Раннее первобытное общество. Первобытная община

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

Первобытное общество - начальная эпоха (формация) в истории человечества; именуется также эпохой первобытнообщинного строя. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии.

Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей, называется материнским родом, время его преобладания - материнско- родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин «матриархат» (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам.

Бизон из пещеры Альтамира (палеолит, Испания).

Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо - вовне и gamos - брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов - мужей и жен, их детей. Два или несколько родов, объединенных брачными связями, составляли племя; здесь господствовали обычаи эндогамии (от греч. endon - внутри и gamos - брак) - жен можно было брать лишь внутри своего племени. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому первобытнообщинный строй называется также родо-племенным строем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство), мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века - неолита - к открытию земледелия и скотоводства. Резко возросшие запасы пищи позволили отдельным родам, особенно у скотоводов, накапливать богатства (с тех пор во многих языках слова, обозначающие скот, значат также «богатство», «деньги»). Распределение накопленных богатств зависело от глав этих родов - патриархов. Мужчины в эпоху производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила эпоха патриархата (от греч. pater - отец и arche" - власть).

Новые хозяйственные связи и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках, - афразийцев на Ближнем Востоке, индоевропейцев в Причерноморье и др. Богатства (так называемый прибавочный продукт) скапливались в племенных центрах - будущих городах; главы старших («знатных») родов, составлявшие совет старейшин племени или союза племен, и выбираемый из их среды племенной вождь прежде всего имели доступ к этим богатствам. Племенное объединение, управляемое таким вождем, получило в современной науке название «вождество»; вождества были предшественниками первых государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась к царской власти.

Охота на мамонта.

Стремление завладеть имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным войнам, выделению военных вождей и их войска - дружины. Выделение родо-племенной знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства приходили иные общественные отношения, основанные на присвоении определенными социальными группами общественной собственности. Формируется классовое общество; в медном и бронзовом веках в странах Средиземноморья, Индии и Китае возникают первые государства, города, письменность.

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций: до 20 в. сохранили первобытные традиции каменного века австралийцы-аборигены, бушмены Африки, некоторые индейские племена в джунглях Амазонки и др. У большинства народов, с которыми столкнулись европейцы после Великих географических открытий, - индейцев Северной Америки, банту Африки, полинезийцев и т. д. - уже существовали собственные вождества и складывалось классовое общество. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах , основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура . Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория », который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory , нем. Urgeschichte ).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория » (англ. protohistory , нем. Frühgeschichte ). Для замены термина первобытнообщинный строй , характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия », «первобытный коммунизм », «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе этот термин не прижился.

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя , взаимосвязь, идентичность власти и насилия .

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности , классов и государства . Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя - несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита .

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества . Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость , варварство и цивилизацию , причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство , возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости - с изобретения лука . Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства - с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства - с началом использования железа .

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда , их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век , бронзовый век и железный век .

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. - 10000 до н. э.
  • Ранний (нижний) палеолит
    2,4 млн. - 600 000 до н. э.
  • Средний палеолит
    600 000-35 000 до н. э.
  • Поздний (верхний) палеолит
    35 000-10 000 до н. э.
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий , которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды , виды:
Homo habilis , Homo erectus , Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis , в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens sapiens .
Среднекаменный век или мезолит 10 000-5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие - стрелу и лук . Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000-2000 до н. э.
  • Ранний неолит
  • Средний неолит
  • Поздний неолит
Возникновение неолита связывается с неолитической революцией . В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом . Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие , скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век , халколит или энеолит , без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500-800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото , медь , бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э.
  • Ранняя история
    ок. 800-500 до н. э.
Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит :
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы .
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения .
  • Мезолит и эпипалеолит ; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит - эпоха появления сельского хозяйства . Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима .

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским » культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция , Древний Рим , Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» :

  • протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
  • в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
  • прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
  • степные ираноязычные культуры (скифы , сарматы и др.);
  • пастушеско-земледельческие культуры фракийцев , даков и гетов .

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой , которую вели совместно, и собирательством . Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Естественным кормильцем человека была его мать - вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины - братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат .

