В каких странах живут людоеды. Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов

Каннибализм - абсолютное табу для людей. Никто не хочет о нем говорить, но его достаточно много в истории человечества. Мысль о том, чтобы съесть другого человека заставила бы большинство людей, по меньшей мере, почувствовать себя плохо. И не удивительно.

Каннибализм - это извращенная, отвратительная и мерзкая практика. Однако, как мы скоро увидим, существует множество исключений из этого правила, и некоторые люди были вынуждены прибегнуть к насилию, чтобы выжить. Полагаете, вас не стошнит, когда вы об этом услышите? Вот 25 тревожных фактов о каннибализме.

25. Люди и их предки регулярно практиковали каннибализм

Возможно, это сложно переварить, но тысячи лет назад люди и их предки регулярно практиковали каннибализм. Например, представители Homo antecessor употребляли себе подобных в пищу, даже если вокруг было полно представителей дикой природы. Они проводили застолья каннибалов, в меню которых были их соперники. Когда люди и неандертальцы одновременно бродили по Земле, они разнообразили свое меню, поедая друг друга.

24. Люди не очень питательны

Хотя наши ранние предки питались друг другом, человечина не представляла особой ценности. Мертвым мамонтом деревня неандертальцев могла питаться в течение месяца, в то время как человека хватало на полноценный обед. По своей калорийности люди не могли соперничать с другими источниками питания.

23. Эндоканнибализм - это лишь одна из множества форм каннибализма


Фото: Wikipedia Commons.com

Эндоканнибализм - всего лишь одна из многих форм каннибализма. Это ритуал поедания членов своей семьи после их смерти. В племени Форе из Папуа-Новой Гвинеи этот ритуал передавался из поколения в поколение. Ритуал был очень специфическим и включал в себя поедание определенных частей тела определенными членами семьи. Например, сестра должна была съесть мозг своего брата или руки своего шурина.

22. Каннибализм распространен в животном мире


Фото: commons.wikimedia.org

Хотя для людей каннибализм является табу, он широко распространен в животном мире. Самки паука Черная вдова часто после спаривания съедают самцов. Известно, что матери едят своих детей. Более того, некоторые дети едят своих матерей.

21. Известно, что шимпанзе являются каннибалами


Фото: commons.wikimedia.org

Шимпанзе – самые близкие к людям приматы, и известно, что в редких случаях они убивают и едят друг друга. В одном случае группа из тридцати шимпанзе восстала, убила и съела своего лидера. Исследователи считают, что конфликт мог возникнуть из-за секса.

20. Употребление в пищу чужаков называется эксоканнибализм

В то время как эндоканнибализм представляет собой обряд поедания члена семьи, эксоканнибализм подразумевает убийство и поедание чужаков. Как правило, эксоканнибализм не является ритуальным, он практикуется для того, чтобы навести ужас на противника, забрать его жизненную силу, или просто поесть. Племя Манмин в Папуа-Новой Гвинее известно своей практикой эксоканнибализма во время рейдов по деревням.

19. Японские каннибалы чуть не съели Джорджа Буша-старшего


Фото: Wikipedia Commons.com

Другим ярким примером эксоканнибализма является случай с Джорджем Бушем–старшим, который чудом избежал того, чтобы быть убитым и съеденным японскими каннибалами. Во время Второй Мировой войны он был сбит во время бомбежки над Чичи-жима (Chichi Jima). В отличие от своих коллег-летчиков, он катапультировался из своего самолета подальше от острова и вскарабкался на спасательный . Остальные были убиты и съедены во время пира, устроенного майором Суэо Матоба (Sueo Matoba).

18. На вкус человечина напоминает свинину


Фото: commons.wikimedia.org

Единственный способ узнать вкус человеческой плоти - это спросить у каннибалов. Именно так и поступили некоторые исследователи. В то время как результаты были различными, поскольку говорили, что на человечина похожа на говядину, свинину или телятину, большинство, все же, склонялось к свинине. Становится понятным, почему на Тихоокеанском острове человеческую плоть называют «длинная свинья».

17. В 19 веке миссионеры Методисты были убиты и съедены каннибалами


Фото: Wikipedia Commons.com

В 1878 году четыре миссионера Методиста проповедовали Евангелие в Папуа-Новой Гвинее под руководством преподобного Джорджа Брауна (George Brown). Тогда вождь одного из местных племен, Талели, отдал приказ убить и съесть миссионеров потому, что они были иностранцами. В 2007 году племя принесло извинения за действия своего предка.

16. Вкус человеческой плоти зависит от ряда факторов

Хотя мы знаем, что, скорее всего, люди на вкус, как свинина, есть ряд других факторов, которые следует учитывать. Например, пол, возраст, часть съеденного тела и способ приготовления могут изменить вкус человечины.

15. Обычно люди не станут есть друг друга, если только речь не идет о выживании


Фото: Wikipedia Commons.com

В наше время люди не едят других людей, и им становится противно даже от одной мысли об этом. Однако есть одно исключение, и оно называется «каннибализм выживания». Этому не учат, это у нас врожденное. Когда человек становится зверски голодным, просыпается инстинкт выживания, заставляющий нас преодолеть моральные барьеры и сделать все возможное, чтобы выжить. Как правило, такое случается только в крайнем случае, когда все другие варианты были полностью исчерпаны.

14. Авиакатастрофа, случившаяся в 1972 в Андах, привела к каннибализму выживания


Фото: Wikipedia Commons.com

В 1972 году Уругвайский рейс 571 разбился в холодных Андах. После нескольких недель, проведенных в этой ловушке, выжившим пришлось сделать нелегкий : съесть своих друзей, которые умерли, или умереть самим. Они решили съесть своих друзей. Через 72 дня оставшиеся в живых были спасены.

13. В ранней европейской культуре был довольно популярен лечебный каннибализм

В ранней европейской культуре считалось, что употребление мумифицированных тел или частей тела умершего человека может помочь в излечении от различных болезней. Большая часть этих верований сохранялась в Средние Века вплоть до 18-го века. Эта вера запустила своего рода экономический бум, связанный с деятельностью грабителей, крадущих в 11 веке египетские мумии.

12. Каннибализм вызывает привыкание


Фото: flickr

Карен Хайлен (Karen Hylen), терапевт из центра Summit Malibu Treatment Center, заявляет, что каннибализм активирует центр удовольствия мозга, в результате чего выделяется большое количество допамина. Она сравнила это с тем, что происходит, когда кто-то употребляет кокаин. Как только это происходит, человек хочет продолжения, запуская цикл.

11. Партия Доннера была трагическим случаем каннибализма


Фото: commons.wikimedia.org

В 1846 году группа из 90 эмигрантов покинула Спрингфилд, штат Иллинойс, отправившись на запад в Калифорнию. Когда лидеры Джейкоб (Jacob) и Джордж Доннер (George Donner) решили провести свою группу по новому маршруту в Калифорнию, они оказались в ловушке в горах Сьерра-Невада. Результаты были катастрофическими, поскольку группе пришлось прибегнуть к каннибализму выживания, чтобы пережить зиму. Калифорнии достигла только половина группы. Когда эта история получила огласку, «партию Доннера» стали связывать с каннибализмом.

10. Каннибализм привел к появлению болезни под названием «Куру»


Фото: commons.wikimedia.org

Когда люди племени Форе в Папуа-Новой Гвинее ели своих умерших, у них развивалось странное новое заболевание, позже названное «Куру» или «Прионная болезнь». Ее симптомами были паралич, неконтролируемый смех и неспособность контролировать функции организма. Некоторые называли ее «Смеющейся смертью». Исследователи обнаружили, что болезнь возникает из-за скрученного белка, который медленно создает дыры в мозге человека; вы можете получить этот белок, только если съедите умершего.

9. Во время голода в колониальном Джеймстауне прибегали к каннибализму


Фото: Wikipedia Commons.com

Жизнь в ранней колониальной Америке была суровой и жестокой, и никто не почувствовал это на себе лучше, чем колониальный Джеймстаун в 1609 году в «голодное время». В ранних записях этого периода упоминался каннибализм, но они были оспорены. Однако исследователи обнаружили новое доказательство: череп 14-летнего подростка, которого убили и съели.

8. Большинство людей практикуют легкие формы каннибализма



Фото: commons.wikimedia.org

В какой-то степени большинство людей практикуют мягкие формы автоканнибализма или поедания собственного тела. Это может включать в себя употребление корочек, сухой кожи или ногтей и, как правило, такое поведение не является чем-то ненормальным.

7. Некоторые люди заходят в автоканнибализме слишком далеко

Автоканнибализм может стать извращенной практикой, приводя к серьезным повреждениям собственного тела. Например, один человек, у которого развилась привычка кусать ногти, начал откусывать свои пальцы. В результате он потерял кончики пальцев. Врачи связали такое поведение с тяжелой диабетической невропатией и социальной изоляцией.

6. Автоканнибализм может передаваться по наследству


Фото: Pixabay.com

Что еще хуже, автоканнибализм может передаваться по наследству. Это называется «синдромом Леша-Нихена» (Lesch-Nyhan syndrome) и происходит из - за одного дефектного гена на Х-хромосоме. Известно, что люди с таким синдромом жуют свои языки и другие части своего тела. Врачи не уверены, почему пациенты это делают, но некоторые из них предположили, что это связано с потерей двигательного контроля. Если пациент подумает о том, чтобы укусить себя, он сделает это, даже если не хочет.

