Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу. Как понять что ребенок уже готов к прикорму, необходимый возраст, выбор продуктов

: Время прочтения:

Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?

Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?

Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.

Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:

  • готовность физическая,
  • готовность психологическая.

Физическая готовность к школе

С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:

  • выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
  • ловкость, скорость и сила — важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
  • хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.

Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.

Психологическая готовность

Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.

К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

1 Мотивация: знать, что такое школа

Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.

Как проверить. Задайте ребенку вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Почему хочешь (почему не хочешь)?
  • Что тебя там ждет?

Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.

Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9-11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.

Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.

У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:

  • понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
  • говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
  • позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.

2 Коммуникация: уметь дружить

Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.

После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.

У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:

  • стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
  • принимают точку зрения другого;
  • не повышают голос.

Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.

3 Интеллект: уметь учиться

На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.

1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.

2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.

4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.

5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 простых картинок из показанных 9-ти.

6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.

7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.

Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.

4 Эмоции и воля: контролировать себя

Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:

  • слушать и концентрировать внимание;
  • сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
  • соблюдать принятые в классе нормы.

Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».

Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.

Тесты на готовность к школе

Скачайте и распечатайте тесты «Степень психосоциальной зрелости» (С. А. Банков), «Лабиринт» и «Чего не хватает?».

Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!

Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год , вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:

  • Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
  • Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
  • Учите несложные стихи.
  • Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
  • Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).

Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.

Если ребенку уже исполнилось 7 лет , идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).

Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!

Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.

Журнал «Алвиан»

Оставьте имейл, и мы сразу отправим на него три теста по готовности ребенка к школе.

Накануне нового учебного года многие родители первоклассников задаются вопросом, готов ли их ребенок к школе. Новые знакомства, новые знания и новые обязанности могут быстро наполнить жизнь юного ученика необычными для него эмоциями и переживаниями. ELLE собрал советы психологов о том, почему важна подготовка детей к школе и как ее правильно провести.

ФОТО GettyImages

По закону дети могут идти в первый класс в возрасте от шести с половиной до восьми лет. В итоге часто случается, что некоторые дети в классе старше или младше своих одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница в возрасте - соответственно, и в психологическом развитии - может оказаться довольно критичной.

Домашняя проверка готовности детей к школе может оказаться очень полезной для тех мальчиков и девочек, чьим родителям кажется, что они зачастую не уверены в себе. Для детей 6 лет обычно характерны существенные изменения как в физиологии, так и в психологическом развитии. Как раз в этот период начинается этап формирования логического мышления ребенка, играющего очень важную роль в учебном процессе в дальнейшем.

Психологи сошлись на трех основных параметрах, которые указывают на степень готовности ребенка к школе.

Во-первых, это мотивация к учебе. Ребенок должен демонстрировать готовность к обучению в школе, понимать важность этого процесса и с нетерпением ждать ответственного момента - 1 сентября. Если ребенок ходил в детский сад, как правило, мотивация к учебе у него уже выработана, однако дети, остававшиеся дома с мамой или с няней, могут чувствовать эту мотивацию в меньшей степени. В такой ситуации родителям рекомендуется провести серию бесед с дошкольником, в игровой манере объясняя ему, почему так важно учиться и что в школе его ждет совершенно новый увлекательный мир знаний и общения.

ФОТО GettyImages

Считается, что мотивация дошкольника на нужном уровне, когда он способен ориентироваться на результат и готов достигать успеха через преодоление, самостоятельно сдерживая свою импульсивность - будь то в игре или в ежедневном общении с семьей.

Во-вторых, психологическая готовность к школе определяется уровнем эмоциального развития ребенка и его выдержки. К этому возрасту он уже должен демонстрировать усидчивость, не давая волю своим импульсам, а удерживая внимание на происходящем. Это легко проверить в домашних условиях, дав ребенку задание явно не из его любимых (например, помочь маме помыть посуду или порезать салат) или понаблюдав за его реакцией, когда он ждет своего хода в настольной игре. Считается, что ребенок готов к школе, если может самостоятельно позаниматься любым интересным ему делом или игрой в течение 20-30 минут.

ФОТО GettyImages

Третьим важнейшим показателем готовности ребенка к школе считается уровень развития его интеллекта и моторики. Это самый простой для оценки показатель, поскольку любые нарушения заметить очень легко, а для их выявления существует множество тестов, книг с упражнениями и занимательных игр. Тут оценивается способность ребенка писать относительно ровно, читать, фиксируя взгляд на определенной строчке, слушать и понимать информацию, впоследствии отвечая на вопросы.

Как понять, готов ли ребенок к школе, и что предпринять, если отчетливо видна его неготовность идти в первый класс по критериям, перечисленным выше? Родителям очень важно понимать, что такой ребенок первое время будет очень сильно нуждаться в их помощи и поддержке. Кроме того, чтобы избежать сильного стресса в самый первый день учебы, можно несколько раз прогуляться с ребенком до школы, показав и рассказав ему о своих переживаниях и первых ощущениях от школьной жизни, а также поиграть в школу дома.

С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

Что думают специалисты

В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

  • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи - при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры - малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
  • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
  • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
  • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка - значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях - заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

Сигналы для родителей

Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал - наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

Мои дети - смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

  • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
  • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
  • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
  • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
  • обладает богатым словарным запасом;
  • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
  • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
  • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.

