Настя казалась Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой), а на самом деле – сорока, пустельга.

Пониманию происходящего помогло произведение искусства: в сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

Как же передал писатель глубокую взволнованность Насти? (Внутренний монолог, состоящий из вопросов, в том числе риторических, восклицаний, повторов слов, описанию действий Насти – все показывает внутреннее потрясение и накал эмоций. Это первый кульминационный момент, связанный с дочерью.)

Билетов в кассе уже не было. Но слово «мама» действует как пароль, как пропуск.

Для чего же он понадобился? И почему действие переносится из Заборья в Ленинград? (Автор использует прием противопоставления, показывает разные поколения, разный темп и смысл жизни, ее восприятие)

Назовите кульминационный момент рассказа. (Получение телеграммы) Телеграмма лаконична, кажется, на нее невозможно не откликнуться. Но этого не происходит.

Поражает психологизм этой сцены. Катерина Петровна ждала дочь или хотя бы отклик на письмо…

Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Дочь выдает авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.

Единственная слезинка – деталь, подтверждающая ее терпеливость, сдержанность.

Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и умирает.

Писатель показывает тонкий склад души Екатерины Петровны. Само имя «Екатерина» (греч.) означает чистая, непорочная.

Назовите развязку рассказа. (Смерть и похороны Катерины Петровны)

Как показан пейзаж? Почему он изменился?

(Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть – это избавление от страданий)

В качестве эпиграфа урока мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.

Но этот совет предназначен и Насте.

А кому еще дано это напутствие? (Читателям)

Как вы понимаете слова: «Не будь пустельгой »? (Значит не будь пустым человеком)

(Научись отделять главное от второстепенного).

Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

(Открываем запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» (пятая заповедь Божия)).

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

Что такое совесть?

Признание вины за совершенный неблаговидный поступок.

Самоконтроль человека.

Стеснение, стыд, неловкость.

Уточним значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова. (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.)

А зачем она дана человеку?

Совесть может предотвратить плохой поступок.

Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки.

Какие-то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

(Бросив все, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, уехала крадучись» (стыдно перед людьми)). И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводила Катерину Петровну в последний путь.)

Как вы думаете, полюбят ли новую учительницу в Заборье? За что?

Какая черта есть у нее, и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие)

Поясните, как вы понимаете эти слова.

Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечным, душевным?

Это земля, «любимая» и «родная» для тех, кто здесь родился, рос, работал. И потому она как бог разделяет их скорбь – «печальная».

Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти?

К. Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени «Настя» (греч.) – воскрешающая. «Воскресить – 3. переносное, кого что. Восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое».

X. ВЫВОД.

Какой вывод вы сделали для себя, прочитав рассказ «Телеграмма»?

XI . Творческое задание. Защита проектов.

Дома вы нарисовали обложки к рассказу К.Паустовского «Телеграмма». А теперь настало время защитить свой проект.

XII . Устный журнал «Чью старость ты украсил?»

Расскажи, чью старость ты украсил?

XII . Домашнее задание: подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу одного из эпизодов текста.