5. Европейцы 17 века считали, что кровь умерших может исцелить их



Фото: commons.wikimedia.org

Полагая, что кровь может лечить эпилепсию, часто во время казни европейцы 17-го века выстраивались в очередь с чашками в руках, чтобы собрать кровь умершего. Чем более жестокой была смерть, тем более ценной считалась кровь.

4. Голод в Украине во времена правления Иосифа Сталина заставил украинцев прибегнуть к каннибализму

Когда Иосиф Сталин занимался реорганизацией сельского хозяйства, в России и Украине возник голод. Миллионы умерли, а многие прибегли к каннибализму, чтобы выжить.

3. Все большую популярность набирает новая в каннибализме тенденция - плацентофагия

Благодаря различным знаменитостям, продвигающим данную практику, плацентофагия, или практика матерей, поедающих свою собственную плаценту, становится все более популярной в наше время. В то время как адвокаты утверждают, что она приносит пользу здоровью, врачи вышли с противоположным утверждением, что нет никаких причин говорить о подобном. Они даже пошли еще дальше, заявив, что такая практика может быть опасной для матери и ее ребенка, если плацента инфицирована или поражена. Инфекция может попасть через грудное молоко и заразить ребенка.

2. Известно, что люди с психическими расстройствами, такими как шизофрения, становились каннибалами


Фото: commons.wikimedia.org

Психические расстройства, такие как шизофрения или психопатия, которые снижают сострадательность и нравственность человека, также становились причиной каннибализма. В одном конкретном случае параноидальный шизофреник по прозвищу «людоед» подробно рассказал о том, как он убивает и готовит своих жертв, прежде чем съесть их. Вместо того, чтобы отвергнуть эту часть своей личности, он с готовностью принял ее.

1. Каннибал Армин Майвес написал объявление о том, что ищет желающих стать его следующим блюдом


Фото: Pixabay.com

Армин Майвес (Armin Meiwes) был 42-летним инженером-компьютерщиком из Германии и по совместительству каннибалом. Он вел двойную жизнь в интернете, где обнаружил чаты о каннибализме, участники которых утверждали, что хотят быть съеденными. Он встречался со многими из них в гостиничных номерах, но никто так и не был съеденным. Тем не менее, жертва и любовник Майвеса Бернд Брандес (Bernd Brandes) ответил на одно из его объявлений, и Майвес в конечном итоге убил и съел его. Он был признан виновным в убийстве и приговорен к пожизненному заключению.

Историй о самых известных людоедах современности.

1. Дорангель Варгас

Известен как «Ганнибал Лектер Анд». Он был помещен в психиатрическую больницу в 1995-м году после того, как останки пропавшего человека были найдены в его доме. Но Варгаса выпустили два года спустя. В 1999-м полиция Сан-Кристобаля (Венесуэла) снова нашли человеческие останки у Варгаса, на этот раз по меньшей мере десять черепов, а также человеческие внутренности. Варгас признался, что ел человеческие органы, но отрицал обвинения в убийстве, заявив, что тела передавались ему уже мёртвыми. Это заявление привело к гипотезе о том, что Варгас использовал прикрытие в виде незаконной продажи донорских органов. Каннибал рассказывал, что ел человеческие органы как груши и ничего плохого в этом не видел. В результате преступник был пожизненно помещён в психиатрическую клинику.

2. Кевин Рэй Андервуд

Был арестован в апреле 2006-го года по обвинению в убийстве 10-летней Джейми Болин в городке Пурцелл (Оклахома, США). Доказательств того, что именно он убил Джейми, изначально не было, но полиция обнаружила в его доме замороженное мясо девочки, следы человечины на шампурах от недавнего барбекю, а также видео, где людоед запечатлел весь процесс расчленения Джейми и употребления её в пищу. Под напором таких улик Андервуд во всём сознался.

3. Роберт Модсли

Роберт Модсли был проституткой, а заработанные деньги тратил на наркотики. В 1974-м году он убил одного из своих клиентов, после чего был отправлен в больницу для душевнобольных преступников. В 1977-м году Модсли и ещё один заключенный взяли в заложники одного из больных и держали в течение девяти часов, прежде чем санитары смогли проникнуть в камеру.

Когда дверь открыли, заложник был мёртв. Его череп был вскрыт, из него торчала окровавленная ложка, и было явно видно, что части мозга не хватает. Охранники поверили Модсли, который сказал, что съел часть мозга жертвы. Он был признан виновным в предумышленном убийстве и отправлен в тюрьму Уэйкфилд, где вскоре убил ещё двоих мужчин до того, как его поместили в одиночную камеру.

В 1983-м году для Модсли, в тюрьме построили специальную клетку, где он содержался под наблюдением. Любые контакты с людьми были запрещены, питание передавалось ему через щель. Эта камера являлась моделью для камеры Ганнибала Лектера в «Молчание ягнят».

4. Иссей Сагава

Японский студент Иссей Сагава учился в Сорбонне в Париже и в 1981-м году влюбился голландскую студентку. Вместо того, чтобы ухаживать за ней, он выстрелил девушке в затылок. Он убил возлюбленную, разрезал её плоть и съел сырой.

Затем Сагава совершил половой акт с остатками тела и разрезал его на части. Несколько кусков положил в холодильник, а остальное упаковал в чемодан и спрятал в лесу. Останки были найдены через два дня.

Полиция через неделю вычислила убийцу. Его арестовали, посадили в тюрьму, но через два года он был переведён в психиатрическую клинику, где написал мемуары. Эта книга стала бестселлером в Японии.

Сагава был депортирован в Японию, прошёл психическое обследование и был признан вменяемым. Японское правосудие не имело к нему никаких претензий, потому что Франция не отправила необходимые документы. К 1986-му году, каннибал стал свободным человеком. Сагава известен, как «знаменитый японский людоед». Он написал много книг, работал некоторое время ресторанным критиком, давал интервью и даже снимался в порно-фильмах.

5. Армин Майвес

Армин Майвес в 2001-м году искал в интернете жертву для акта каннибализма, причем писал открыто и не стеснялся этого. Бернд Юрген Брандес, который не знал Майвеса, вызвался быть его жертвой, пообщавшись с ним в немецком чате. Эти двое встретились и воплотили план Майвеса в реальность. Майвес доедал останки Брандеса на протяжении нескольких месяцев. Он сам сознался в преступлении. Майвес был признан виновным в непредумышленном убийстве, т. к. жертва дала добровольное согласие. Он был повторно осужден в 2006-м году и приговорён к пожизненному заключению.

6. Джеффри Дамер

Летом 1991-го года Джеффри Дамер был на испытательном сроке после того, как отсидел в тюрьме за сексуальные домогательства к мальчикам. Однажды в его дом соседи вызвали полицию, когда 14-летний подросток с криками выбежал из него, но Дамеру удалось убедить офицеров, что всё в порядке. Они оставили мальчика в руках Дамера и того больше никогда не видели живым.

Спустя время история повторилась: из дома Дамера выбежал другой 14-летний подросток, Трейси Эдвардс, с криками о помощи, и соседи опять вызвали полицию, которая на этот раз решила провести расследование. В жилище преступника царил настоящий ужас.

Были найдены части тела, принадлежащие 11-ти разным людям. Некоторые из них хранились в холодильнике и морозильной камере, другие были помещены в бочку с кислотой или висели как сувениры по всему дому.

Дамер признался в убийствах, каннибализме и половых актах с органами убитых им людей. Он был приговорен к 15-ти пожизненным заключениям, по одному за каждое убийство. Позже он признал себя виновным в убийстве друга в Огайо.

В 1994-м году один из заключенных тюрьмы, в которой Дамер отбывал срок, узнав о преступлениях, забил его до смерти железным прутом.

7. Николай Джурмонгалиев

Николай Джурмонгалиев работал разнорабочим в Алма-Ате (Казахстан) в 1980-м году. За этот год в городе пропало около 50-ти девушек.

Николай знакомился с девушками, убивал их и готовил из них мясные блюда, которыми кормил своих друзей. Однажды друзья заметили в квартире части человеческого тела и вызвали милицию. После ареста он заявил, что убил и съел много проституток, а также регулярно кормил ими знакомых. Всего Джурмонгалиеву инкриминировали 47 убийств. Он был помещен в психиатрическую больницу, но во время транспортировки в 1989-м году сбежал, и был возвращён обратно только в 1991-м. Эти два года советские власти держали информацию о побеге Джурмонгалиева в тайне т. к. боялись паники среди населения.

8. Каннибалы из Нитхари

В деревне Нитхари (Индия) в период с 2004-го по 2006-й год пропало 38 детей. Убийцей оказались известный местный бизнесмен по фамилии Кохли и его слуга. Именно в доме слуги в отстойной яме нашли 17 останков тел детей. Слуга Кохли признался в убийстве шестерых детей и одного взрослого, а также в сексуальных домогательствах к ним, также он признался, что вместе с бизнесменом они убивали, насиловали и ели органы детей.

Позже была доказана вина бизнесмена. Также было выявлено, что благодаря связям и деньгам бизнесмена полиция закрывала глаза на пропажу детей. Министерство безопасности Индии арестовало и отправило под суд полицейских чиновников, прикрывавших этот ужас. Обоих приговорили к смерти.

9. Сергей Гаврилов

27-летний Сергей Гаврилов из Самары убил свою мать после того, как она отказалась дать ему денег, предполагая, что он потратит их на водку и азартные игры. После убийства он забрал деньги и потратил их так, как и ожидала мать. По возвращению в квартиру матери два дня спустя, Гаврилов решил поесть, но дома ничего не было. Он отпилил ноги своей матери, сварил их и съел. Останки он вынес на балкон. Была зима и тело быстро замерзло. Позже каннибал подходил и отрезал куски матери, чтобы приготовить их. Когда его преступление было раскрыто, ему дали 15 лет.

