Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Мышление

1. Понятие мышления, его сущность, особенности

1.1 Понятие мышления

1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности

1.3 Типология и качества мышления

1.4 Виды мышления

1.5 Индивидуально-психологические особенности мышления

2. Понятие творчества

3. Понятие творческого мышления

4. Значение творческого мышления, проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения

5. Особенности творческих личностей

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема творческого мышления стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческое мышление далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является человек. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество, как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.


1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

1.1 Понятие мышления В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность, т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.1.3 Типология и качества мышления В психологической науке различают такие логические формы мышления как: понятия, суждения, умозаключения.Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирические понятия фиксируют одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными. Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному.Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают умозаключение: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.1.4 Виды мышления В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое, практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.По степени развернутости различают мышление: дискурсивное, интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное; продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.По средствам мышления различают мышление: вербальное, наглядное.Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.По функциям различают мышление: критическое; творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.1.5 Индивидуально-психологические особенности мышления Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
2. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА

Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Мышление есть обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредованный характер, т.е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания или, точнее говоря, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.
Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности.
162
Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.
Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или события, обычно недостаточно его одноразового восприятия. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но и на те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление в мышлении причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой - создает возможность прогнозировать будущее.
Мышление обеспечивает установление всего многообразия связей явлений действительности, благодаря которым оказывается возможным раскрыть сущность явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений есть третья отличительная особенность мышления.
Широта обобщения и глубина раскрытия сущности явлений также не только обусловлены индивидуальными возможностями человека, но и всегда являются результатом познания действительности, достигнутого на данном уровне исторического развития человеческого общества. Таким образом, мышление имеет еще и социально-историческую природу.
163
Содержательные компоненты мышления логически оформляются в различные понятия, суждения, умозаключения. Процесс мышления позволяет человеку проникать в глубины пространства и времени и выходить за рамки сферы собственного существования путем обретения социокультурного опыта в виде системы знаний.
Знания, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий. Понятийные знания являются результатом опосредствованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное знание об определенном явлении, классе явлений. Отличие понятия от представления состоит в том, что последнее всегда есть образ, а понятие - это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии же сохраняются лишь существенные признаки.
Понятие является и более обобщенным отражением действительности, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Понятие является обобщенным отражением и потому, что обычно оно есть результат познавательной деятельности не отдельного человека, а многих людей. В силу последнего обстоятельства понятие имеет и характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы (исключение составляют понятия, отражающие позиции людей разных общественных классов).
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.
Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.
С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.
Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.
Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.
Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.
164
В современных исследованиях выделяется особая операция - анализ через синтез, т. е. мысленное включение объекта познания в новые связи и отношения.
Все эти операции не могут осуществляться изолированно, вне связи друг с другом. Для того чтобы что-то было выделено анализом, необходимо наличие целостного представления об объекте. Это начальное представление об объекте является результатом первичного, недифференцированного синтеза, т.е. уже в самом начальном акте познания анализ оказывается невозможным без синтеза.
В развитии операции обобщения у детей отечественными психологами выделено три уровня: 1) чувственное, практически-действенное обобщение; 2) образно-понятийное; 3) понятийно-образное, научное.
Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается действенный характер психического отражения, т.е. активность человеческого мышления, возможность активного, творческого преобразования действительности.
Действительно, умственная деятельность человека может быть направлена на распознавание тех или иных объектов, на их преобразование, на контроль за ходом этого преобразования. В каждом из этих случаев решение задачи осуществляется по-разному. Например, в случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.