Как только мы узнаем о беременности, начинается период ожидания следующего визита к врачу, УЗИ, шевелений, родов... На этом ничего не заканчивается, а только продолжается. Когда малыш появился на свет, мы начинаем ждать, когда он научится держать голову, осознанно улыбаться, агукать, переворачиваться на животик, ползать, сидеть, ходить...

"На данный момент стандарты развития ребёнка разных специалистов очень отличаются. Но лично я считаю, что оценивать нужно индивидуальное развитие каждого ребёнка, поэтому ни в коем случае детей нельзя сравнивать, так как в одной ситуации допустимы одни нормы, а в другой другие", - говорит физиотерапевт Кристина Сталидзане.

У каждого малыша есть свои внутренние часы, определяющие, когда он готов ползти или делать первые шаги. Когда нервная система, кости, связки, мускулы и суставы готовы держать тело, только тогда ребенок предпримет первые попытки ходить, словно зная, что настала пора.

И все же, как же понять, что он готов начать ходить? Как правило, определяющий фактор - собственная инициатива ребенка. В возрасте от восьми до десяти месяцев малыш настолько любознателен, что начинает самостоятельно вставать на ноги, поначалу используя для опоры мебель.

Тем не менее, на этом этапе развития ребенка родителям не следует рассчитывать, что он сразу начнет ходить. Пока малыш только исследует свои возможности и физически, и эмоционально готовится к настоящей ходьбе.

Поэтому ни в коем случае не нужно помогать малышу ходить, водя его за ручку, держа за подмышки или участвуя в ходьбе каким-либо другим способом. "Это действительно может навредить, так как может повлиять на дальнейшее физическое развитие, если ребёнок не готов этого делать, могут возникнуть проблемы спины и осанки", - объясняет физиотерапевт.

Когда ребёнок будет готов, он встанет на ножки и сам пойдёт без посторонней помощи.

Также на этом этапе требуется и дополнительная осторожность. Не забывайте, что острый угол стола, спинка стула, висящий край скатерти или неустойчивая вешалка могут представлять для малыша угрозу, если он будет хвататься за эти предметы в попытках встать на ноги.

Чтобы научиться как следует ходить, ребенок должен преодолеть немало трудностей. Сначала ему надо научиться держать равновесие, что очень непросто. Ему предстоит пережить немало падений и ушибов, но рано или поздно ходьба будет стабильно освоена, и малыш начнет бегать, прыгать и скакать на одной ноге.

Кристина Сталидзане призывает внимательно следить за развитием малыша и помнить, что пути развития разные, не привязываясь к конкретным месяцам, числам и нормам: "Учитесь замечать то, что умеет Ваш ребенок и не акцентируйте внимание на том, что не умеет!".

Поздравляем! Именно с этой недели плод «официально» считается доношенным. Это значит, что каждый последующий день пребывания в утробе для малыша - хорошо, но если ему случится родиться сейчас, то все пройдет гладко.

Ребенок уже весит приблизительно 2,9 кг , рост его составляет в районе 48,6 см . Дальнейший рост сейчас в основном будет зависеть от фамильных генов, индивидуальных особенностей вашего организма и от пола ребенка. С конца недели темпы роста малыша замедлятся.

Организм женщины на этом сроке

Верхняя часть матки располагается на 16-17 см выше пупка и на расстоянии 37 см над лобковым симфизом. Общая прибавка в весе будет на этой неделе уже 11,3 - 15.9 кг .

Сколько вы должны весить на этом сроке? Посчитайте прибавку для своего случая на нашем . В зависимости от роста, веса до беременности и срока (в неделях) вы можете узнать среднестатистическую прибавку.

Как ребенок развивается и растет

Малыш с каждым прошедшим днем накапливает все больше и больше сил.

Даже сейчас, на 37-ой неделе, когда до рождения осталось совсем немного, кости ребенка будут не совсем твердыми. Это обстоятельство поможет ему при появлении на свет, а вам оно поможет перенести сам процесс родов.

До появления на свет малыш очень «занят», практикуя навыки, которые ему пригодятся после рождения: «дышит», вдыхая и выдыхая амниотическую жидкость, посасывает кончики пальцев, моргает и играет с отсветами. Так как стенка матки на последних неделях утончилась, в нее проходит больше света, видимого для ребеночка. Если сейчас направить на живот свет, то ваш сыночек или дочка автоматически повернется в сторону света.

Симптомы беременности на 37-ой неделе и симптомы начала родов

Количество амниотической жидкости сейчас минимально, поэтому схватки Брэкстона-Хикса чувствуются достаточно ощутимо. Когда малыш готовится к жизни вне матки, ваш организм готовится к родам.

85% всех детей рождаются с разницей до двух недель от поставленного срока (ПДР) - кто-то раньше, кто-то позже. На следующей неделе вы уже будете в этом «интервале», поэтому самое время удостовериться, что вы знакомы с признаками и симптомами начала родов, а также с их этапами.

Для рождения ребенка родовые пути должны открыться на 10 см. У каждой будущей мамы раскрытие происходит по индивидуальному сценарию. У кого-то медленно, как снежный ком, у кого-то стремительно. Основной признак начинающихся родов - это учащающиеся схватки.

Питание

Казалось бы, осталось совсем немного. И порой такое большое искушение расслабиться и порадовать свой организм, съев «что-нибудь этакое». Кто-то позволяет себе излишества, заявляя, что потом при кормлении грудью уже нельзя будет этого сделать. Но такой подход неверный. Сейчас как никогда важно придерживаться здорового питания: исключить все жирное, острое, «аллергенное».