10. Цутому Миядзаки

Цутому Миядзаки убил четыре девочки в префектуре Сайтама (Япония) в 1988-м и 1989-м годах. Он также сексуально домогался их после убийства и по крайней мере в одном случае пил кровь и ел их руки. Жертвы были в возрасте от четырёх до семи лет. Миядзаки также направлял издевательские письма семьям, а в конверт клал зубы и пелел жертв. Он был пойман, когда приставал к другой девочке в июле 1989-го года. Полиция обнаружила в доме Миядзаки фотографии жертв и части тел. Процесс по его делу начался в 1990-м году, но психиатрические экспертизы задержали вынесение приговора до 1997 года. Смертный приговор Миядзаки был обжалован в 2006-м году, но он остался в силе и Цутому был повешен за свои преступления в 2008-м году.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню

10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции

От человека, приготовившего и съевшего свой собственный палец, до человека, который нашёл себе жертву онлайн - узнайте о самых ужасных случаях каннибализма.
Внимание: слабонервным и впечатлительным этот пост лучше не читать!

1. Мужчина из Японии, который приготовил и подал свои собственные гениталии по цене 250 долларов за тарелку

В 2012 году мужчина из Японии удалил свои гениталии и затем замариновал их, прежде чем приготовить их в расчёте на пять человек, заплативших за это. 22-летний Мао Сугияма (Mao Sugiyama), который является асексуалом, добровольно пошёл на их удаление. Тем не менее, иллюстратор забрал свой замороженный пенис и мошонку домой из больницы и организовал мрачную вечеринку.

Он собрал с гостей по 250 долларов за возможность съесть порцию его гениталий в Токио, Япония. Они были украшены грибами и петрушкой. Прежде чем приступить к трапезе, гости прослушали концерт фортепьяно и приняли участие в групповом обсуждении темы.
Мао, который известен под прозвищем НС, изначально подумывал съесть свой собственный пенис - но вместо этого решил подать его другим. Он приготовил свой пенис самостоятельно, под присмотром шеф-повара. С помощью Твиттера он предложил приготовить свой собственный пенис для гостей вечера за 100 000 иен. Однако в конечном итоге он решил разделить «ужин» на шесть человек.

В общей сложности, это событие, прошедшее в районе Сугинами (Suginami), Токио, посетило 70 человек. В то время как пять человек уплетали гениталии Мао Сугиямы, остальные гости события ели говядину или крокодилье мясо. Среди людей, которым удалось «полакомиться» его гениталиями были: 30-летняя пара, 22-летняя девушка, 32-летний мужчина и 29-летний Сигэнобу Мацузава (Shigenobu Matsuzawa), профессиональный организатор различных мероприятий.

2. Австралийская женщина, которая убила своего бывшего мужа и подала его в качестве ужина его же детям


У Кэтрин Найт (Katherine Knight) первой австралийской женщины, которую приговорили к пожизненному заключению без возможности обжалования, была история насильственных отношений. Она выбила зубные протезы одного из своих бывших мужей и перерезала горло восьминедельному щенку другого мужа прямо у него на глазах. Разлад в отношениях с Джоном Чарльзом Томасом Прайсом (John Charles Thomas Price) стал достоянием общественности, после того, как он подал иск на получение «распоряжения суда о предупреждении насилия» против Найт.

В 2000 году она ударила Прайса 37 раз ножом мясника, перед тем как освежевала его и повесила его кожу на крюк для мяса в своей гостиной. Затем она обезглавила его и положила его голову в кастрюлю на плиту, запекла плоть, снятую с его ягодиц, и приготовила овощи и соус в качестве гарнира, чтобы подать их детям Прайса.

К счастью, полиция обнаружила жуткий ужин до того, как дети приехали домой.

3. Мужчина, увлекающийся панк-роком, съел свой собственный палец после того, как он лишился его из-за несчастного случая

Дэвид Плэйпенз (David Playpenz) из города Колчестер (Colchester), графство Эссекс попал в аварию на мотоцикле, в которой он повредил руку. Когда через несколько дней он показал руку врачам, один из пальцев был чёрным, и они сказали, что палец нужно ампутировать. Плэйпенз согласился на процедуру и затем попросил, чтобы врачи отдали ему ампутированный палец, чтобы он мог забрать его домой. «Конечно!», - сказали врачи, которые и понятия не имели, что он собирался с ним делать.

Как оказалось, 30-летний Плэйпенз, который занимался изготовлением кожаной мебели, всегда интересовался каннибализмом. «Мне всегда было интересно, какова на вкус человеческая плоть. Но это табу. Быть каннибалом невозможно – это незаконно. А потом я понял, что никто не потащит меня в суд за то, что я съел свою собственную плоть. Я решил приготовить палец и съесть его. Тогда моё любопытство было бы удовлетворено».

Он с радостью сфотографировал этот знаменательный момент для последующих поколений, сохранил кости и запостил всё мероприятие на свою Facebook страничку, включая фото сваренного пальца. Не стоит и говорить, что Плэйпенз получил весьма противоречивую реакцию от своих друзей, но в одном он был прав – по всей видимости, его не обвинят ни в каком преступлении.

4. Каннибал, который нашёл свою жертву онлайн


Ужасающей истории о том, как каннибал выследил согласившегося быть съеденным человека онлайн и съел его, будет достаточно, чтобы у кого угодно отбить охоту пользоваться Интернетом. Армин Мивес (Armin Miewes) вынашивал мечту о том, чтобы убить и съесть человека, с тех пор как ему было 12 лет. Он рассказал, что однажды он представил, как он засовывает своего школьного друга в жаровню для шашлыков и «медленно поджаривает его».

Для того чтобы его мечта сбылась, ему потребовалось 29 лет и 430 контактов по электронной почте.

Он искал желающих жертв в чатах, таких как «Gourmet», «Cannibal Cafi» и «Eaten Up», подавая объявление, «ищу молодых, хорошо сложенных мужчин в возрасте от 18 до 30 - на убой». 41-летний специалист по компьютерам в конечном итоге вышел на 43-летнего Бернда Брэндеса (Bernd Brandes). Берлинец, который также был специалистом по компьютерам, продал свою машину, написал завещание и взял отгул на один день с работы, чтобы разрешить то, что он назвал «личным делом». Он пошёл в дом Мивеса в Ротенбурге (Rotenburg), центральная Германия, где пара договорилась отрезать пенис Брэндеса.

Мивес приготовил его с чесноком, солью и перцем на сковороде, перед тем как оба мужчины съели его. Затем он заснял себя на видео, наносящим Брэндесу удары 30-сантиметровым ножом в грудь. «Для меня это было неописуемым ощущением», - признался он полиции. Затем он срезал с тела примерно 29 килограммов плоти, которую он пометил как «кострец, стейк, филе, ветчина и бекон». Он сложил все части в холодильник и держал их там 7 месяцев, время от времени вытаскивая части и делая из них барбекю в своём саду.

Его первым блюдом был стейк из бедра, приготовленный с чесноком и мускатным вином, с гарниром в виде картофельных шариков обжаренных в растительном масле и брюссельской капусты. Всё это он запил южноафриканским Каберне. «Я даже не могу передать вам словами насколько плоть походила по вкусу на свинину», - сказал Мивис полиции. Офицеры полиции, которые проводили обыск в его библиотеке, нашли поваренные книги на тему приготовления человеческой плоти среди видео коллекции мультфильмов Уолта Диснея. В книгах были рецепты приготовления «пениса под красным вином» и «панированной печени молодого человека».

Мивес, который был арестован благодаря наводке другого контакта, который отказался быть съеденным в последний момент, будет осуждён по статье «преднамеренное убийство», так как каннибализм не значится в списке преступлений в Германии.

5. Нагой каннибал, который был убит полицией во время того, как он жевал лицо другого человека

В 2012 году многие телеканалы транслировали сюжет о том, как в городе Майями, штат Флорида, полиция застрелила обнажённого мужчину, который буквально ел лицо другого обнажённого мужчины, лежащего рядом с ним на обочине шоссе. Один из свидетелей этого ужасного инцидента описал увиденное как «самое отвратительное происшествие, которое мне довелось увидеть за всю мою жизнь».

Руди Юджин (Rudy Eugene) был убит офицером полиции после того, как он отказался отойти от Рональда Поппо (Ronald Poppo), которому после получения критических ранений пришлось бороться за свою жизнь в больнице. Омерзительное происшествие случилось рядом с мощёной дорогой Макартур (MacArthur Causeway) практически на пороге здания, в котором располагается издательство «Miami Herald», причём камеры наблюдения газетного издательства запечатлели всё событие.

Офицер полиции приблизился к мужчине, после того, как ему просигнализировал рукой один из прохожих, и приказал ему отойти от мужчины, чьё лицо он поедал. После того как он отказался последовать приказу офицера полиции, последнему пришлось открыть огонь, и по словам свидетелей, прозвучало шесть выстрелов. Свидетель происшествия Ларри Вега (Larry Vega) сказал: «Я сказал ему отойти, но этот парень просто продолжал поедать лицо другого мужчины».

После того, как коллеги офицера полиции назвали его настоящим героем, сержант Алтар Уильямс (Altarr Williams), начальник отдела по расследованию умышленных убийств полиции Майами, сказал, что люди могут быть чрезвычайно опасными и без оружия в руках.