Для формирования различных умственных действий необходимо знать их структуру, т.е. определять, что должно быть сделано человеком для достаточно полного сравнения или классификации. Например, для того чтобы провести классификацию, нужно:
1. Определить, для чего она должна быть проведена, какова ее цель.
2. Определить различные признаки объектов, подлежащих классификации. 3. Сравнить между собою объекты по общим и особенным их признакам (выполнение этой операции включает в себя систему операций умственного действия сравнения) в соответствии с поставленной целью. 4. Выделить линии или основания для классификации в соответствии с намеченной целью и обнаруженными общими и особенными признаками и назвать их. 5. Разделить объекты по намеченным линиям или основаниям. 6. Назвать каждую выделенную группу объектов. 7. Сформулировать вывод о том, что разделение объектов по намеченным основаниям и объединение их в группы произведены в соответствии с поставленной целью.
Единство содержательных и операционных компонентов мышления имеет глубокую основу. Любые знания, которыми овладе-
165
вает человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершается вся система мыслительных операций. В то же время ни одной из мыслительных операций не может овладеть человек вне процесса усвоения каких-то знаний. Нельзя же учиться анализировать вне какого-либо содержания. Многочисленные эксперименты показали, что умственное развитие учащихся существенно зависит от того, каким оказывается содержание обучения и насколько большое внимание уделяется формированию умственных действий.
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Практически-действенное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним. Он оказывается необходимым и незаменимым, когда наиболее целесообразным представляется решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.
Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.
Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс, общественные отношения; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.
С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия, в то же время слово никогда не может исчерпать всего богатства образа, передать со всей полнотой практические действия челове-
166
ка. В процессе обучения перед учителем постоянно стоит задача всемерного развития словесно-логического мышления учащихся, так как только в этом случае они смогут овладеть понятиями, их системами, понять закономерности той или иной науки. Но при этом не менее важно помнить, что отвлеченные знания в словесной форме не исчерпывают всего богатства объективной действительности.
Взаимосвязь видов мышления находит свое выражение в постоянных взаимопереходах одного вида в другой. Достаточно вспомнить сказанное выше. Трудно, а подчас и невозможно провести грань между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением в тех случаях, когда содержанием задачи являются различные схемы, графики, символические обозначения. В процессе обучения важно максимально разнообразить предлагаемые школьникам учебные задачи.
Развитие мышления в процессе учебной деятельности представляет важнейшую задачу школьного обучения. Современный уровень развития общества и информационных процессов требует формирования устойчивых интеллектуальных способностей и навыков интенсивной мыслительной деятельности, быстрой ориентации и самоопределения в динамичном информационном мире.
Сегодня в результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т. е. при специальной методической организации обучения, младший школьник, например, может усваивать уже абстрактный, теоретический материал.
Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.
В этой связи одной из актуальных проблем современной дидактики выступает вопрос о соотношении развития теоретического и эмпирического мышления в начальной школе. В последние годы психологи, работавшие под руководством В.В.Давыдова, показали преимущества развития теоретического мышления, которое характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов, таких, как:
рефлексия, т. е. осмысливание ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи;
анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа ее решения, который затем как бы «с места» переносится на целый класс подобных задач;
внутренний план действий, обеспечивающий их планирование и выполнение «в уме».
167
Большое значение в развитии абстрактной стороны мышления имеют уроки грамматики. Обучение грамматике требует отвлечения от конкретно-смысловой стороны слова и выделения особенностей различных слов.
В целом развитие мышления школьника не представляет собой равномерного движения вперед, одинакового для всей мыслительной деятельности, для действий в разных условиях и с разным материалом. Сегодня существенно меняются интеллектуальные запросы учащихся, их познавательные интересы. Наряду с интересом к фактам, к живым, ярким событиям, конкретным предметам, что характерно для младших школьников, развивается возникший ранее, но существовавший в элементарной форме интерес к связям и взаимоотношениям явлений действительности, к, их теоретическому осмыслению. i
Эти особенности мыслительной деятельности развиваются у школьников постепенно и более заметно выражены лишь в старших классах. Их развитие сопряжено с немалыми трудностями, тем более значительными, чем моложе школьник и чем сложнее область действительности, которая является предметом познания. Так же как и младшие школьники, учащиеся средних и старших классов нередко обнаруживают значительные изъяны в мыслительной деятельности, пользуются приемами и способами решения задач, характерными для более ранних ступеней развития, если им приходится иметь дело с новым, более сложным и особенно с более абстрактным материалом. Поднявшись на более высокую ступень мышления при работе с известным и менее сложным материалом, они нередко как бы вновь опускаются на более низкий уровень тогда, когда материал усложняется, оказывается новым, незнакомым, абстрактным. Все это требует от учителя систематического руководства мыслительной деятельностью школьников даже в старших классах, особенно внимательной помощи учащимся в процессе выполнения ими более сложных и трудных задач.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно: одни свойства через другие. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется отдельно, конкретно.