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди - предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города . Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия .

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Появление религии

У первобытных племён не было специальных служителей культа ; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари , шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

См. также

  • Ранняя история (протоистория)

Примечания

Ссылки

  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М .: Высш. шк., 1990
  • «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития». Часть I Часть II
  • Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право
  • О методике реконструкции развития первобытного общества по данным этнографии
  • Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства . М .: УРСС, 2007.
  • Ефименко П. П.

Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной общины.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличался определенным уровнем и характером общественных отношений: культурных, экономических, религиозных. Самым крупным, наиболее длительным этапом в жизни человеческого общества было время, когда не существовало государства и права в современном смысле слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления человека на земле, до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закреплено название первобытного общества или общинно-родового строя.

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали не зная государства. Первой клеточкой человеческой самоорганизации была община или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения. У большинства народов мира родовой строй проходит два основных этапа - матриархат и патриархат.

Матриархат, характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующее положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет важную роль в добывании средств к жизни, а во-вторых родство определяется только по женской линии, и все члены рода считаются потомками одной женщины. Патриархат, становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает с появлением общественного производства - земледелия, скотоводства, плавки металлов. В этой ситуации мужской труд начинает преобладать над женским.

Материнская община, род уступает место общине патриархальной, где родство ведется по отцовской линии.

Первобытная родовая община представлена собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. В общей собственности, не имевшей никакой юридической формы, первобытной общины находились определенные территории, орудия труда, хозяйственная утварь, жилище. Производственные продукты, пища - распределялись поровну всеми членами рода, с учетом заслуг каждого. Рода могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. В известном объеме существовало личное владение собственность на оружие, украшения, и некоторые другие предметы. Производственные силы и орудия труда были крайне примитивны: охота, собирательство продуктов природы, рыбная ловля.

Организация общественной власти и система управления делами рода соответствовали первобытно-коммунистическим отношениям. Органами общественной власти при общественном строе являлись родовые собрания: старейшины, вожди, военачальники выполнявшие свою функцию во время войны. Власть носила сугубо общественный характер. Ее носителем являлась вся родовая община в целом, которая также непосредственно формировала органы самоуправления. Высшей властью было общее собрание /совет/ всех взрослых членов рода. Совет решал все важные вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности. религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными членами рода и т.д. Специального аппарата, который занимался бы только управлением, общими делами рода, не было. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Власть старейшины, а также власть военачальника и жреца не являлась наследственной. Они осуществляли на них полномочия контролем собрания рода, и в любой момент они могли быть заменены другими членами рода. Старейшины и выбираемые на время военных действий военачальники - участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Общественная власть при первобытном строе была эффективной и авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и моральный авторитет старейшин. В связи с этим можно привести характеристику организации власти в первобытном строе обществе, которую указывал В.И. Ленин: “Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами... но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими в интересах, в целях управления постоянно видеть известным аппаратом принуждения".

Род являлся основной, самостоятельной общностью. Отдельные рода объединялись в более широкие объединения - фратии. Фратия была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединившим их первоначальным родом, указывающим на происхождение их всех от общего родоначальника. Несколько родственных фратий составляли племя. Ф. Энгельс отмечал, что род, фратия и племя представляли собой три естественно связанные друг с другом степени кровного родства.

Власть во фратии и племени основывалась на тех же принципах что и в родовой общине. Совет фратии представлял собой общее собрание всех ее членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входивших в фратию. Во главе племени стоял совет, в которые входили представители фратий - старейшины, военачальники, жрецы.

В поэмах Гомера видно, что греческие племена в большинстве случаев уже объединены в небольшие народности, внутри которых роды, фратии и племена сохранили свою самостоятельность. Организация у этих племен и мелких народностей была следующей:

Постоянным органом власти был совет, сначала состоявший из старейшин родов, позднее - из избирательных старейшин.

Народное собрание. Оно созывалось для решения важных вопросов, каждый мужчина мог брать слово. Решение здесь принималось поднятием руки или восхищением. Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции.