6. Немецкий турист, которого «съели каннибалы» на одном из островов Тихого океана


40-летний немецкий турист по имени Стефан Рамин (Stefan Ramin), который поехал на остров Нуку-Хива (Nuku Hiva) в Тихом океане, пропал без вести и, судя по сообщениям, его останки были обнаружены у потухшего костра, принадлежащего племени, которое подозревается в каннибализме. Мистер Рамин сделал остановку на острове в ходе парусной экспедиции со своей 37-летней подругой Хайке Дорш (Heike Dorsch) в 2011 году.

Он познакомился с гидом, Генри Гаити (Henri Haiti), который взял его на охоту на козлов, что является широко распространённой традицией на Нуку-Хива, находящемся в 1496 километрах к северо-востоку от Таити и недалеко от экватора. Однако когда гид вернулся один, он сказал мисс Дорш, что, якобы, произошёл несчастный случай прежде чем напасть на неё и привязать её к дереву.

Мисс Дорш удалось спастись и уведомить о случившемся местные власти, которые стали разыскивать гида, в это же время был проведён анализ ДНК на останках, найденных у костра, которые по предположениям принадлежали человеку. Среди находок, обнаруженных раскиданными вокруг костра, были человеческие кости, зубы, челюсть черепа и частично расплавленные кусочки металла, которые, как считается, являлись коронками от зубов.

7. Русские каннибалы, которые съели собственного брата


В 2009 году два каннибала в течение шести месяцев питались останками своего брата, пытаясь скрыть его убийство. Братья, 28-летний Тимур и 23-летний Марат признались в убийстве старшего брата Рафиса, а также в поедании его в одном из центральных российских городов – Перми.

У полиции закрались подозрения, когда братья сообщили о пропаже Рафиса, но не могли дать чёткую информацию о своём брате. После обыска дома братьев, полиция обнаружила скелет Рафиса, который братья полностью очистили от плоти и закопали в саду. Тимур сказал, что он съел своего брата, потому что он не хотел возвращаться в тюрьму, где он отсидел десять лет за убийство своего соседа.

«Да, мы решили его съесть. Я не хотел возвращаться за решётку, поэтому мы отрезали его голову и закопали её, а тело разрезали на части и держали в холодильнике», - сказал Тимур. «Мы готовили и ели его в течение шести месяцев», - добавил он.

28-летний Тимур сказал, что винил брата в том, что сел за решётку в прошлый раз, после того, как Рафис сдал его полиции за убийство. Тимур также добавил, что младший брат, Марат, принял его сторону в споре.

8. Двое мужчин, которые съели своего мёртвого друга после того, как потерялись в Сибири


Попрощавшись со своими семьями, четверо мужчин в отличном расположении духа сели в свой джип и отправились в долгожданное путешествие-отдых. Точкой назначения они избрали землю из другого времени, по сути не исследованный уголок восточной Сибири, кишащий медведями и волками, где по слухам люди видели зверей, подобных снежному человеку и куда решались отправиться только самые отчаянные исследователи. То, что в дальнейшем произошло с четырьмя русскими путешественниками это тайна, которая только сейчас начинает медленно раскрываться. История их четырёхмесячного испытания одновременно захватывала и вызывала отвращение у читателей.

Двое мужчин вернулись домой живыми, один пропал без вести, а четвёртый мужчина, 44-летний Андрей Курочкин был обнаружен мёртвым при странных обстоятельствах. Сначала все предположили, что он просто погиб из-за экстремального холода. Но затем ужасающая правда стала выходить на поверхность. Полиция обнаружила, что у него были объедены части тела, и что его плотью, скорее всего, питались его лучший друг Алексей Горуленко и ещё один товарищ по приключению, Александр Абдуллайев, чтобы не погибнуть от голода.

37-летний Абдуллайев настаивает на том, что они ели Курочкина, только после того как он умер от естественных причин. Однако полиция так не считает, и начала расследование убийства.

9. Шеф-повар, который медленно готовил свою жену


В ночь на 18 октября 2009 года, у Дэвида Вьенса (David Viens) и его жены Дон (Dawn) произошла ужасная ссора. Не в силах себя контролировать, он заклеил ей рот скотчем и связал ей ноги. Он утверждает, что сделал это, чтобы она не «ездила по городу под действием наркотических веществ, окосев от кокаина и спиртного». На следующий день, обнаружив, что Дон умерла от удушья кляпом, прямо в том связанном виде, в котором он её оставил, он запаниковал. Это само по себе ужасно… но это только начало. Вместо того чтобы просто вызвать полицию и добровольно сдаться, Дэвид придумал отвратительный способ избавиться от тела.

Во время безвременной кончины Дон, Дэвид работал шеф-поваром и был владельцем «Thyme Cafe» в городе Торранс (Torrance), штат Калифорния, который расположен в регионе Саус Бэй (South Bay), Лос-Анжелес. В интервью с детективами, Дэвид поведал следующее: «Я просто медленно готовил её, и это всё происходило на протяжении четырёх дней». Дэвид упаковал 47-килограммовое тело своей жены в контейнер, используя тяжёлый груз, чтобы оно не всплывало в кипящей воде. Он смешал сваренную плоть с продуктовыми отходами и слил всё в яму для отходов, находящуюся на кухне его заведения «Thyme Cafe». Другие останки, которые нельзя было приготовить, он сложил в мешки для мусора и выбросил.

Единственной частью тела оставшейся от Дон был её череп. В интервью Дэвид объяснил «Это была единственная вещь, от которой я не хотел избавляться, на случай если бы я захотел его где-то похоронить». Так где же тогда был череп? Он заявил, что положил череп на чердак в доме своей матери, но когда следователи прочесали это место позже этим же днём, они ничего не обнаружили. Это очевидно было не первым местом, связанным с Дэвидом, которое следователи перевернули с ног на голову в поисках улик. В 2001 году «Thyme Cafe» было перевёрнуто вверх дном, но они так ничего и не нашли. Теперь мы точно знаем, почему полиции не удалось найти останки Дон. Её тело было медленно сварено до состояния кашицы и выброшено в грязевую яму.

Во время интервью, которое было взято у Дэвида в марте 2011 года и позже использовано в суде по делу об убийстве, его голос был поразительно спокойным. Дэвид слушал запись своего рассказа в зале суда, наряду с присяжными заседателями, которые очевидно были поражены и чувствовали отвращение. Интервью было взято в то время как Дэвид был в больнице, после своей попытки самоубийства, которую он совершил после того как узнал, что является подозреваемым в деле по исчезновению Дон. По-видимому, он спрыгнул с 24-метрового холма … потому что именно так и ведут себя невиновные люди.

10. Мать-каннибалка, которая скормила плоть своего сына родственникам


В 2008 году восьмилетний мальчик был освежёван, а его плоть была скормлена его же родственникам после того как его мать продержала его закрытым в подвале. Зловещая Клара Моерова (Klara Mauerova), являющаяся членом мрачного религиозного культа, причитала в суде, признаваясь в том, что пытала своего сына Ондрея (Ondrej), и его десятилетнего брата Иакова (Jakub).

Суд также выслушал обвинения в сторону родственников, которые частично освежевали восьмилетнего Ондрея и затем ели сырую человеческую плоть. Мальчики рассказали, как их мать и родственники тушили сигареты об их кожу, били их ремнями и пытались утопить.

Отвратительное насилие над детьми было обнаружено, когда мужчина в городе Брно (Brno), Чешская республика, установил радионяню с монитором, чтобы присматривать за своим новорожденным ребёнком. Однако монитор словил изображение от точно такого же монитора, находящегося по соседству, и показал, как одну из жертв избивали в полностью раздетом виде и привязывали цепью в подвале.

По-видимому, Моерова установила этот монитор, чтобы наслаждаться страданиями своих жертв, попивая чай на своей кухне. Мужчина тут же вызвал полицию, которая освободила мальчика, его брата и как показалось полиции - 13-летнюю девочку. В то время, офицеры полиции не поняли, что «13-летней девочкой», которая была официально усыновлённой, на самом деле была 34-летняя Барбора Скрлова (Barbora Skrlova), одна из мучительниц детей.

Моерова призналась в том, что издевалась над своими детьми, но сказала, что к этому её принуждали её сёстры Катерина и Скрлова. Все трое состояли в культе, известном как «Движение Грааля» (Grail Movement), который заявляет о том, что у него есть сотни последователей в Великобритании, а также десятки тысяч последователей по всему миру.


В последние годы время от времени общественность потрясают сообщения об актах людоедства (каннибализма, антропофагии) . Чаще всего это криминальное людоедство, то есть связанное с совершением преступлений, как правило, убийств, с последующим поеданием частей тела жертвы, выпиванием ее крови и т.д.

Существует, конечно, и некриминальное людоедство, например когда съедается ампутированная хирургом нога. Криминальный каннибализм чаще связан с сексуальными преступлениями, т.е. совершается на сексуальной почве и в связи с сексуальными переживаниями.

В современный период криминальный каннибализм впервые привлек к себе серьезное внимание в связи с преступлениями небезызвестного Чикатило , который в течение 15 лет убил 53 человека (женщин, девочек и мальчиков) на сексуальной почве и был разоблачен в 1990 году.

Он был жалкой личностью, жизненным и сексуальным неудачником, пассивным гомосексуалистом и импотентом, но становился грозным и неумолимым убийцей, когда получал власть над жертвой.