Мышление невозможно без «языка» и по мере развития речи развивается мышление человека (Павлов И. П.). «И. П. Павлов писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что и составляет какие лишние, специально человеческое высшее мышление»» (25, 239с.).

Таким образом, обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятию). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. (9). Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. (5).

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. В процессе действия человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.(24).

Таким образом, можно выделить функцию и задачу мышления.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Природа мышления и психология его развития по-разному объяснялись разными школами, как за рубежом, так и в России.

Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления – к ассоциативным законам.

Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. Концепция сенсуализма состояла в понимании познания как созерцания. Сенсуалисты выдвинули принцип: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях" (22). На этой основе развивались концепции в сенсуалистской ассоциативной теории (была выдвинута психологами А. Бэн, Д. Гартли), согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных, т.е. накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации.

Для объяснения направленного характера мышления появилось понятие персевации - тенденции представлений удерживаться. Крайняя форма персервации - навязчивая идея. Так, Г.Эббингауз определил мышление как "нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями" (25). Таким образом, он попытался объяснить мышление совокупностью двух патологических состояний.

Противниками этой теории была Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах), в противовес сенсуализму, выдвинула положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному. Однако в этой концепции заключалась другая крайность - "чистой" чувственности было противопоставлено "чистое" мышление.

Вюрцбургская школа выдвинула положение о предметной направленности мысли и, в противовес механицизму ассоциативной теории, подчеркивала направленный характер мышления. Представители Вюрцбургской школы выдвинули концепцию "детерминирующих тенденций", которые и направляют ассоциативные процессы к решению задачи. Таким образом, задаче невольно приписывалась способность к самореализации.

О.Зельц в своем исследовании мышления несколько изменил концепцию, заявив, что мышление является цепью специфических операций, которые служат методами, направленными на разрешение задачи. Таким образом, О. Зельц представил мышление "системой рефлексоидальных соединений". (46). Эта концепция была столь же механистична, как и ассоциативная.

К.Коффка, представлявший школу гештальтпсихологии, в противовес Вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. В гештальтпсихологии есть такое понятие «инсайт» (озарение), которое означает вероятность нахождения решения. Они это видели как «усмотрение» самой сущности проблемы и ее решения на этой основе. «Возникновение состояния «инсайта» объясняется такими факторами, как переструктуирование условий задачи (в результате чего раскрывается новое свойство объекта - В. Келер), изменение функциональных значений (М. Вертгаймер, К. Дункер), раскрытие латентных свойств объекта (Л. Секей)». (46, 240с.). К. Коффка считал, что мышление - это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. "Напряжение проблемной ситуации" вызывает переход одной неустойчивой ситуации в другую. С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, которое в конечном итоге приводит к решению задачи. (46).

Невозможность припомнить или узнать;

2)неверное припоминание или узнавание .

Факторы забывания:

1 .Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения.

2 .Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является характер деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности получило название ретроактивного (назад направленного) торможения. Оно ярко проявляется тогда, когда, например, вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или эта последующая деятельность требует значительных усилий.

3 .Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст . С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти.. Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы).

4 .Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей , мешающих сосредоточиться на нужном материале, например, раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов

В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом , оборотной стороной запоминания и сохранения (не запомнил, значит, забыл). Однако в некоторых случаях человек старается преднамеренно избавиться от какой-то травмирующей его информации. Для этого он прилагает специальные волевые усилия и использует определенные приемы.

10.1Мышление – опосредствованное обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.



Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.

Человеческое мышление рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, четко выражает свои мысли в речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Речь - помощник мышления

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.