Военачальник. У греков при господстве отцовского права должность басилея переходила к сыну. Басилей, помимо военных исполнял еще жреческие, судейские полномочия.

Общие закономерности происхождения государства и права. Формы.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие, произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующихся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно-организованному обществу. Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родо-племенная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций. В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как "власть-собственность", суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения в определенной должности (оставляя должность, человек теряет собственность). В связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин "по должности" появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать "выборность" этих лиц становиться все более формальной. Это приводит все к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название "протогосударство".

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе "власти-собственности", быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения в основном совпадают с интересами всего общества, однако, постепенно появляется социальное неравенство, приводящее к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло "разделение" путей развития человечества на "восточный" и "западный". Причины такого разделения заключались в том, что на востоке в силу ряда обстоятельств сохранились общины и, соответственно, общественная собственность на землю. На западе же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.

Восточный путь возникновения государства.

Самые древние государства возникли около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек, например Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Именно там были впервые созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ - устройства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширение ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Однако сохранились сельскохозяйственные общины и, соответственно, общественная форма собственности на основное средство производства - землю.

Восточный путь формирования государственности отличался тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.

В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное "чиновничество" постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. - М.: ИГПРАН. 1993 г. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Постепенно осуществлявшая эти функции родоплеменная знать превратилась в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая все более отделяясь от остальных членов общества, приобрела собственные интересы.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом "свободных" общинников. Помимо всего "частный" характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах "зачатки государственной власти" превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро - и макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах она приняла деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: "власть от Бога", правитель является носителем и выразителем "Божьей благодати", посредником между Богом и людьми. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 1995 г.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других - Египте - было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов.

Восточные государства имели много общего. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат стал во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество было стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий оно практически не развивалась. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (Греция, Рим). Хотя там имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные, и т.п.), они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Западный (европейский) путь возникновения государства.

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало "локомотивом истории", именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой которого была "военная демократия", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов.

Ф. Энгельс отмечал, что в наиболее "чистом" виде это можно наблюдать на примере Древних Афин; где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно настоящими органами власти. Место "вооруженного народа" занимает вооруженная "публичная власть", уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. т. 21, гл. 5,6, 7, 9.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов) земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникло непосредственно и, прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых превратилось в общинных, а не личных, рабов - илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства, а, следовательно, и социальной напряженности среди "коренных" спартанцев, недопущение в этих условиях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей. Постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тону, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя. Жестокость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала, как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализовано функцию подавления, удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 млн. Населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн. человек) В конце концов, необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристократии, развернувшиеся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.

Несколько иным путем шло становление франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками для могучего соседа - Рима. Если положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального стоя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не выгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно привели к формированию протофеодального общества. Там же.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуто образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи.

Данный пример возникновения феодального государства не является исключительным. Таким же путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и другие. Рассматривая процесс возникновения государств в разных странах и на разных континентах можно заметить, что при всем разнообразии форм и путей существуют некоторые общие закономерности, характерные для всех общественных формаций.

Основные причины появления государств были следующие:

Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинетва восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ.д.ля возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

При анализе своеобразия и динамики процессов государствообразования у различных народов следует учитывать теоретико-методологические положения, сформулированные Ф. Энгельсом в работах "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Анти-Дюринг" и др. Энгельс сделал вывод, что "всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественных функций" 1 . В другой работе он вновь возвращается к этой мысли: "Первоначально общество путем простого разделения труда создавало себе особые органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный из них - государственная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелителей", причем возникновение аппарата государственной власти не является результатом усилий только господствующего класса, это продукт общества в целом на известной ступени его развития.

Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива­ния. Эти стада не могли быть большими - не более 20-40 человек - потому что иначе они не смогли бы прокормить­ся. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были раз­бросаны по обширным территориям и почти не контактиро­вали друг с другом. Археологически первобытное стадо со­ответствует нижнему и среднему палеолиту.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называют­ся промискуитетными. По мнению других ученых, в рам­ках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Ста­до, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

Ранняя родовая община. Процесс превращения перво­бытного стада в родовую общину связан с ростом производи­тельных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия - это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзо­гамный дуально-родовой групповой брак, при котором чле­ны одного рода могли вступать в брак только с членами дру­гого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кро­восмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов. При такой системе


счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается все большее ко­личество ограничений в групповом браке, вследствие кото­рых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в осно­ву родовой общины. Родовую общину объединяли не толь­ко брачные отношения между родами, но и производствен­ные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складыва­лась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общине управление осуществлялось собра­нием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании все­го рода. Большим авторитетом пользовались самые опыт­ные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.


В ранней родовой общине все продукты, добытые члена­ми общины, считались собственностью рода и распределя­лись между всеми ее членами. Это было необходимым усло­вием выживания для древних обществ. В коллективной соб­ственности общины находилась земля, большая часть ору­дий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использо­вать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жиз­ни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подрост­ка к хозяйственной, общественной и идеологической жиз­ни общины. Вот схема инициации, единая для всех наро­дов: удаление посвящаемых из коллектива и их обуче­ние; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; воз­вращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.


Поздняя родовая община. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю. Одна­ко повышение производительности труда постепенно приво­дило к тому, что появлялся регулярный избыточный про­дукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Пре­стижная экономика возникла в условиях появления избы­точного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами ук­реплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по ма­теринской линии - так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае не­обходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно по­теснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в об­ществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позво­лило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фрат­рии - в племена. Фратрия - это первоначальный род, раз­деленный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и воен­ных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили


в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.

Разложение родовой общины. Появление соседской общины. Неолитическая революция способствовала ради­кальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин - в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяй­ственные комплексы.

Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличе­ние производительности труда в благоприятных для земле­делия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке по­являются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастер­ские. Позднее города появляются и в других местах. Чис­ленность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

Поистине революционные изменения произошли вслед­ствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков - медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова - бронза, превосходящий по твердости медь.

Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом - медно-каменным веком, а энеолит - веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сы­рья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по неко­торым качествам каменные орудия труда превосходили мед­ные и даже бронзовые.


Только тогда, когда человек научился выплавлять желе­зо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обра­батывать. Поэтому человечество научилось выплавлять же­лезо через относительно долгий промежуток времени - во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, от­крыв новую эру в истории человечества - железный век.

Металлургическое производство требовало знаний, на­выков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изго­товлении металлических орудий труда, требовался квали­фицированный труд - труд ремесленников. Появились ре­месленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических ору­дий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изоб­ретения плуга с металлическими рабочими частями по­явилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

В энеолите был изобретен гончарный круг, что способ­ствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткац­кого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обме­на богатствами из природной среды, этот обмен уже носил эко­номический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои из­делия. Потребность в непрекращающемся обмене даже приве­ла к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складыва­ются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархаль­ного (материнского) рода патриархальным. Она была обус­ловлена вытеснением женщины из важнейших сфер про­изводства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, л *лугом мог справиться только мужчина. Ско-


товодство, как и промысловая охота, также является ти­пично мужским занятием. В ходе развития производяще­го хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осу­ществлялся по мужской линии, а имущество семьи насле­довали дети. Появляется большая патриархальная семья - семья из нескольких поколений родственников по отцовс­кой линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедре­ние железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархаль­ная семья распадается на малые семьи.

Формирование прибавочного продукта и развитие обме­на явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и эконо­мически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Перво­бытная соседская община характеризовалась сочетанием от­ношений частной собственности на двор (дом и хозяйствен­ные постройки) и орудия труда и коллективной собствен­ности на главное средство производства - землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная се­мья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе разви­тия, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства). Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхожде­ния государства. Марксисты полагают, что оно было созда­но как аппарат насилия и эксплуатации одного класса дру­гим. Другая теория - «теория насилия», представители ко­торой считают, что классы и государство возникли в резуль­тате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели созда­вали институт государства в целях удержания своего гос­подства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных орга-