Он жил в каком-то своем мире, в своей измененной реальности, куда не было доступа никому и которая делилась на обычную жизнь дома, на работе и на те часы, когда он завлекал и убивал жертву. Убив, он расчленял ее, кромсал, вырезал куски тела, как правило, связанные с сексуальной жизнью, и часто поедал их: у мальчиков он съедал содержимое мошонки.

Можно по-разному объяснить людоедство Чикатило, но я полагаю, что здесь в основном нужно иметь в виду следующее: 1) поедание интимных частей тела женщины на символическом уровне имело смысл обладания ею, поскольку в реальной жизни он, импотент, не мог этого сделать; 2) съедение половых органов мальчиков могло происходить ради того, чтобы приобрести их мужскую половую силу, которой ему остро не хватало.

Я полагаю, что если бы он смог убить взрослого мужчину, то, по-видимому, проделал бы то же самое. Таким образом, каннибализм Чикатило имел сугубо сексуальный смысл и был порожден его жалкими и неудачными попытками обрести биологический мужской статус, утвердить себя в межполовых отношениях, хотя бы на психологическом уровне, тем самым обеспечивая самоприятие.

Последнее было для него чрезвычайно важно, поскольку постоянные неудачи в сфере названных отношений наносили ему весьма болезненную психотравму. Он и вообще считал себя неудачником в жизни, человеком, гонимым судьбой. Поэтому в беседах со мной он много говорил на эту тему, подробно перечисляя все нанесенные ему обиды и оскорбления, особенно со стороны женщин и связанные с сексуальными провалами.

Я намеренно подробно не останавливаюсь на преступлениях Чикатило, поскольку они более чем подробно были освещены в печати и других средствах массовой информации. Здесь же нужно обратить внимание на то, что этот убийца является сексуальным преступником и акты людоедства, как я пытался показать, тоже совершены на сексуальной почве. Поедание мужских половых органов, дающих сексуальную силу, показывает, насколько действенны и эффективны архетипические механизмы и коллективное бессознательное, открытые К.Г. Юнгом.

Вера в то, что поедание соответствующих частей тела человека ведет к тому, что каннибал приобретает те желаемые способности, которыми обладала жертва, сохранилась от древнего человека в коллективном бессознательном и проявляет себя в поступках и современных людей. Это явление хорошо известно этнологам.

Наряду с Чикатило всемирную известность получил убийца-людоед Джумагалиев , действия и личность которого выделяются даже на фоне других серийных убийц-некрофилов. Этих двух монстров объединяет то, что их преступления имели место на сексуальной почве, были теснейшим образом связаны с сексуальными переживаниями, порожденными катастрофой в межполовых отношениях.

Джумагалиев, 30 лет, в 1979 г. в Казахстане убил семерых женщин. В первых пяти случаях, как охотник, ночью в засаде поджидал свои жертвы и сразу наносил удары ножом, остальных убил у себя дома.

Первой жертвой была А., он расчленил ее труп, части тела унес домой и в течение месяца употреблял в пищу, делал пельмени, жарил, варил. Через несколько недель убил К. и выпил кровь из трупа. Вскоре после этого совершил нападение на Л. и Я., но их кровь не пил и мясо не ел, так как ему помешали.

Следующей потерпевшей была В., убийца выпил ее кровь и закопал в землю части тела, но их не ел, поскольку имел намерение растопить жир из ее тела, чтобы им обмазать могилу деда. Затем последовали убийства еще двух женщин, их трупы он расчленил и пил кровь, разрубил головы, съел мозг. У одной из них в нижней части живота сделал ножом отверстие и через него совершил половой акт.

Таков вкратце перечень абсолютно чудовищных поступков Джумагалиева. Психиатрическое обследование этого супермонстра показало, что у него отягощенная наследственность: тетка по отцу была странной, замкнутой, у старшей сестры что-то не в порядке с психикой. Рос и развивался нормально, не отставал. Избирательно общительный, больше замкнутый; трудолюбив, любил порядок и справедливость, и особенно — путешествия и животных.

Рано начал ходить на охоту со сверстниками и с дедом, которого очень почитал, потом — чаще один. Понемногу любовь к животным стала чрезмерной, сверхценной, много думал об их беззащитности и возмущался отношением к ним. На охоте стал стрелять мимо дичи, раненых животных выхаживал. Считал, что животные понимают его, а он их.

Интерес к девочкам возник в восемь лет, с 16 лет периодически встречался с ними, но не делал попыток сексуального сближения. Большое впечатление производили рассказы о жертвоприношениях животных и людей. В 1970 г. закончил железнодорожное училище и некоторое время работал по специальности.

Во время службы в армии вначале все было хорошо, потом заметно снизилось настроение, стал пить; после демобилизации дважды пытался поступить в институт, но ничего из этого не получилось, что привело его к мысли, что он неудачник. Ушел в горы и подолгу жил в пещерах. С 1974 по 1977 г. разъезжал по стране и работал в различных организациях, затем возвратился в совхоз к родителям.

С женщинами был сдержан и застенчив. С 1975 г. у него стали возникать зрительные представления различных обнаженных частей женского тела и внутренних органов, при этом испытывал половое возбуждение. Половая связь была в основном со случайными женщинами, заразился сифилисом, потом — трихомонозом.

По возвращении к родителям стал постоянно жить с некой Я., однако это сожительство было более чем странным; бил ее, по его требованию она вступала в интимную связь со знакомыми, и вместе с тем он считал, что Я. неправильно ведет себя, и постоянно наставлял ее.

Постепенно его стал отвращать половой акт, полного удовлетворения не получал, но тяга к женскому телу оставалась, усилился наплыв «просвечивающихся», часто отчлененных частей и органов женского тела, а также внутренностей. Обнаружил господство матриархата и «точно» оценил его опасность, решив поэтому, что на женщин нужно навести страх (я тщательно изучал его собственноручные записи, в которых изложены и эти мысли). Появилось желание пить их кровь, чтобы получить дар пророчества, и пришел к мысли, что, поев женского мяса, он уменьшит свое влечение к ним.

После каждого убийства с удовлетворением отмечал, что уменьшился разврат, женщины стали больше уважать мужчин, у них появился страх. Однажды во время полового акта со случайной женщиной душил ее, ударял кулаком в живот, щипал за груди и ноги, заявлял, что она выпила его кровь. При этом выглядел довольным, улыбался.

Психиатрам-экспертам рассказывал, что к каждому убийству, к охоте на женщин готовился как к торжественному событию. У него возникло отвращение к мясу и обычным половым актам, была лишь страсть к расчлененному женскому телу и желание совершить половой акт в колотую рану на животе. В сохранившихся собственноручных записях Джумагалиева сказано, что съеденное человеческое мясо привело к усилению «самостоятельного хода мыслей».

Он стал незаурядной личностью. Его вклад пойдет на благо общества и будет оценен в будущем, а чтобы лучшее зафиксировать это, после всех убийств ему следовало бы уйти в горы и написать поучительный научный труд. С интересом ожидает своего расстрела, чтобы «уловить импульс перехода от жизни к смерти и понять смысл жизни».

У Джумагалиева диагностирована шизофрения. Однако это не освобождает нас от необходимости ответить на архисложный вопрос: каков внутренний, личностный смысл совершенного Джумагалиевым, что толкало его на столь чудовищные поступки. Несомненно, его отличали жестокость, абсолютное бесчувствие к людям, некросадизм.

Не вызывает сомнения также, что это глубоко отчужденная личность, практически полностью потерявшая связь с внешним миром, ненавидящая женщин, расцениваемых им как источник и средоточие зла. Однако эти верные констатации, равно как и наличие шизофрении, не очень приближают нас к раскрытию причины, почему он убивал женщин и, главное, почему употреблял в пищу тела убитых.

Требует объяснения то немаловажное обстоятельство, что Джумагалиев убивал женщин, а не мужчин или детей. Мне представляется, что ответ может быть следующим: с женщинами он был сдержан и застенчив, то есть, скорее всего, опасался отпора с их стороны, и поэтому они представлялись ему враждебной силой: сожительствовал лишь со случайными, легкодоступными женщинами, иными словами, выбор сексуального партнера был для него совершенно не персонифицирован, что в конечном итоге тоже связано со страхом быть отвергнутым другими; от таких связей он заразился опасными венерическими заболеваниями; не сложились у Джумагалиева должные отношения и с Я., с которой он более или менее долго сожительствовал.

Толкая ее на интимные связи со своими знакомыми, он тем самым отталкивал ее от себя и одновременно себя же убеждал в опасности женщин, этих зловредных существ. Особенно показательно, что этот людоед хотел совершать половые акты в раны на животе и в действительности совершал их — это тоже свидетельствует об отвержении женщины, сконцентрированном в данном случае на половом органе, он его как бы не замечает, не желает иметь с ним ничего общего.

Враждебное отношение Джумагалиева к женщинам есть частное проявление его абсолютной дезадаптации к современному миру. С полным основанием он может быть назван «первобытным» человеком. Таким образом, ненависть к женщине и прежде всего действие коллективного бессознательного в виде возврата людоедства мощно стимулировали беспрецедентные поступки этого человека.

Джумагалиев, как невменяемый, был направлен на лечение в психиатрическую больницу в Казахстане, где пробыл свыше 10 лет и затем был выписан из нее. По имеющимся сведениям, после этого скрылся. Я не знаю, насколько эффективным было лечение каннибала, но нет уверенности в том, что он уже не представляет опасности.

По своим психологическим особенностям Джумагалиев мало отличается от других аналогичных ему преступников. Как и они, это некрофильская, крайне агрессивная личность, замкнутая, аутичная, дезадаптированная. Он постоянно живет в ином мире не только психологически, но и физически, причем последнее обусловлено причинами психологического порядка. Так, он ушел из чужого мира людей в горы и подолгу жил в пещере, чувствовал особую близость к животным и полагал, что понимает их. Его дезадаптированность проявляется и в крайней ненависти к женщинам, обусловленной его сексуальными провалами и замкнутостью, а также тем, что он болел сифилисом.

Очень важно то, что Джумагалиева интересует момент собственной казни, чтобы «уловить импульс перехода от жизни к смерти». Как человек, принадлежащий разным мирам, он вполне естественным образом обращает особое внимание на ту грань, которая отделяет жизнь от смерти, и думает, что это помогло бы ему понять смысл жизни, что, в общем-то, не лишено оснований.

По поводу особой близости Джумагалиева к животным считаю необходимым привести небезынтересные соображения М. Элиаде: «...Обретение дружбы и одновременно власти над животными в рамках архаической мысли (поведение Джумагалиева должно быть объяснено в первую очередь с архетипических позиций, о чем ниже) не означает никакой регрессии к более низкому биологическому уровню. Так как, с одной стороны, животные наделены символизмом и мифологией, имеющими в религиозной жизни большое значение, то общаться с животными, говорить на их языке и стать их другом и хозяином — значит обрести духовную жизнь, которая намного богаче жизни простого смертного. И с другой стороны, престиж животных в глазах «примитивного» человека очень велик: им известны секреты жизни и природы, они даже знают секреты долгожительства и бессмертия»*.

Нелишне отметить, что первым признаком воссоздания райской жизни является установление господства над животными и не случайно было приказано дать животным имена, а это было эквивалентно возможности повелевать ими.

В мистических сказаниях животные иногда слушались святых, которые их кормили, как домашних. Дружба с дикими животными, их добровольное приятие господства человека давно считаются явными признаками возвращения райского состояния и даже райских времен. Не исключено, что в этом первобытном человеке — Джумагалиеве — проявилось стремление к возвращению в изначальное время.

Многочисленные преступления новокузнецкого сексуального убийцы и людоеда Спесивцева оказались почему-то малоизвестными. Между тем это, несомненно, один из наиболее кровожадных убийц нашего времени. Наверное, на него мало внимания обратили средства массовой информации, обычно весьма охочие до таких дел. Данные о нем я буду приводить по печати, но они, к сожалению, страдают существенной неполнотой.

Летом 1996 г. в Новокузнецке в реке Лбе стали находить куски детских тел и черепа. Было твердо установлено, что они расчленялись в домашних условиях. В то же время в городе стали пропадать дети, как правило, из неблагополучных семей.

Розыск велся масштабно, в ходе его обратили внимание на семью Спесивцевых , уже давно известную милиции. Она состояла к тому времени из трех человек: матери Людмилы, дочери Надежды и сына Александра (тогда ему было 22 года); отца, якобы алкоголика, из дома выгнали, и он жил отдельно.

Это была отчужденная от других семья, но очень сплоченная, причем сплоченность особенно проявляла себя на антиобщественном уровне, то есть любой проступок члена семьи немедленно брался ею под защиту, и виновный любыми способами перед окружающими оправдывался — семья выступала единым фронтом.

Так, все трое могли залпом плюнуть в неугодного им человека и обозвать его нецензурными словами, но не менее важно подчеркнуть, что мать решительно во всем защищала сына даже больше, чем дочь, а дочь всегда горой стояла за брата. Мать воровала, по мелочи и часто, сын постоянно приворовывал и совершал множество мелких хулиганских поступков. Однако им все как-то сходило с рук, думаю, в немалой степени благодаря сплоченности семьи, изворотливости каждого из них и лживости, умению по отдельности и вместе постоять за себя.

В 1991 г. Александр, отличавшийся тщедушным телосложением и замкнутостью, познакомился с некоей Женей, и многие считали, что дело идет к свадьбе. Но когда Женя решила с ним порвать, он запер ее в квартире, почти месяц истязал и избивал. Когда, наконец, приехала милиция, они увидели мертвую девушку, которая лежала, скрючившись, на диване, будто пыталась согреться. На ней был лишь халат, надетый на голое тело, она совершенно высохла, походила на двенадцатилетнего ребенка, на теле было множество болячек. С нее был снят скальп, но голова аккуратно повязана косынкой.

Спесивцев смог избежать уголовной ответственности, поскольку его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в Орловскую психиатрическую больницу. Однако через три года там решили, что он выздоровел, и преступник вернулся домой.

Как сообщали уже после его ареста газеты, он начал всем мстить и за «психушку», и за все обиды; соседи якобы слышали из его квартиры страшные крики: что-то рубили, странно лишь, что не были приняты надлежащие меры.

Изобличили Спесивцева, как это у нас часто бывает, случайно. Сантехники проводили профилактику отопления. Спесивцев же не открывал, говорил, что его, как душевнобольного, держат взаперти. Когда вместе с участковым инспектором взломали дверь, из квартиры ударил тяжелый трупный запах. В ванне лежало туловище — обрубок, в огромной кастрюле — остатки тела, голова. В одной из комнат нашли девочку, раненную в живот, со сломанной рукой, совершенно обнаженную; через несколько дней она скончалась в больнице.

В ходе предварительного следствия было установлено, что Спесивцев убил 19 человек, в том числе мальчиков, однако в его доме было найдено 82 комплекта одежды со следами крови, установить их владельцев, насколько можно судить, не удалось, что позволяет предположить, что было убито не 19 человек, а намного больше.

Убивал сам Спесивцев, часто предварительно поиздевавшись над жертвой, иногда «Полароидом» фотографировал свои жертвы в обнаженном виде. Разделывал, расчленял трупы вместе с матерью, она же варила куски тела, он это ел и заставлял есть тех потерпевших, которые еще оставались живы.

Собака, водолаз, давно питалась только человечиной. Иногда Спесивцев, не выходя из квартиры, проводил с убитыми (их бывало иногда сразу по 3—4 человека) по трое-четверо суток. Потом приходила мать, они разделывали трупы, и всегда она уносила их. Все это продолжалось длительное время: он убивал, расчленял человеческие тела, иногда съедал куски тел, кормил ими собаку, измывался над жертвами, продлевая их мучения, и постоянно вдыхал трупный запах.

Он уже давно обручился со смертью, еще с тех дней, как постепенно, день за днем, убивал несчастную Женю; он жил рядом со смертью, совершенно не смущаясь ее соседством, поскольку она была близкая, понятная, и поэтому он много дней, не выходя из дома, находился в мерзком, плотном трупном испарении, вероятно, жил этим испарением. И еще смерть давала возможность отомстить ненавистному миру, вот почему она, смерть, была такой нужной. Он, как и многие убийцы-некрофилы, в силу этого убивал легко, без сожаления, никогда не каялся, напротив, получал огромное удовлетворение от того, что лишал других жизни.

Общая мотивация преступлений Спесивцева понятна — он мстил всему человечеству, убивал, реализуя свою огромную брутальную потенцию. Тщедушных, худосочных, болезненных людей на свете много, но лишь ничтожная доля из них решится поднять на другого руку.

Именно высокая агрессивность, которая вначале находила свое выражение в насилии против соседей и других близких, давала ему возможность совершить первое убийство — Жени, а затем убивать еще и еще, не испытывая колебаний и не боясь никого и ничего. Я полагаю, что немалую силу ему прибавляла сама смерть, которая существовала здесь же, рядом, помогая ему, но и требуя новых жертв. Он и приносил их, в бессильной надежде найти удовлетворение сжигавшей его ненависти. Почему же Спесивцев еще занимался людоедством?

Я думаю, что мотивы каннибализма здесь сходны с теми, которые толкали на аналогичные действия Чикатило, — Спесивцев съедал кусочки женского тела и этим мстил за свои сексуальные неудачи и за то, в частности, что его оттолкнула Женя. По-видимому, нуждается в объяснении и тот красноречивый факт, что собака убийцы питалась человечиной.

Можно предположить здесь каннибализм «чужими руками», или психологический каннибализм: собака выступала психологическим продолжением новокузнецкого монстра, и то, что она съедала людскую плоть, тоже давало сладостное ощущение мести людям.

Особого анализа заслуживает мать Спесивцева Людмила. Прежде всего, она — соучастница убийств и людоедства, при этом я хочу подчеркнуть, что соучастие — это не только уголовно-правовая, но и нравственная категория. Она является соучастницей в уголовно-правовом смысле потому, что обманом завлекала в дом жертв, чтобы их убил ее сын, он всегда надеялся на ее помощь, а именно на то, что она унесет трупы, скроет следы преступления. Она — соучастница в людоедстве, поскольку расчленяла тела убитых, варила их, давала есть собаке, ел и ее сын — это в нравственном плане.

В целом Людмила Спесивцева является типичной некрофильской личностью, человеком смерти, поскольку активно способствовала убийствам, совершенным ее сыном, смерть многих людей от его руки она ощущала как единственный выход из той жизненной ситуации, в которой оказался Александр, многие убийства совершались в ее присутствии, она расчленяла трупы и варила куски человеческого мяса, кормила ими собаку.

Однако ее преступная помощь сыну не была простой материнской поддержкой — она таким путем искупала глубоко беспокоящее ее чувство вины: из ее чрева вышел этот тщедушный, хилый, жалкий, слабый, вечно болеющий человечек, который не пользовался никаким успехом у женщин и не имел друзей. Он вообще никому не был нужен. Кроме нее.