низационных структур, и являлась скорее следствием по-литогенеза, чем его причиной. Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втис­нуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от про­изводителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накоп­ление богатств происходило, прежде всего, в семьях вож­дей, поскольку вожди обладали большими возможностя­ми, участвуя в распределении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смер­ти владельца или использовалось в обрядах, таких, напри­мер, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раз­дачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Поми­мо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их бога­тых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется - из среды общинников выде­ляется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следова­тельно, авторитетный вождь подчинял себе слабый сопер­ников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках кото­рых происходит отделение органов власти от родоплемен-ной организации. Таким образом, появляются первые про-тогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожес­точенной борьбой между ними. Война постепенно становит­ся одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и орга­низация. Большую роль приобретают военные предводите­ли. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя


в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая рас­пределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и глав­ным жрецом, поскольку власть предводителя в общине ос­тавалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализа­ция правителя была важным шагом на пути его деперсона­лизации, превращению в своеобразный символ. Власть ав­торитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смер­ти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его се­мьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследствен­ной в рамках его семьи. Так окончательно формируется про-тогосударство - политическая структура общества с соци­альным и имущественным неравенством, развитым разде­лением труда и обменом, возглавляемая правителем-жре­цом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени протогосударство расширяется по­средством завоеваний, усложняет свою структуру и превра­щается в государство. Государство отличается от протогосу­дарства большими размерами и наличием развитых инсти­тутов управления. Основные признаки государства - терри­ториальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства перво­бытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою само­стоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, вклю­чающий в себя увеличение количества городского населе­ния, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация - один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упоря­дочить экономическую деятельность, записать законы, ри­туалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного цисьма, характерно­го для неразвитых обществ, для освоения иероглифической


письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлени­ем буквенного письма стала общедоступной. Освоение пись­менности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного сред­ства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают пер­вые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высо­кий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Зем­ледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Сре­диземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие зем­леделия в конечном итоге привело к появлению древневос­точных очагов цивилизации.

Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Ев­разии и Африки, а также в горной местности, где скот ле­том содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Термин «цивилизация» может использоваться в отношении скотоводческого общества с известными оговорками, посколь­ку скотоводство не обеспечивало такого развития экономи­ки, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства тре­буются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих циви­лизациях, поэтому ни о какой масштабной урбанизации го­ворить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происхо­дят значительные изменения в хозяйстве скотоводов - по­является кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в сте­пях Евразии следует отнести к концу П тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складыва­ется скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработ-


кой земли). У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протого-сударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячей­кой становится соседская община, в скотоводческом обще­стве родовые отношения еще очень сильны и родовая об­щина сохраняет свои позиции.

Для кочевых обществ характерна воинственность, по­скольку их члены не имели надежных источников суще­ствования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в об­ласти земледельцев и грабили их или подчиняли. Все муж­ское население кочевников обыкновенно участвовало в вой­не, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набе­гах добивались значительных успехов. В случае подчине­ния земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния осед­лых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

Традиционное общество. Традиционное общество появ­ляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Ев­ропе сложилась другая модель, основанная на частной соб­ственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества - соседская община. В соседской общине преобладает земле­делие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повто­ряющихся из года в год природно-климатических и хозяй­ственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государ-


ство. Ослабление государства всегда сопровождалось смута­ми, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстрой­ством экономики, особенно бедственным в условиях ирри­гационного земледелия. Как следствие - неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому общество всегда предпочитало сильное государство, переда­вая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство являет­ся высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле, Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обще­стве определяется не его богатством, а, прежде всего, уча­стием в государственном управлении, которое автомати­чески обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества. В ходе своего разви­тия и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исклю­чительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его час­тью. Основные сферы деятельности определяли области зна­ния древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, ра­стения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, тре­панация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, - счита­ли обычно с помощью пальцев и разных предметов. Рас­стояния измеряли посредством частей тела (ладонь, ло­коть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчислили днями, месяцами, сезонами.


Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопро­вождается спорами исследователей. Среди ученых преобла­дает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающе­го мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху ниж­него палеолита. На поверхности каменных и костяных из­делий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравю­ру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах об­наружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление ста­туэток связано, возможно, с культом праматери и установ­лением материнской родовой общины. Большую роль в жиз­ни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмо-ванная речь.