Именно среди серийных убийц, а по моим данным, преимущественно среди них встречаются сейчас в нашей стране каннибалы, в этом плане особенно характерен Джумагалиев, в меньшей степени Чикатило. Можно думать, что в некотором контексте выпивание крови жертвы тоже является людоедством.

В настоящее время известны следующие виды причин каннибализма как явления в целом.

1. Каннибализм по причинам острого голода, что в современных условиях имеет место достаточно редко и обычно в экстремальных обстоятельствах, чаще в группах, отрезанных от остального мира (например, в тайге, после кораблекрушения и т.д.). Гораздо больше случаев людоедства при массовом голоде, как это имело место в СССР в начале 30-х годов и в Эфиопии в конце 70-х — начале 80-х гг.

2. Каннибализм, который можно назвать символическим, или ритуальным, и истоки которого лежат в глубокой древности. Установлено, что первобытный человек поедал других людей не только из-за голода и гастрономических побуждений, но и для того чтобы приобрести силу, ум, мужество и иные важные качества, которыми, как ему представлялось, обладала жертва. Тогда люди верили (современные дикари верят и сейчас), что вместилищем этих завидных качеств являются отдельные части человеческого тела.

Людоедство было и частью первобытной религии, например фиджийцев, у которых боги считаются большими охотниками до человеческого мяса.

Мифологическая и символическая стороны каннибализма представляются достаточно сложными. М. Элиаде отмечает, что на первобытной стадии культуры мы встречаемся с ритуальным каннибализмом, который в конечном счете является духовно обусловленным поведением «хорошего» дикаря. Самая величайшая забота каннибала, в сущности, выглядит метафизической — никогда не забывать того, что произошло в «незапамятные времена». Исследования показали, что, убивая и поедая свиней во время торжеств и первые плоды урожая корнеплодов, человек, по мнению М. Элиаде, поедает божественную плоть точно так же, как и во времена празднеств каннибалов.

Принесение в жертву свиньи, «охота за черепами» и каннибализм символически означают то же самое, что и сбор урожая. Съедобное растение не предоставлено природой. Оно является продуктом убийства, потому что именно таким образом оно было сотворено в начале времен. «Охота за черепами», человеческие жертвоприношения, каннибализм — все это было принято человеком, чтобы обеспечить жизнь растениям. Каннибализм является типом поведения, свойственного данной культуре и основанного на религиозном видении мира.

Прежде чем осуждать каннибализм, мы всегда должны помнить, что он был заложен божествами. Они положили ему начало, чтобы человек смог на себя взять ответственность за космос, чтобы поставить его в положение смотрителя за продолжением растительной жизни. Следовательно, каннибализм имел отношение к ответственности религиозного характера*.

Мне эти мысли представляются более чем спорными и уж во всяком случае недоказанными. Совершенно неверно, конечно, что съедобное растение не предоставлено природой, если же об этом имеются мифологические данные, автору следовало указать на них. Но если даже такие растения и не предоставлены природой и они являются продуктом убийства, то все-таки непонятно, почему из-за этого следует поедать себе подобных — это никак не следует из текстов М. Элиаде.

Тем более неясно, как каннибализм обеспечивает жизнь растений, если следовать этому автору. Между тем изыскания этнологов свидетельствуют о том, что человеческие жертвоприношения ради урожая или иных благ иногда действительно сопровождались каннибализмом.

Но, как можно полагать, здесь существуют иной смысл и иной механизм, чем те, которые проанализировал М. Элиаде. Возможно, это есть совместная трапеза с богами (богом), что делало их психологически ближе и доступнее, а значит, более реальной была бы их помощь в произрастании растений, приумножении скота и т.д. Возможно, что, поедая людей во время ритуальных жертвоприношений, древний человек одновременно элементарно удовлетворял свой голод. Это представляется обоснованием потому, что необходимость в любом жертвоприношении дикаря была бы излишней, если бы людям не грозила голодная смерть. Поиск пропитания — актуальнейшая его забота.

Если боги, как, например, у фиджийцев, считались большими охотниками до человеческой плоти, то каннибализм позволял довольно близко приблизиться к ним, приобретя новое могущество. Боги были особенно активны в начале времен, и этот период весьма свят для первобытного человека; постоянно возвращаясь к нему, такой человек в нем черпает свою силу. По названной причине людоедство тоже было весьма возможно.

Вместе с тем несомненно, что каннибализм, как отмечает М. Элиаде, является типом поведения, свойственным данной культуре и основанным на религиозном (точнее, дорелигиозном) видении мира. Между тем хотелось бы уточнить, что под культурой следовало понимать не только религиозное, духовное и нравственное развитие, но и состояние производительных сил.

Не следует думать, что такие дикие представления имели и имеют место только среди первобытных народов. Дело в том, что подобные взгляды сохраняются в общечеловеческой невспоминаемой памяти и по механизмам коллективного бессознательного (соответствующая теория создана К.Г. Юнгом) возвращаются к людям, живущим не только в странах так называемого третьего мира, но и во вполне цивилизованных. В этом убеждает анализ уголовных дел о серийных сексуальных убийствах.

Он позволяет сделать вывод, что названные представления продолжают жить и сейчас среди тех, кто и не знал о такой значимости людоедства в древности и поэтому не оценивал соответствующие акты в подобном качестве. Сексуальный убийца Чикатило откусывал и поедал соски и матки у убитых женщин, то есть те части тела, которые связаны с сексуальной жизнью. Это можно интерпретировать как попытку символического овладения женщиной, поскольку он, будучи импотентом, не смог сделать это в реальности.

Этот же преступник съедал кончики языков и яички у мальчиков, что можно объяснить его желанием взять у них мужскую сексуальную силу, которой у него, импотента, не было. Такие символические каннибальские действия можно наблюдать и у некоторых других сексуальных убийц, в том числе у Джумагалиева, которого, по его же словам, съеденное женское тело наделяло даром пророчества и приводило к усилению «самостоятельного хода мыслей». Иными словами, он якобы приобретал качества, которых до этого был лишен.

3. Символический каннибализм тесно переплетается с той разновидностью этого явления в целом, которую можно назвать ритуальным, когда человека приносят в жертву божеству или каким-то тайным могущественным силам в целях их умилостивления, обретения желаемых благ, но при этом отдельные части тела съедаются самими убийцами, чтобы овладеть качествами и способностями съеденного. Поскольку дикарь отдавал часть тела жертвы божеству, а другую поглощал сам, он, как уже Отмечалось выше, тем самым создавал с божеством общую трапезу, то есть психологически максимально приближался к нему, а это сулило ему большие выгоды.

Представляется, что наличие ритуальной мотивации у современных людоедов ни в коем случае не следует игнорировать. Дело в том, что в нашей стране получили, к сожалению, опасное распространение самые варварские верования, не имеющие ничего общего с цивилизованной религией. Поэтому отнюдь не исключается людоедство и на столь мистической почве. Увлечение лиц, подозреваемых в соответствующих преступлениях, древними тайными учениями может служить признаком, указывающим на наличие названного мотива.

Напомню, что Джумагалиева очень интересовали жертвоприношения животных и людей. Его намерение обмазать жиром убитой женщины могилу деда можно расценить как попытку жертвоприношения, но это еще не акт людоедства, который интересует нас в первую очередь, тем более что жертва приносилась не богу, а его деду.

4. Каннибализм лиц, которые убивают и поедают других людей, угощают знакомых человеческим мясом или продают его, однако в их действиях не обнаруживаются мотивы, свойственные людоедам из первых трех групп. Представляется, что людоедство представителей этого типа порождается бессознательным ощущением себя как биологического существа, не принадлежащего человеческому роду, полностью находящегося за пределами этого рода, не связанного с ним ни социально, ни психологически, ни биологически, ни тем более нравственно. Акты людоедства могут сопровождаться у них эротическими, садистскими или мистическими фантазиями, которые можно наблюдать и у представителей первых трех групп.

Среди этой группы людоедов можно выделить тех, которые путем поедания других людей утверждают себя в глазах малой антиобщественной группы, показывая себя сверхчеловеком. Каннибализм может выступать и в качестве способа самоутверждения, когда человек стремится доказать самому себе, что он способен преодолеть все запреты и нормы, поступая только так, как он сам желает.

5. В глубокой древности, на стадии перехода от животных к человеку, каннибализм вообще был распространенным явлением, и человеческое тело употреблялось в пищу, как животные и растения. Это была наиболее дикая эра, когда человек еще не полностью выделил себя из животного мира и тем более из числа себе подобных, что, по-видимому, надолго сохранилось у наиболее архаичных племен. Многие первобытные люди даже считали, что отдельные животные не только превосходят их своей физической силой, но и умнее, хитрее, изворотливее их. Думаю, что невыделение себя из животного мира, неощущение себя личностью, тем более автономной, является главной причиной людоедства в так называемые доисторические времена.

Вечно современный миф об утерянном рае, о благородном дикаре, прекраснейшей земле и великолепных пейзажах, идеальном государстве (например, доколумбовой эпохи) и т.д. совершенно игнорирует то обстоятельство, что все эти прежде якобы существовавшие «блага» и «красоты» почти во всех случаях в значительном числе были связаны с каннибалами и каннибализмом. Но дело в том, что и у дикарей-каннибалов в свою очередь есть собственные представления об утраченном рае, об изначальном безмерном счастье, когда человек был бессмертен и напрямую общался с богом (богами), ему не нужно было работать, поскольку его «просто» кормила природа или сказочные сельскохозяйственные орудия, работавшие наподобие автоматов.

Казалось бы, можно подумать, что его ничегонеделание в те блаженные времена выражалось и в том, что он не выращивал злаки, не охотился и не разводил домашний скот: ему достаточно было пойти войной на другое племя или захватить зазевавшегося соседа, чтобы обеспечить себе превосходный обед или ужин.

Во всяком случае, несмотря на всю его омерзительность и опасность, каннибализм глубоко внедрился в человеческое сознание, и хотя со времени его широкого распространения цивилизация достигла несомненных успехов, он время от времени и в разных формах вновь проявляет себя. Но, конечно, не следует преувеличивать масштабы этого явления и связывать его только с трудными социально-экономическими явлениями или падением нравственности.

Это было бы примитивизацией: как было показано выше, причины и механизмы рассматриваемого явления носят довольно сложный и неоднозначный характер. Однако встречающиеся отдельные акты каннибализма производят оглушительное впечатление, а те люди, которые непосредственно сталкиваются с ними, обычно приходят в шоковое состояние.

Можно предположить, что каннибализм, но в совершенно иной форме (ее можно назвать психологической), приняло и христианство. Так, во время Тайной вечери Христос установил таинство евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих с Христом — причащения Его тела и крови как истинного агнца. Во время вечери «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26:26—28). Разумеется, причащение Его тела и крови, несмотря на все различия в понимании евхаристии разными ветвями христианства, всегда носит символический характер.

Другой, не менее серьезной, гипотезой является предположение, что таинство евхаристии представляет собой пережиток древнего тотемического обычая богоедства (геофагии), при котором участники мистерий поедали мясо священного животного и пили его кровь. Позже для подобных жертвоприношений стали употреблять изображения животных и богов. Дж.Дж. Фрэзер отмечал, что «обычай умерщвлять бога в лице животного возник на очень ранней стадии человеческой культуры. Разрывание на части и пожирание живьем, например, быков и телят, было, по-видимому, ти-

личной чертой дионисийского культа. Если принять во внимание обычай изображать бога в виде быка и вообще придавать ему черты сходства с этим животным, веру в то, что в форме быка он представал перед верующими на священных обрядах, а также предание о том, что он был разорван на части в обличье быка, то нам придется признать, что, разрывая на части и пожирая быка на празднике Диониса, участники культа верили, что убивают бога, едят его плоть и пьют его кровь»*. Дж.Дж. Фрэзер приводит многочисленные примеры поедания бога из жизни первобытных племен.

Умерщвления представителя бога (по Дж.Дж. Фрэзеру) оставили заметный след, например, в кондонских жертвенных обрядах. Так, по полям рассеивали пепел зарезанного мариа; кровью юноши-брахмана окропляли посевы и поле; плоть убитого нага помещали на хранение в хлебные закрома; кровью девушки из племени сиу орошали семена. Отождествление жертвы с хлебом, то есть представление о ней как о воплощении или духе хлеба, дает себя знать в условиях, которые прилагали к тому, чтобы установить физическое соответствие между духом и природным объектом, служащим его воплощением или представителем. Мексиканцы, к примеру, приносили детей в жертву молодым всходам, а стариков — спелым колосьям.

Итак, существует две версии о происхождении евхаристии, которая, как я предположил выше, на символическом уровне порождена людоедством. Какая из них более верна, или обе верны и не противоречат друг другу, не предшествовал ли «простой» каннибализм евхаристии, то есть антропофагия теофагии? Возможно, что в разных районах мира сама жизнь решала этот вопрос по-разному, но, скорее всего, первое предшествовало второму, но не наоборот, или они существовали одновременно, что наиболее вероятно.

Вернемся к криминальному каннибализму.

Каннибальские действия Джумагалиева никак не могли быть продиктованы голодом либо стремлением утвердить себя в качестве сверхчеловека в чьих-либо глазах или в своих собственных. Он прибегал к людоедству для того, чтобы, по его же словам, таким способом приобрести определенные и очень нужные ему качества, то есть следовал в этом за своими давно ушедшими предками — я имею в виду механизмы коллективного бессознательного. Думается, однако, что не только это мотивировало поведение данного людоеда, а больше его бессознательное стремление в целом и полностью возвратиться в дикую древность. Вот почему он подолгу жил в пещерах, иными словами, практически вел то существование, которое было у первых людей на Земле.

Сверхценное отношение к животным тоже можно расценить как попытку возвращения в животный мир, но на психологическом уровне. Есть основания предположить, что шизофрения стала тем механизмом, который способствовал созданию необходимых предпосылок для формирования и реализации всех названных тенденций.

Иными словами, шизофрения создавала некоторые внутренние условия для формирования и проявления каннибальских тенденций у этого человека, но сама по себе ни в коем случае не может рассматриваться в качестве причины или источника подобных действий. Шизофрения — лишь медицинский диагноз, а не полное объяснение общественно опасного поведения.

Можно говорить о наличии различных степеней и форм каннибализма. Кирсанин, например, убив в 1944 г. чем-то обидевшего его И., сразу же после убийства стал, по показаниям свидетелей, пить его кровь из раны на шее. Когда посторонние разошлись, он черенком лопаты снял кожу с лица, головы и шеи, с полости рта и носоглотки. Ни разу после задержания, ни потом, в том числе в беседе со мною, Кирсанин не мог пояснить, зачем он все это делал: «Делал все как будто во сне, что-то руководило мною, делал все машинально; сам не хотел, а руки делали, в голове потемнело. Потом я эту кожу закопал, где — не помню».

Он работал обвальщиком мяса на мясокомбинате, пристрастился к крови забитых животных, находил в этом удовлетворение. После увольнения с мясокомбината при отсутствии крови стал убивать собак и пить их кровь. Пил и человеческую донорскую кровь. Говорит, что «если будет нужно, еще задавлю».

Сказанное позволяет утверждать, что Кирсанин является опасной каннибальской личностью с вампирическими тенденциями. Он слабо управляет своими желаниями и потребностями, реализация которых не опосредуется социальными, нравственными нормами. Характерно, что он плохо помнит то, что делал, все происходило как бы в тумане, во сне, что им двигало, он не знает.

Следователями не добыто неопровержимых доказательств, что Кирсанин съел части тела жертвы, но некоторые обстоятельства позволяют утверждать, что именно это он и делал. Прежде всего, осталось неясным, ради чего он снимал кожу, и каннибальство представляется нам более вероятным предположением. Кожу убитого так и не сумели найти, а сам виновный не смог пояснить, куда он ее дел. То, что он пил кровь животных, психологически подготавливало его к каннибализму.

Ю.Ж. Антонян из книги "История каннибализма и человеческих жертвоприношений"

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

После того как в 1453 году пал Константинополь, Чёрное море на долгих три столетия превратилось в «Турецкое озеро». На море и его берегах хозяйничали турки и их союзники, такие как крымские татары. Бросить им вызов в этом господстве решались разве что запорожские и донские казаки, действовавшие дерзко и отважно, как заправские флибустьеры.

Боевых слонов и боевые колесницы порой называют танками древности. И хотя действия пехоты и кавалерии противника под умелым руководством военачальников были способны свести эффективность подобных «танков» почти к нулю, слоны и колесницы не раз демонстрировали на полях сражений свою сокрушительную мощь.

Осенью 1942 года из Берлина в Сталинград приезжали специалисты управления имперских железных дорог - для рекогносцировки местности под строительство участка трансконтинентальной магистрали. Об этом автору статьи рассказал его давний знакомый, ветеран военной контрразведки Б.В. Строков.

«…Знаменитому шаману от роду предназначался полым бубном стать желая, с множеством подвесок медных, суетливостью болезней устраненных стать желая, с круглой шапкою-подвеской, с колотушкой-крестовиной, вещим-важным стать желая, - дозревали-вырастали» - именно так в традиционном якутском фольклоре описывается начало сакрального ритуала посвящения в шаманы.

31 января 1943 года в Сталинграде командующий 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс вместе со своим штабом сдался в плен войскам 64-й армии генерал-лейтенанта М.С. Шумилова. В тот же день был взят в плен второй по рангу офицер сталинградской группировки вермахта - командир 51-го армейского корпуса генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц.

Маршал СССР Василий Константинович Блюхер в историю Советской армии вписан как «невинная жертва сталинского произвола». Не будем забывать, что переписывание истории - это наша традиционная национальная забава, и в разные периоды нашей жизни один и тот же человек мог оказаться для нас героем или злодеем, спасителем Отечества или его предателем. В.К. Блюхер - как раз одна из таких фигур. Историкам ещё предстоит разбираться и разбираться в судьбе Василия Константиновича, окончательный же вердикт должно вынести само время, и будет это, вероятно, ещё не очень скоро. Присмотримся же и мы к судьбе маршала повнимательнее.

Даже в суровые времена Средневековья моряков старались не казнить: уж слишком долго и сложно было учить на хорошего моремана. Опытный матрос ценился на вес золота, что, впрочем, не мешало корабельным палачам (профосам, экзекуторам - на флоте разных стран эта должность называлась по-разному) в эпоху парусников драть их обслугу как Сидоровых коз. Но смертную казнь к морякам применяли все же достаточно редко. Для этого нужно было совершить действительно страшное преступление.

Официальной родиной танкостроения во всём мире считается Великобритания. А на самом деле это не так. Первый проект танковой гусеницы, как и непосредственно танка, появился в России в конце XIX века. Примечательно, что его автором стал незаслуженно забытый сын великого химика - Василий Дмитриевич Менделеев.